Исторический материализм К.Маркса и его объяснительные возможности в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Целью курсовой работы является изучение материалистической теории.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Определить особенности материалистского учения
2. Определить основные понятия теории
3. Определить значимость теории материалистского учения для современного общества.

Содержание работы

1. Введение
2. Глава I
Материалистическое учение об обществе К.Маркса и Ф.Энгельса
1. Принципы материалистического учения
2. Основные категории исторического материализма
1) Производственные силы и производственные отношения
2) Базис и надстройка
3. Глава II
Исторический процесс как смена формаций
1. Категории общественно-экономических формаций. Критерии членения исторического процесса.
2. Социальная революция как закон смены формаций
4. Глава III
Современное общество через призму материалистического учения.
1. Современные оценки концепции К.Маркса.
5. Заключение
6. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.05 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ

 

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность  020300 «Социология»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Основы Социологии»

ИСТОРИЧЕСКИЙ  МАТЕРИАЛИЗМ К.МАРКСА И ЕГО ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

 

 

Студент                           

группа 922                       ________________________      А.А.  Дзюба

                                                                  подпись

                                           ________________________

                                                                     дата

 

 

 

Преподаватель              ________________________      Г.С. Любицкая

                                                                     подпись

    К.ф.н.                            ________________________

                                                          дата

 

 

 

 

 

Хабаровск 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Глава I

Материалистическое учение об обществе К.Маркса и Ф.Энгельса

      1. Принципы материалистического учения
      2. Основные категории исторического материализма
        1. Производственные силы и производственные отношения
        2. Базис и надстройка

 

  1. Глава II

Исторический процесс  как смена формаций

    1. Категории общественно-экономических формаций. Критерии членения исторического процесса.
    2. Социальная революция как закон смены формаций
  1. Глава III

Современное общество через  призму материалистического учения.

    1. Современные оценки концепции К.Маркса.
  1. Заключение
  1. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность  темы.  Роль социологии в современном мире многообразна. Она затрагивает все проблемы связанные с обществом и каждой личностью отдельно. Но я бы хотела изучить и проанализировать материалистическое учение об обществе К.Маркса и Ф.Энгельса т.к. на протяжении минувшего столетия марксизм был одной из наиболее влиятельных научных теорий, определявшей как проблематику теоретических дебатов, так и политическую практику в мире.                                   

Марксистская политическая теория занимала и продолжает занимать важнейшее место в современной  интеллектуальной жизни общества. В  истории человечества, пожалуй, еще  не было такой научной теории, которая  сказала бы столь большое влияние  практически на все области социального  и гуманитарного знания. Опираясь на наследие «классиков» политической мысли, философии, истории и экономики, Маркс и Энгельс смогли сформировать новое понимание общественного развития.

Марксистское мировоззрение  сформировало социальное и политическое мышление по наиболее фундаментальным  вопросам. Практически большинство  современных проблем политической теории имеет марксистское происхождение.

При всем многообразии оценок в спектре исторически сложившихся  поляризованных подходов к Марксу, как в России, так и за рубежом, его имя неизменно попадает в  любую тройку или пятерку выдающихся мыслителей человечества.

Цель работы. Целью курсовой работы является изучение материалистической теории.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

    1. Определить особенности материалистского учения
    2. Определить основные понятия теории
    3. Определить значимость теории материалистского учения для современного общества.

 

 

Объектом исследования является - теория материалистического понимая истории.

Предмет исследования - особенности подхода К.Маркса и Ф.Энгельса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Принципы материалистического  учения об обществе К. Маркса  и Ф. Энгельса

Своеобразный синтез классического  и неклассического типа научности  в области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса, Ф Энгельса (1820-1895) и их последователей. При создании этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс  исходили из натуралистических установок  позитивизма, требовавших рассматривать  социальные явления как факты  и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным  для них причинно-следственным объяснением  фактов. Предметом социологии в марксизме является - изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных социальных общностей и институтов. Каковы же наиболее важные принципы материалистического учения об обществе?

1) Одним из важнейших  принципов исторического материализма  является признание закономерности общественного развития. Признание закономерности означает признание действия в обществе общих, устойчивых, повторяющихся, существенных связей и отношений между процессами и явлениями.

2) Признание закономерности  в материалистической концепции  истории тесно связано с принципом детерминизма, то есть признанием существования причинно-следственных связей и зависимостей. К. Маркс и Ф. Энгельс считали необходимым из всего многообразия естественных структур, связей и отношений выделить главные, определяющие.

3) Третьим важным принципом  материалистического учения об  обществе является утверждение, о его поступательном прогрессивном развитии. Принцип прогресса реализуется в марксизме через учение об общественно-экономических формациях как основных структурах общественной жизни.

4) Применение к анализу  общества общенаучного критерия  закономерности и причинной обусловленности  в развитии увязывается в марксизме  с признанием своеобразия развития  общественных процессов. Эта увязка  нашла свое яркое выражение  в концепции развития общества  как естественноисторического процесса. Естественноисторический процесс столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы. Он не только зависит от воли и сознания людей, но и определяет их волю и сознание. Но в то же время, в отличие от процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы, естественноисторический процесс представляет собой результат деятельности людей. В обществе ничто не совершается иначе, как проходя через сознание людей. В связи с этим в марксистской социологии большое внимание уделяется изучению диалектики объективной закономерности и сознательной деятельности людей.

