Инновационные технологии в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является - разработка теоретической основы инновационные технологий в социальной работе и реализация её на практике. В ходе написания работы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть, понятие инновации, социальной технологии и их признаки;
2. Определить, сущность социальных технологий;
3. Выявить, типологизацию технологий и квазитехнологию;
4. Узнать, инновационные технологии в экономике.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и сущность социальных технологий 5
Понятие инновации, социальной технологии и их признаки 5
1.2.Сущность социальных технологий 12
Глава 2.Виды инновационных технологий 14
2.1.Типологизация технологий, квазитехнологии 14
2.2.Технологизация социального пространства 17
2.3.Инновационные технологии в экономике 23
Заключение 30
Список используемой литературы 31

Файлы: 1 файл

kursaaach23.docx

— 62.71 Кб (Скачать файл)

        Третье методологическое правило – принцип целостности социального пространства. Действительно, глобальные, федеральные, региональные, технологии местного самоуправления и саморазвития личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Некачественная технологизация в одном звене немедленно скажется на конечном результате – целостном состоянии социального пространства, создающем благоприятные условия для реализации технологий каждого уровня социальной организации. Например, катастросра на Чернобыльской АЭС произошла, потому что были нарушены все принципы технологизации социального пространства: неудачный выбор площадки для строительства, нарушение правил безопасности АЭС, были разрушены социальные регуляторы предотвращения катастрофы, не контролировалось качество строительства и т.п. Словом, была разорвана целостность социального пространства вокруг АЭС, что, естественно, снизило уровень безопасности техногенного объекта.

        Принцип разнообразия – это четвертое методологическое правило технологизации социального пространства, построения его многоуровневой модели. Приоритет гуманизма в решении технологической проблемы освоения социального пространства, отношение к человеку как к высшей ценности на Земле – еще одно незыблемое методологическое правило технологизации. Соблюдение этого принципа предполагает переход от концепции жесткого, авторитарного управления к принципиально иной системе самоорганизации общества в условиях максимально возможной открытости общества. К принципам разделения социального пространства относится стратификационно-классовый подход к социальным явлениям и процессам. Он может быть положен в основу изучения разных социальных отношений, различного социального положения тех или иных социальных групп, так называемых страт, в том или ином обществе. В западной социологии метод структурирования общества по положению, которое занимают в нем различные социальные слои и группы, чаще называют стратификацией. Стратификацию определяют как структурированное неравенство, существующее между различными группами людей. Стратификационно-классовый подход используется в социологии не только при построении концептуальных схем, но и при разработке их технологического обеспечения. Изучение социальных явлений, которые указывают на расслоение в обществе, все в большей мере становится объектом социального исследования и основанием для типологизации тех методов воздействия, которые используются применительно к управлению процессами в рамках того или иного социального слоя, класса, группы. Еще одним основанием для типологизации социальных технологий является принцип деления общества на макро- и микросреду их подсистемами – социальными институтами, социальными общностями, структурными образованиями. При этом каждая подсистема может рассматриваться как относительно самостоятельное целое.

