Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:43, курсовая работа
Введение.
Социальная защита пожилых людей и инвалидов во всем мире является одним из основных направлений социальной политики государства.
Пожилые люди России выступают хранителями нравственных ценностей, народных традиций, жизненного опыта поколений, оплотом семьи. Улучшение социально - экономического положения инвалидов, повышение их социального статуса, активизация роли в жизни общества- приоритет социальной политики в интересах пожилых людей, предмет постоянной заботы органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Введение………………………………………………………………….2
Глава 1. Необходимость внедрения новых технологий практику социального обслуживания населения пожилого возраста и инвалидов.
1.1. Региональная инновационная модель организации социального обслуживания пожилых людей………………………………………………..4
1.2. Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста……………………………………………………………...9
Глава 2.Совершенствование технологии обслуживания на дому в жизни пожилых людей и инвалидов.
2.1. Приоритетные формы социальной помощи на дому пожилым людям и инвалидам…………………………………………………………...13
2.2. Проблемы социального обслуживания в сельской местности и их решение………………………………………………………………………..17
2.3. Бригадная форма обслуживания на дому и добровольческие движения………………………………………………………………………20
Глава 3. Инновационные формы социальной помощи пожилым людям и инвалидам в психологической реабилитации.
3.1. Новшества социальной помощи пожилым людям и инвалидам в психологической реабилитации. Трудовая реабилитация, дополнительная медицинская помощь и применение социальных сертификатов………….21
Заключение……………………………………………………………..23
Список использованной литературы………………………………….25
Проводятся опросы с помощью анкет, которые дают информацию о том, насколько клиенты удовлетворены переменами в обслуживании и как оценивают его эффективность. В модельных стационарных учреждениях проведен опрос о качестве ухода по методике, известной в Великобритании как программа «Внутренняя уверенность в качестве». На большие потенциальные возможности этой программы обратили внимание все организаторы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов и эксперты, проекта.
В
настоящее время Российско-
1.2. Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста.
Минтруд России и органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации активно постоянно работают над укреплением существующих и развитием инновационных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: включая геронтологические, геронтопсихиатрические, реабилитационные центры, дома (отделения) милосердия, учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, социально-оздоровительные центры, специальные жилые дома для одиноких престарелых, социальные квартиры.
Геронтологические центры - новый тип учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста, где предоставляется гериатрическая помощь. Необходимость их создания вызвана ростом численности граждан престарелого возраста и долгожителей, нуждающихся в усиленном медицинском уходе. Геронтологические центры открыты в Республике Татарстан, Краснодарском и Ставропольском краях, в Волгоградской, Воронежской, Новосибирской, Омской, Орловской, Смоленской, Ярославской областях, Ханты-Мансийском автономном округе и Москве.
В
настоящее время в целях
Все большую роль в оказании помощи пенсионерам и инвалидам играют центры социального обслуживания. В настоящее время таких центров насчитывается свыше 1,9 тысяч. По сравнению с начальной стадией развития этих учреждений, новых для периода 80-х годов, бурный количественный рост их прекратился. В последние годы ежегодно открывается 40-50 новых центров.
Однако в результате совершенствования системы видов и форм социального обслуживания, включающих комплекс услуг (медицинских, коммунальных, торговых и других), предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, характерной чертой центров стала их многопрофильность.
В некоторых областях введена новая форма социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - социально-консультативные пункты по работе с гражданами по месту жительства.
Создаются бригады социальных работников по выращиванию огородной продукции. Центр социального обслуживания населения заключает соглашения с гражданами, состоящими на надомном обслуживании, на выращивание на их земельных приусадебных участках огородной продукции. Часть собранного урожая выдается малообеспеченным гражданам в качестве материальной помощи, а часть реализовывается предприятиям общественного питания. Средства, вырученные от продажи, также направляются на оказание материальной помощи малообеспеченным пенсионерам.
Все большую роль в поддержке одиноких пожилых граждан играют специальные дома для одиноких престарелых с комплексом служб социально-бытового назначения, которые являются перспективной моделью структуры жизнеобеспечения пожилых людей в условиях нарастания численности пожилого населения (700, более 22 тысяч проживающих). В каждом четвертом специальном доме созданы социально-бытовые службы. Наибольшее число домов насчитывается в Москве, Свердловской, Вологодской, Новосибирской областях, Красноярском крае.
Социальные квартиры являются одним из вариантов создания оптимальной среды проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов. Общее число таких квартир составляет около 2,5 тысяч, в них проживает более 3 тысяч престарелых граждан, третья часть из которых обслуживаются отделениями социального обслуживания на дому и специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания.
Поиск
новых социальных технологий, повышающих
доступность социальных услуг населению
в современных социально-
Практически во всех субъектах Российской Федерации созданы учреждения и отделения социальной помощи для лиц без определенного места жительства. Действует 47 специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 7,2 тысяч человек, в которых находятся граждане пожилого возраста и инвалиды без определенного места жительства, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и добровольно согласившиеся проживать в стационарных учреждениях социального обслуживания.
В целом сложившаяся социальная политика направлена на улучшение медицинского, бытового, транспортного обслуживания пожилых граждан и инвалидов, улучшение их жилищных условий, обеспечение социальных услуг и гарантий, создание условий для их общественной и творческой деятельности.
Также многие из подобных учреждений, особенно находящиеся в отдаленных от центра населенных пунктах, не приспособлены для проживания инвалидов. В результате этих и других (в том числе, технических) проблем, часто в таких учреждениях не соблюдаются нормы жилплощади, не хватает мебели и так далее. Стоимость суточного питания на человека в среднем составляет всего 74 рубля. Также, из-за низкой заработной платы и отсутствия соцпакета подобные учреждения укомплектованы персоналом всего на 67%.
