Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:17, дипломная работа
Цель дипломной работы – раскрыть и проанализировать современные технологии социальной работы с людьми с ограниченными возможностями. В соответствии с объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие инвалидности и ее виды;
2. изучить нормативно-правовую базу и проанализировать государственную политику в отношении людей с ограниченными возможностями;
3. рассмотреть виды учреждений, осуществляющих социальную работу с людьми с ограниченными возможностями;
4. выявить основные проблемы жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями и рассмотреть пути их решения;
5. раскрыть содержание и сущность технологий социальной работы с инвалидами;
6. применить на практике инновационную технологию социального обслуживания инвалидов.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты проблемы инвалидности
1.1 Инвалидность: определение понятия, виды
1.2 Нормативно-правовая база по организации социальной работы с людьми с ограниченными возможностями
1.3 Механизм реализации государственной политики в РФ в отношении людей с ограниченными возможностями
1.4 Виды учреждений, осуществляющих социальную работу с людьми с ограниченными возможностями
1.5 Проблемы людей с ограниченными возможностями и пути их преодоления
Глава 2. Технологии социальной работы с инвалидами
2.1 Традиционные и инновационные технологии социальной работы с людьми с ограниченными возможностями
2.2 Опыт организации социальной работы с людьми с ограниченными возможностями на примере Государственного учреждения "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Ветлужского района»
2.3 Проблемы организации деятельности мобильной службы «Передвижная социальная помощь на селе» (социологическое исследование и эксперт-опрос)
2.4 Практические рекомендации по повышению эффективности социальной помощи на селе посредством мобильной службы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Однако среди инвалидов есть те, кто желает трудиться и быть независимыми. В силу ограниченности возможностей такие люди испытывают определенные трудности в поиске работы и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Даже несмотря на наличие рабочих мест, не все трудоспособные инвалиды проявляют себя в трудовой деятельности, хотя имеют такую же потребность. Говоря о ситуации с трудоустройством в стране, можно привести следующие цифры: работающие инвалиды составляют менее 10% их общей численности, занятость среди инвалидов трудоспособного возраста не превышает 15%, особенно она низка среди инвалидов I и II группы (8%) [27, С. 9].
Для сравнения, в США из 54 миллионов инвалидов трудоустроено 29%, в Великобритании из 5 миллионов 40%, в Китае из 60 миллионов инвалидов трудоустроено 80% [44, С. 16].
Как правило, работодатели, отказываясь принимать на работу инвалидов, руководствуются следующим:
- дополнительные расходы;
- психологические особенности;
- капризы;
- необходимость лечения;
- невозможность заставить работать дополнительно [29, С. 32].
Одной из первоочередных мер по улучшению ситуации в сфере занятости и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями следует признать проектирование и приспособление уже имеющихся рабочих мест и рабочих помещений таким образом, чтобы они были доступны для лиц с различными формами инвалидности; создание механизма резервирования определенных рабочих мест и профессий для лиц с ограниченными возможностями; меры по надлежащему обучению и трудоустройству.
Необходимо возвращение в законодательство и активное использование системы квотирования рабочих мест для инвалидов с учетом того, что те предприятия, которые по тем или иным причинам не будут их выполнять, платили соответствующие суммы в бюджет и которые бы потом направлялись именно на решение проблем инвалидов, в том числе и на их трудоустройство.
Причём все-таки непосредственной целью квотирования должно стать именно реальное трудоустройство людей с инвалидностью, а не штрафные санкции для работодателей. Помимо этого, государство могло бы само поощрять, в том числе и финансово (льготное налогообложение, кредиты и т.п.) те организации, которые принимают к себе на работу инвалидов сверх установленных законодательством квот. Следует предложить так же ведение в программу высших и средне-специальных учебных заведений курса по подготовке специалистов по трудоустройству инвалидов. Данные специалисты могли бы работать с индивидуальными потребностями людей с инвалидностью, с работодателями по изменению их стереотипных убеждений и созданию специальных условий труда для инвалидов, а также по разработке и реализации новых государственных подходов в решении этих вопросов.
Следует так же повышать грамотность инвалидов в сфере защиты своих прав в сфере занятости и трудоустройства, дать им уверенность в том, что их права реально защищаются государством и могут быть реализованы. Проведя анализ действующей системы нормативно-правовых актов, следует так же остановиться на ужесточении ответственности за отказ при приеме на работу инвалидов, так как в настоящее время за данное деяние предусмотрено только административное наказание, а в Уголовный кодекс эту проблему обходит стороной.
