Инвалидность как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным «злом» в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами.

Содержание работы

Введение.
Глава1.Инвалидность как особая социальная группа.
1.1.Понятие «инвалидность» и ее группы.
1.2.Социально-психологическая адаптация инвалидов.
1.3. Социальная реабилитация инвалидов.
1.3.1.Реабилитация семей с инвалидами.
Глава 2. Социальная защита инвалидов.
2.1. Обязательства современного государства перед инвалидами.
2.2. Социальное обслуживание.
2.2. Финансирование и пенсионное обеспечение.
2.3. Льготы и компенсации.
2.4.Медицинское обслуживание
2.5. Занятость и обучение инвалидов.
Глава 3.Инвалидность в Рязанской области.
3.1.Статистические данные.
3.2. Заседания по проблеме инвалидов в Рязанской области.
3.3.Люди с ограниченными возможностями здоровья имеют право на труд.
3.4.Дополнительные меры в организации жизнедеятельности инвалидов.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 50.28 Кб (Скачать файл)

Итак, можно констатировать, что в настоящее время процесс  социальной адаптации инвалидов  затруднён, поскольку:

удовлетворённость жизнью у инвалидов низка (причём, по результатам наблюдений московских и ярославских специалистов, этот показатель имеет отрицательную динамику);

самооценка также  имеет отрицательную динамику;

существенные  проблемы встают перед инвалидами в  области взаимоотношений с окружающими;

эмоциональное состояние инвалидов характеризуется тревожностью и неуверенностью в будущем, пессимизмом.

Наиболее неблагополучна в социально-психологическом смысле группа, где наблюдается сочетание  разных неблагоприятных показателей (низкой самооценки, настороженности  к окружающим, неудовлетворённости жизнью и т.п.). В эту группу входят люди с плохим финансовым положением и жилищными условиями, одинокие инвалиды, инвалиды 3 группы, особенно безработные, инвалиды с детства (в частности, больные ДЦП).  

1.3. Социальная  реабилитация инвалидов. 

Социальная реабилитация инвалидов - совокупность мероприятий  по социально-бытовой адаптации  и психологической коррекции  самооценки инвалида. Она является цементирующим элементом ИПР (индивидуальная программа реабилитации) в целом. Социальная реабилитация инвалидов призвана перевести результаты реализации медицинского и профессионального блока ИПР в практическую, бытовую плоскость.

До настоящего времени направление социальной реабилитации инвалидов остается слабым звеном комплекса реабилитационных мероприятий. Основной причиной является то, что медицинская и профессиональная реабилитации инвалидов были изначально закреплены за профессионально ориентированными на эти задачи социальными структурами систем здравоохранения и образования.

В рамках Программы предпринимается  попытка решить вопрос о создании и разработке новых методов и  технологий комплексного решения проблем  социальной реабилитации инвалидов.

Итогом проведения социальной реабилитации инвалидов  должно стать:

формирование  новых (взамен утраченных) навыков, обеспечивающих инвалиду максимально возможный для него бытовой комфорт и уровень самообслуживания. В задачи этого направления входит обучение использованию протезов и приспособлений, обустройство квартиры, формирование навыков личной гигиены и т.д.;

выявление и  развитие способностей и, возможно, скрытых  талантов инвалида, способных обеспечить базу для повышения его самооценки, творческого развития, профессиональной состоятельности и материальной независимости;

формирование, при  необходимости, нового (или дополнительного) круга общения инвалида.

Дальнейшим развитием  результатов создания системы социальной реабилитации инвалидов должна явиться  продуманная и согласованная  политика РФ, а также регионов в области социальной защиты населения (в том числе инвалидов), совершенствование и повышение эффективности работы существующих организаций и внедрение новых форм и видов реабилитационных услуг. 

1.3.1. Реабилитация  семей с инвалидами. 

Семьи с детьми-инвалидами постоянно находятся в зоне психологического неблагополучия. Матери детей-инвалидов испытывают хроническую вину,  которая меняет их способ восприятия мира. У них меняется осанка, они как будто хотят меньше места; у них особенная, скованная походка, не бывает громкого голоса. Они зажаты всегда и во всем. Вина опасна тем, что провоцирует обиду, она же может превращаться в гнев и стать источником депрессии.

