Интервьюирование как метод исследования образовательного сервиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 21:49, реферат

Описание работы

Цель: изучить и проанализировать интервьюирование как разновидность опроса в образовательном сервисе.
Объект - виды и особенности опроса.
Предмет - это интервьюирование как разновидность опроса.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Понятие интервьюирования: его достоинства и недостатки………………5
Виды интервью…………………………………………………….………….8
Интервью как метод исследования……………………………………..…..13
Порядок проведения и использования результатов интервьюирования…17
Заключение…………………………………………………………………...24
Список литературы…………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

реферат кислякову.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ВГСПУ»)

 

Факультет технологии и сервиса

Кафедра теории и методики трудового образования и воспитания

 

Реферат по дисциплине: «Теоретико-методологические основы исследования образовательного сервиса»

Интервьюирование как метод  исследования образовательного сервиса

 

 

 

 

Выполнила: Христофориди А.Б 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгорад 2013

 

Содержание

 

 

 

 

Введение……………………………………………………………………….3

Понятие интервьюирования: его достоинства и недостатки………………5

Виды интервью…………………………………………………….………….8

Интервью как метод  исследования……………………………………..…..13

Порядок проведения и  использования результатов интервьюирования…17

Заключение…………………………………………………………………...24

Список литературы…………………………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования   образовательного   сервиса  связана  с тем, что в условиях внедрения ФГОС ВПО педагог вынужден работать в новой педагогической системе, отличающейся от системы, формируемой предыдущим поколением стандартов (ГОС ВПО). В отличие от последней, большую часть времени выделявшей на аудиторные занятия, новые стандарты больше учебного времени отводят самостоятельной работе студентов. Преподаватель в этом случае, помимо чтения лекций и проведения семинаров, должен теперь постоянно консультировать студентов, продумывать для них индивидуальные задания и, соответственно, выстраивать для каждого собственный образовательный маршрут. Все чаще в последнее время мы слышим, что образование - это услуга, сфера деятельности, связанная с сервисом. Однако далеко не каждый, употребляющий подобные словосочетания, отдает себе отчет в том, что представляет собой  образовательный   сервис, чем отличается этот вид сервиса от прочих сервисных услуг. В условиях развития рынка образовательных услуг образовательное учреждение в большей степени начинает пониматься как предприятие сервиса, а учащиеся - как клиенты, потребители образовательных услуг. Эффективность работы педагога в данном случае во многом влияет на конкурентоспособность образовательного учреждения.

Свои задачи психология решает с помощью определенных методов. Метод - это путь познания истины. Различают всеобщий метод (методологию), общие (присущие ряду наук) и частные (специфические для данной науки) методы, а также приемы и средства исследования.

Методы полагаются на теории и методологии. Каждая конкретная наука, пользуясь общими методами, уточняет, конкретизирует и трансформирует их применительно к условиям и задачам своих исследований.

Основными методами сбора  информации являются наблюдение (изучение внешних проявлений чувств, действий, поступков и поведения людей  и коллективов в различных условиях их жизни и деятельности) и эксперимент (активное вмешательство исследователя в изучаемый процесс).

Хотя интервью и другие методы опросов принято считать  социологическими методиками, они с  успехом могут применяться и  в других дисциплинах, причем не только гуманитарных. Граница между смежными научными дисциплинами, такими как экономика и экономическая социология, вообще условна, но в любом случае она должна проводиться не столько по методу исследования, сколько по предмету, объекту и проблематике. Метод как таковой, таким образом, междисциплинарен, и границы его применения должны определяться исключительно прагматическими соображениями, т.е. его способностью давать релевантную информацию. Другое дело, что специфика объекта и проблематики исследования накладывают существенный отпечаток на метод в смысле его адаптации, или «настройки». Известно, что в правилах использования тех или иных методов как бы закодированы те познавательные задачи, для решения которых они могут быть использованы. Разработанные наукой разновидности методик опроса представляют собой по сути примеры адаптации того или иного метода к специфике различных исследовательских задач. Указанные задачи и используемые для их решения методы часто настолько различаются, что необоснованный перенос методических, организационных и технических правил их про ведения из одной сферы в другую порождает нелепые, комические, а порой и стрессовые ситуации, обессмысливая при этом результаты исследования.

