Инвалидность как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 11:26, реферат

Описание работы

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным «злом» в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, например: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр.

Файлы: 1 файл

Инвалидность как социальная проблема..doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

· одинокие инвалиды, получающие пенсию (в том числе  с учетом надбавок) в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

· инвалиды, имеющие  родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить помощь и уход, при условии, что размер их пенсии ниже прожиточного минимума;

· инвалиды, проживающие  в семьях, среднедушевой доход  которых ниже прожиточного минимума.

Социальное обслуживание инвалидов включает совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам из числа инвалидов на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Такие услуги оказываются  только при условии добровольного  согласия инвалидов, за исключением  случаев, когда это необходимо сделать, чтобы спасти жизнь инвалида (может быть, даже и против его воли).

Оказание социальных услуг, может производиться на дому, при помещении в специальное  учреждение (стационар), осуществляющее постоянный уход за находящимися в  нем лицами, а также в форме  полустационарного обслуживания.

К числу надомных социальных услуг, гарантированных  государством в федеральном перечне, относятся:

· организация  питания, в том числе доставка продуктов на дом;

· помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

· содействие в  получении медицинской помощи, в  том числе сопровождение в  медицинские учреждения;

· поддержание  условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

· содействие в организации  юридической помощи и иных правовых услуг;

· содействие в  организации ритуальных услуг;

· другие надомные социальные услуги.

Полустационарное  социальное обслуживание включает:

· социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов;

· организацию  их питания, отдыха;

· обеспечение  их участия в посильной трудовой деятельности;

· поддержание  активного образа жизни.

Оно предоставляется  нуждающимся в нем инвалидам, сохранившим способность обслуживать  себя и активно передвигаться, не имеющим медицинских противопоказаний к предоставлению такового, осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Стационарное  социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Оно включает меры по созданию для инвалидов наиболее удобных и комфортных их возрасту и состоянию здоровья условий жизни, а также оказание им медицинской и иной помощи, способствующей достижению такого состояния, организацию их отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание инвалидов осуществляется в домах-интернатах, специально оборудованных в соответствии с их возрастом, здоровьем и социальным положением. Инвалид, выбравший проживание в подобном учреждении, отнюдь не лишается возможности вести удобную и привычную для него жизнь. Он имеет право пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату согласно действующим тарифам, встречаться с родственниками, друзьями практически в любое время. Супруги из числа проживающих в доме-интернате вправе требовать предоставления им изолированного жилого помещения для совместного проживания.

Комплекс мер, которые связаны с социальным обслуживанием населения, также  предполагает соблюдение норм права, распространяющихся не только на инвалидов, но и на всех граждан. В частности, это касается обслуживания населения в магазинах, ателье, домах быта и иных организациях подобного рода. Правда, и в этих случаях законодательство ориентирует лиц, занимающихся оказанием таких услуг, на особое отношение к гражданам, признанных инвалидами. Так, инвалиды I и II группы должны обслуживаться вне очереди в предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи и жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, которые занимаются обслуживанием населения. Инвалиды пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций

3.3 Финансирование и пенсионное обеспечение. 

Самым слабым местом социальной политики в отношении инвалидов  остается отсутствие ее единой стратегии. Фактически мы имеем дело с отдельными социальными мерами, а не с комплексной  системной концепцией. Законы, обеспечивающие льготы, противоречат основному финансовому закону страны - Закону о федеральном бюджете РФ: они исходят из непреложного выполнения обязательств федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации перед получателем, однако российское законодательство о федеральном бюджете устанавливает приоритеты выполнения различных бюджетных статей и предусматривает возможность недофинансирования по отдельным статьям.

В рамках реформы  пенсионной системы России в соответствии с новыми Федеральными законами № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (от 17.12.2001г.) и № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (от 15.12.2001г.) существует несколько видов пенсий для инвалидов: государственная и трудовая.

