Инвалидность как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:26, реферат

Описание работы

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным «злом» в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, например: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр.

Файлы: 1 файл

Инвалидность как социальная проблема..doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Около трети  инвалидов (в основном 2-ой и 3-ей групп) характеризуют свою жизнь как  вполне приемлемую.

Причём понятие  “удовлетворённость-неудовлетворённость  жизнью” зачастую сводится к плохому  или стабильному материальному  положению инвалида. Чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование. Одним из факторов отношения к жизни является самооценка инвалидом состояния своего здоровья. По результатам исследований, среди лиц, определяющих качество своего существования как низкое, только 3,8 % оценили своё самочувствие как хорошее.

Немаловажным  элементом психологического самочувствия и социальной адаптации лиц с  ограниченными возможностями является их самовосприятие.

Опросы, проведённые  в г. Москве, Вологде и Ярославле показали, что только каждый десятый инвалид считает себя счастливым. Треть инвалидов считала себя пассивными. Каждый шестой в Москве, каждый третий в Вологде, каждый второй в Ярославле признавал себя малообщительным. Четверть инвалидов в Москве и треть в Ярославле и Вологде считают себя грустными. Данные психологических характеристик инвалидов существенно разнятся в группах, имеющих разные доходы. Аналогичны психологические самооценки в разных по тяжести группах инвалидов. Наиболее благоприятна самооценка у инвалидов 1 группы. Среди них больше “добрых”, “общительных”, “весёлых”. Хуже положение у инвалидов 2 группы. Обращает на себя внимание то, что среди инвалидов 3 группы меньше “несчастных” и “грустных”, но значительно больше “злых”, что характеризует неблагополучие в социально-психологическом плане. Это подтверждается и рядом более глубоких индивидуально-психологических экспериментов, выявляющих психологическую дезадаптацию, чувство ущербности, большие трудности в межличностных контактах у инвалидов 3 группы. Также отмечена разница в самооценке у мужчин и женщин: “удачливыми” себя считают 7,4% мужчин и 14,3% женщин, “добрыми” соответственно 38,4% и 62,8%, “весёлыми” – 18,8% и 21,2%, что указывает на высокие адаптационные возможности женщин.

Замечено отличие  в самооценке работающих и безработных инвалидов: у последних она значительно ниже. Отчасти это обусловлено материальным положением работающих, большей их социальной адаптацией, по сравнению с неработающими. Последние выведены из этой сферы социальных отношений, что и служит одной из причин крайне неблагоприятной личностной самооценки. Наименее адаптированными являются одинокие инвалиды. Несмотря на то, что их материальное положение не отличается принципиально в худшую сторону, представляют собой в плане социальной адаптации группу риска. Так, они чаще других негативно оценивают своё финансовое положение (31,4%, а в среднем у инвалидов 26,4%). Они считают себя более “несчастными” (62,5%, а в среднем у инвалидов 44,1%), “пассивными” (соответственно 57,2% и 28,5%), “грустными” (40,9% и 29%), среди этих людей мало лиц, довольных жизнью. Черты социально-психологической дезадаптации одиноких инвалидов имеют место, несмотря на то, что в мерах по социальной защите они имеют определённый приоритет. Но, видимо, в первую очередь необходима психолого-педагогическая помощь этим людям. Ухудшение морально-психологического состояния лиц с ограниченными возможностями объясняется также сложными экономическими и политическими условиями в стране. Как и все люди, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта. Общая обеспокоенность принимает формы, характерные для сегодняшних политико-экономических и социально-психологических условий. Наряду с материальным неблагополучием это приводит к тому, что малейшие затруднения вызывают у инвалидов панику и сильный стресс.

Итак, можно констатировать, что в настоящее время процесс  социальной адаптации инвалидов  затруднён, поскольку:

удовлетворённость жизнью у инвалидов низка (причём, по результатам наблюдений московских и ярославских специалистов, этот показатель имеет отрицательную динамику);

самооценка также  имеет отрицательную динамику;

существенные  проблемы встают перед инвалидами в  области взаимоотношений с окружающими;

эмоциональное состояние инвалидов характеризуется тревожностью и неуверенностью в будущем, пессимизмом.

