Интегральная социология П.А. Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:20, реферат

Описание работы

Целью данной контрольной работы является рассмотреть интегральную социологию П.Сорокина. Задачами являются:
Рассмотреть основные принципы социологии П.А. Сорокина.
Рассмотреть Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций.
Рассмотреть проблему социокультурной динамики и др.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные принципы социологии П.А. Сорокина, ее предмет и структура. Теория социальной стратификации и социальной мобильности, проблема социального равенства, реформ и революций 4
2. Проблема социокультурной динамики – центральная тема в творчестве П. Сорокин 14
3. Питирим Сорокин, изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других социальных катаклизмов на поведение людей, вывел закон «моральной и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникали и укреплялись в катастрофические для кого-либо общественные эпохи 20
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

социология сорокина.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Каждая из культурных сверхсистем "обладает свойственной ей ментальностью, собственной системой истины и знания, собственной философией и мировоззрением, своей религией и образцом "святости", собственными представлениями правого и недолжного, собственными формами изящной словесности и искусства, своими нравами, законами, кодексом поведения, своими доминирующими формами социальных отношений, собственной экономической и политической организацией, наконец, собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением".

В конкретный исторический период лидирует то одна, то другая суперсистема. "Чувственная" и "идеациональная" культурные суперсистемы могут существовать, являясь более устойчивыми достаточно долго, тогда как "идеальная", пытающаяся синтезировать две предыдущие, в силу несовершенства этого синтеза, протекает за короткий исторический период (100 - 200 лет).

Таким образом, общая  культура (total culture) отдельно взятой личности, конкретного общества не является ни бессвязным лабиринтом, ни совершенной и цельной системой. Пока большая часть общей культуры общества или индивидуума объединена в одну или несколько больших суперсистем, до тех пор эта общая культура является рациональной, логической и последовательной, и, следовательно, ее носители - общество или личность - также являются целесообразными и последовательными (неважно, какими являются конкретные формы культурных ценностей). Если их общая культура имеет массу систем или отдельных культурных ценностей, они являются иррациональными, алогичными, непоследовательными существами, имеющими соответственный менталитет. Это означает, что все те, кто утверждают, что человек и общество совершенно рациональны и логичны, так же, как и те, кто заявляет, что человек и общество являются полностью иррациональными и алогичными - одинаково неправы. Правда лежит между этими двумя полярными утверждениями. И человек, и общество представляют собой в некотором роде средоточение противоречий, в которых сосуществуют в любой данный момент: рациональное и логичное с иррациональным и алогичным; суперсистемы с непоследовательным скоплением; согласованность с противоречиями; интеграция с дезинтеграцией; синтез с аккумуляцией разобщенных и хаотичных ценностей.

Таким образом, Сорокин, начавший свой "интегральный" синтез макросоциологии с анализа первичной  единицы - интегральной цивилизации - доводит  его до выяснения генезиса, эволюции, распада и кризиса преобладающей  культурной суперсистемы. В смене одной суперсистемы другой и состоит сущность социокультурных изменений. В основе такой социокультурной динамики лежат диалектические принципы, определенные Сорокиным, как принципы "ограничения" и "имманентного изменения". Победа и кульминация определенной суперсистемы одновременно означает и начало ее распада. Пытаясь закрепить господствующую систему ценностей, суперсистема увеличивает поле своих ошибок, которое постепенно заполняется другими ценностями. Так, мир совершает флуктуации от одного типа суперсистемы к другому с небольшим перерывом, различаясь по ритму и темпам колебаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Питирим Сорокин,  изучая воздействие войн, голода, эпидемий, революций и других  социальных катаклизмов на поведение  людей, вывел закон «моральной  и религиозной поляризации». Согласно этому закону люди реагируют на бедствия в зависимости от типа личности: либо ростом творческих усилий, становясь более религиозными, альтруистичными, либо самоубийством, психическими расстройствами, ожесточением, циничным восприятием окружающего мира. Закон также утверждает, что все великие религиозные и нравственные системы возникали и укреплялись в катастрофические для кого-либо общественные эпохи. Прокомментируйте содержание данного закона с позиций современного общества. Находит ли он подтверждение?

 

В кризисные периоды  развития общества, в условиях дезинтеграции  разлагающегося социокультурного строя  и интеграции противостоявших ему  до того разрозненных элементов нового строя, наблюдается тенденция поляризации большинства общества.

Причем на начальных  стадиях кризиса преобладает  негативная поляризация, тогда как на последней его стадии и после завершения - позитивная.

