Инновационные технологии в социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Введение.

Социальная защита пожилых людей и инвалидов во всем мире является одним из основных направлений социальной политики государства.

Пожилые люди России выступают хранителями нравственных ценностей, народных традиций, жизненного опыта поколений, оплотом семьи. Улучшение социально - экономического положения инвалидов, повышение их социального статуса, активизация роли в жизни общества- приоритет социальной политики в интересах пожилых людей, предмет постоянной заботы органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….2

Глава 1. Необходимость внедрения новых технологий практику социального обслуживания населения пожилого возраста и инвалидов.

1.1. Региональная инновационная модель организации социального обслуживания пожилых людей………………………………………………..4

1.2. Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста……………………………………………………………...9

Глава 2.Совершенствование технологии обслуживания на дому в жизни пожилых людей и инвалидов.

2.1. Приоритетные формы социальной помощи на дому пожилым людям и инвалидам…………………………………………………………...13

2.2. Проблемы социального обслуживания в сельской местности и их решение………………………………………………………………………..17

2.3. Бригадная форма обслуживания на дому и добровольческие движения………………………………………………………………………20

Глава 3. Инновационные формы социальной помощи пожилым людям и инвалидам в психологической реабилитации.

3.1. Новшества социальной помощи пожилым людям и инвалидам в психологической реабилитации. Трудовая реабилитация, дополнительная медицинская помощь и применение социальных сертификатов………….21

Заключение……………………………………………………………..23

Список использованной литературы………………………………….25

Файлы: 1 файл

Инновационные технологии в социальной сфере.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

     Мобильная социальная помощь оказывается в Талдомском районе, который состоит, в основном, из сельских поселений с большим числом одиноких пожилых людей. Создание «Передвижной социальной помощи на селе» для многих районов оказалось весьма актуальным, так как из большого числа населенных пунктов социальное обслуживание престарелых и инвалидов на дому осуществляется лишь в половине деревень. Обслуживать жителей остальных деревень, используя традиционную технологию, не представляется возможным из-за значительной удаленности многих деревень от администраций сельских округов, слабого развития (а во многих случаях – отсутствия) социально-бытовой инфраструктуры, отсутствия рейсовых автобусных маршрутов и плохих дорог.

     Наиболее  востребованными услугами оказались:

     - приобретение и доставка продуктов питания, промышленных товаров и медикаментов;

     - уборка жилья (мытье полов,  потолков, окон);

     - доставка вещей в прачечную  и химчистку; 

     - ремонт бытовой техники, печей,  крыш, заборов, колодцев и т.д.);

     - банные и парикмахерские услуги;

     - консультации врачей на дому;

     - помощь на приусадебном участке  и в заготовке дров;

     - юридическая (в основном нотариальная) и психологическая помощь.

     Учитывая  необходимость предоставления адресной, оперативной помощи, максимально  приближенной гражданам, которые проживают в удаленных сельских населенных пунктах, органы социальной защиты населения активно развивают разнообразные модели мобильной социальной службы. Целесообразность такой формы социального обслуживания все более подтверждается на практике. Для многих ветеранов и инвалидов крайне затруднено обращение в лечебные, правоохранительные и другие социально значимые учреждения, в том числе предоставляющие бытовые и торговые услуги населению. Обслуживание мобильной социальной службой обходится людям как минимум вдвое дешевле, чем по сложившимся тарифам на транспортные и другие услуги в данной местности.

     Мобильная служба «Социальный экспресс», базирующаяся на специально оборудованном и оснащенном автомобиле, доставляет в сельскую местность выездную бригаду, состоящую из различных специалистов. Основной задачей в ее деятельности является обслуживание пожилых людей и инвалидов на селе путем оперативного реагирования на поступающие запросы граждан.

     При внедрении данной технологии были проведены  рабочие встречи с главами сельских поселений и старостами деревень, выявлялись нужды и проблемы селян. Выезды «Социального экспресса» осуществляются строго по утвержденному администрацией Центра социального обслуживания маршруту и графику. Выездная бригада формируется согласно заявкам населения.

