Источники права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Человеческая жизнь очень хрупка. В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования. К таким обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ
1.1.Понятие, виды источников права социально обеспечения
1.2. Классификация источников права социального обеспечения

ГЛАВА II. ЗАКОНЫ И УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ КАК ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1. Законы как источники права социально обеспечения
2.2. Указы президента РФ и Постановления Правительства как
Источники права социального обеспечения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 43.90 Кб (Скачать файл)

Указом Президента РФ от 16 августа 1995г. «О некоторых социальных гарантиях лиц, занимающих государственные  должности Российской Федерации  и должности федеральных государственных  служащих», по существу, введена особая система пенсионного обеспечения  указанных категорий государственных  служащих. В этот Указ были внесены  существенные изменения и дополнения Указом Президента РФ от 15 июня 1999г.

Легитимность  двух названных указов весьма сомнительна, поскольку в соответствии со ст. 39 Конституции РФ государственные  пенсии и социальные пособия устанавливаются  законом.

Указы от 16 августа 1995 г. и 15 июня 1999 г. закрепляют существенные привилегии в пенсионном обеспечении  по сравнению с общими нормами, закрепленными  Законом 1990г. Фактическим основанием для таких привилегий признается должностное положение, что также  противоречит Конституции РФ, в которой  государство гарантирует равенство  прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения15.

Указом Президента РФ от 27 декабря 1999г. для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации  и полных кавалеров ордена Славы— участников Великой Отечественной  войны введено с 1 января 2000 г. дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение в сумме, равной 10-кратному минимальному размеру пенсии по старости16.

Указом Президента РФ от 7 февраля 2000г. «Об обеспечении  деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей» введено  ежемесячное денежное содержание каждому  члену семьи в случае смерти (гибели) судьи Конституционного Суда РФ или  смерти (гибели) пребывающего в отставке судьи Конституционного Суда РФ в  сумме, равной 165 процентам размера  базовой части трудовой пенсии по старости17. Размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 450 рублей в месяц18. Круг членов семьи, имеющих право на данное содержание, определяется по правилам Закона 1990г.19

Федеральным законом  «О бюджете Фонда социального  страхования Российской Федерации  на 2002 год» установлено, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный  месяц не могут превышать 11 700 рублей20.

Указами Президента РФ периодически повышается также размер компенсационных выплат пенсионерам.

Следующий уровень иных нормативных  правовых актов — постановления  Правительства РФ. Это, пожалуй, самая обширная группа источников права социального обеспечения.

Постановлениями Правительства устанавливается, как  правило, правовой механизм реализации закрепленных в законах прав граждан  в сфере социального обеспечения. Так, порядок назначения и выплаты  государственных пособий гражданам, имеющим детей, предусмотренный  Федеральным законом от 19 мая 1995г. «О государственных пособиях гражданам; имеющим детей», регулируется соответствующим  Положением21, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Порядок назначения и выплаты пенсий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры РФ и их семьям регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994г. с последующими изменениями и дополнениями.

Правительством  РФ утверждены многочисленные списки, перечни видов работ, профессий  и должностей, с учетом которых  назначаются пенсии по старости в  связи с особыми условиями  труда, пенсии за выслугу лет.

Ежеквартально постановлениями Правительства  РФ утверждается среднемесячная заработная плата в стране для исчисления и увеличения государственных пенсий.

Постановлением  Правительства РФ от 29 сентября 1999г. утвержден Порядок учета и  исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка. Данный акт определяет состав семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, виды дохода, учитываемые при исчислении среднедушевого дохода.

Правительство определило также порядок учета  доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан  для предоставления им государственной  социальной помощи.

В соответствии с Федеральным законом «Об  иммунопрофилактике инфекционных болезней»  утвержден Перечень поствакциональных  осложнений, вызванных профилактическими  прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям, дающих право гражданам на получение  государственных единовременных пособий (Постановление Правительства РФ от 2 августа 1999г.).

Среди источников права социального обеспечения  данного уровня есть ряд актов, регулирующих обеспечение граждан лекарственной  помощью бесплатно либо со скидкой. Это Постановление Правительства  РФ от 30 июля 1994г. «О государственной  поддержке развития медицинской  промышленности и улучшении обеспечения  населения и учреждений здравоохранения  лекарственными средствами и изделиями  медицинского назначения», которым  предусмотрены определенные группы населения, имеющие право на бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами, а также категории  заболеваний, дающие право на бесплатное получение лекарственных средств. Этим постановлением утвержден перечень групп больных, при амбулаторном лечении которых лекарственные  средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен. К числу таких актов следует отнести и Постановление Правительства РФ от 8 апреля 1999 г. «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами».

Важное значение в регулировании общественных отношений  по социальному обслуживанию имеет  Федеральный перечень гарантированных  государством социальных услуг, предоставляемых  гражданам пожилого возраста и инвалидам  государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержденный Постановлением Правительства  РФ от 25 ноября 1995г. Этот акт закрепляет виды услуг, предоставляемых пожилым  и инвалидам в стационарных учреждениях  социального обслуживания, на дому пожилым и инвалидам, нуждающимся  в посторонней помощи; дополнительные услуги, оказываемые специализированными  отделениями помощи на дому, отделениями  срочной социальной помощи; услуги, предоставляемые при полустационаром  обслуживании.