Кроме того, необходимо менять саму психологию наших граждан. Важно, чтобы они видели в инвалидах людей равных с ними в правах, не считали их ущербными и неполноценными. Этому должна способствовать, в частности, социальная реклама, пропаганда в обществе уважительного отношения людей к инвалидам. Это в свою очередь непосредственно скажется на том, что случаев дискриминации инвалидов, в том числе и в сфере трудоустройства, станет значительно меньше и проблема потеряет ту остроту, которую она имеет сейчас.
Для Российского государства необходима последовательная социальная политика в отношении людей с инвалидностью, которая должна быть построена на общих принципах и единых социальных стандартах для всех групп граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Трудовая деятельность для человека является не только способом экономически обеспечить своё существование, но и фактом реализации своих способностей (в том числе и творческих), приобщением к общественным ценностям. Работа позволяет каждому гражданину уважать себя, осознавать свою индивидуальность, быть полноценной частью современного общества.
На возможность трудоустройства и на полноценную интеграцию в общественную жизнь влияет образование. Во время обучения человек приобретает социальные навыки, учиться общаться с окружающими, входить в коллектив, ставить и добиваться поставленных целей. Причём значение имеет не только качество полученного образования, но и его форма, поэтому наряду с вопросами занятости, следует уделять внимание и образованию инвалидов, которое будет способствовать их наиболее полному и плодотворному вхождению в общественное разделение труда.
Существует проблема доступности высшего образования для инвалидов. Несмотря на действующее федеральное законодательство, гарантирующее льготы для абитуриентов с инвалидностью, целый ряд факторов делает поступление и обучение лиц с ограниченными возможностями в вузе проблематичным. Студентам-инвалидам сложнее, чем их ровесникам усвоить программу обучения в силу ограниченных возможностей здоровья и частых перерывов по болезни. Отношения в студенческом коллективе являются важным контекстуальным условием интеграции инвалида в социальную среду вуза.
Причиной негативного отношения к инвалидам со стороны однокурсников является суждение о том, что в обществе привыкли во всем притеснять инвалидов и относиться к ним свысока. Молодые люди указывают на то, что специальность, которой они обучаются, не подходит студентам с инвалидностью и таким студентам всюду делаются поблажки. Большинство университетов России не обеспечены даже минимальными условиями, необходимыми для обучения в них инвалидов.
Эти условия касаются архитектуры зданий и аудиторий, дверных проемов и лестниц, мебели и оборудования, обустроенности столовых, библиотек и туалетов, отсутствия комнат отдыха и стульев в коридорах, медицинских кабинетов необходимых для повседневных нужд некоторых студентов-инвалидов. Учреждения высшего образования не имеют возможностей реконструировать свои помещения по принципам универсального дизайна из собственных бюджетных средств.
Требуется проведение эффективных мероприятий по образованию инвалидов в общедоступных высших учебных заведениях. Нужно произвести приблизительную оценку стоимости оборудования учебного заведения для обучения инвалидов наиболее распространенных категорий, оценить, при каком количестве обучающихся студентов-инвалидов мероприятия по обеспечению их обучения будут иметь оптимальное соотношение между выделяемыми средствами и реализацией прав и свобод конкретного гражданина, определить круг высших учебных заведений, которые были бы обязаны произвести мероприятия по техническому обеспечению образования инвалидов, и проконтролировать выполнение этих мероприятий.
Следует осуществлять налоговое стимулирование фирм, которые выделяют спонсорскую помощь для инвалидов, только в том случае, если есть доказательства реального получения этой помощи инвалидами.
Недостаток финансирования является больным вопросом для многих вузов, особенно в том случае, когда этот вуз не является бенефициаром целевых федеральных программ, не получает средства из регионального или городского бюджета. Примеров вузов, в которых реализуются целевые программы подготовки студентов-инвалидов, не так много, но их число постепенно растет.
До 2000 г. только три вуза (МГТУ им. Баумана,
Московский институт-интернат и Новосибирский
государственный технический университет)
предоставляли специальные образовательно-
Так, в Челябинском государственном университете с 1992 г. обучались инвалиды, сначала в форме эксперимента, а с 1995 г. вуз перешел к систематической работе по созданию условий для студентов-инвалидов [32, С. 97]. Если решены финансовые проблемы, полностью переустроена среда жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями, они не смогут воспользоваться благами без соответствующей техники и приспособлений. Одним из самых проблемных вопросов обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в Российской Федерации является бесплатное обеспечение их специальными автотранспортными средствами.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, количество инвалидов, нуждающихся в получении транспортных средств, составляет 156 тыс. человек. Сейчас мощности трех крупных заводов-производителей инвалидных колясок (в Уфе, С-Петербурге и Владимирской области) вполне могли бы обеспечить потребность всех инвалидов-колясочников. Но комитеты социальной защиты населения во многих регионах не имеют собственных средств на закупку колясок и другого реабилитационного оборудования, и очереди на получения бесплатных колясок в них поэтому растягиваются на несколько лет. Вторая проблема - малый ассортимент продукции: вряд ли количество всех моделей отечественных колясок превысит 3 десятка.
