Инновации в системе реабилитации инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:17, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – раскрыть и проанализировать современные технологии социальной работы с людьми с ограниченными возможностями. В соответствии с объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие инвалидности и ее виды;
2. изучить нормативно-правовую базу и проанализировать государственную политику в отношении людей с ограниченными возможностями;
3. рассмотреть виды учреждений, осуществляющих социальную работу с людьми с ограниченными возможностями;
4. выявить основные проблемы жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями и рассмотреть пути их решения;
5. раскрыть содержание и сущность технологий социальной работы с инвалидами;
6. применить на практике инновационную технологию социального обслуживания инвалидов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты проблемы инвалидности
1.1 Инвалидность: определение понятия, виды
1.2 Нормативно-правовая база по организации социальной работы с людьми с ограниченными возможностями
1.3 Механизм реализации государственной политики в РФ в отношении людей с ограниченными возможностями
1.4 Виды учреждений, осуществляющих социальную работу с людьми с ограниченными возможностями
1.5 Проблемы людей с ограниченными возможностями и пути их преодоления
Глава 2. Технологии социальной работы с инвалидами
2.1 Традиционные и инновационные технологии социальной работы с людьми с ограниченными возможностями
2.2 Опыт организации социальной работы с людьми с ограниченными возможностями на примере Государственного учреждения "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Ветлужского района»
2.3 Проблемы организации деятельности мобильной службы «Передвижная социальная помощь на селе» (социологическое исследование и эксперт-опрос)
2.4 Практические рекомендации по повышению эффективности социальной помощи на селе посредством мобильной службы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

380238.rtf

— 5.20 Мб (Скачать файл)

Таким образом, сущность и содержание реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности заключаются в восстановлении не только здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, ее правового положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе, способности к интеграции в общество.

Совместно с реабилитацией применяется технология социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды жизнедеятельности человека. Она помогает инвалиду приспособиться к состоянию, возникающему в результате увечья или болезни, учит пользоваться разными техническими и другими средствами, предусмотренными для поддержки этой категории населения. Цель этой технологии - обеспечить социальную и психологическую самостоятельность, укрепить дееспособность инвалида [37, С. 165]. Различают несколько видов адаптации.

Социально-бытовая адаптация лиц с ограниченными возможностями представляет собой систему мер, направленных на восстановление способностей к самостоятельной деятельности в быту и обеспечивающих их интеграцию в общество. Программа социально-бытовой адаптации включает:

* специальное обучение навыкам самообслуживания, ухода за собой, передвижения и перемещения;

* помощь в подборе технических средств реабилитации и обучение пользованию ими;

* разработка индивидуальных решений вопросов адаптации жилищно-коммунальных условий, рабочего места для нужд инвалида [38, С. 285].

Психологическая адаптация помогает формировать у людей с ограниченными возможностями положительное отношение к жизни, себе и своему состоянию. Важным этапом в процессе психологической адаптации является переход от пассивного участия к активной творческой деятельности.

Эстетическое воспитание и культурно-досуговая деятельность являются составной частью адаптации инвалида:

- дают возможность ребенку войти в новое социальное окружение, расширить круг общения со сверстниками и избавиться от комплекса неполноценности;

- включиться в творческую деятельность;

- обнаружить в себе скрытые таланты.

Социально-трудовая адаптация инвалидов включает в себя также направленный к единой цели комплекс мероприятий: приспособление производственной среды к нуждам и потребностям инвалида, адаптацию инвалида к требованиям производства. Имеет значение расстояние между отдельными зданиями на производстве, длительность пути от стоянки спецтранспорта, если он имеется, до места работы инвалида. Сенсорные ограничения требуют также специфического оформления пространства внутри предприятия. Подход к месту работы и сами рабочие места инвалидов нуждаются в специальной организации или переоборудовании, вспомогательные помещения (пункт питания, гардероб, туалет) должны быть организованы таким образом, чтобы ими могли воспользоваться лица с различными видами патологий. Возможность адаптации находится в сильной зависимости от тяжести и стажа инвалидности, а также качества жизни инвалида. В частности, чем легче группа инвалидности, меньше ее стаж и достаток семьи, тем выше уровень мотивации на проведение реабилитационных мероприятий [52, С. 125].

Важнейшим условием достижения целей социальной адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Социальная адаптация не будет достигнута, пока общество не осознает правильность этой идеи. Социальные службы призваны содействовать, с одной стороны, эффективной адаптации человека с ограниченными возможностями в социуме, с другой стороны - профилактике инвалидности. Профилактика инвалидности предполагает меры, направленные на предупреждение возникновения физических, умственных и сенсорных дефектов или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение.

Основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:

- выявление причин и условий, способствующих возникновению инвалидности;

- уменьшение вероятности или предупреждение возникновения инвалидности;

- сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей.

