Исторические и социально-культурные условия формирования идеолоических процессов Белорусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:52, реферат

Описание работы

В результате деятельности многих поколений наших предков, направленных на реализацию многообразных потребностей, которые определяют основное содержание человеческого бытия, было создано бесчисленное множество материальных объектов, предметов, а также нематериальных проявлений человеческого творчества. Передаваясь от поколения к поколению, они являлись и являются свидетельствами уровня развития общества на разных этапах, богатства духовной жизни, выразителями эстетических идеалов. Такие предметы часто идеализируются и окружены ореолом святости. В конечном итоге они становятся фактором сплочения нации, средством объединения в период кризисов и нестабильности. Совокупность таких наиболее выразительных результатов и свидетельств исторического развития нашего народа определяется Законом Республики Беларусь «Об охране историко-культурных ценностей»1 как историко-культурное наследие.

Содержание работы

1.Введение
2. Исторические и социально-культурные условия формированияидеолоических процессов Белорусского государства
3.Заключение
4.Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003 (2).doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет 
 

Реферат:

По предмету: Идеология

Тема:”Исторические  и социально-культурные условия  формирования идеолоических процессов  Белорусского государства” 
 
 
 

 

                                                                                      Выполнила:                                                                         

                                                                  студентка  первого   курса

                                                                  гуманитарного факультета,

                                                          отделения СИЯ, второй группы

                                                                                  Гончарова Е.В.

                                                                                      Проверил:

                                                                    Кандидат исторических

                                                                                       наук, доцент

                                                                                           Мигун  Д.А.           
 
 
 

                                                                                                                                                   Минск 2008     

 

Содержание

1.Введение

2. Исторические и социально-культурные условия формированияидеолоических процессов Белорусского государства

3.Заключение

4.Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Введение

               В результате деятельности многих поколений наших предков, направленных на реализацию многообразных потребностей, которые определяют основное содержание человеческого бытия, было создано бесчисленное множество материальных объектов, предметов, а также нематериальных проявлений человеческого творчества. Передаваясь от поколения к поколению, они являлись и являются свидетельствами уровня развития общества на разных этапах, богатства духовной жизни, выразителями эстетических идеалов. Такие предметы часто идеализируются и окружены ореолом святости. В конечном итоге они становятся фактором сплочения нации, средством объединения в период кризисов и нестабильности. Совокупность таких наиболее выразительных результатов и свидетельств исторического развития нашего народа определяется Законом Республики Беларусь «Об охране историко-культурных ценностей»1 как историко-культурное наследие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Исторические  и социально-культурные условия  формирования идеолоических процессов Белорусского государства 

       Место и роль историко-культурного  наследия в жизни каждого народа  уникальны.

        Во-первых, будучи основанным на местных традициях, с учетом психоэмоциональных особенностей их создателей, историко-культурное наследие сильно воздействует на сознание и особенно на подсознание людей. Благодаря этому выполняет ведущую роль в формировании национального менталитета, что придает ему статус одного из мощнейших факторов стабильности государственных образований. С этой точки зрения, всякое государство должно быть заинтересовано в сохранении культурного наследия на своей территории. В то же время эти же качества обеспечивают ему роль визитной карточки нации в процессе международных контактов, обеспечивают завоевание и укрепление позиций страны на международной арене. Это заставляет задуматься о проведении гибкой государственной политики при регулировании миграции ценностей, отказе от всякого рода «глухих» запретов в этой области.

        Во-вторых, историко-культурное наследие является самым объективным свидетельством прошлого. По большому счету оно исключает возможность значительных фальсификаций исторической науки, ее переподчинение всякого рода политиканству. В этом сила и беззащитность наследия. Значительные утраты историко-культурного наследия Беларуси чаще всего были вызваны тем, что его объективность раздражала как внешних врагов, так и представителей случайно оказавшихся у власти идеологических течений.

        В-третьих, историко-культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное, почитаемое и уникальное. Его невозможно повторить, восстановить после утраты. В этом его слабость и сила. Защищать и сохранять свое культурное наследие – право и обязанность каждого народа, поскольку облик общества отражается в ценностях, которые являются источником творческого созидания.

  В двадцатом столетии человечество столкнулось  с парадоксом, который определил  культурно-историческое лицо эпохи. С одной стороны, к этому времени был накоплен грандиозный исторический, технический, научный опыт, дающий реальную возможность достижения невиданного ранее уровня свободы. К началу века получили широкое общественное признание идеи гуманизма, добра, справедливости, неоднократно и убедительно были изобличены все формы зла и порока, осуждены эксплуатация, войны, вероломство. Уже прозвучал точный, исчерпывающий ответ на самый кардинальный вопрос современности и было доказано, что установление всеобщей гармонии не должно достигаться ценой слезы хотя бы одного замученного ребенка. Гуманистический потенциал накануне XX века был грандиозен и основателен.