     Надомные  услуги «Социальный экспресс» оказывает  с использованием технологии «живого  письма», через которое люди пожилого возраста и инвалиды, могут связаться с близкими, поздравить их с какими-то датами, изложить наболевшее, вспомнить прошлое, увидеть родные и близкие лица. Снятое на видеопленку письмо доставляется адресату вместе с видеотехникой для просмотра и записи ответа (в случае возникновения такого желания).

     Кроме указанных надомных услуг, выездной бригадой «Социального экспресса» предоставляются услуги по доставке предметов первой необходимости (бытовая химия, инвентарь, семена и пр.), услуги парикмахера, сапожника и рабочего), оказывается медицинская и консультативная (по юридическим и социальным вопросам) помощь.

     Однозначно, что деятельность мобильных социальных служб позволяет хотя бы в какой-то степени улучшить качество жизни одиноких пожилых людей на селе.

 

      2.3. Бригадная форма обслуживания на дому и добровольческие движения.

                 Одной из инновационных форм, применяемой в работе отделений социальной помощи на дому, является внедрение бригадной формы обслуживания на дому. Социальные работники отделения в количестве 4-6 человек объединяются для выполнения трудоемкой работы : косметического ремонта жилья (побелки, покраски, уборки), заготовке топлива, обработке приусадебного участка. Это способствует оказывать социальные услуги быстро и более качественно.

     Как инновационную технологию в социальной работе с пожилыми людьми и инвалидами можно рассматривать и добровольческое (волонтерское) движение. Добровольчество – малозатратная часть социального обслуживания. Помощью добровольцев пользуются как пациенты «Хосписов на дому», так клиенты некоторых центров социального обслуживания.

     Привлекаются подростки из числа обслуживаемых социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних. Привлечение подростков к посильному труду способствует улучшению качества жизни клиентов путем расширения перечня предоставляемых услуг, удовлетворения их насущных потребностей и повышения жизненного потенциала.

     В течение летнего периода подростками  оказывались дополнительные услуги по уборке хозяйственных помещений  и обработке приусадебного участка.

     У добровольчества есть и другая положительная  сторона – оказание социальных услуг  пожилым людям и инвалидам способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства ответственности, гуманного отношения к слабым, желания и умения прийти на помощь.

 

      Глава 3. Инновационные формы социальной помощи пожилым людям и инвалидам в психологической реабилитации.

     3.1. Новшества социальной помощи пожилым людям и инвалидам в психологической реабилитации.

     В учреждениях социального обслуживания населения для граждан пожилого возраста проводятся школы активного долголетия. В процессе обучения ветераны овладевают навыками  укрепления и сохранения здоровья, профилактики заболеваний, ведения здорового образа жизни и организации активного досуга.

     99,7% ветеранов положительно оценивают обучение в школах активного долголетия.

     Учреждениями  социального обслуживания населения  совместно с центрами занятости, психологическими, медико-социальными  службами, предприятиями и организациями реализуется проект «Возраст созидания», в рамках которого через лекционные курсы, индивидуальную работу с психологом, профессиональную переподготовку граждан предпенсионного возраста осуществляется подготовка к выходу на пенсию и адаптация к новым условиям жизни в пенсионном возрасте.

     Совместно с университетами осуществляется обучение граждан пожилого возраста по специальным программам на 3-х факультетах : социологии, валеологии, психологии.

     Обновление знаний в пожилом возрасте изменяет образ жизни, культуру потребления, отношение к возрастным заболеваниям. Образование для «третьего возраста» призвано преодолеть возрастные кризисы, потери статуса, дефицита общения, решить проблему общественного признания. Появляется новая система ценностей, адаптированная к новому периоду жизни.

     Совместно с советами ветеранов в областях реализуется проект  «Ветеранское подворье».

     В рамках данного проекта осуществляется мотивация семей пожилых людей и инвалидов на ведение личного подсобного хозяйства, получение доходов от реализации продукции с личного подсобного хозяйства. Лучшие ветеранские подворья имеют возможность получить по итогам года денежные призы.

