Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:20, реферат
Целью данной контрольной работы является рассмотреть интегральную социологию П.Сорокина. Задачами являются:
Рассмотреть основные принципы социологии П.А. Сорокина.
Рассмотреть Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций.
Рассмотреть проблему социокультурной динамики и др.
Введение 3
1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций 4
2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П. Сорокин 14
3. Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникали и укреплялись в катастрофические для кого-либо общественные эпохи 20
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение |
3 |
1. Основные принципы
социологии П.А. Сорокина, ее предмет
и структура. Теория |
4 |
2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П. Сорокина |
14 |
3. Питирим Сорокин,
изучая воздействие войн, голода,
эпидемий, революций и других
социальных катаклизмов на |
20 |
Заключение |
24 |
Список использованной литературы |
26 |
1. Основные
принципы социологии П.А.
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - выдающийся русский и американский социолог. Им написано большое количество работ, посвященных самым разнообразным проблемам. Наиболее известные из них: "Система социологии" (1920), "Социология революции"(1925), "Социальная мобильность" (1927), "Социальная и культурная динамика" (1937-1941), "Общество, культура и личность" (1947) и др. Знакомство с идеями Сорокина в России произошло благодаря исследованиям И. А. Голосенко, А. Н. Медушевского, В. В. Сапова, А. Ю. Согомонова. Вместе с тем многое из наследия П. Сорокина остается у нас мало известным, основные его работы, выполненные в американский период жизни, на русский язык не переведены. Социологические воззрения П.Сорокина формировались преимущественно под влиянием работ Э.Дюркгейма, М.М.Ковалевского, Е.В. Де-Роберти.
В конце 1922 г. П.Сорокин был вынужден эмигрировать за границу, сначала в Германию, затем в Чехословакию, а с конца 1923 г. В США, где он жил и работал до конца своей жизни. Американский период научной деятельности П.Сорокина характеризуется множеством работ, получивших широкое международное признание. Среди них «Социология революции», «Современные социологические теории», «Социальная и культурная мобильность» и др. Социологическое учение Сорокина исходило в целом из одних и тех же принципов, поэтому выделение в нем американского и русского периодов весьма условно1.
Основные и руководящие принципы социологии по П.Сорокину:
Таковы «основные и
руководящие принципы»
П.Сорокин делил социологию на практическую и теоретическую. Теоретическую социологию он в свою очередь делил на 3 отдела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Социальная аналитика изучает строение (структуру) социального явления и его основные формы. Предмет социальной механики (или социальной физиологии) – процессы взаимодействия людей, иными словами, - поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов. Понятно, что развитие социального явления определяется его строением (структурой) и взаимодействием с другими явлениями, так что социальная генетика как бы содержит в себе социальную аналитику и социальную механику.
Практическая социология характеризуется П.Сорокиным как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретическая социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями. Практическая социология проявляется в сущности как социальная политика, направляет и обосновывает последнюю.
Объектами изучения неопозитивистской социологии Сорокина являются прежде всего социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем социальные процессы. В то же время вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены, по словам Сорокина, на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Вот эти-то взаимодействия людей и объявляются им непосредственным предметом изучения социологии. Речь идет о «психико-рефлекторном» взаимодействии индивидов, проявляющемся внешне в их поведении и деятельности.
В этом заключается существенное
отличие неопозитивистской
Взаимодействие двух
индивидов характеризуется
Анализу простейших социальных взаимодействий и посвящен по сути весь первый том «Системы социологии» П.Сорокина. Во втором ее томе исследуются «сложные социальные агрегаты», разного рода социальные группы, их строение и взаимодействия.
П.Сорокина предложил свои критерии классификации социальных групп – односторонние и многосторонние. В соответствии с этими критериями выделяются социальные группы по одному какому-либо признаку, например языку, территории, полу, возрасту, или же по многим признакам. По многим признакам выделяются классы, нации и другие сложные, часто социально неоднородные группы.
Неоднородность общества, его объективное деление на разные социальные группы нашли свое отражение в теории социальной стратификации и социальной мобильности П.Сорокина.
Социальная стратификация
— это дифференциация некой совокупности
людей на классы в иерархическом
ранге. Она находит выражение
в существовании высших и низших
слоев. Ее основа и сущность — в
неравномерном распределении
Конкретные ипостаси социальной стратификации многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Как правило, все они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам; и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, также и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархии. А это значит, что взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от совершенства, ибо различные слои каждой из форм не полностью совпадают друг с другом. Вернее, они совпадают друг с другом, но лишь частично, то есть до определенной степени. Этот факт не позволяет нам проанализировать все три основные формы социальной стратификации совместно. Для большего педантизма необходимо подвергнуть анализу каждую из форм в отдельности. Реальная картина социальной стратификации любого общества очень сложна и путанна. Чтобы облегчить процесс анализа, следует учитывать только основные, самые главные свойства, в целях упрощения опуская детали, не искажающие при этом общей картины2.
Меняя профессию или вид деятельности, свое экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности. П.Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, расположенных на одном и том же уровне общественной стратификации. Это может быть смена индивидом гражданства, семьи, места работы (в одной и той же должности), а также переход социальных объектов или каких-либо ценностей в пределах той же социальной страты. Горизонтальная мобильность может выступать в двух формах: индивидуальной и коллективной.
Анализируя горизонтальную мобильность западных обществ, начиная со второй половины 19 века, Сорокин отметил несколько интересных особенностей. Именно в этот период усилилась территориальная миграция населения внутри и между странами. Причиной этому послужило создание и распространение новых средств передвижения. Происходит интенсификация и внутри профессиональной мобильности индивидов. Распространение газет, телефонной связи повлекло за собой усиление горизонтальной мобильности социальных объектов и ценностей (под термином "социальные вещи и ценности" Сорокин имеет в виду "все материальное и духовное, что создано или улучшено сознательной или не сознательной человеческой деятельностью").