Интегральная социология П.А. Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:20, реферат

Описание работы

Целью данной контрольной работы является рассмотреть интегральную социологию П.Сорокина. Задачами являются:
Рассмотреть основные принципы социологии П.А. Сорокина.
Рассмотреть Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций.
Рассмотреть проблему социокультурной динамики и др.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций 4
2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П. Сорокин 14
3. Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникали и укреплялись в катастрофические для кого-либо общественные эпохи 20
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

социология сорокина.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение 

3

1. Основные принципы  социологии П.А. Сорокина, ее предмет  и структура. Теория социальной  стратификации и социальной мобильности,  проблема социального равенства,  реформ и революций

 

 

4

2. Проблема социокультурной  динамики – центральная тема в творчестве П. Сорокина

 

14

3. Питирим Сорокин,  изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других  социальных катаклизмов на поведение  людей, вывел закон «моральной  и религиозной поляризации». Согласно  этому закону люди реагируют  на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникали и укреплялись в катастрофические для кого-либо общественные эпохи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

Заключение 

24

Список использованной литературы

26


 

 

Введение 

Социология  – это наука о социальных системах, их функциях, законах (закономерностях, тенденциях) функционирования и развития (деятельности и взаимодействия) социальных систем и общностей (мир, общество, институт, группа, организация, семья, личность).

Социология  имеет много общего с естественными  и техническими науками. Причиной данного взаимодействия является то, что объектом социологического познания является общество. Однако выделения понятия «общество» в качестве исходного для определения предмета социологии недостаточно. Общество является объектом изучения всех гуманитарных наук. Объектом познания является все то, на что направлена деятельность исследователя. В соответствии с этим под объектом социологии понимается общество как целостная социальная реальность, в которой можно выделить объективные социальные явления (социальные отношения, социальную организацию, социальные общности, социальные процессы, социальные институты, социальные субъекты).

 Личность Питирима Александровича Сорокина - одна из наиболее эрудированных, противоречивых и выдающихся личностей в истории социологии. Но, как это, ни парадоксально, значимость ее не оценена в полной мере, ни в американской, ни в отечественной социологии. Тем более очевидной становится в настоящее время актуальность всестороннего и внимательного изучения творчества, трудов, концепций и идей этого талантливейшего ученого.

Целью данной контрольной работы является рассмотреть  интегральную социологию П.Сорокина. Задачами являются:

  1. Рассмотреть основные принципы социологии П.А. Сорокина.

  1. Рассмотреть Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций.

  1. Рассмотреть проблему социокультурной динамики и др.

1. Основные  принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория  социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций

 

Питирим Александрович  Сорокин (1889-1968) - выдающийся русский  и американский социолог. Им написано большое количество работ, посвященных  самым разнообразным проблемам. Наиболее известные из них: "Система социологии" (1920), "Социология революции"(1925), "Социальная мобильность" (1927), "Социальная и культурная динамика" (1937-1941), "Общество, культура и личность" (1947) и др. Знакомство с идеями Сорокина в России произошло благодаря исследованиям И. А. Голосенко, А. Н. Медушевского, В. В. Сапова, А. Ю. Согомонова. Вместе с тем многое из наследия П. Сорокина остается у нас мало известным, основные его работы, выполненные в американский период жизни, на русский язык не переведены. Социологические воззрения П.Сорокина формировались преимущественно под влиянием работ Э.Дюркгейма, М.М.Ковалевского, Е.В. Де-Роберти.

В конце 1922 г. П.Сорокин  был вынужден эмигрировать за границу, сначала в Германию, затем в  Чехословакию, а с конца 1923 г. В  США, где он жил и работал до конца своей жизни. Американский период научной деятельности П.Сорокина характеризуется множеством работ, получивших широкое международное признание. Среди них «Социология революции», «Современные социологические теории», «Социальная и культурная мобильность» и др. Социологическое учение Сорокина исходило в целом из одних и тех же принципов, поэтому выделение в нем американского и русского периодов весьма условно1.

Основные и руководящие  принципы социологии по П.Сорокину:

    1. социология как наука должна строиться по типу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Различны объекты изучения тех и других наук, но методы изучения этих объектов одни и те же;
    2. социология должна изучать мир таким, каков он есть. Всякий нормативизм, т.е. субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и других норм, должен быть изгнан из социологии. В этом смысле Истина должна быть отъединена от Добра, Справедливости и подобных принципов и норм;
    3. социология должна быть «объективной дисциплиной», т.е. изучать реальные взаимодействия людей доступные объективному измерению и изучении;
    4. поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой построений. В этом отношении писал П.Сорокин, хорошая статистическая диаграмма стоит любого социально-философского трактата;
    5. разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения любого явления к одному какому-нибудь началу. Вместо монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический плюрализм.