5) Все вышеизложенное  показывает, что марксистская социология  находится в русле традиционного  типа научности и нацелена  на признание объективности научных  знаний об обществе, но в ней  существует и противоположная  тенденция, которая ориентируется  на то, что у Г. Зиммеля и у М. Вебера называется принципом отнесения к ценности, то есть согласование эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим интересом эпохи», под которым понимались исключительно интересы пролетариата. Этот подход трансформировался у В. И. Ленина в принцип партийности. Согласно этому принципу социологическое исследование, любая теория общественной жизни несут на себе отпечаток социально-классовых позиций ее авторов.

2.Основные  категории исторического материализма

В рамках своего учения Маркс  доказывает, что материальное  производство – объективное, необходимое условие  общественной жизни. Но главное, что  было доказано Марксом и из чего вытекают все его последующие  открытия, по словам Т. И. Ойзермана, - это  то, что человечество само создает объективные условия, которые определяют его развитие. Ни географические условия, ни климат, ни другие естественные факторы не могут быть определяющей силой общественно-исторического процесса. Такой силой, в конечном счете, являются производительные силы.1

Категорию производительных сил, как и  другие ключевые категории  материалистического понимания  истории, Маркс выводит из одного общего основания – материальной природы человека, его потребностей и деятельности, направленной на их удовлетворение. «Первая предпосылка  всякой человеческой истории, - читаем мы в «Немецкой идеологии», - это  … существование живых человеческих индивидов… Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни… Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самоё свою материальную жизнь».2

Итак, свое начало история  человеческого общества берет в  мире материальных вещей. На этом общем  основании покоятся категории «производительные  силы», «производственные отношения», «базис», «надстройка», при помощи которых  конструируется логика изложения материалистического  понимания истории.

2.1. Производительные силы и производственные отношения

Исходный пункт истории  человечества и его дальнейшего  развития, как уже отмечалось, образует производство средств существования.  Но при этом люди не свободны в выборе производства. То или иное поколение  застает его готовым. Оно наследует  производство от прошлых поколений.

В «Капитале» Маркс характеризует  производство как целесообразную деятельность людей для создания потребительных стоимостей с помощью производительных сил. Простыми моментами процесса труда являются: 1) труд, 2) предмет труда и 3) орудия труда.

Производство включает в  себя две стороны: во-первых, отношение  людей к природе, степень овладения  ее силами, т. е. производительные силы, во-вторых, отношения самих людей  друг к другу в процессе овладения  силами природы, т. е. производственные отношения.

Производительные  силы — одно из наиболее общих и основных понятий марксистской философии. В этом понятии выражается основное отношение человека к природе. К производительным силам относятся люди и средства производства. Производительные силы представляют собой органическое единство всех входящих в них элементов, взаимно связанных между собой на основе всей системы разделения труда в обществе.

Силы природы и ее предметы становятся производительными силами лишь тогда, когда они соединяются  с рабочей силой человека, т. е. выступают в качестве средств.

Производительные силы представляют собой конкретно-историческое единство производителей и средств производства, целостную систему личных и вещных элементов, внутренне связанных кооперацией и разделением труда.

Но указанные элементы играют не однозначную роль в системе  производительных сил. Главной производительной силой являются производители, трудящиеся.

Для развития техники всегда требуются соответствующие кадры  рабочих, которые приводят ее в движение. Люди, овладевшие техникой и научным  знанием, являются решающим фактором производства на любой ступени общественно-исторического  развития. В конечном счете, источником производительных сил является трудовая деятельность людей.

Производительные силы, в  конечном счете, по выражению Маркса, представляют собой результат трудовой энергии людей. Люди, побуждаемые  материальными интересами, создают  и усовершенствуют орудия производства, добывают предметы труда. Маркс замечает, что «развитие общественного  индивида — вот что выступает  в качестве основного устоя производства и богатства».

Первая производительная сила — трудящиеся — имеет всегда конкретно-исторический характер. В  определенных общественных условиях она  обладает специфическими общественными  свойствами.

Орудия труда — это  предметы или сочетание предметов, с помощью которых человек  воздействует на природу. Посредством  орудий труда человек производит преднамеренные изменения в предмете труда. С помощью орудий человек  материализует свой труд, благодаря  чему происходит передача последующим  поколениям накопленного в обществе труда, общественных отношений. 3

В процессе развития производства люди вступают в отношения друг к  другу. Эти общественные отношения, возникающие в процессе производства, называются производственными. Они  соответствуют определенному уровню развития производительных сил. Производственные отношения характеризуют то или  иное соединение средств производства с рабочей силой. Маркс в своем анализе производственных отношений подчеркивал их общественный характер. Он писал, что производство обособленного индивида вне общества — такая же бессмыслица, как развитие языка вне совместно живущих и разговаривающих между собой индивидов.

Производственные отношения  людей — это их первичные отношения, которые определяют все остальные  общественные отношения. Они материальны, складываются в процессе производства, возникают объективно, в результате действия законов экономического развития. Производственные отношения не зависят от воли людей, они не могут устанавливаться произвольно.

Вместе с производительными  силами люди наследуют и определенные общественные отношения производства. Характер производственных отношений  людей неизбежно меняется вместе с преобразованием, изменением и  ростом производительных сил. Производительные силы и производственные отношения, доставшиеся от прежних поколений  как результат их многовековой деятельности, каждый раз становятся исходным пунктом  для начала последующей деятельности людей, для развития общества в целом.

Информация о работе Исторический материализм К.Маркса и его объяснительные возможности в современном обществе