Глава 2.Совершенствование технологии обслуживания на дому в жизни пожилых людей и инвалидов.
2.1. Приоритетные формы социальной помощи на дому пожилым людям и инвалидам.
Рост числа пожилых людей, в том числе одиноко проживающих , нуждающихся в социальной поддержке и адресной социальной помощи, ведет к поиску новых, все более совершенных форм и видов социального обслуживания.
Наиболее активное развитие получила сеть нестационарных учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов, поскольку их деятельность максимально приближена к реальным нуждам пожилых людей и инвалидов и направлена на сохранение и развитие социальной инфраструктуры по оказанию помощи и услуг, предоставление новых форм и видов социального обслуживания населению.
Создание условий для здоровья, безопасной и достойной старости, обеспечение пожилым людям и инвалидам возможности для независимости, участия, реализации внутреннего потенциала определяют направление деятельности отдела социальной защиты населения в интересах пожилых людей и инвалидов.
Приоритетной формой социальной помощи пожилым людям и инвалидам в нестационарных условиях является предоставление им социально-бытовых услуг на дому. По-прежнему эта форма обслуживания остается самой востребованной и экономически выгодной.
Целью обслуживания на дому является создание условий, чтобы любой человек мог жить самостоятельно и независимо, в привычном социальном окружении. Пожилые с трудом воспринимают социальные и культурные изменения и оказываются в числе уязвимых групп населения.
Надомное социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов стало для всех привычным явлением, так как эта технология социальной работы внедрена в практику социальных служб уже довольно давно.
В нашей стране социальное обслуживание на дому было введено в 1975 году в целях оказания помощи одиноким инвалидам Великой Отечественной войны и труда I и II групп, членам семьи, получающим пенсию по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, и малообеспеченным одиноким пенсионерам по старости, состоящим в очереди для помещения в дома-интернаты.
На эти стационарные учреждения и были возложены обязанности по доставке продуктов (полуфабрикатов) 1 – 2 раза в неделю, стирке и смене постельного белья не реже 1 раза в 10 дней, уборке жилого помещения и мест общего пользования, доставке медикаментов, оплате коммунальных услуг, сдаче вещей в химчистку и прачечную, обуви в ремонт. Для осуществления указанного надомного обслуживания домам-интернатам были выделены дополнительные штатные единицы санитарок, официанток, прачек, поваров и шоферов.
С середины 80-х годов прошлого века, в порядке эксперимента, отделения социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам стали создаваться в системе ряда территориальных органов социального обеспечения.
В различных областях технология надомного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов внедрялась в практику социальных служб первоначально городскими и районными органами социальной защиты населения, а затем, по мере развития сети центров социального обслуживания (ЦСО), – названными нестационарными учреждениями. К настоящему времени данная технология повсеместно распространилась, достаточно хорошо отработана и в области, по сути дела, уже давно перешла в разряд традиционных.
Но жизнь не стоит на месте; у пожилых людей и инвалидов появляются новые потребности в надомных социальных услугах, которые невозможно удовлетворить в рамках традиционного обслуживания. Поэтому социальные службы активно занимаются поиском инновационных технологий по организации предоставления социальных услуг данной категории граждан. К их числу относятся, прежде всего, «Хосписы на дому» и мобильные социальные службы. Для некоторых областей инновационным является и подключение к надомному обслуживанию добровольцев.
Для нашей страны хосписное обслуживание – явление новое, связанное, преимущественно, со стационарным подходом к оказанию медицинской помощи неизлечимым, прежде всего онкологическим, больным в рамках системы здравоохранения. Его появление в системе социальной защиты населения свидетельствует о том, что общество делает попытки повернуться лицом к проблемам безнадежно больных и умирающих людей.
Помощь в «Хосписе на дому», помимо онкологических больных, получают и пациенты с другими тяжелыми заболеваниями (инфаркт миокарда, инсульт, инсулинозависимый сахарный диабет) в терминальной стадии.
Обслуживание на дому пожилых людей, пребывающих в терминальной стадии заболевания, имеет свои специфические особенности, так как является не только медицинским, хотя в первую очередь касается оказания медицинской помощи, но непременно включает в себя и социальную помощь. Практика создания надомных хосписных служб показала, что от их деятельности все получают лишь пользу: неизлечимые больные – медицинскую помощь в виде симптоматического лечения и комплекса социальных услуг, оставаясь в привычных домашних условиях; члены семей клиентов – возможность выйти на работу и, тем самым, обеспечить себя необходимыми для существования средствами; лечебно-профилактические учреждения – возможность не занимать больничные койки пациентами для ухода.
К последнему можно добавить и то, что со здравоохранения снимается еще часть проблем: уменьшается число вызовов «Скорой помощи» к таким больным и число обращений к врачам амбулаторно-поликлинических учреждений.
Налицо,
конечно, и экономические факторы
– удовлетворение потребностей неизлечимых
больных в социально-
2.2. Проблемы социального обслуживания в сельской местности и их решение.
Серьезной
проблемой социального
Услуги сельскому населению сложно организовать по причине их трудоемкости: учреждениям социального обслуживания в сельской местности приходится обеспечивать тяжелые работы – вскапывание огородов, доставку топлива, распиловку дров и пр. В настоящее время назрела необходимость развития и повсеместного внедрения востребованной на селе инновационной технологии – оказание социальной помощи на мобильной основе.
Информация о работе Инновационные технологии в социальной сфере