Таковы «основные и  руководящие принципы» социологии П.Сорокина. Опора на реальный опыт и научные данные – это исходные позиции социологического позитивизма, обоснованные О.Контом, Э.Дюркгеймом и другими представителями этого направления. П.Сорокин всегда отстаивал их и развивал в новых исторических условиях XX в. на новом уровне научных знаний.

П.Сорокин делил социологию на практическую и теоретическую. Теоретическую социологию он в свою очередь делил на 3 отдела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Социальная аналитика изучает строение (структуру) социального явления и его основные формы. Предмет социальной механики (или социальной физиологии) – процессы взаимодействия людей, иными словами, - поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов. Понятно, что развитие социального явления определяется его строением (структурой) и взаимодействием с другими явлениями, так что социальная генетика как бы содержит в себе социальную аналитику и социальную механику.

Практическая социология характеризуется П.Сорокиным как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретическая социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями. Практическая социология проявляется в сущности как социальная политика, направляет и обосновывает последнюю.

Объектами изучения неопозитивистской  социологии Сорокина являются прежде всего социальное поведение и  деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем  социальные процессы. В то же время вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены, по словам Сорокина, на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов. Вот эти-то взаимодействия людей и объявляются им непосредственным предметом изучения социологии. Речь идет о «психико-рефлекторном» взаимодействии индивидов, проявляющемся внешне в их поведении и деятельности.

В этом заключается существенное отличие неопозитивистской социологии Сорокина от классического позитивизма  Конта. Если позитивистская социология Конта направлена прежде всего на изучение общества как целостного социального организма, то предметом непосредственного изучения неопозитивистской социологии Сорокина выступает взаимодействие двух или более лиц, образующих так называемые малые группы. Из такого рода элементарных взаимодействий складываются, как он считал, разного рода социальные процессы.

Взаимодействие двух индивидов характеризуется Сорокиным как простейшее социальное явление. Оно имеет место тогда, «когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается переживаниями и внешними актами другого». Такие взаимодействия называются Сорокиным «социальными клеточками», из которых образуются все остальные, более или менее сложные общественные явления.

Анализу простейших социальных взаимодействий и посвящен по сути весь первый том «Системы социологии»  П.Сорокина. Во втором ее томе исследуются  «сложные социальные агрегаты», разного  рода социальные группы, их строение и  взаимодействия.

П.Сорокина предложил свои критерии классификации социальных групп – односторонние и многосторонние. В соответствии с этими критериями выделяются социальные группы по одному какому-либо признаку, например языку, территории, полу, возрасту, или же по многим признакам. По многим признакам выделяются классы, нации и другие сложные, часто социально неоднородные группы.

Неоднородность общества, его объективное деление на разные социальные группы нашли свое отражение  в теории социальной стратификации  и социальной мобильности П.Сорокина.

Социальная стратификация  — это дифференциация некой совокупности людей на классы в иерархическом  ранге. Она находит выражение  в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в  неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации весьма разнообразны. Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как "общество равных" или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества, разделены на различные группы по роду их деятельности, занятием, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.

Конкретные ипостаси социальной стратификации многочисленны. Однако все их многообразие может  быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Как правило, все они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам; и наоборот. Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, также и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархии. А это значит, что взаимозависимость трех форм социальной стратификации далека от совершенства, ибо различные слои каждой из форм не полностью совпадают друг с другом. Вернее, они совпадают друг с другом, но лишь частично, то есть до определенной степени. Этот факт не позволяет нам проанализировать все три основные формы социальной стратификации совместно. Для большего педантизма необходимо подвергнуть анализу каждую из форм в отдельности. Реальная картина социальной стратификации любого общества очень сложна и путанна. Чтобы облегчить процесс анализа, следует учитывать только основные, самые главные свойства, в целях упрощения опуская детали, не искажающие при этом общей картины2.

Меняя профессию или  вид деятельности, свое экономическое  положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального  слоя в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности. П.Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность предполагает переход из одной социальной группы в другую, расположенных на одном и том же уровне общественной стратификации. Это может быть смена индивидом гражданства, семьи, места работы (в одной и той же должности), а также переход социальных объектов или каких-либо ценностей в пределах той же социальной страты. Горизонтальная мобильность может выступать в двух формах: индивидуальной и коллективной.

Анализируя горизонтальную мобильность западных обществ, начиная  со второй половины 19 века, Сорокин  отметил несколько интересных особенностей. Именно в этот период усилилась территориальная  миграция населения внутри и между странами. Причиной этому послужило создание и распространение новых средств передвижения. Происходит интенсификация и внутри профессиональной мобильности индивидов. Распространение газет, телефонной связи повлекло за собой усиление горизонтальной мобильности социальных объектов и ценностей (под термином "социальные вещи и ценности" Сорокин имеет в виду "все материальное и духовное, что создано или улучшено сознательной или не сознательной человеческой деятельностью").

Информация о работе Интегральная социология П.А. Сорокина