Ряд источников содержит нормы, регулирующие социальное обеспечение семей с детьми. Одним  из них является Положение о приемной семье, утвержденное Постановлением Правительства  РФ от 17 июля 1996 г. В данном акте предусмотрено  материальное обеспечение приемной семьи.

Самостоятельную группу актов составляют акты министерств и других федеральных  органов исполнительной власти. Прежде всего, к ним относятся акты Минтруда. Акты этого министерства издаются в виде постановлений либо официальных разъяснений.

Так, постановлением Минтруда от 4 апреля 2000г. № 27 утвержден  порядок расчета среднемесячной заработной платы в стране за квартал  для исчисления и увеличения государственных пенсий в связи с ростом заработной платы в стране в соответствии с Федеральным законом «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».

Большое практическое значение имеет и такой акт  Минтруда, как Разъяснение от 22 мая 1996г. № 5 «О порядке применения Списков  производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 781 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях  в Российской Федерации», право на пенсию по старости в связи с особыми  условиями труда и на пенсию за выслугу лет», в которое внесено  изменение постановлением Минтруда от 1 октября 1999г. № 36. С учетом внесенного изменения указанное Разъяснение  предусматривает, что время выполнения осужденными работ, предусмотренных  Списками, в период отбывания ими  наказания в виде лишения свободы  или в период исполнения исправительных работ засчитывается в специальный  трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями  труда, на общих основаниях в соответствии с пенсионным законодательством.

Постановлением  Минтруда от 29 декабря 1999г. утверждено Разъяснение «О применении ограничений, установленных Федеральным законом  «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».

К числу актов  других министерств следует отнести  Положение о порядке выплаты  денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря  для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденное приказом Министерства образования РФ от 19 августа 1999г. Оно предусматривает, что денежные средства на указанные цели выплачиваются  опекунам (попечителям) органами опеки  и попечительства исходя из установленных  натуральных норм по фактическим  ценам данного региона. Решение  о назначении денежных средств принимается указанными органами в 15-дневный срок с момента обращения опекуна (попечителя).

Совместным приказом Минздрава и Фонда социального  страхования РФ от 6 октября 1998 г. утверждена Инструкция о порядке осуществления  контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности22. Указанными органами утверждена также Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан23.

Порядок санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах  Российской Федерации предусмотрен Инструкцией, утвержденной приказом Министра обороны от 20 августа 1999г.24 Инструкция, в частности, предусматривает порядок отбора на санаторно-курортное лечение, льготы на путевки в санатории и дома отдыха, порядок распределения и выдачи путевок.

К данной группе источников права социального обеспечения  относятся также акты других федеральных  органов исполнительной власти по вопросам социального обеспечения граждан.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее  время система социального обеспечения  России переживает переходный период. Новая система создается на базе утверждаемых Правительством концепций  и программ. Однако экономический  кризис не позволяет реализовать  их в полном объеме, поэтому преобразования проводятся по частям в зависимости  от их важности для будущего функционирования системы в целом.

Конституция РФ 1993 г. заложила основу для реформы  системы социального обеспечения. Статьи 38-41 Конституции закрепляют права человека в области социального  обеспечения. Материнство и детство, семья находятся под защитой  государства.

Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом. Государственные пенсии и  социальные пособия устанавливаются  законом. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и  благотворительность.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся  в жилище, оно предоставляется  бесплатно или за дополнительную плату из государственных, муниципальных  и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Каждый имеет  право на охрану здоровья и медицинскую  помощь. Медицинская помощь в государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранения оказывается гражданам  бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Реализация указанных  конституционных прав осуществляется на базе федерального законодательства.

Большое значение для преобразования и дальнейшего  развития государственной системы  социального обеспечения имеет  принятие Федеральных Законов – «О6 основах обязательного социального страхования» от 16.07.99 и «О государственной социальной помощи» от 17.07.99.

Региональные  и местные органы власти направляют усилия на организацию работы по предоставлению адресной социальной помощи населению, развитию нестационарных форм социального  обслуживания, укрепление их материально-технической  базы, формирование сети экспериментальных  учреждений комплексного социального  обслуживания населения.

Современный этап характеризуется активным правовым регулированием отношений по социальному  обеспечению, направленным на поэтапное  и комплексное преобразование системы  социального обеспечения в целях  ее органичного включения в структуру  новых экономических отношений  и смягчения процесса адаптации  к ним социально слабых категорий  населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 883) (с изменениями от 27 января, 9 сентября 1996 г., 14 февраля, 28 августа 1997 г., 12 ноября 1999 г., 5 мая, 21 декабря 2000 г., 14 февраля 2002 г.).
  3. Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (с изменениями от 25 февраля 2003 г.).
  4. Указ Президента РФ от 27 декабря 1999 г. N 1708 "О дополнительных мерах социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы - участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" (с изменениями от 24 июня 2002 г.).
  5. Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г. N 306 "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей" (с изменениями от 24 июня 2002 г.).
  6. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня 2004 г.).
  7. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"
  8. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 5 марта 2004 г.)
  9. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: Издательство БЕК, 2001.
  10. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. М.: Книжный мир.2001.
  11. Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов // Под ред. Э. Г. Тучковой. М., 1997
  12. «Российская газета». 1998. 9 дек.
  13. «Российская газета». 1999. 11 нояб.

Информация о работе Источники права социального обеспечения