Питирим Сорокин подробно анализирует проявления негативной религиозной и моральной поляризации нашего времени, приходя к выводу: "Действительно, мы живем в век огромной негативной нравственной поляризации, которая редко наблюдалась в прошлой истории человечества". Однако положение не столь трагически безнадежно. "Обзор религиозных и моральных феноменов, основанный на фактах, показывает, что наряду со вспышкой сил негативной поляризации появились и растут силы позитивной религиозной и моральной поляризации. Хотя в настоящее время силы негативной поляризации еще преобладают, силы позитивной поляризации уже вполне заявили о себе... Конструктивные религиозные и моральные силы обязаны вырасти в достаточной степени, чтобы в конечном счете одержать победу над деструктивными, создать новый общественный, культурный и личностный порядок в человеческом универсуме".

Анализ тенденций негативной и позитивной поляризации позволил Питириму Сорокину сделать глобальный долгосрочный прогноз, основные положения которого можно свести к следующему. Развертывается эпохальное противоборство деструктивных и конструктивных сил, итоги которого никто не в состоянии предсказать с уверенностью. "Человечество двадцатого века, особенно его властные элиты, обнаружили такую гаргантюанскую глупость, грубость и садистскую разрушительность, что даже энтузиаст, верящий в прогресс человечества, сдерживает свой кандидовский оптимизм5.

С другой стороны, история  человеческой расы свидетельствует, что  она каким-то образом способна преодолевать многие катастрофы на протяжении своего долгого исторического существования. В сотрудничестве со всеми созидательными факторами, силы позитивной поляризации должны сделать все, чтобы предотвратить траурный финиш истории человечества". Ради этого все религиозные и моральные силы должны использовать возможное влияние.

Все великие религии, которые "возникли в обстановке катастроф и в первоначальный период были прежде всего "моральными социальными движениями", должны вновь объединять свои усилия для спасения человечества. Они должны заменить доминировавшие прежде родовые взгляды ("религиозный трайбализм") на всеобщие, универсальные, относящиеся ко всем человеческим существам независимо от вероисповедания, расы, национальности, социального положения и т.п., отказаться от монополистических притязаний на исключительную истинность и бесспорное превосходство над другими религиями. "Все религии должны установить также гармоничные отношения и искреннее сотрудничество с наукой". Хотя их исходные позиции во многом различны, сотрудничество может распространиться на область основных концепций абсолютной и истинной реальности, истинной природы человеческой личности6.

Общий вывод, к которому приходит Питирим Сорокин в итоге  прогноза, оптимистичен: если рост сил  позитивной поляризации "не будет  прерван новой войной и другими катастрофами, то эти силы будут, конечно, превалировать над силами негативной поляризации; они, в конечном счете, введут человечество в новую эру созидательной истории. Есть надежда, что в этой эре духовно и морально облагороженная религия будет искренне сотрудничать с морально ответственной наукой и просветленными и утонченными искусствами. Истина, добро и красота вновь объединятся в высшую триаду ценностей, раскрывающую все полнее тайны Высшей Реальности и преданно служащую человечеству в его творческой миссии на этой планете и за ее пределами. Наше время благоприятно для этой великолепной возможности".

За прошедшие со времени  опубликования этих положений три  с половиной десятилетия появилось  немало новых аргументов pro и contra в  отношении этого прогноза, что позволяет уточнить его и продлить на следующее столетие. С одной стороны, возросли силы позитивной религиозной и моральной поляризации. С отказом от социалистических идеалов в России и других постсоциалистических странах возросло число верующих. Среди них и многие прежние атеисты по партийной должности, обратившиеся в ревностных сторонников преобладающей религии, но и искренне верующих стало больше, что дает определенную моральную почву и поддерживает религиозно-моральные заповеди на зыбкой почве переходного общества. Возросло и число различных религиозных учений и сект, а также организаций, призывающих к моральному возрождению и очищению, противодействию вакханалии преступности.

Однако не менее очевидны и противоположные тенденции. Усилился религиозный фундаментализм, ставший причиной возрождения, казалось бы, давно забытых религиозных войн (пока на локальном уровне - например, в Афганистане, Таджикистане, Боснии и Герцеговине). Падение железного занавеса открыло дорогу для грязной волны моральной вседозволенности, сексуальной распущенности, преступности, обесценения человеческой жизни и достоинства в России и других бывших социалистических странах. Путь к "новой эре созидательной истории" приходится начинать с более низкой стартовой позиции, с усиления негативной поляризации в условиях всеобщего кризиса.