Наиболее важные меры предупреждения дефектов предполагают предотвращение войны, улучшение образовательного, экономического и социального положения населения, принятие конкретных мер содействия посредством улучшения методов питания, совершенствование услуг здравоохранения, раннее выявление и диагноз, предродовой и послеродовой уход, надлежащее санитарное просвещение, включая обучение пациентов и врачей, планирование семьи, введение законодательства и инструкций, изменение образа жизни, селективные услуги по трудоустройству, просвещение по вопросам вредного воздействия окружающей среды, укрепление семьи и общин и обеспечение их информацией.

Одна из превентивных мер по преодолению инвалидизации детского населения - просвещение молодых семей, планирующих детей, пропаганда здорового образа жизни. В целях профилактики инвалидности органами здравоохранения совместно с администрацией предприятий, учреждений и организаций, профсоюзами и органами социального обеспечения осуществляются комплексные профилактические мероприятия.

Важной задачей специалистов по социальной работе является внедрения в свою практическую деятельность хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий и апробация, применение инновационных технологических процедур. В этой связи надо отменить, что не следует отождествлять традиционные технологии с рутинными.

Последние характеризуется набором не только устаревших, но и неэффективных методов средств социального воздействия. Неотъемлемым элементом инновационных технологий социальной работы должна стать их ориентация на овладения клиентом способностей социального самообеспечения, социальной самозащиты. Благодаря активной политике в области социального обслуживания инвалидов создаются основы для инициативных действий и использования новых социальных технологий, в том числе проверенных на опыте других стран, с целью ускорения развития и повышения эффективности деятельности учреждений социального обслуживания. Внедрение инноваций оправдывается, если служит достижению конкретных приоритетных целей.

В трансформирующемся обществе инновационный процесс способствует достижению практических результатов по таким приоритетам, как:

* соблюдение прав и обеспечение безопасных условий для людей с ограниченными возможностями;

* повышение качества жизни и сохранение самостоятельности инвалидов через предоставление социальных услуг;

* оказание эффективной поддержки семьям, имеющих инвалидов;

* налаживание партнерства на всех уровнях [30, С. 115].

Четко формулируется и становится всеобщим достоянием базовый принцип современного социального обслуживания - ориентация на индивидуальную оценку потребностей клиента, более совершенный механизм предоставления социальных услуг на основе индивидуальных планов, участие самих инвалидов в планировании деятельности социальных служб [30, С. 117].

При развитии профессиональных служб реабилитации лица с ограниченными возможностями сталкиваются с тем, что не всегда адекватно определяются и удовлетворяются их нужды, имеет место жесткий контроль со стороны профессионалов и стремление во всем управлять их жизнью. Инвалиды и социальные работники по-разному расценивают одни и те же ситуации. Поэтому люди с инвалидностью сами берут на себя ответственность за развитие и управление своей жизнью личными и общественными ресурсами [30, С. 116].

Центры независимой жизни (ЦНЖ) - распространенные на Западе организации инвалидов (общественные, некоммерческие, управляемые инвалидами). Благодаря активному привлечению самих людей с ограниченными возможностями к поиску личных и общественных ресурсов, а также к управлению этими ресурсами ЦНЖ помогают им получить и сохранить рычаги своей жизни. Центр независимой жизни - это комплексная инновационная модель системы социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступной архитектурной среды и консервативного в отношении людей, имеющих инвалидность, общественного сознания, создают для людей с инвалидностью режим равных возможностей [30, С. 16].

Центр оказывает своим клиентам целый комплекс услуг:

Обслуживание слепых: для слепых и слабовидящих Центр предлагает группы взаимного консультирования и поддержки, тренинг навыков независимой жизни, оборудование для чтения.

Обслуживание глухих и глухонемых: группы поддержки и консультирование, перевод на язык жестов, помощь в общении, тренинг навыков независимой жизни, индивидуальная помощь.

Помощь в трудоустройстве: поиск работы для инвалидов, подготовка к собеседованию, написание резюме, навыки поиска работы.

Консультирование по финансовым вопросам: справочная, консультирование, просвещение по вопросам льгот и пособий.

Взаимная поддержка и консультирование по различным вопросам, с которыми инвалиды сталкиваются в обычной жизни: индивидуальная, групповая, для семейных пар.

Юридическая консультация: обсуждаются случаи дискриминации, семейное, жилищное законодательство и т.п.