Вполне естественно, что для семьи с ребенком-инвалидом  нужна реабилитация всех членов семьи, в первую очередь матери. Суть реабилитации заключается в том, чтобы помочь семье (матери)обрести прежний социально-психологический и социокультурный статус, выйти из состояния психологического стресса.

По мнению известного врача А.И.Захарова, у матерей, имеющих  детей-инвалидов, наблюдаются следующие  невротические изменения:

Сензитивность - повышенная эмоциональная чувствительность: все  близко принимать к сердцу, легко  расстраиваться и волноваться;

Аффективность - эмоциональная  возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом в сторону  его снижения;

Тревожность-склонность к беспокойству;

Противоречивость  личности - недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний;

Доминантность - стремление играть значимую, ведущую роль в  отношениях с окружающими;

Эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений;

Гиперсоциальность - повышенная принципиальность, утрированное чувство  долга, трудность компромиссов.

При работе с  проблемным ребенком используется социально-педагогическое патронирование - направленное сопровождение. Оно рассчитано на семьи, которые не могут самостоятельно решить своих проблем, справится с психологическими нагрузками, а часто и выразить их.

Специалисты выделяют 4 наиболее сложных, в психологическом плане, периодов в жизни семей с детьми-инвалидами.

Первый период-осознание  факта нарушения развития ребенка. Здесь преобладают страх, отрицание, гнев, агрессивность. Цель сопровождения-снятие психологического стресса, избавление от страхов, неуверенности в себе, снятие чувства непринятия ребенка, его дефекта, принятие себя(рассчитано на родителей, в первую очередь на мать).Эффективны индивидуальные беседы психолога и социального педагога с родителями, на которые приглашают тех родителей, которые имеют ребенка с аналогичным заболеванием, но уже добились успехов в лечении; использование различных игр, тренингов; работа над сценариями праздников, активное участие в них родителей и др.

Второй период - старший дошкольный возраст. Цель сопровождения: на когнитивном уровне - развитие психических процессов(восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения)ребенка, на социально-культурном -развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, самосознания, освоение этических норм, первичная адаптация к обучению, новым людям ребенка, активное включение матери в реабилитационный процесс.

Третий период - подростковый возраст. Цель сопровождения: принятие подростком социального статуса, преодоление негативного восприятия себя, снижение эгоцентризма, повышение самооценки, совершенствование коммуникативных навыков в усложняющихся механизмах общения, профессиональная ориентация. Полезным оказывается участие в клубных объединениях; социальное проектирование, общественные поручения, волонтерство, художественное творчество, профориентационная деятельность (тесты, тренинги, игры),тренинги личностного роста, использование компьютерных технологий и сети Интернет.

Четвертый период- старший дошкольный возраст. Цель сопровождения: профессиональное определение, моделирование индивидуальной культуры личности (имидж, статус, овладение деловым этикетом, культура организации досуга), проектирование дальнейших жизненных перспектив. К видам восстановительной деятельности относятся: апробация профессиональных навыков (поступление в учебное заведение, участие в конкурсах, фестивалях, выставках); интерактивные мероприятия(внедрение в сферу здоровых людей, апробация личностных и профессиональных качеств через обучение младших);мероприятия по поиску партнера по жизни(клубы общения).

Современная стратегия  работа с детьми-инвалидами - их включение в полноценную общественную жизнь. Идея социального включения, или инклюзии, неразрывно связана с теорией семейных систем и программами ранней интервенции. Согласно теории семейных систем именно семья становится главным ресурсом абилитации и реабилитации человека с ограниченными возможностями.

Раннюю интервенцию  можно считать практикой вложения социального капитала в нетипичную семью. Сердцевиной ранней интервенции по праву можно считать индивидуализированный план семейных услуг. Социальное включение обеспечивается тремя основными принципами: ранним началом помощи, пролонгированностью, учетом возрастной и индивидуальной динамики.

