Инновационные технологии в социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Введение.

Социальная защита пожилых людей и инвалидов во всем мире является одним из основных направлений социальной политики государства.

Пожилые люди России выступают хранителями нравственных ценностей, народных традиций, жизненного опыта поколений, оплотом семьи. Улучшение социально - экономического положения инвалидов, повышение их социального статуса, активизация роли в жизни общества- приоритет социальной политики в интересах пожилых людей, предмет постоянной заботы органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….2

Глава 1. Необходимость внедрения новых технологий практику социального обслуживания населения пожилого возраста и инвалидов.

1.1. Региональная инновационная модель организации социального обслуживания пожилых людей………………………………………………..4

1.2. Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста……………………………………………………………...9

Глава 2.Совершенствование технологии обслуживания на дому в жизни пожилых людей и инвалидов.

2.1. Приоритетные формы социальной помощи на дому пожилым людям и инвалидам…………………………………………………………...13

2.2. Проблемы социального обслуживания в сельской местности и их решение………………………………………………………………………..17

2.3. Бригадная форма обслуживания на дому и добровольческие движения………………………………………………………………………20

Глава 3. Инновационные формы социальной помощи пожилым людям и инвалидам в психологической реабилитации.

3.1. Новшества социальной помощи пожилым людям и инвалидам в психологической реабилитации. Трудовая реабилитация, дополнительная медицинская помощь и применение социальных сертификатов………….21

Заключение……………………………………………………………..23

Список использованной литературы………………………………….25

Файлы: 1 файл

Инновационные технологии в социальной сфере.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

     Проводятся опросы с помощью анкет, которые дают информацию о том, насколько клиенты удовлетворены переменами в обслуживании и как оценивают его эффективность. В модельных стационарных учреждениях проведен опрос о качестве ухода по методике, известной в Великобритании как программа «Внутренняя уверенность в качестве». На большие потенциальные возможности этой программы обратили внимание все организаторы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов и эксперты, проекта.

     В настоящее время Российско-Европейский  фонд как организация, реализующая  проект при поддержке Министерства труда и социального развития Российской Федерации, органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации успешно осуществляет мероприятия по распространению накопленного инновационного опыта.

 

      1.2. Новые технологии социального  обслуживания граждан пожилого  возраста.

     Минтруд России и органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации активно постоянно работают над укреплением существующих и развитием инновационных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: включая геронтологические, геронтопсихиатрические, реабилитационные центры, дома (отделения) милосердия, учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, социально-оздоровительные центры, специальные жилые дома для одиноких престарелых, социальные квартиры.

     Геронтологические центры - новый тип учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста, где предоставляется гериатрическая помощь. Необходимость их создания вызвана ростом численности граждан престарелого возраста и долгожителей, нуждающихся в усиленном медицинском уходе. Геронтологические центры открыты в Республике Татарстан, Краснодарском и Ставропольском краях, в Волгоградской, Воронежской, Новосибирской, Омской, Орловской, Смоленской, Ярославской областях, Ханты-Мансийском автономном округе и Москве.

     В настоящее время в целях совершенствования  деятельности геронтологических центров  Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения  Минтруда России, обеспечивая организационно-методическую работу и поддержку в укреплении материально-технической база этих учреждений, подготавливает для органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации методические рекомендации по организации деятельности названных центров. В развивающиеся центры комплексно поставляется современное медицинское, технологическое и реабилитационное оборудование по федеральной целевой программе «Старшее поколение».

     Все большую роль в оказании помощи пенсионерам  и инвалидам играют центры социального обслуживания. В настоящее время таких центров насчитывается свыше 1,9 тысяч. По сравнению с начальной стадией развития этих учреждений, новых для периода 80-х годов, бурный количественный рост их прекратился. В последние годы ежегодно открывается 40-50 новых центров.

     Однако в результате совершенствования системы видов и форм социального обслуживания, включающих комплекс услуг (медицинских, коммунальных, торговых и других), предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, характерной чертой центров стала их многопрофильность.

     В некоторых областях введена новая  форма социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - социально-консультативные пункты по работе с гражданами по месту жительства.