Цель: изучить и проанализировать интервьюирование как разновидность опроса в образовательном сервисе.

 

Объект - виды и особенности  опроса.

Предмет - это интервьюирование как разновидность опроса.

Поставлены следующие  задачи:

изучить понятие интервьюирования;

рассмотреть виды интервью;

проанализировать порядок проведения интервьюирования.

 

  1. Понятие интервьюирования: его достоинства и недостатки

 

Метод опроса - психологический  вербально-коммуникативный метод, заключающийся  в осуществлении взаимодействия между психологом и субъектом  посредством получения от субъекта ответов на задаваемые вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение психолога и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Виды опросов:

- Анкетирование

Личностные тесты

Интервью.

Метод интервью - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом и субъектом по заранее разработанному плану.

Метод интервью отличается строгой организованностью и  неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов.

Опрос в форме вопросов, задаваемых исполняющему работу во время наблюдения за его деятельностью может быть средством сбора дополнительной информации о причинах ошибок, аварий, травм, раздражительности и др.

Относительные преимущества и недостатки метода интервью.

преимущества

·возможность получить информацию от специалистов;

·возможность получения  оценок и мнений, которые существуют в профессиональном сообществе;

·возможность выявить  такие особенности процессов, происходящих на исследуемом рынке, которые известны только непосредственным участникам этих процессов;

·возможность проверить  существующие гипотезы и предположения  в беседе с профессионалами;

·возможность получить информацию от респондента, для которого неприемлемы никакие другие формы  интервьюирования.

недостатки

·субъективизм восприятия данных исследования и подверженность получаемых результатов влиянию действующих в изучаемой профессиональной среде мифов и установок;

·продолжительность подготовки интервью и небольшое количество - обычно число интервью колеблется от 10 до 20 в рамках одного проекта;

·невозможность однозначно распространять данные на весь изучаемый  элемент рынка;

·относительная дороговизна  получаемого мнения от одного эксперта.

Преимуществом применения интервьюирования, беседы или устного  опроса, даже по заранее составленному  плану, является то, что в ходе беседы можно варьировать последовательность, формулировку и даже содержание вопросов в зависимости от индивидуальных особенностей опрашиваемого с учетом правил коммуникативного взаимодействия. Ограничением использования данного метода в профессиографии на этапе сбора эмпирической информации является то, что анкетирование, интервьюирование и беседа не должны иметь жестко фиксированный альтернативный характер. Постановка вопросов должна обеспечивать свободную, а не закрытую форму ответов (да, нет) в связи с тем, что собираемая информация направлена на качественный анализ изучаемых данных и явлений, которые подлежат дальнейшему сопоставлению с количественными показателями.

Применение данного  метода в профессиографии возможно только после сбора информации об объекте и субъекте труда методами изучения документации и опроса, на основе которой и выделяется то, что необходимо наблюдать. Этот метод позволяет изучать процесс и характер протекания профессиональной деятельности: организацию работы, действия субъекта труда, его переживания, эмоционально-волевую регуляцию, взаимодействия с коллегами, особенности планирования и контроля и др. Наблюдение позволяет разбить трудовой процесс на отдельные операции для осуществления пооперационного анализа деятельности, который является основанием для психологической расшифровки «технологических» операций.

В зависимости от задачи исследования, наблюдение проводится непрерывно или выборочно. Непрерывное  наблюдение проводится в тех случаях, когда необходимо составить полную картину протекания конкретного процесса труда с целью выявить специфические и неспецифические особенности его исполнения, составить фотографию рабочего дня. Выборочное наблюдение проводится в тех случаях, когда требуется изучить какой-либо элемент или этап процесса труда, чтобы определить его напряженность, сложность, длительность и характер исполнения, а также причины и частоту возникновения ошибочных действий и т.п. Метод наблюдения включает непосредственное и опосредованное наблюдения.

