Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:10, реферат
Сегодня нет единой точки зрения среди исследователей по вопросу «историчности» или «неисторичности» семьи.
Большинство придерживаемся той точки зрения, что семья, безусловно, изменялась в ходе развития человеческого общества и прошла определенные стадии развития своей эволюции. Вопрос этот связан непосредственно с выделением основных типов человеческой семьи. Надо отметить, что, по мнению ряда ученых, в настоящее время нет общепринятой «типологии» семьи, хотя необходимость такой систематизации давно назрела.
«Типология» семьи………………………………………………………. стр. 2
Добрачный этап……………………………………………………….. стр. 5
Этап семейной жизни…………………………………………………. стр. 7
Этап распада семьи……………………………………………………. стр. 9
Повторные браки………………………………………………………. стр. 10
Альтернативные браки………………………………………………… стр. 10
Список литературы…………………………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
“Ярославский
государственный университет
Факультет Биологии и экологии
Р Е Ф Е Р А Т
«Исторический тип семьи»
Выполнил: Перцев И.В.
Группа: ЭП11 МО
Руководитель: Тятенкова Н.Н.
Ярославль, 2013
Содержание
«Типология» семьи
Сегодня нет единой точки зрения среди исследователей по вопросу «историчности» или «неисторичности» семьи.
Большинство придерживаемся той точки зрения, что семья, безусловно, изменялась в ходе развития человеческого общества и прошла определенные стадии развития своей эволюции. Вопрос этот связан непосредственно с выделением основных типов человеческой семьи. Надо отметить, что, по мнению ряда ученых, в настоящее время нет общепринятой «типологии» семьи, хотя необходимость такой систематизации давно назрела.
Рассмотрим лишь некоторые, наиболее часто встречающиеся точки зрения и классификации. Так, Д.Маркович выделяет в качестве типов семьи тотемический клан, патриархальную домовую общину, патриархальную и индивидуальную семью.
В.Г.Харчева отмечает наличие типов нуклеарной и большой неразделенной семьи.
О.А.Шабанова выделяет три основных типа семьи: традиционную (или патриархальную), неотрадиционную, элитарную.
А.А.Радугин и К.А.Радугин к типам семьи относят простую и расширенную.
А.И.Кравченко дает следующую классификацию типов семьи: консангвинальная, конъюгальная, родительская, патриархальная, матриархальная, прокреационная, расширенная, нуклеарная, полная, неполная, патернальная, матернальная и т.д.
Э.Гидденс обращает внимание на кланы, ограниченную патриархальную семью, «закрытую» домашнюю семью, нуклеарную и расширенную.
В связи со столь разнообразным пониманием типов семьи необходимо более взвешенное и строгое применение самого понятия «тип» в отношении к семье. Известно, что в любой науке при построении классификаций и типологий тип является самой крупной единицей разнообразного круга явлений, изучаемых ей. Один тип значительно и качественно должен отличаться от другого. Новые типы появляются лишь в результате количественных и качественных изменений в составляющих их элементах.
В этом смысле действительные исторические типы человеческой семьи могут быть, на наш взгляд, сведены всего к пяти:
1) матриархальная родовая семья;
2) патриархальная родовая семья;
3) патриархальная традиционная семья;
4) современная (модернистская) семья;
5) матрифокальная семья «мать-дитя».
Все остальные номинации необходимо классифицировать как формы, виды, но не типы семьи.
Матриархальная родовая семья. Основными характерными качественными чертами этой семьи являются, на мой взгляд, следующие:
Основу семьи образует старшее родственное поколение женщин. Каждая из них является центром своей внутрисемейной материнской ячейки, в которую входят все ее дети. Вместе эти ячейки и составляют кровнородственный костяк родовой семьи.
Половые связи внутри ячейки исключены и осуществляются между членами разных ячеек, т.е. носят «кузенный» характер.
Брачные отношения имеют групповой характер, но это вовсе не полный промискуитет. Конкретный отец детей не известен. Однако такая ситуация вполне соответствует особенностям жизнедеятельности и задачам этой семьи. Все взрослые мужчины одинаково относятся ко всем «своим» женщинам и детям при выполнении мужских обязанностей, связанных с защитой, кормлением и воспитанием. Даже гибель части мужчин в борьбе с врагами или на охоте не нарушает установленный порядок.
Единству семьи способствует
половозрастной характер разделения обязанностей,
полная общественная собственность
на имеющиеся ресурсы и
Матриархальная родовая семья не мешала и расселению человека. Когда численность такой семьи сильно увеличивалась и возникали трудности с ее пропитанием, она легко разделялась по линиям-ячейкам и они продолжали свое развитие, не меняя порядка своей внутренней жизнедеятельности. Это способствовало как расселению, так и образованию будущих племен и этносов.
На протяжении долгого существования матриархальная родовая семья изменялась и совершенствовалась. Биологам известно, что именно молодые особи мужского рода – наиболее динамичная, склонная к миграциям часть сообществ животных. Человек в этом плане не является исключением. При ужесточении со временем правил даже на «кузенные» половые отношения в части регионов происходит переход подрастающих мужчин в соединение родовые группы. Но это не ломало общего установленного порядка жизни родовой семьи.