Но это не означает окончательной победы данной тенденции, а лишь подтверждает отмеченную Питиримом Сорокиным закономерность: в начальный период великих кризисов превалирует негативная поляризация, на последнем этапе и после его завершения - позитивная. Анализируя тенденции кризисного перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, можно ожидать, что в первой четверти XXI века силы позитивной поляризации возобладают и сделают оптимистический глобальный прогноз Питирима Сорокина долгожданной реальностью (хотя и в будущем сохранятся социокультурные циклы с кризисными переходными фазами и изменениями соотношения негативной и позитивной поляризации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Таким образом, на основе вышеизложенного можно заключить  следующие выводы.

По П.Сорокину к основным и руководящим принципам социологии относятся:

    • социология как наука должна строиться по типу естественных наук;
    • социология должна изучать мир таким, каков он есть;
    • социология должна быть «объективной дисциплиной»;
    • поскольку социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое «философствование» в смысле создания умозрительных, не доказанных наукой построений;
    • разрыв с философствованием означает и разрыв с идеей монизма.

П.Сорокин делил социологию на практическую и теоретическую.

Объектами изучения неопозитивистской  социологии Сорокина являются прежде всего социальное поведение и  деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем  социальные процессы.

П.Сорокина предложил  свои критерии классификации социальных групп – односторонние и многосторонние. В соответствии с этими критериями выделяются социальные группы по одному какому-либо признаку, например языку, территории, полу, возрасту, или же по многим признакам. По многим признакам выделяются классы, нации и другие сложные, часто социально неоднородные группы.

Дальнейшее изучение процессов социальной мобильности  в обществе Сорокин продолжает в  теории социокультурной динамики. С целью объяснения процессов социокультурного феномена, Сорокин вводит несколько основных понятий, которыми он оперирует. Одним из них является "социокультурная система", в основе которой лежит предельно широкое, общее понимание культуры. Под человеческой культурой он понимает абсолютно все, что было создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов при взаимодействии друг с другом, при взаимообусловленности их поведения.

Особенность и главная  ценность великих мыслителей состоит  в том, что силой творческого прозрения им удается подняться над пестрой суетой повседневности и разглядеть глубинные течения, которым предстоит преобразовать общество в предстоящие столетия. Обычно такие прозрения возникают в кризисные периоды истории, в условиях общественных катастроф, когда ум предельно напряжен в поиске выхода из, казалось бы, тупиковой ситуации. Эти прозрения часто бывают непонятыми, а то и отвергнутыми большинством современников. Лишь со временем - иногда через столетия - великие идеи становятся основой мировоззрения и практических действий миллионных масс и их лидеров. Сказанное в полной мере относится к учению одного из величайших социологов XX века Питирима Сорокина (1889-1968 гг.). Он оставил десятки монографий, в которых заложены основы нового видения общества, сформулировал главные тенденции и альтернативы, которые будут определять развитие общества в следующем столетии. Многие прозрения Сорокина оставались непонятыми в течение нескольких десятилетий; только сейчас постепенно начинает проясняться их истинный смысл и прогностическая сила.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Аскерова Н. В., Белова Е. В., Мельникова Н. А. Шпаргалка по социологии http://lib.rus.ec/b/203714/read
  2. Голенкова З.Т., Акулич М.М, Кузнецов В.Н. Общая социология. Учебное пособие. /Под ред. Голенковой З.Т. - М.: Гардарики, 2005. – 480 с.
  3. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология. Учебник для вузов. СПБ.: Питер, 2007. – 544 с.
  4. Кравченко С.А. Оценка процесса реформирования российского общества в свете интегральной парадигмы П.А.Сорокина. [Электронный документ] Режим доступа - www.mpsf.org/files/books/nd1126_2.pdf (Проверено 22.12.2010)
  5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 3-е изд., М.: Библионика, 2008. – 224 с.
  6. Сорокин П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм [Электронный документ] Режим доступа - http://abuss.narod.ru/Biblio/sorokin2.htm (Проверено 22.12.2010)
  7. Социология. Курс лекций: учебное пособие./Ю.Г. Волков (и др.). изд. 2-е. Ростов Н/Д Феникс, 2006. – 672 с.
  8. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3 - е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 407 с.
  9. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2007. – 384 с.
  10. Яковец Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина. [Электронный документ] Режим доступа – http: //abitur.bsuir.by/m/12_116608_1_49822.pdf (Проверено 22.12.2010)

Информация о работе Интегральная социология П.А. Сорокина