Очень мало колясок для детей и практически не выпускаются коляски с электрическими двигателями, если не считать нескольких небольших мастерских, делающих электроприводы к стандартным комнатным коляскам. Такая же ситуация с многолетними очередями и в обеспечении инвалидов адаптированным автотранспортом: есть машины, но нет денег ни у населения, ни у государственных органов, которые на местах решают, какой транспорт и с какими дотациями предоставлять разным социальным категориям инвалидов. Большинство водителей самостоятельно устанавливают ручное управление на свои отечественные автомобили.
Решение вопросов обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и выплаты им денежной компенсации на эксплуатационные расходы требует решения на правительственном уровне. Следует выработать новые механизмы, обеспечивающие рациональное использование выделяемых финансовых и материальных ресурсов с учетом индивидуальных потребностей инвалидов. Обеспечить эффективное расходование бюджетных средств всех уровней на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. Усилить работу по привлечению внебюджетных источников финансирования политики в отношении инвалидов.
Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения сама организация жилой среды и транспорта не является пока дружественной к инвалиду. Специальными устройствами, облегчающими жизнь инвалидам, должны быть оборудованы аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, тротуары и дорожные переходы. Должны быть отдельные стоянки и номера для автотранспорта инвалидов, специальные туалеты, что уже стало обычным во многих странах мира.
Доступность среды - это не только снятие барьеров при передвижении по территории поселения, но и обеспечение доступа ко всем помещениям квартиры, элементам мебели и оборудования, беспрепятственность перемещений из квартиры и из дома наружу и обратно. Она включает городскую инфраструктуру с возможностью досягаемости наиболее нужных объектов быта, культуры, здравоохранения, социального обслуживания и др. Имеется в виду такое расположение объектов, которое позволяет инвалиду достичь их беспрепятственно, самостоятельно. Это связано с рациональной планировкой города, который должен иметь зоны безопасного перемещения инвалидов, приближение торговых предприятий, учреждений здравоохранения и других объектов к местам наиболее массового заселения лицами, имеющими различные дефекты. Поэтому чрезвычайно важно создание единой доступной среды жизнедеятельности, включающей не только интерьер жилища и объектов общественного обслуживания, но и общедоступные открытые пространства, выполняющие коммуникативную функцию.
Проблема обеспечения инвалидов жильем в разных регионах России продолжает оставаться очень острой и медленно решаемой из-за недостаточного финансирования. Сложная экономическая обстановка, трудности, возникающие с бюджетным финансированием жилищного строительства, приводят к массовым нарушениям жилищных прав инвалидов практически во всех субъектах Федерации.
И хотя есть целый ряд положительных примеров, когда инвалиды получают жилье или улучшают свои жилищные условия при содействии администрации своего региона, все же в отдельных субъектах Российской Федерации принимаются акты, ущемляющие права людей с ограниченными возможностями на жилищное обеспечение, установленные федеральным законодательством.
Не разрешается проблема обеспечения инвалидов жильем в субъектах Федерации и с помощью института безвозмездных субсидий на его строительство. Во многих случаях вмешательство правозащитных организаций приводит к разрешению проблемы и утверждению прав людей с ограниченными возможностями. Сегодня предоставляемая сумма является заведомо недостаточной для решения жилищной проблемы инвалидов, поэтому должны предоставляться «полноценные» жилищные сертификаты, стоимость которых будет равна фактической рыночной стоимости жилья в конкретном регионе.
Одним из решения жилищного вопроса для людей с инвалидностью является покупка муниципальными образованиями на первичном или вторичном рынке жилья малогабаритных квартир с возможной последующей бесплатной передачей их в собственность инвалидам. Но данный вид жилья может подойти не всем лицам с ограниченными возможностями, поэтому самым оптимальным решением является строительство нового социального жилья, пригодного для всех категорий инвалидов.
Информация о работе Инновации в системе реабилитации инвалидов