Размер государственной  пенсии исчисляется как производная  от размера базовой части трудовой пенсии в зависимости от категории пенсионера и составляет, например, для инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности 3-й степени при наступлении инвалидности вследствие военной травмы, - 300% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

В соответствии со статьей 18 Закона «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации», социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере:

· инвалидам  с детства, имеющим ограничение  способности к трудовой деятельности 3-й и 2-й степени, инвалидам, имеющим  ограничение способности к трудовой деятельности 3-й степени, детям-инвалидам - 100% размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;

· инвалидам, имеющим  ограничение способности к трудовой деятельности 1-й степени, -85% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), но не менее 400 рублей в месяц.

Остальные граждане, имеющие инвалидность, получают трудовую пенсию по инвалидности, размер которой исчисляется как сумма ее базовой, страховой и накопительной частей.

Инвалиды, получающие социальную пенсию, находятся в наихудшем  положении. Таким образом, налицо расхождение  пенсионного законодательства и требования статьи 2 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ», согласно которой устанавливаемые минимальные размеры оплаты труда, пенсий, как и оказание необходимой государственной социальной помощи, малоимущим гражданам, должны определяться исходя из прожиточного минимума.

В настоящее  время пенсионное обеспечение инвалидов  в России не увязано с уровнем  их доходов и занятостью (незанятостью), а также весьма слабо связано  с реабилитацией инвалида.

Пенсии выполняют  исключительно функцию социальной поддержки инвалидов, будучи по своей природе социальным пособием тем лицам, которые не обладают достаточной конкурентоспособностью, чтобы прокормить себя.

Несовершенство  существующей системы финансового  обеспечения политики в отношении  инвалидов приводит к недофинансированию отдельных мероприятий, к задержкам по выплатам разных видов пособий и компенсаций.

Основное преимущество пенсии как социального вида помощи инвалиду - законодательно закрепленная обязательность предоставления и гарантированность выплат.

Все остальные виды помощи, мероприятия, затрагивающие людей  с ограниченными возможностями, не гарантируют обязательности финансирования и, как показывает практика, не финансируются  в полном объеме. 

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Итак, в работе мы отметили, что в современном мире существует множество социальных проблем. Решение  социальной проблемы предполагает установление причин, которые привели к ее возникновению.  
 
Из общего числа социальных проблем  социальной работы, проблема инвалидности является одной из наиболее острых и изучаемых, т.к. инвалидность - это социальное явление, избежать которого не может ни одно общество в мире. В начале XX в. данная проблема стала рассматриваться в системе координат «личность-способность к полноценной жизнедеятельности», были выдвинуты идеи о необходимости такой помощи, которая давала бы инвалиду возможность самостоятельно строить свою жизнь. 
 
Современная трактовка инвалидности связана со стойким расстройством здоровья, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость социальной защиты и помощи. Основным признаком инвалидности считается недостаток физического ресурса, который внешне выражается в ограничении жизнедеятельности. 
 
Традиционно инвалидность считалась медицинским вопросом, решение которого являлось прерогативой врачей. Доминировала точка зрения на инвалидов как на людей, не способных к полноценной общественной жизни. Однако постепенно в теории и практике социальной работы утверждаются и иные тенденции, нашедшие отражение в моделях инвалидности. 
 
В работе отмечено, что  инвалидность  одна из форм социального неравенства; люди с ограниченными психическими или физическими возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней среды к их особым нуждам, а также из-за предрассудков общества по отношению к себе. Таким образом, основными признаками инвалидности являются полная или частичная утрата человеком способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Рассмотрев данные вопросы, можно утверждать, что мы достигли  цели нашего исследования по выявлению и анализу социальных проблем инвалидов, которые выражаются в ограничении жизнедеятельности. 
 
Таким образом, главная проблема инвалидности  кроется не в медицинском диагнозе и не в необходимости приспосабливаться к своему недугу, а в том, что существующие социальные условия ограничивают активность определенных социальных групп или категорий населения. В данной интерпретации инвалидность - не личная, а социальная проблема, и приспосабливаться должен не инвалид к обществу, а наоборот. 
 
В таком контексте инвалидность рассматривается как дискриминация, а главная цель социальной работы с инвалидами – помочь обществу в приспособлении к нуждам людей с ограниченными возможностями здоровья, а также помочь самим людям с инвалидностью осознать и реализовать свои человеческие права. 
 
