Исторический материализм К.Маркса и его объяснительные возможности в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы. Целью курсовой работы является изучение материалистической теории.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1. Определить особенности материалистского учения
2. Определить основные понятия теории
3. Определить значимость теории материалистского учения для современного общества.

Содержание работы

1. Введение
2. Глава I
Материалистическое учение об обществе К.Маркса и Ф.Энгельса
1. Принципы материалистического учения
2. Основные категории исторического материализма
1) Производственные силы и производственные отношения
2) Базис и надстройка
3. Глава II
Исторический процесс как смена формаций
1. Категории общественно-экономических формаций. Критерии членения исторического процесса.
2. Социальная революция как закон смены формаций
4. Глава III
Современное общество через призму материалистического учения.
1. Современные оценки концепции К.Маркса.
5. Заключение
6. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.05 Кб (Скачать файл)

По своему историческому  значению социальные революции –  важнейшие рубежи общественного  развития, не только отделяющие одну общественно - экономическую формацию от другой, но и выражающие собой преемственность, поступательный характер исторического  движения. Без социальной революции  ни одна общественно экономическая  формация не может занять место предшествующей формации. Вместе стем социальные революции различных исторических эпох во многом непохожи, специфичны. Историческая необходимость здесь заключается в повторяемости общих существенных черт, без которых нет единства исторического процесса. Повторяемость обнаруживается в социальных революциях в том, что коренная ломка старой формации всегда имеет свои истоки в обострении противоречия между производительными силами и производственными отношениями данного общества. Социальная революция, по Марксу носит двоякий характер: «Каждая революция разрушает старое общество, и постольку она социальна. Каждая революция низвергает старую власть,  и постольку она имеет политический характер».19

Политеизм социальной революции  проистекает из классовой борьбы. В этом отношении любая социальная революция есть высший этап развития классовой борьбы, дошедший до наибольшего  ожесточения.20 В ее ходе разрешается вопрос о власти. По словам К. Маркса, «каждый стремящейся к господству класс, - если даже его господство обусловливает… уничтожение всей старой общественной формы и господства вообще, - должен прежде всего завоевать себе политическую власть, для того чтобы этот класс… мог представить свой интерес как всеобщий».21

В конечном итоге, социальная революция – это совокупность переворота материального, в экономических  условиях производства, и переворота идеологического, происходящего в  политической, религиозной, художественной, философской и иных сферах жизни, в которых люди осознают социальный конфликт и борются за его разрешение. При этом основополагающей движущей силой в этом процессе выступают  противоречия материальной жизни, существующий конфликт между общественными производительными  силами и производственными отношениями.

Социальные революции, таким  образом, можно назвать выражением сущности естественно-исторического процесса развития общества. Будучи, по Марксу, неизбежными, они являются законом истории, ее «локомотивами», обеспечивают смену одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной

4.Современное  общество через призму материалистического  учения

На протяжении минувшего  столетия марксизм был одной из наиболее влиятельных научных теорий, определявшей как проблематику теоретических  дебатов, так и политическую практику в мире.                                   

«Марксистская политическая теория занимала и продолжает занимать важнейшее место в современной  интеллектуальной жизни общества. В  истории человечества, пожалуй, еще  не было такой научной теории, которая  сказала бы столь большое влияние  практически на все области социального  и гуманитарного знания. Опираясь на наследие «классиков» политической мысли, философии, истории и экономики, Маркс и Энгельс смогли сформировать новое понимание общественного  развития»  

Марксистское мировоззрение  сформировало социальное и политическое мышление по наиболее фундаментальным  вопросам. Практически большинство  современных проблем политической теории имеет марксистское происхождение.

При всем многообразии оценок в спектре исторически  сложившихся поляризованных подходов к Марксу, как в России, так  и за рубежом, его имя неизменно  попадает в любую тройку или пятерку  выдающихся мыслителей человечества. В прессе иногда встречаются высказывания о том, что марксизм подвергается идеологическим гонениям, но для подобных утверждений нет никаких оснований. Происшедшие в постсоветский  период изменения выразились в ликвидации отдельных секторов марксистско-ленинского профиля.