Наиболее неблагополучна в социально-психологическом смысле группа, где наблюдается сочетание  разных неблагоприятных показателей (низкой самооценки, настороженности  к окружающим, неудовлетворённости жизнью и т.п.). В эту группу входят люди с плохим финансовым положением и жилищными условиями, одинокие инвалиды, инвалиды 3 группы, особенно безработные, инвалиды с детства (в частности, больные ДЦП).  

2.4. Социальная реабилитация инвалидов. 

Социальная реабилитация инвалидов - совокупность мероприятий  по социально-бытовой адаптации  и психологической коррекции  самооценки инвалида. Она является цементирующим элементом ИПР (индивидуальная программа реабилитации) в целом. Социальная реабилитация инвалидов призвана перевести результаты реализации медицинского и профессионального блока ИПР в практическую, бытовую плоскость.

До настоящего времени направление социальной реабилитации инвалидов остается слабым звеном комплекса реабилитационных мероприятий. Основной причиной является то, что медицинская и профессиональная реабилитации инвалидов были изначально закреплены за профессионально ориентированными на эти задачи социальными структурами систем здравоохранения и образования.

В рамках Программы предпринимается  попытка решить вопрос о создании и разработке новых методов и технологий комплексного решения проблем социальной реабилитации инвалидов.

Итогом проведения социальной реабилитации инвалидов  должно стать:

формирование  новых (взамен утраченных) навыков, обеспечивающих инвалиду максимально возможный для него бытовой комфорт и уровень самообслуживания. В задачи этого направления входит обучение использованию протезов и приспособлений, обустройство квартиры, формирование навыков личной гигиены и т.д.;

выявление и  развитие способностей и, возможно, скрытых  талантов инвалида, способных обеспечить базу для повышения его самооценки, творческого развития, профессиональной состоятельности и материальной независимости;

формирование, при  необходимости, нового (или дополнительного) круга общения инвалида.

Дальнейшим развитием  результатов создания системы социальной реабилитации инвалидов должна явиться  продуманная и согласованная  политика РФ, а также регионов в области социальной защиты населения (в том числе инвалидов), совершенствование и повышение эффективности работы существующих организаций и внедрение новых форм и видов реабилитационных услуг. 

3. Социальная защита инвалидов.

Социальный работник должен быть готов оказать инвалиду помощь по целому ряду

вопросов юридического, психологического, педагогического  и, что очень важно,

социального и  медико-социального характера. 

3.1. Обязательства современного государства перед инвалидами. 

Инвалидность, как  бы ее ни определять, известна в любом  обществе, и каждое государство сообразно  уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

В течение последних 30 лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования такой политики, поддержки правительствами различных стран разработки подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованной инвалидам.

Основные принципы формирования политики в отношении  инвалидов:

1. Государство  отвечает за устранение условий,  ведущих к инвалидности, и решение  вопросов, связанных с последствиями  инвалидности.

2. Государство  обеспечивает инвалидам возможность  достигнуть одинакового со своими  согражданами уровня жизни, в  том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни.

3. Инвалиды имеют  право жить в социуме, общество порицает изоляцию инвалидов. Для этого общество стремится сформировать условия независимой жизни инвалидов (безбарьерная среда).

4. За инвалидами  признаются права и обязанности  граждан данного общества. В компетенции  государства находятся способы признания, обеспечения и реализации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.

5. Государство  стремится к равнодоступности мер социальной политики в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).

6. При реализации  политики в отношении инвалидов  должны учитываться особенности  индивида или групп инвалидов:  все инвалиды в силу специфики своего заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.

Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в  определении, категоризации и легализации  инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями.

В российских дебатах  о социальной политике в отношении инвалидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остается второстепенным вопросом. В социальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигать обозначенных целей.

Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в  развитых странах, включают в себя ряд  взаимосвязанных элементов, отражаемых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.

Основными критериями развития политики государств в отношении  инвалидов являются:

· Наличие официально признанной политики в отношении инвалидов.

· Наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов.

· Судебные и  административные механизмы реализации прав инвалидов.

· Наличие неправительственных  организаций инвалидов.

· Доступ инвалидов к  реализации гражданских прав, в том  числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав.

· Наличие безбарьерной физической и социальной среды.

Департамент по делам инвалидов создан в Минздравсоцразвития

9 февраля 2010

В Минздравсоцразвития  России организован Департамент  по делам инвалидов, его создание связано с новыми приоритетными  задачами, стоящими перед Министерством  в сфере социальной защиты инвалидов, сообщает «Взгляд Здоровье».

На должность  директора департамента назначен Григорий Лекарев, ранее занимавший должность  помощника министра здравоохранения  и социального развития.

Григорий Лекарев  прокомментировал планы работы департамента: «Перед департаментом стоят задачи, прежде всего, по созданию условий для формирования и устойчивого развития доступной среды для инвалидов в нашей стране. Основное внимание будет уделено разработке и внедрению новых объективных подходов при установлении инвалидности, созданию предпосылок для инновационного развития реабилитационной индустрии и совершенствования государственной системы реабилитации с учетом потребностей каждого конкретного инвалида».

«Эти направления  мы уже сейчас прорабатываем в  рамках подготовки государственной  программы «Доступная среда» совместно с общественными объединениями инвалидов и с учетом мнения регионов. Все эти мероприятия- движение к ратификации конвенции ООН «О правах инвалидов», - отметил Лекарев.

Особое внимание в работе департамента будет уделено  положениям Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, с учетом классификации, адаптированной для детей и подростков, сообщает «Взгляд Здоровье».

При президенте РФ создан совет по делам инвалидов 

Дмитрий Медведев 19 декабря  подписал указ о создании при президенте РФ совета по делам инвалидов, передает "Интерфакс". Указ вступает в действие с момента его подписания.

Главой совета назначен руководитель администрации  президента Сергей Нарышкин. Совет  займется подготовкой предложений по проведению государственной политики в отношении инвалидов и определением способов ее реализации.

На совет также  возложена задача подготовки необходимых  изменений в российском законодательстве, чтобы инвалиды получили равные с  другими гражданами возможности для реализации своих прав и свобод.

По данным Минздравсоцразвития 13 миллионов инвалидов – трудоспособны, не более 15 % из которых трудоустроены.

В соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года                        № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», развитие спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья является одним из приоритетных направлений социальной политики государства.                В рамках Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» стало возможным создание комплексов и спортивных сооружений, специально оборудованных для занятий спортом лицами с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата и зрения. При этом по состоянию на 1 января                   2009 года из общего числа инвалидов – 12,7 млн. человек в Российской Федерации физической культурой и спортом среди взрослых занимается 192,2 тыс. человек (1,58 %), среди детей – 32,4 тыс. человек, что составляет 5,86 % от общего числа детей-инвалидов – 553,4 тыс. человек. В Рязанской области количество инвалидов, в том числе детей-инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, составляет 0,62 %.  

3.2. Социальное обслуживание. 

Согласно российскому  законодательству, социальное обслуживание - это деятельность соответствующих  служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся и трудной жизненной ситуации.

Очередным законодательным  регулятором вопросов доступности  среды жизнедеятельности стало  Постановление Правительства РФ от 25.11.1995г. № 1151, где был уточнен федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам. В настоящем акте перечислены услуги, предоставляемые инвалидам и пожилым в условиях стационарного учреждения и на дому: материально-бытовые, социально-медицинские, правовые, ритуальные, образовательные услуги, а также услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией.

Постановление Правительства РФ от 15.04.1996г. № 473 регулирует порядок предоставления социальных услуг. Ими могут воспользоваться бесплатно:

Информация о работе Инвалидность как социальная проблема