«Двигаться дальше» - программа развития навыков независимой жизни, разработанная для подростков и молодежи, которая предусматривает индивидуальные занятия с тренером [30, С. 21]

Цель Центров Независимой жизни: интеграция и адаптация людей с ограниченными возможностями, задача достижения оптимальных эмоционально-экспрессивных контактов людей с инвалидностью с окружающим миром, отход от распространенного ранее медицинского представления об инвалидах [51, С. 29]

Центр Независимой жизни способствует прогрессивному процессу принятия на себя гражданами с инвалидностью ответственности за развитие и контроль над общественными ресурсами. Центр объединяет людей со всеми видами инвалидности, проводит пропаганду независимого образа жизни, защищает права и интересы людей с инвалидностью, распространяет информацию об услугах, организует группы поддержки, оказывает транспортные и другие услуги.

В настоящее время идеи независимой жизни воплощаются в деятельности многочисленных общественных объединений инвалидов.

Технология групп взаимной поддержки (ГВП) позволяет развивать, увеличивать потенциальную возможность направить злость в продуктивное русло. Основной составляющий элемент взаимной поддержки - это то, что человек, у которого есть некоторый личный опыт, связанный с инвалидностью, хочет, поделившись им, помочь другим людям, оказавшимся в похожей ситуации. В результате взаимного обмена опытом инвалидности каждый из участников группы взаимной поддержки получает информацию, которая может помочь ему решить свои личные проблемы самого разнообразного характера.

Как правило, участники группы взаимной поддержки предварительно определяют волнующую всех тему, обсуждению которой и будет посвящено проведение одной или нескольких встреч по взаимной поддержке. Сама тема должна касаться инвалидности и проблем, связанных с этим состоянием, например: «Как быть независимым при постоянной физической зависимости от ближайшего окружения?» или «Как справляться с чувством одиночества и непонимания со стороны окружающих?».

В процессе проведения ГВП происходит следующее:

Обмен основной информацией (взаимная консультация). Такой обмен может начинаться с вопроса, который задает человек, недавно ставший инвалидом: «С какими трудностями я могу столкнуться при моей инвалидности и как с ними можно справляться?». Другой захочет поинтересоваться: «В какие инстанции можно обратиться, как и в какой последовательности, решая тот или иной вопрос бытового или медицинского характера?»

Установление доверительных, доброжелательных и открытых отношений. При такой форме отношений человек может захотеть поговорить о чем-то глубоко его волнующем и предпочтет поговорить об этом с тем, у кого есть подобный опыт и кто способен его выслушать и проявить участие.

Установление контактов. Некоторые люди чувствуют себя одинокими и изолированными, ищут себе компанию людей, чтобы вместе сходить в магазин, в театр или в кино, и т.д. Участие в ГВП может помочь таким людям найти себе товарищей и помощников.

Отношения в каждой группе взаимной поддержки могут отличаться, но очень важно, чтобы при этом все оставались самими собой и чувствовали себя комфортно. Можно предпочесть участвовать только при обсуждении каких-то определенных тем. Добровольное участие - основной принцип проведения ГВП [49, С. 16].

Одной из успешных технологий работы с лицами с ограниченными возможностями является оккупациональная терапия - терапия повседневным занятиями - форма профессиональной социальной работы, существующая в большинстве стран мира и занимающая важное место в команде специалистов социальной работы, здравоохранения, образования. Она является интегральной частью комплексной программы медицинской, социальной и психолого-педагогической реабилитации. Это необходимый компонент эффективной помощи людям, испытывающим трудности функционирования в повседневных ситуациях.

Оккупациональная терапия начинается с функциональной диагностики, необходимой для определения числа и степени затруднений, которые испытывает человек, а также его ресурсов. Вместе с клиентом и другими членами команды оккупационный терапевт разрабатывает план реабилитации, зачастую используя обычные повседневные занятия в качестве средств восстановления или развития навыков.

Как направление в социальной реабилитологии оккупациональная терапия имеет две стороны: реабилитационную, направленную на продуктивную деятельность по собственному обслуживанию и терапевтическую, направленную на восстановление утерянного навыка с помощью использования разных методов и специального оборудования.

Оккупациональная терапия позволяет:

* увеличить возможности для самостоятельного функционирования в ежедневных занятиях, требующих применения физических, социальных и когнитивных навыков;

* расширить функции, используя терапевтическую деятельность или реабилитационные технологии, включая протезирование;

* помочь в поддержании и развитии выносливости, применяя техники консервации энергии и упрощения работы;

* обеспечить средства и технологии, компенсирующие недостаточность функции;

* развить приемлемые навыки решения проблем и управления жизненными ситуациями.

Попутно оккупационный терапевт может обучить необходимым навыкам и тех, кто ухаживает за больным, например: технике снятия физического и эмоционального стресса, связанного с уходом за инвалидом, технике передвижения и позиции, позволяющим уменьшить затраты усилий того, кто оказывает уход, умению подобрать адаптирующие механизмы, протезы и другие средства, которые могут упростить задачу ухода за больным, способам оборудования домашней среды для безопасности и мобильности.

Информация о работе Инновации в системе реабилитации инвалидов