Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:10, курсовая работа
Человеческая жизнь очень хрупка. В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования. К таким обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ
1.1.Понятие, виды источников права социально обеспечения
1.2. Классификация источников права социального обеспечения
ГЛАВА II. ЗАКОНЫ И УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ КАК ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1. Законы как источники права социально обеспечения
2.2. Указы президента РФ и Постановления Правительства как
Источники права социального обеспечения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ
1.1.Понятие,
виды источников права
1.2. Классификация источников права социального обеспечения
ГЛАВА II. ЗАКОНЫ И УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ КАК ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1. Законы как источники права социально обеспечения
2.2. Указы президента РФ и Постановления Правительства как
Источники
права социального обеспечения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Человеческая
жизнь очень хрупка. В процессе
жизни каждый человек находится
в опасности перед наступлением
обстоятельств, которые могут самым
непосредственным образом отразиться
на состоянии его здоровья и привести
к утрате заработной платы - основного
источника средств
Концепция социальной защиты населения России применительно к новым политическим и экономическим условиям находится в процессе разработки. По многим ее положениям среди специалистов отсутствует единство мнений. Под социальной защитой в широком смысле понимают деятельность государства, направленную на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни.
В узком смысле социальную защиту рассматривают как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально-приемлемого уровня жизни.
Но при всей
новизне эта концепция должна
базироваться на результатах и выводах
отечественных ученых, ранее исследовавших
такие важнейшие составные
Совокупность
правовых норм, регулирующих отношения
по материальному обеспечению из
внебюджетных фондов социального страхования
или за счет средств государственного
бюджета лиц, достигших установленного
возраста, нетрудоспособных, потерявших
кормильца, безработных, семей с
детьми, лиц с доходами ниже прожиточного
минимума. по оказанию бесплатной медицинской
помощи в соответствии с базовыми
программами обязательного
Все выше сказанное определяет актуальность рассматриваемой темы.
Объектом исследования в данной работе является право социального обеспечения. Предметом исследования являются источники права социального обеспечения, их классификация и характеристика.
Цель данной
курсовой работы - разобраться в
понятии источников права социального
обеспечения, их видах и классификации,
рассмотреть законы и указы Президента
РФ как источники права
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ
1.1.Понятие, виды источников права социально обеспечения
В правовой науке
укоренились в основном два понятия
источника права. Первое понятие
источника права в материальном
смысле, как реальной силы, создающей
правовые предписания и обеспечивающей
их исполнение, в том числе, естественно,
принудительное. Второе понятие источника
права в формальном смысле, как
внешней формы выражения
В российском праве, как и ранее в советском, единственным способом внешнего выражения правовых предписаний, придания им общеобязательного характера являются нормативные правовые акты соответствующих властных органов, что в полной мере относится и к источникам права социального обеспечения. Эти акты в совокупности образуют законодательство о социальном обеспечении (в широком понимании данного термина), которое регулирует весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли российского права.
Особое место среди источников права социального обеспечения занимают акты, в которых содержатся общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации. Такие источники права входят в общий массив законодательства России и имеют приоритет над всеми российскими нормативными правовыми актами.
Нормативные документы, являющиеся источниками права социального обеспечения, можно разделить на два вида:
Система источников права социального обеспечения достаточно сложна и противоречива. Она охватывает международные договоры и нормативные правовые акты практически всех уровней и нормотворческих органов.
Международные акты ООН, МОТ, Совета Европы, а также договоры, заключенные государствами в рамках СНГ, ратифицированные Российской Федерацией (или СССР), в силу ст. 15 Конституции РФ имеют приоритетное значение по отношению к национальному законодательству. К их числу относится Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973г3.
Участвующие в данном международном договоре государства приняли на себя юридические обязательства гарантировать каждому право на социальное обеспечение, включая право на социальное страхование, и обеспечить право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни.
Круг источников права социального обеспечения очень многообразен. Отражая развитие отрасли, он постоянно расширяется. В настоящее время в него входит не только собственно российское законодательство, но и ратифицированные РФ международно-правовые акты по вопросам социального обеспечения (конвенции МОТ и акты других международных организаций).
1.2. Классификация источников права социального обеспечения
Классификация отраслевых нормативных правовых актов осуществляется по различным критериям. Ее объективную основу составляют государственное устройство России и организация государственной власти в стране.
Далее рассмотрим
классификацию источников права
социального обеспечения
1.Классификация
источников права социального
обеспечения обусловлена
Россия — федеративное государство, в состав которого входят субъекты Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа). Защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится, согласно ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В связи с этим законодательство о социальном обеспечении состоит из правовых актов разного уровня — федерального и регионального. При этом надо учитывать, что основы федеральной политики и федеральных программ в области социального развития, как и в иных важнейших сферах общественной жизни, находятся в ведении Российской Федерации (см. ст. 71 Конституции РФ). Последнее предопределяет то, что важнейшие нормативные правовые акты по вопросам регулирования отношений по социальному обеспечению издаются Российской Федерацией.
К числу нормативных
правовых актов, выделяемых по такому
критерию, как разграничение компетенции,
относятся также акты органов
местного самоуправления. Федеральным
законом от 25 августа 1995 г. «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
к предметам ведения местного
самоуправления среди прочих вопросов
отнесены вопросы обеспечения социальной
поддержки населения и
Итак, наибольшее
значение в системе источников права
социального обеспечения имеют
федеральные нормативные
2. В зависимости
от органов, принимающих
Особый вид таких актов — коллективные договоры. Это локальные акты, принимаемые на уровне организаций и содержащие нормативные условия по вопросам социальной защиты их работников.
3. Традиционной является классификация источников права по их юридической силе, которая определяется, в свою очередь, положением соответствующего органа, издающего акт, в общей иерархической структуре органов власти.
По данному критерию выделяются следующие нормативные правовые акты федерального уровня.
а) Международные договоры, ратифицированные либо заключенные Российской Федерацией (либо СССР). В силу ст. 15 Конституции РФ они входят в правовую систему России и имеют приоритет перед законами: если международным договором установлены иные правила, то применяются правила международного договора.
б) Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, и все иные акты, издаваемые соответствующими органами, не должны противоречить основному закону страны. Конституция РФ определяет основные долгосрочные направления политики государства, закрепляет право граждан на социальное обеспечение. Конституция возвышается над всеми иными законами и является юридическим фундаментом, определяющим содержание других законов России. За ее соблюдением надзирает особый орган— Конституционный Суд РФ.
Постановлениями Конституционного Суда РФ признаны не соответствующими Конституции России положения Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации»5, ограничивающие право граждан, отбывающих уголовные наказания, на получение государственной пенсии; закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»6, ограничивающие право безработных граждан на получение пособия по временной нетрудоспособности в случае болезни, продолжающейся свыше одного месяца.
в) Законы Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 55 Конституции РФ, в стране не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Эта конституционная норма призвана обеспечить реализацию основного направления социальной политики, закрепленного в ст. 7 Конституции РФ: такая политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а не на отмену или ущемление уже имеющихся, установленных ранее принятыми законами прав граждан. С этих позиций законотворческая деятельность Федерального собрания России в сфере социального обеспечения еще не подвергалась объективной правовой оценке специалистов-правоведов. Следует иметь в виду, что содержание социальной политики (как и политики в любой иной сфере) в правовом государстве закрепляется именно в законах, а не в подзаконных актах, принимаемых органами исполнительной власти (даже высшим), первоочередной задачей которых является обеспечение исполнения принимаемых законов.