     В целях повышения качества оказания кардиологической помощи ветеранам разработан и эффективно действует проект «Ветераны». Осуществляется плановое обследование и лечение ветеранов, страдающих патологией сердечно-сосудистой системы и дальнейшая их реабилитация на базе оздоровительных центров.

     В областях начал проводиться эксперимент по применению социального сертификата. Эта технология обеспечивает гражданам, обслуживаемым на дому, право выбора поставщиков услуг, которыми могут выступать организации любых форм собственности. В настоящее время отрабатывается возможное участие молодежных структур в реализации данной технологии через сервисные службы.

 

      Заключение.

     Целью работы являлось выявление инновационных моделей социальной помощи пожилым людям и инвалидам. В ходе работы было изучено много литературы и исходя из опыта анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:

     1) социально-демографическую категорию  пожилых людей, анализ их проблем  теоретики и практики социальной  работы определяют с разных  точек зрения;

     2) из исследования видно, что  наиболее острой проблемой является  ограничение жизнедеятельности  пожилых людей и инвалидов;

     3) в ходе исследования было установлено,  что отделения дневного пребывания  пользуются большой популярностью  у людей пенсионного возраста;

     4) в работе была исследована  структура системы учреждений  социального обслуживания. Важнейшей  задачей которой является поддерживание  уровня жизни пожилых людей  и инвалидов в экстремальных  ситуациях, содействие их адаптации  к условиям рыночной экономики;

     5) главной целью обслуживания людей  является создание ориентированных  на конкретного человека мобильных  структур, при этом социальный  работник организует предоставление  услуг независимыми, добровольными  и государственными организациями,  он так же ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами разного рода;

     6) выявлено, что для качественного обслуживания пожилых граждан и инвалидов, необходима высокая подготовка персонала в области психологии, социологии, педагогики, а так же социальных работников.

     Таким образом, подведя итог исследования, были выявлены социальные проблемы пожилых  людей, решение следующих задач:

     1) определение основных социальных  проблем пожилых людей и инвалидов;

     2) выявление новых форм обслуживания граждан;

     4) роль реабилитационных центров;

     5) необходимость новых технологий  социального обслуживания пожилых  людей.

     Практическая  значимость исследования состоит в  том, что результаты, основные выводы и обобщения способствуют более  глубокому пониманию социальных проблем пожилых людей и инвалидов, установлению контактов между социальным работником и клиентом для выполнения совместной работы.

 

      Список использованной литературы:

     1. Альперович В.Д. Если вам за 60 … // г. Ростов-на-Дону. 1999г.

     2. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. //Учебное пособие. - Москва., 1998г.

     3. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А.  Дома-интернаты: от призрения  к реабилитации. - Красноярск, 1993г., 195 с.

     4. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В.  Формы и методы медико- социальной  реабилитации нетрудоспособных граждан. - М., 1991, 135 с. (ЦИЭТИН).

     5. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Социально-психологическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах. /Методич. реко-менд. - М., 1992, 18 с. (ЦИЭТИН).

     6. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здравоохранения. - М., 1992, (Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценностей).

     7. Зайнышев И.Г. Технология социальной  работы // Москва. 2003 г.

     8. Принципы и концепция развития  медико-социальной реабилитации  больных, инвалидов и лиц пожилого  возраста и инвалидов.- Методические рекомендации.- Москва.- 1990 г.

     9. Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 «Об утверждении Положения о территориальной службе срочной социальной помощи».

     10. Социальное обслуживание населения  и социальная работа за рубежом. -- М., 1994, 78 с. (Институт социальной  работы/ ассоциации работников социальных служб).

     11. Социальная работа / Под ред. проф. В.И. Курбатова. - г. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000 г., 576 с.

     12. Социальная геронтология./ Под общ.  Ред. Р.С. Яцемирской - Москва, 1998 г.

Информация о работе Инновационные технологии в социальной сфере