Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:52, реферат
В результате деятельности многих поколений наших предков, направленных на реализацию многообразных потребностей, которые определяют основное содержание человеческого бытия, было создано бесчисленное множество материальных объектов, предметов, а также нематериальных проявлений человеческого творчества. Передаваясь от поколения к поколению, они являлись и являются свидетельствами уровня развития общества на разных этапах, богатства духовной жизни, выразителями эстетических идеалов. Такие предметы часто идеализируются и окружены ореолом святости. В конечном итоге они становятся фактором сплочения нации, средством объединения в период кризисов и нестабильности. Совокупность таких наиболее выразительных результатов и свидетельств исторического развития нашего народа определяется Законом Республики Беларусь «Об охране историко-культурных ценностей»1 как историко-культурное наследие.
1.Введение
2. Исторические и социально-культурные условия формированияидеолоических процессов Белорусского государства
3.Заключение
4.Список литературы
а) недвижимые – перемещение которых в пространстве связано с осуществлением ряда инженерных мероприятий и ведет к частичной или полной утрате ими отличительных ценных достоинств;
б) движимые – перемещение которых в пространстве не связано с изменениями их сущности и технического состояния.
2)
духовные ценности, возможное материальное
воплощение которых не
а) фиксированные – сущность которых может быть полностью зафиксирована и не зависит от дальнейшей судьбы их создателей;
б) воплощенные – сущность или отличительные ценные достоинства которых полностью либо частично утрачиваются с исчезновением их создателей, носителей или изменением социальных условий их существования.
Статус историко-культурной ценности Республики Беларусь придается Министерством культуры Республики Беларусь наиболее отличительным итогам и свидетельствам исторического и духовного развития народа Беларуси.
Придание этого статуса является возможным и обязательным при следующих двух условиях:
1)
положительном заключении по
данному объекту или
2) отсутствии бесспорных документально доведенных сведений об утрате, уничтожении или исчезновении рассматриваемого объекта или проявления.
Актом
признания материального
|
- | 248 |
|
- | 184 |
|
- | 475 |
|
- | 94 |
|
- | 524 |
|
- | 489 |
|
- | 220 |
В соответствии со своими свойствами материальные ценности делятся на четыре категории:
Объекты, входящие в состав комплексных материальных ценностей, но не помеченные в Государственном списке историко-культурных ценностей Республики Беларусь отдельно, а также объекты, предложенные для придания им статуса историко-культурных ценностей, считаются материальными ценностями без категории.
В Беларуси высшую категорию «0» имеет, например, Мирский Замок, который в 2000 г. был включен в Список всемирного наследия. Данный список формируется ЮНЕСКО и насчитывает в настоящее время 732 объекта из 118 государств. Также нулевую категорию в республике имеют следующие ценности:
Духовные ценности подразделяются на две категории:
Понятие «культурные ценности» (движимые) определено Постановлением Совета Министров от 21 апреля 2000 года № 55714, которым было утверждено Положение о порядке перемещения культурных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь.
Согласно указанному нормативному акту культурные ценности – это материальные ценности религиозного либо светского характера, которые находятся в государственной собственности, собственности юридических лиц, либо граждан Республики Беларусь, либо не имеют собственника и находятся на территории Республики Беларусь, либо созданы на территории Республики Беларусь, либо перемещены на территорию Республики Беларусь, которые признаются Республикой Беларусь как наделенные отличительными документальными, эстетическими и духовными достоинствами.
Все культурные ценности в соответствии с Положением делятся на следующие большие четыре группы:
первая группа – историко-культурные ценности (включенные в Государственный список историко-культурных ценностей);
вторая группа – культурные ценности, составляющие музейные, библиотечные и архивные фонды Республики Беларусь;
третья
группа – культурные ценности, представленные
в Министерство культуры для рассмотрения
на предмет включения в
четвертая группа – культурные ценности, подпадающие под категории, установленные в Списке категорий культурных ценностей, вывоз которых с территории Республики Беларусь ограничен15.
Как
следует из изложенного, все упомянутые
определения понятия «
Для более глубокого уяснения существа понятия «культурные ценности» необходимо его рассмотреть в социально-исторической целостности, органически соединив выработанные философской наукой знания о «культуре» и «ценностях» в едином понятии «культурные ценности».
Слово культура (от лат. cultura – возделывание, обработка, уход, улучшение) обозначало обработку земли и т.д. Впоследствии данный термин стал обозначать образованность, воспитание, просвещенность человека16. Культура есть неприродный объект, отличающийся от мира натурально существующих вещей. Иными словами, культура характеризует предмет с той или иной стороны, с какой он целиком зависит от человека, имеет субъективный, то есть исходящий от человека, источник происхождения. В этом смысле культура не есть просто отдельный предмет, существующий наряду с другими, а некоторое общее свойство всех предметов, имеющих искусственное, то есть человеческое происхождение17.
Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что, создавая предметное богатство мира, человек одновременно создает и самого себя, совершенствует свои силы и способности18. Таким образом, культуру необходимо рассматривать как неразрывное единство двух взаимосвязанных и взаимозависимых начал – создаваемого людьми предметного богатства мира и формируемых человеческих способностей.
Будучи исторической категорией, культура на каждом этапе общественного развития получает особую форму существования. Находясь в постоянном процессе становления и развития по мере перемен, происходящих в обществе и людях, культура не смогла бы существовать без тех следов, которые составляют нашу память, и без которых мы чувствовали бы себя сиротами. Каждое новое поколение никогда не начинает свое развитие с нуля, а усваивает и перерабатывает все созданное предыдущими поколениями. Одни результаты предшествующей деятельности отбрасываются как устаревшие; другие, имеющие непреходящее значение, полностью принимаются; третьи перерабатываются и переосмысливаются на основе современного опыта и используются в преобразованном виде новыми поколениями. В сознании же последующих поколений фиксируются именно эти вехи: непрерывность процесса развития фиксируется только через дискретные его проявления, в силу чего история этого развития предстает в обыденном сознании как последовательный ряд творческих актов, а культура – как совокупность культурных ценностей.
«Ценностное отношение» и «ценность» являются исходными и базовыми понятиями в аксиологии (раздел философии, в котором окружающий мир рассматривается с точки зрения его значения для человека, то есть ценности). Что касается ценностного отношения, то оно представляет собой своего рода связь (взаимодействие) субъекта и объекта, в рамках которого происходит выявление, переживание и осмысление социокультурного значения объекта (предмет, явление, процесс) для бытия объекта. Ценностное отношение имеет два полюса – объект как носитель ценности и субъект как носитель оценки. Это отношение существует в разных формах познания – в искусстве, в религии, в обыденном познании и т.д. Ценностное отношение имеет много аспектов: объективный (качества, свойства вещей), субъективный (личностное восприятие и осмысление), психологические (чувства и переживания) и другие аспекты.
Под ценностью понимают социокультурное значение предметов, процессов и явлений (материальных и духовных) для человека. Ценность есть нечто предпочтительное для человека, что побуждает его к активной деятельности и придает ей позитивный смысл, ориентирует человека в мире и нацеливает на конкретные поступки.
Полагается, что сам мир изначально обладает такими свойствами («ценность в потенции»), которые могут иметь позитивное значение для человека в его многогранной жизнедеятельности. Однако ценности не присущи предметам и явлениям сами по себе. Они выявляются только в ходе активного взаимодействия человека с окружающим миром, в рамках духовно-практической деятельности, в лоне общественных отношений. Образно говоря, ценность «рождается» в точке встречи человека и мира 19. Ценностные характеристики природа обнаруживает лишь благодаря появлению и присутствию в ней человека как существа ищущего и деятельного.
Многие ценности связаны с объектами культурного наследия. Эксперты ЮНЕСКО такие ценности делят на культурные и современные экономические или пользовательские ценности 20. Наличие или отсутствие таких ценностей влияет на охрану и сохранение таких объектов культурного наследия или, с другой стороны, на пренебрежение или уничтожение. Например, одни и те же националистические и политические ценности могут способствовать охране и реставрации одного объекта и уничтожению другого.
К числу понятий аксиологии относится также оценка, под которой понимается процедура определения значения предметов, процессов или явлений для человека, выявление их социокультурного смысла. Оценка призвана ориентировать человека в окружающем мире, направлять его повседневную жизнь.
Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что любое художественное произведение может быть различным образом оценено субъектами ценностных отношений. Например, воспользуемся примерами вариативного понимания картины П. Брейгеля-Старшего «Падение Икара» 21:
Вариант I: падение Икара в море в результате его гордыни, тщеславия, безрассудства, ослушания своего отца Дедала. Этой бессмысленной гибели не замечают ни пастух, ни пахарь, ни моряки, уходящие на паруснике в открытое море.
Вариант II: полёт Икара к солнцу можно интерпретировать как извечный порыв человека-первопроходца к открытию новых горизонтов в мире познания, что всегда связано с большим риском. И в этом плане гибель Икара можно воспринимать как поражение возвышенного в борьбе с обыденностью, которой нет никакого дела до тех, кто стремится к свету, к расширению познавательного опыта. Прекрасный душевный порыв тонет в море обыденности.
Вариант III: мир, изображённый художником, вызывает ощущение завершённости, где каждый занят свои делом. В этой самодостаточной, гармонично текущей реальности гаснет любой динамизм, любое желание что-либо изменить. Поэтому порыв Икара воспринимается как нечто инородное, чуждое по отношению к самодостаточной, мирно текущей жизни.