  Но, обладая многотысячелетним духовным опытом, богатейшими нравственно-эстетическими ценностями, гениальными духовными прозрениями, способными нести гармонию в общественную жизнь, человечество не стало мудрее, совершеннее, не смогло усилить творческую энергию. Наоборот. Цивилизация XX века оказалась вовлеченной в самые массовые преступления. Вторая мировая война, в которой участвовала большая часть планеты, обошлась человечеству в пятьдесят миллионов жизней и утратой культурного наследия стран и народов.

  И тогда просвещенные и образованные умы решили вернуться к старой сократовской идее – покончить с невежеством и непониманием и избавить человечество от периодического взаимного уничтожения. Так появилась Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), одной из целей которой было и остается предоставление возможностей пользоваться культурным наследием всем людям с тем, чтобы они научились любить жизнь.

  Изучая  документы ЮНЕСКО, необходимо отметить, что впервые определение «культурные  ценности» вошло в дипломатическую  лексику под влиянием конвенции  от 14 мая 1954 года «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта»2, в которой под культурными ценностями понимаются:

  • (а) движимые и недвижимые ценности, такие, как: памятники архитектуры, искусства, истории, религиозные или светские; археологические месторасположения; архитектурные ансамбли; произведения искусства; рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения; научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукции ценностей, указанных выше;
  • (b) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а), такие, как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а);
  • (с) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах (а) и (b), так называемые «центры сосредоточения культурных ценностей».

  С этого времени указанное понятие  практически заменило прежние термины, такие, как «произведения искусства», «предметы коллекционирования»  и т. д., использовавшиеся для обозначения культурного достояния.

  В последующих рекомендациях и  конвенциях ЮНЕСКО указанный термин получил свое дальнейшее развитие. Так, например, в Рекомендации о сохранении культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ от 19 ноября 1968 года3, термин «культурные ценности» относится не только к выявленным и зарегистрированным объектам, но и незарегистрированным остаткам прошлого, а также к современным местностям и сооружениям, имеющим художественное значение.

  Наряду  с понятием «культурные ценности»  в отдельных документах ЮНЕСКО используется также понятие «культурное наследие». Под культурным наследием в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 года4 понимаются три категории объектов: памятники, ансамбли, достопримечательные места.

        Понятие «движимые  культурные ценности» в широком  смысле этого термина, без связи  с недвижимостями, применяется в  таких документах ЮНЕСКО, как, например: Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного  ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 года5, одноименной Рекомендации от 19 ноября 1964 года6, Рекомендации об охране движимых культурных ценностей от 28 ноября 1978 года7, а также Конвенции ЮНИДРУА8 по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям от 24 июня 1995 года9 и Положении о порядке возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей, утвержденном Решением глав правительств государств – участников Содружества Независимых Государств 9 октября 1997 года10.

  Так, в Рекомендации 1964 года под культурными  ценностями понимается движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны. К ним относятся такие  предметы, как произведения искусства  и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы.

  Республика  Беларусь считает причинение вреда  историко-культурному наследию преступлением  против общечеловеческих ценностей  и общественного прогресса и  берет на себя обязательства:

  • запрещать всякие действия, которые могут причинить вред ценным в историко-культурном отношении объектам, включая использование в целях, которые могут привести к их разрушению либо повреждению в случае вооруженного конфликта;
  • уважать историко-культурное наследие каждого из народов мира;
  • не предпринимать никаких умышленных действий, которые могли бы прямо или косвенно причинить вред ценным в историко-культурном отношении объектам, расположенным на территории других государств;
  • использовать историко-культурные ценности народа Беларуси и те объекты, которые могут быть ими признаны, с научными целями для образования и развития материальной и духовной культуры, морального и эстетического воспитания населения.

        В соответствии со статьей 2 закона «Об охране историко-культурного  наследия Республики Беларусь» 11 под историко-культурными ценностями понимаются «наиболее отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства и взяты под охрану государства в порядке, определенном данным законом». Можно предположить, что историко-культурные ценности необходимо рассматривать как часть («наиболее») от общего (из некого множества «отличительных материальных объектов и т.д.»). Именно «отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства», и являются культурными ценностями.

  Культурные  ценности классифицируются следующим  образом:

  1) материальные ценности, материальное  воплощение которых составляет их сущность:

Информация о работе Исторические и социально-культурные условия формирования идеолоических процессов Белорусского государства