     Создаются бригады социальных работников по выращиванию огородной продукции. Центр социального обслуживания населения заключает соглашения с гражданами, состоящими на надомном обслуживании, на выращивание на их земельных приусадебных участках огородной продукции. Часть собранного урожая выдается малообеспеченным гражданам в качестве материальной помощи, а часть реализовывается предприятиям общественного питания. Средства, вырученные от продажи, также направляются на оказание материальной помощи малообеспеченным пенсионерам.

     Все большую роль в поддержке одиноких пожилых граждан играют специальные дома для одиноких престарелых с комплексом служб социально-бытового назначения, которые являются перспективной моделью структуры жизнеобеспечения пожилых людей в условиях нарастания численности пожилого населения (700, более 22 тысяч проживающих). В каждом четвертом специальном доме созданы социально-бытовые службы. Наибольшее число домов насчитывается в Москве, Свердловской, Вологодской, Новосибирской областях, Красноярском крае.

     Социальные  квартиры являются одним из вариантов создания оптимальной среды проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов. Общее число таких квартир составляет около 2,5 тысяч, в них проживает более 3 тысяч престарелых граждан, третья часть из которых обслуживаются отделениями социального обслуживания на дому и специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания.

     Поиск новых социальных технологий, повышающих доступность социальных услуг населению  в современных социально-экономических  условиях, привел к идее создания межведомственных центров по решению социальных вопросов при муниципальных органах самоуправления в форме сельских мини-центров .

     Практически во всех субъектах Российской Федерации  созданы учреждения и отделения социальной помощи для лиц без определенного места жительства. Действует 47 специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 7,2 тысяч человек, в которых находятся граждане пожилого возраста и инвалиды без определенного места жительства, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и добровольно согласившиеся проживать в стационарных учреждениях социального обслуживания.

     В целом сложившаяся социальная политика направлена на улучшение медицинского, бытового, транспортного обслуживания пожилых граждан и инвалидов, улучшение их жилищных условий, обеспечение социальных услуг и гарантий, создание условий для их общественной и творческой деятельности.

     Также многие из подобных учреждений, особенно находящиеся в отдаленных от центра населенных пунктах, не приспособлены  для проживания инвалидов. В результате этих и других (в том числе, технических) проблем, часто в таких учреждениях не соблюдаются нормы жилплощади, не хватает мебели и так далее. Стоимость суточного питания на человека в среднем составляет всего 74 рубля. Также, из-за низкой заработной платы и отсутствия соцпакета подобные учреждения укомплектованы персоналом всего на 67%.

 

      Глава 2.Совершенствование технологии обслуживания на дому в жизни пожилых людей и инвалидов.

     2.1. Приоритетные формы социальной помощи на дому пожилым людям и инвалидам.

     Рост  числа пожилых людей, в том  числе одиноко проживающих , нуждающихся  в социальной поддержке и адресной социальной помощи, ведет к поиску новых, все более  совершенных  форм  и  видов  социального  обслуживания.

     Наиболее  активное  развитие  получила сеть нестационарных учреждений социального  обслуживания  пожилых людей и  инвалидов, поскольку их деятельность максимально приближена к реальным нуждам пожилых людей и  инвалидов  и направлена на сохранение и развитие социальной инфраструктуры по оказанию помощи и услуг, предоставление  новых форм и видов социального обслуживания населению.

     Создание  условий для здоровья, безопасной и достойной старости, обеспечение  пожилым людям  и  инвалидам  возможности для независимости, участия, реализации внутреннего потенциала определяют направление деятельности отдела социальной защиты населения в интересах пожилых людей и инвалидов.

     Приоритетной  формой социальной помощи пожилым людям  и инвалидам в нестационарных условиях является предоставление им социально-бытовых услуг на дому. По-прежнему эта форма обслуживания остается самой востребованной и экономически выгодной.

     Целью обслуживания на дому является создание условий, чтобы любой человек  мог жить самостоятельно и независимо, в привычном социальном окружении. Пожилые с трудом воспринимают социальные и культурные изменения и оказываются в числе уязвимых групп населения.

     Надомное  социальное обслуживание пожилых людей  и инвалидов стало для всех привычным явлением, так как эта  технология социальной работы внедрена в практику социальных служб уже довольно давно.