Марксистское учение сталкивается с кризисом.  Способна ли  методология Маркса  быть полезной для современного общества? Для ответа на них необходимо рассмотреть, как выглядят элементы марксистской философии сквозь призму опыта XX века.

 

 

 4.1.Современные оценки концепции Маркса

Марксизм, его политическая концепция были реалистичной теорией  эпохи промышленной революции, резкой критикой либерализма, попыткой навязать разрозненные ценности пролетариата всему  европейскому обществу. Во второй половине ХIХ века марксизм значительно распространился во многих странах мира, где разгорелось движение рабочего класса. Марксизм имел огромное влияние на судьбу цивилизации в ХХ веке. Учение Маркса, выйдя на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70-90-х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивался в различных регионах Азии, получил распространение в Африке, Латинской Америке.

Судьбы марксизма  в различных странах складывались неодинаково: в одних он был несколько  оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать  главной, ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и  оказывает огромное влияние на различные  стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира.

Историческое значение марксизма было и остается связанным  с деятельностью огромных масс людей  — пролетариев, интерес которых  защищала и выражала эта общественная теория. Вместе с всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием  пролетариата в разных странах, распространялся  и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах.

В наше время наемные  работники составляют большинство  человечества. Следовательно, социальная база марксизма гигантски возросла;  вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом, и философии как его составная часть.

Высшая цель марксизма  — разработка и теоретическое  обоснование освобождения порабощенного  человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторического процесса реализуется посредством изучения, анализ исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта  человечества и, с другой —  всеобщего духовного опыта человечества.

Но не все идеи социально – политической концепции  марксизма выдержал проверку временем. Историческое развитие человечества привело  к таким изменениям, которых эта  теория не предвидела. Сложились серьезные  изменения в составе общественных сил, которые ведут борьбу за социальный прогресс, в способах и методах  осуществления социальных перемен. Утратили актуальность идеи  революции и вооруженной борьбы. В этих условиях по–другому выглядит и сам процесс общественного развития. Меняются представления  о власти и ее носителях. Государство и роль насилия, диктатуру и демократию, представления, которые раньше слаживались под влиянием психологии противостояния и борьбы. Они  должны быть пересмотрены с позиции современного этапа мирового развития, общечеловеческих интересов.

Трагедия государственного социализма в нашей стране, в других странах бывшего социалистического  лагеря, которые пытались реализовать  на практике  освободительный проект Маркса, продолжает оставаться в центре марксоведческой  мысли. Произошло то, чего больше всего боялся Маркс: когда экономические и культурные условия для реализации проекта еще не созрели, а политическая ситуация поставила проблему проекта в план его реализации.

Также марксизм критикуют  за его историзм. То есть за попытку  научно предвидеть историческую необходимость  в новом общественном строе в  результате действия объективных законов  истории. Отсюда Марксу приписывается  утопическая идея конструирования  идеального будущего. Современный парадокс общества состоит в том, что в результате прогресса науки технологий произошли огромные изменения в сфере материального производства. Оказанием услуг занята теперь большая часть лиц наемного труда В обществе постепенно складываются объективные условия для преодоления разрыва между учеными и людьми труда. Уходит в прошлое и физический труд на производстве, как и рабочий класс индустриализма. В этих условиях основным субъектом и носителем новой, альтернативной цивилизации может стать союз науки и труда. Теперь они не столько, как раньше противостоят друг другу, сколько взаимодополняют друг друга.

Но и сейчас остаются актуальными диалектический метод  анализа общественных явлений, идеи социальной справедливости и солидарности, положение про то, что свободное  развитие каждого является условием свободного развития всех. В перспективе  дальнейшего развития человечества философские решения кардинальных мировоззренческих проблем, предложенные марксизмом и очищенные от различных догматических и вульгарных наслоений и истолкований, станут несравнимо более значимыми и действенными, чем в предшествующий период истории. Связано это с тем, что задачи, которые Маркс называл «всемирно-историческими», а в наше время называют общечеловеческими, планетарными, глобальными, только-только выходят на передний план исторического процесса.

И если можно сейчас говорить о «возвращении к Марксу», то это, прежде всего возвращение  к идее гуманного  и справедливого общества, к идее освобождения человека и создание условий для его гармоничного развития.