Непосредственным является наблюдение, проводимое визуально, без  вспомогательной аппаратуры, а опосредованным - наблюдение, осуществляемое с помощью  различной аппаратуры: секундомера, фотоаппарата, видеокамеры, различных  регистрирующих устройств (самописцев, магнитофонов, видеомагнитофонов), на которые сигналы поступают с датчиков, установленных на органах управления, фотодатчиков, установленных над регистрируемым объектом, и др. Любому опосредованному наблюдению предшествует непосредственное, которое позволяет выделить то, что следует регистрировать.

Непосредственное наблюдение проводится по заранее подготовленным схемам (таблицам), составленным на основе данных технологической и технической  документации, для наблюдения за исполнением  технологических операций.

Наряду с табличными способами фиксации собираемых данных существует символическая фиксация внешних действий и так называемый алгоритмический, или операционно-структурный  метод описания трудового процесса, заимствованный из кибернетики. Алгоритмический способ фиксации трудового процесса применяется после пооперационного описания деятельности и только в том случае, когда порядок выполнения точно определен и регламентирован. Выделенные при пооперационном описании последовательно исполняемые операции (операторы) и условия их выполнения (логические условия); изображаются в той последовательности, в которой они протекают, отражая в компактной форме типичный алгоритм исследуемой профессиональной деятельности.

 

2. Виды интервью

 

Метод интервью используется специалистами достаточно долгое время, и за это время наука, изучив важнейшие моменты в этой сфере, располагает несколькими классификациями интервью. Как и в кадровой работе, собственно в журналистике есть определенная система для того, чтобы знать, с чем ты работаешь и как нужно правильно строить общение, согласуясь с правилами, которые диктуют условия самого интервью.

Существует несколько  точек зрения, касающихся классификаций  интервью. Виды интервью в журналистике можно рассматривать по разным основаниям.

Кроме информационной цели или цели дать портрет интервьюируемого, существует еще целый ряд вариантов этих целей, не укладывающихся только лишь в эти две.

И с течением времени  этот ряд удлиняется, потому что  потребности населения в информации неуклонно растут. О предмете рассуждения и говорить нечего: кроме политики, криминала и происшествий есть огромное количество других тем. Также, если исходить из моей практики, не является решающим и социальное положение человека, у которого Вы собрались брать интервью.

Российские же авторы работ по этой теме делают ударение на иные вещи при классифицировании  интервью. Они выделяют следующие  виды интервью:

. Протокольное интервью. Его цель - получение официальных  разъяснений по вопросам внутренней  и внешней политики.

. Информационное интервью. Цель - получение сведений от компетентного лица по злободневным вопросам. Ответы собеседника не являются официальными заявлениями.

. Интервью портрет.  Цель - раскрытие личности собеседника.

. Интервью - дискуссия.  Цель - выявление разных точек зрения и по возможности разных путей решения проблемы.

. Интервью - анкета. Цель - выяснение мнения различных  людей по одному и тому же  вопросу.

Ситуационное интервью представляет собой ряд относящихся  к работе вопросов с перечнем ответов  для выбора, которые задаются всем претендентам на конкретную вакансию. Оно похоже на структурированное интервью тем, что ответы идут на заранее определенный ряд вопросов. Но с помощью ситуационного интервью можно задавать вопросы, возникающие в процессе анализа сущности работы. Наиболее предпочтительные ответы затем выбираются группой наблюдателей, которые оценивают все варианты ответов кандидатов.

Ситуационное интервью помогает, во-первых, быстро оценить  ответы и, во-вторых, достигнуть однозначности  мнений экспертов об их правильности. Таким образом повышается достоверность результатов собеседования.

Большинство работодателей  хотят, чтобы претендент был проинтервьюирован  несколькими людьми. Каждый интервьюер имеет собственную точку зрения, задает новые вопросы и, следовательно, формирует о кандидате собственное мнение.

Информация о работе Интервьюирование как метод исследования образовательного сервиса