     В нашей стране социальное обслуживание на дому было введено в 1975 году в  целях оказания помощи одиноким инвалидам  Великой Отечественной войны  и труда I и II групп, членам семьи, получающим пенсию по случаю потери кормильца за погибшего военнослужащего, и малообеспеченным одиноким пенсионерам по старости, состоящим в очереди для помещения в дома-интернаты.

     На  эти стационарные учреждения и были возложены обязанности по доставке продуктов (полуфабрикатов) 1 – 2 раза в неделю, стирке и смене постельного белья не реже 1 раза в 10 дней, уборке жилого помещения и мест общего пользования, доставке медикаментов, оплате коммунальных услуг, сдаче вещей в химчистку и прачечную, обуви в ремонт. Для осуществления указанного надомного обслуживания домам-интернатам были выделены дополнительные штатные единицы санитарок, официанток, прачек, поваров и шоферов.

     С середины 80-х годов прошлого века, в порядке эксперимента, отделения  социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам стали создаваться в системе ряда территориальных органов социального обеспечения.

     В различных областях технология надомного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов внедрялась в практику социальных служб первоначально городскими и районными органами социальной защиты населения, а затем, по мере развития сети центров социального обслуживания (ЦСО), – названными нестационарными учреждениями. К настоящему времени данная технология повсеместно распространилась, достаточно хорошо отработана и в области, по сути дела, уже давно перешла в разряд традиционных.

     Но  жизнь не стоит на месте; у пожилых  людей и инвалидов появляются новые потребности в надомных социальных услугах, которые невозможно удовлетворить в рамках традиционного обслуживания. Поэтому социальные службы активно занимаются поиском инновационных технологий по организации предоставления социальных услуг данной категории граждан.  К их числу относятся, прежде всего, «Хосписы на дому» и мобильные социальные службы. Для некоторых областей инновационным является и подключение к надомному обслуживанию добровольцев.

     Для нашей страны хосписное обслуживание – явление новое, связанное, преимущественно, со стационарным подходом к оказанию медицинской помощи неизлечимым, прежде всего онкологическим, больным в рамках системы здравоохранения. Его появление в системе социальной защиты населения свидетельствует о том, что общество делает попытки повернуться лицом к проблемам безнадежно больных и умирающих людей.

     Помощь  в «Хосписе на дому», помимо онкологических больных, получают и пациенты с другими  тяжелыми заболеваниями (инфаркт миокарда, инсульт, инсулинозависимый сахарный диабет) в терминальной стадии.

     Обслуживание  на дому пожилых людей, пребывающих  в терминальной стадии заболевания, имеет свои специфические особенности, так как является не только медицинским, хотя в первую очередь касается оказания медицинской помощи, но непременно включает в себя и социальную помощь. Практика создания надомных хосписных служб показала, что от их деятельности все получают лишь пользу: неизлечимые больные – медицинскую помощь в виде симптоматического лечения и комплекса социальных услуг, оставаясь в привычных домашних условиях; члены семей клиентов – возможность выйти на работу и, тем самым, обеспечить себя необходимыми для существования средствами; лечебно-профилактические учреждения – возможность не занимать больничные койки пациентами для ухода.

     К последнему можно добавить и то, что со здравоохранения снимается  еще часть проблем: уменьшается число вызовов «Скорой помощи» к таким больным и число обращений к врачам амбулаторно-поликлинических учреждений.

     Налицо, конечно, и экономические факторы  – удовлетворение потребностей неизлечимых  больных в социально-медицинских  услугах при минимальных затратах.

 

      2.2. Проблемы социального обслуживания в сельской местности и их решение.

     Серьезной проблемой социального обслуживания на дому остается организация предоставления социальных и социально-медицинских  услуг пожилым людям, проживающим в сельской местности, особенно в отдаленных и малонаселенных деревнях.

     Услуги  сельскому населению сложно организовать по причине их трудоемкости: учреждениям  социального обслуживания в сельской местности приходится обеспечивать тяжелые работы – вскапывание огородов, доставку топлива, распиловку дров и пр.  В настоящее время назрела необходимость развития и повсеместного внедрения востребованной на селе инновационной технологии – оказание социальной помощи на мобильной основе.

Информация о работе Инновационные технологии в социальной сфере