 

 

 

 

Заключение

Исследования, проведенные в рамках настоящей работы, позволяют сформулировать ряд важных выводов.

1. Материалистическое понимание  истории К. Маркса представляет  собой самостоятельную систему  в философии марксизма. В качестве  метода познания объективных законов исторического развития общества здесь используется метод диалектического материализма, который оперирует категориями, характеризующими обусловленность истории человеческого общества материальным производством: общественное бытие, общественное сознание, производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка. Они составляют тот каркас, на котором базируется историко-философская концепция К. Маркса.

2. Категория «общественно-экономическая  формация» является интегративной  и имеет громадное методологическое  значение для философии исторического  материализма. Все важнейшие категории  данной философской системы так или иначе интегрируются в понятии «общественно-экономической формации». Так, невозможно раскрыть определения экономического базиса и надстройки только через их взаимное становление как парных категорий, необходимо одновременно указать их место в ряду всех других категорий, характеризующих общественно-экономическую формацию. Именно в ней концентрируются наиболее важные детерминанты исторической динамики общества, движущие силы общественного прогресса.

3. Прогрессивное общественное развитие  обнаруживает себя через множество  зигзагов истории – застой, гибель  отдельных цивилизаций и так  далее. Это свидетельствует о  его сложности. Однако неизменной  остается логика исторического  процесса, выражающаяся в определенной  последовательности смены общественно-экономических формаций. Она находит и свое практическое подтверждение: так, ни один из народов не развивался в направлении от феодализма к рабству, или от капитализма к феодализму. Общественное развитие в целом осуществляется в виде необратимого процесса, что и отражается в марксистском понимании главного направления прогресса человечества как последовательной смены формаций.

4. В марксизме понятие общественно-экономической  формации неразрывно связано  с понятием социальной революции.  Последняя представляет собой такой качественный скачок, который знаменует кардинальный переворот в общественной жизни и означает, что низвергается отживший и утверждается новый прогрессивный общественный строй. Социальная революция с логической необходимостью завершает процесс разрешения возникающего на определенном этапе развития производства противоречием между производительными силами и производственными отношениями, которое является самой глубокой экономической основой и причиной всякой социальной революции, замена одной общественно-экономической формации другой.

5. Исторический процесс является  объективно обусловленным, поскольку  подчиняется законам общественного  развития. Они формируются как  устойчивые, необходимые, существенные  связи между людьми или элементами  общественной системы на основе  общественного материального производства  в ходе осознанных действий  больших масс людей, преследующих  свои цели. Появление этих законов  нельзя рассматривать ни как  требование какой-то внешней по  отношению к обществу силы, ни  как произвольные стремления  господствующей социальной группы. Люди по своему желанию произвольно   не могут отменять или заменять их. Объективные законы сами детерминируют деятельность людей, обуславливают определенный порядок отношений между ними. Однако реализация объективных законов находится в диалектической взаимосвязи с сознательной деятельностью людей, причем эта деятельность может иметь такие последствия, которые не входили в намерения классов и общества. Это значит, что люди сами делают свою историю, выступая, по словам К. Маркса, не только авторами, но и актерами своей собственной драмы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 2000. – 432 с.
  2. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. – 5-е изд. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 216 с.
  3. Давыдов Ю.Н. и соавт. История теоретической социологии. – М.: Канон. Т.3, 1998.
  4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т.3: Социальные институты и процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 520 с.
  5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Краткий курс. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 232 с.
  6. Маркович Д.Ж. Общая социология: Учебник. Изд. 3-е перераб. и доп./Пер. с сербского. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 432 с.
  7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.
  8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Центр, 1997. – 160 с.
  9. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: SPSL-«Русская панорама», 2002. – 224 с.
  10. Социология: Учебник для Вузов/В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перерб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 407 с.
  11. Филиппов А.Ф. Теоретическая социология//Теория общества: фундаментальные проблемы/Под ред. А.Ф.Филиппова. – М.: Канон-Пресс-Ц – Кучково Поле, 1999.

Информация о работе Исторический материализм К.Маркса и его объяснительные возможности в современном обществе