Ранее начало помощи предполагает раннее вмешательство  специалистов в жизненный мир ребенка, чем раньше диагностируются особенности созревания, а семья и ребенок включаются в систему социальной работы, тем успешнее социализация, больше вероятность компенсации недостаточного развития. Этим обеспечивается и превентивная сущность ранней интервенции, ее способность предотвратить возможные вторичные нарушения.

В систему раннего  вмешательства входят следующие  услуги: семейный тренинг, консультирование, наблюдения на дому; специальный инструктаж; поддержка речевого развития; медицинское обслуживание; профессиональная терапия; психологические услуги; медицинские сервисы, связанные с диагностикой и оценкой состояния пациента; услуги по раннему выявлению, скринингу и оценке; привлечение медицинских услуг, необходимых детям раннего возраста, из других  социальных программ.

Пролонгированность  предполагает долгосрочность и периодичность социальной деятельности, направленной на ребенка. В отношении развития нетипичного ребенка пролонгированность означает перспективу трудоустройства, мониторинг  жизни выпускников, создание системы поддержки  после окончания школы.

Профессионалы планируют ход реабилитационной программы таким образом, чтобы все методы и процедуры находились в соответствии с развитием ребенка и подводили его к следующему этапу программы. При этом особое внимание обращается  на зоны перехода от одного возраста в другой, от одного агентства(или комплекса социальных услуг) к другому, а также на жизненные перемены: изменение социального статуса, переезд в другое место, поступление в школу.

Учет возрастной и индивидуальной динамики означает мониторинг изменений, происходящих в ребенке и его семье при реализации социальных программ, определение или корректировку дальнейших целей социального вмешательства в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.  
 

Глава 2. Социальная защита инвалидов.

Социальный работник должен быть готов оказать инвалиду помощь по целому ряду

вопросов юридического, психологического, педагогического  и, что очень важно,

социального и  медико-социального характера. 

2.1. Обязательства  современного государства перед  инвалидами. 

Инвалидность, как  бы ее ни определять, известна в любом  обществе, и каждое государство сообразно  уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

В течение последних 30 лет в мире сложились устойчивые тенденции и механизмы формирования такой политики, поддержки правительствами различных стран разработки подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованной инвалидам.

Основные принципы формирования политики в отношении  инвалидов:

1. Государство  отвечает за устранение условий,  ведущих к инвалидности, и решение  вопросов, связанных с последствиями  инвалидности.

2. Государство  обеспечивает инвалидам возможность  достигнуть одинакового со своими  согражданами уровня жизни, в  том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни.

3. Инвалиды имеют  право жить в социуме, общество порицает изоляцию инвалидов. Для этого общество стремится сформировать условия независимой жизни инвалидов (безбарьерная среда).

4. За инвалидами  признаются права и обязанности  граждан данного общества. В компетенции  государства находятся способы признания, обеспечения и реализации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.

5. Государство  стремится к равнодоступности мер социальной политики в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).

6. При реализации  политики в отношении инвалидов  должны учитываться особенности  индивида или групп инвалидов:  все инвалиды в силу специфики своего заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.

Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в  определении, категоризации и легализации  инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями.

В российских дебатах  о социальной политике в отношении инвалидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остается второстепенным вопросом. В социальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигать обозначенных целей.

Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в  развитых странах, включают в себя ряд  взаимосвязанных элементов, отражаемых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.

Основными критериями развития политики государств в отношении  инвалидов являются:

· Наличие официально признанной политики в отношении инвалидов.

· Наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов.

· Судебные и  административные механизмы реализации прав инвалидов.

· Наличие неправительственных  организаций инвалидов.

· Доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе  права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной  жизни и собственности, а также  политических прав.

· Наличие безбарьерной физической и социальной среды.

Департамент по делам инвалидов создан в Минздравсоцразвития

9 февраля 2010

В Минздравсоцразвития  России организован Департамент  по делам инвалидов, его создание связано с новыми приоритетными  задачами, стоящими перед Министерством  в сфере социальной защиты инвалидов, сообщает «Взгляд Здоровье».

На должность  директора департамента назначен Григорий Лекарев, ранее занимавший должность  помощника министра здравоохранения  и социального развития.

Информация о работе Инвалидность как социальная проблема