        Существенно обогащает наше представление о типологизации социальных технологий деятельностный подход. «Чтобы деятельность получила право называться технологией, – подчеркивает болгарский ученый Н. Стефанов, – необходимо, чтобы она была сознательно и планомерно расчленена на элементы, реализующиеся в определенной последовательности». М. Марков предлагает рассматривать технологию социальной деятельности в двух аспектах: как систему знаний об организации действительности, связанную с выполнением этапов, операций, методов по формированию общественных явлений, и как технологизацию самих знаний в процессе деятельности, которая выражается в трудовых действиях людей, соответствующих требованиям конкретных, специфических социальных структур. Технология социальной деятельности предполагает создание научно обоснованной социально-технологической модели, направленной как на преобразование социального пространства, так и оптимизацию самой деятельности по его освоению, придание ей более оптимальной формы, современных средств, эффективных приемов и т.п. В целом речь идет о целостной теоретической и методологической концепции обновления социального пространства средствами его технологизации, что обеспечивает высокую степень его научного освоения и эффективность решения социальных проблем. Многоуровневая модель технологизации может быть построена в зависимости от того, как, по каким принципам функционирует система социальных отношений. Возможны следующие варианты: «матрешка»: социальные отношения имеют многоукладный характер и воспроизводятся таким образом, что всякая предыдущая система включается в последующую на уровне видоизмененной подсистемы; «водоворот»: развитие напоминает турбулентный процесс – новые формы обладают большей степенью организованности и менее подобны старым формам, чем те в соответствующий момент развития; «ступени»: смена парадигм воспроизводства на качественно новом уровне восприятия социальной жизни. Технологический разрыв при этом знаменует новый этап в воспроизводстве социальной системы; «цепи»: формирование связей и отношений в каждой подсистеме с необходимостью достижения компромисса с каждым из действующих факторов, причем изменения характера связи одного из «звеньев» ведет к изменению ее во всей «цепи». Дальнейший процесс объективизации превращает эти связи и отношения в нормы морали и принципы поведения, т.е. стереотипы деятельности. Очевидно, все эти варианты, отражая сложную мозаику социальных связей и отношений, противоречивость процесса социализации, взаимодействия и самореализации людей в границах социального пространства, позволяют строить различные модели технологизации.

        Теоретико-познавательный уровень технологизации социального пространства, включающий анализ ситуации, прогнозирование, выработку стратегии и тактики, составляет как бы первый, начальный его уровень.

         Второй уровень относится к технологизации горизонтальных социальных связей, где осуществляется ориентировка и коммуникация индивидов в обществе, в системе учреждений и институтов, происходит выбор партнеров и конкретных путей действия и т.п. Третий – это уровень конкретных фактов.

        Таким образом, складывается трехуровневая модель социального познания:

1-й уровень – познание высшего  порядка по характеру охвата  познаваемого, совокупности слагаемых  и системы обобщений, т.е. общесоциологическая  теория; 2-й уровень – дифференциация осуществляется по социальным сферам и специфическим методам познания в той или иной отрасли; 3-й уровень – эмпирическое познание, изучение социальных явлений на конкретных фактах социальной действительности и их эмпирической статистики.

2.3.Инновационные технологии в экономике                                                  Несмотря на то, что термин «инновация» сегодня не нов, его много раз произносят сегодня и при этом подчеркивают его некоторое почти бытовое значение. Управленцы и экономисты предприятий и учреждений оперируют этим термином, стараясь подчеркнуть свою экономическую грамотность, но в реальности мало кто ясно представляет – что же все-таки стоит за этим словом. Для чего требуется инновации на предприятии, как они протекают и какие приемы и процессы требуются для инноваций.

Инновация, в нашем понимании, –  это такое изменение в первоначальной структуре производственной системы, которое приводит к возникновению  качественного нового ее состояния. Поэтому условимся в дальнейшем считать, что инновация – это  целевое изменение в функционировании предприятия (учреждения) как системы.

Основоположник экономического описания инноваций Й. Шумпетер, впервые выделил пять типов нововведений:

1. использование новой техники или новых технологий производства и / или сбыта;

2. внедрение новой продукции с новыми свойствами;

3. использование нового сырья;

4. изменения в организации производства и управления предприятием;

5. появление новых рынков сбыта.

Несмотря на такое разнообразие инноваций, сегодня существует достаточно мощный инструмент создания, внедрения  и поддержки нововведений. Это  маркетинг.

Маркетинг способствует инновационному процессу через изменения в организационной  структуре и управленческих процедурах и методах. Поэтому первым по значимости нововведением следует считать  организационные и управленческие изменения (вся дальнейшая работа будет  посвящена инновациям в сфере  управления и организации).

В общих чертах инновационный процесс  состоит из трех этапов:

  • разработка – выдвижение инициативы, предложения, идеи или проекта возможного решения какой-либо проблемы, который после проработки выльется в инновацию;
  • внедрение – научно-техническая, экспериментальная или организационная деятельность, целью которой является начало инновации и поддержание необходимого хода ее протекания;
  • распространение – использование уже однажды освоенной инновации в новых условиях или местах применения.