Что касается проблемы инвалидов в доступности окружающей среды, надо отметить, что здесь разработаны меры по созданию для инвалидов социальной инфраструктуры, удобной для проживания. Предполагаются оборудование жилых домов средствами, удобными для перемещения инвалидов, т.е. специальными подъездными дорожками, подъемниками; создание реабилитационных комплексов со спортивными специальными тренажерами и бассейнами; адаптация средств индивидуального, городского и междугороднего пассажирского общественного транспорта, связи и информатики; расширение производства вспомогательных технических средств и бытового оборудования. 
 
Надо отметить, что в России в последние годы многое сделано для решения проблем инвалидов и инвалидности. Государственная политика в этом направлении основывается на прочном правовом фундаменте, прежде всего на базовом законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Действующее законодательство в отношении этой категории граждан носит разветвленный характер; в нем содержатся гарантии занятости и профессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями, получения ими достойного образования, охраны здоровья, социальной и юридической защиты, интеграции и реабилитации, участия в политической, социальной и культурной жизни, предоставления необходимой информации. Следовательно, к настоящему времени создана достаточно полная правовая база, регламентирующая создание безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов. Однако, верно будет указать, что  практическая реализация законов и иных нормативных актов осуществляется медленно. 
 
Резюмируя вышесказанное, подчеркнем, что инвалиды составляют особую категорию населения, численность которых постоянно увеличивается. Мировым сообществом социальная защита инвалидов рассматривается как проблема первостепенной важности.  
 
Изменение общественного отношения к проблеме инвалидности и инвалидам, развитие системы социальной реабилитации – одна из главных и ответственных задач современной государственной политики. Обеспечивая социальную защищенность инвалидов, государство должно создавать им необходимые условия для достижения одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе и в сфере доходов, образования, занятости, участия в общественной жизни и доступности окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: Федеральный закон РФ от 24.11.1995г. №181-ФЗ (ред. от 28.04.2009г.) // Официальные документы в образовании.-2007.-№16.-С.4-14. 
2. «Об основах социального обслуживания  населения в Российской Федерации»: Федеральный закон РФ По состоянию на 10.12.1995 года № 195-ФЗ. Ред. от 22.08.2004 // Рос. газета.- 1995.-№ 243.- С. 23

3. Декларация о правах  инвалидов: Провозглашенная резолюцией 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи  ООН от 09.12.1975г. // Социальное обеспечение.-2005.-№23.-С.

4. Гусева Л.А. Технология социальной реабилитации инвалидов // Социальное обслуживание.-2004.-№3.-С.33-44.

5. Как общаться с инвалидами.- М.: Преодоление, 1993.-31с.

6. Канн А. Дж. Социальные  проблемы: теория и определения  // В кн. Энциклопедия социальной  работы в 3 т. Т.3 / пер. с англ. – М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1994.-499с.

7. Комплексная реабилитация  инвалидов: учебное пособие / под  ред. Т.В.Зозули.- М.: Академия, 2005.-304с.

8.  Основы социальной  работы: учебное пособие / под  ред. Н.Ф. Басова.- М.: Академия, 2004.-288с.

9. Петров В. Социальная  среда интеграции людей с ограниченными  возможностями здоровья // Социальная  политика и социология.-2009.-№2.-С.50-54.

10. Соколовская М. Исследование социальных проблем: [Социология социальных проблем] // Социальное обеспечение.-2006.-№3.-С.30-34.

11. Ярская-Смирнова Е.Р.  Социальная работа с инвалидами.- СПб.: Питер, 2004.-316с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН:

 

1.Введение.

2.Инвалидность как особая социальная группа. 

2.1.Понятие  «инвалидность» и  ее группы. 

2.2 Понятие «социальная проблема»

2.3. Социально-психологическая  адаптация инвалидов. 

2.4.  Социальная реабилитация  инвалидов. 

3. Социальная защита  инвалидов.

3.1. Обязательства современного  государства перед инвалидами. 

3.2. Социальное обслуживание. 

3.3 Финансирование и  пенсионное обеспечение. 

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Инвалидность как социальная проблема