Несмотря на указанную последовательность указанных этапов, такое расположение часто становится нерентабельным с  точки зрения фактора времени. Поэтому  их уплотнение по степени выполнения в параллельном режиме становится насущной потребностью. Перекрытие указанных  этапов, их наложение друг на друга  позволяет выполнять ускорение  разработки, внедрения и распространения  инноваций, постановки всего процесса на долговременную основу как бы в  «конвейерном» режиме.

Этот режим невозможен без учета  жизненного цикла продукции (либо инновации). Дело в том, что ускорение научно-технического прогресса сокращает время полезного  использования и получения экономического эффекта от внедрения инноваций. Часто такие изменения происходят не последовательно, а спонтанно, скачкообразно, что не позволяет использовать традиционные методы анализа и прогнозирования.

Жизненный цикл продукции (инновации) отражает количественные изменения  потребностей (спроса) и состоит  из пяти этапов:

1. внедрение продукции;

2. рост производства в соответствии с растущей потребностью;

3. зрелость продукции;

4. насыщение потребностей;

5. снижение потребности под влиянием повышения требований либо внедрения других инноваций.

Рассмотрим содержание отдельных  фаз подробнее:

1. Внедрение инноваций связано  с информированием потенциальных  потребителей о технико-экономических  свойствах продукции через маркетинг,  рекламу и сбытовую деятельность. Одновременно идет учет и быстрая  реакция на замечания, опыт  и предложения потребителей по  поводу выпущенной продукции  (инновации);

2. Рост производства наступает  в результате устоявшегося спроса  на продукцию, когда произошло  определение всех требуемых ее  характеристик, отработаны производственные  и сбытовые процессы, налажен  послепродажный сервис;

3. Зрелость продукции наступает  в период расширения сбыта,  интенсификации и улучшения отдельных  элементов производственных, сбытовых  и управленческих процессов;

4. Насыщение является «началом»  кризиса продукции, вызванное  ее технико-экономическими параметрами.  Она быстро устаревает и перестает  отвечать запросам потребителей, растет их давление с целью  добиться качественных улучшений  в характеристиках либо снижения  цены;

5. Сокращение характеризуется значительными  трудностями со сбытом. В уже  обкатанном производстве это  ведет к чрезмерному росту  запасов и, в конце концов, к  неизбежной остановке.

Классификация инноваций с точки  зрения их структурной характеристики следующая:

Инновации на «входе» в предприятие  как систему. Это предполагает целевое  качественное или количественное изменение  в выборе и использовании материалов, сырья, оборудования, информации, т.е. производственных ресурсов.

Инновации «на выходе» из предприятия  как системы. Целевое качественное или количественное изменение результатов  хозяйственной деятельности предприятия, например, выпускаемых изделий, услуг, технологий (иначе говоря, производственного  продукта).

Инновации структуры предприятия  как системы. Это может быть целевое  изменение в производственных, обслуживающих  и вспомогательных процессах, причем как по качеству, или количеству, так и по организации и способу  обеспечения.

Кроме того, существует классификация  инноваций по отдельным сферам деятельности предприятия:

  • технологические инновации, направленные на создание новой продукции, технологий и материалов;
  • производственные инновации, ориентированные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности и изменение соотношения мощности производственных единиц;
  • экономические инновации, обращенные на изменения методов и способов хозяйствования, снижение издержек производства, улучшение конечных финансовых результатов;
  • торговые инновации, которые направлены на модификацию в торговой деятельности, в ценовой политике, предложение сопутствующих торговых услуг, расширение системы и методов сбыта продукции;
  • социальные инновации, связанные с улучшением условий и характера труда, социального обеспечения, психологического климата и внутренних взаимоотношений;
  • инновации в области управления, предполагают улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств обработки информации.

Информация о работе Инновационные технологии в социальной работе