Патриархальная родовая семья. В облике этого типа семьи можно отметить следующие черты, качественно отличающие его от предыдущего типа родовой семьи:
Первоначальную основу его
составляют несколько родственных
мужчин-братьев (а возможен и один
«патриарх»), выделившихся из матриархального
рода в связи с их нежеланием кормить
всех женщин и воспитывать всех детей,
а также подчиняться другим его
строгим порядкам. Возникшая патриархальная
родовая семья имела уже
Сексуальные отношения носили преимущественно моногамный характер, хотя возможны и остатки групповых отношений. Например, существующие до настоящего времени у некоторых отсталых племен обычаи, когда братья одного рода женятся на сестрах другого рода с сохранением групповых брачных отношений, являются отголосками таких отношений.
Женщины в патриархальную родовую семью привлекаются из других соседних родов, поэтому, в принципе, друг другу родственницами не являются. Однако природная известность детей матерям и матерей детям никуда не исчезает, она дополняется известностью отцов. Эта известность родителей и детей друг другу, т.е. наличие уже практически «нуклеарных ядер», делает родовую патриархальную семью значительно менее устойчивой организацией по сравнению с матриархальной. И это не удивительно. Достаточно накопления определенного объема недовольства у членов этой родовой семьи сохраняющимися довольно строгими и жесткими порядками, определяющими жизнь каждого ее члена и принявшими вид отцовского права, как эта семья легко распадается на моногамные нуклеарные семьи, что и подтверждается дальнейшим ходом истории.
Такая численно уменьшившаяся родовая семья уже не могла выполнять все важнейшие для ее жизнедеятельности функции, такие, как защита от внешних нападений, организация большой загонной охоты, раскорчевка леса под посевы, устойчиво ирригационных сооружений. Она тяготеет к племенному устройству сообщества, при котором племя, состоящее из отдельных патриархальных родов, способно обеспечивать выполнение всех этих функций. В результате происходящих процессов социальный статус самой родовой семьи продолжает неизменно падать, а род приближается к своему распаду. Это закономерно, ведь племя может состоять и не из родовых, а из «расширенных» и даже «малых» семей.
Экономическая основа этой родовой семьи, однако, еще продолжает оставаться старой, сложившейся при прежнем типе. Сохраняется общественная устойчивость на имеющиеся ресурсы и средства производства, их уравнительное распределение. Более того, даже после окончательного распада родового строя общественная собственность на основные средства производства еще долго сохранялась. Это видно из истории государств Шумерии, Древнего Египта, Древней Греции, античной Спарты, а также существующих порядков в отсталых современных племенах.
Патриархальная традиционная семья, пришедшая на смену родовой патриархальной семье, была результатом дальнейшего развития личности, роста ее прав, свобод и индивидуальных стремлений. Она носила уже преимущественно моногамный характер. Глава патриархальной семьи стал единственным и исключительным владельцем имущества, за ним закреплялись все права. С этим типом семьи связан процесс развития частной собственности. Классическим примером является древнеримская семья.
С различными модификациями этот тип семьи просуществовал до конца XIX века. В традиционном, неиндустриальном обществе семейное домохозяйство выступало экономической единицей. Как правило, все взрослые члены семьи работали дома, не за плату, а на себя. В традиционной семье происходил не только процесс производства, но и развивались экономическая и религиозная деятельность, обучение и социализация, выработка ценностей, которые потом транслировались в общество. Для нее было характерно четкое разделение полоролевых обязанностей в семье, экономическая зависимость женщины, признание приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.
Современная (модернистская) семья приходит на смену традиционной патриархальной семье. Индустриализация и урбанизация общества к концу XIX - началу XX века привели к тому, что семья перестала быть основной хозяйственной единицей. Семья и работа разделились, характерными стали наемный труд и его оплата независимо от семейно-родственных связей. Семейный статус перестал передаваться по наследству. Выросла социальная мобильность. Личные цели индивида стали превалировать над интересами родства. Рост прав и свобод личности привел к дальнейшему уменьшению численности семьи, сделал нуклеарную семью основной формой данного типа.
Переход от традиционной патриархальной
семьи к новому историческому
типу – модернистской семье означает
фундаментальные сдвиги по всей цепочке:
личность – семья – общество.
Это выражается и в изменении
оснований, по которым семья выделяется
из определяющего ее социума, и в
трансформации
В силу неравномерного развития
различных регионов планеты в
настоящее время наблюдаются
существенные различия в объеме прав
личности и на уровне социального
статуса семьи. Мы будем опираться
на сегодняшний фактический
1) передовые страны и
регионы по развитию прав
2) развивающиеся страны
со средним уровнем развития
прав личности: Азия (кроме Японии),
Латинская Америка, Северная
3) группа стран с начальным
уровнем развития прав
Рассмотрим последовательно ситуация ситуацию с правами личности и состоянием семьи каждой из выделенных нами категорий.
Следует подчеркнуть, что процессы постоянного наращивания объема, расширения структуры прав и свобод и снижения уровня социального статуса семьи в первой категории стран заметно ускорились на протяжении XX века, особенно во второй его половине, когда борьба за права и свободы личности приобрела в обществе и государстве приоритетный характер.
Первая категория стран, обладающая наивысшим на сегодня объем прав и свобод личности, должна, согласно нашей теории, имеет низший уровень фактического социального статуса семьи.
С середины XX в. произошли
существенные и необратимые сдвиги
в институте семьи. Произошедшие
с семьей изменения в основном
всеми авторами описываются как
кризис традиционных семейных устоев.
Наблюдается отказ от преданности
браку на всю жизнь, интенсификация
разводов и распад браков, отказ
от стереотипного беспристрастного
отношения к воспитанию потомства,
увеличение числа неполных семей
и семей с неродными
В настоящее время можно
отметить изменений на всех этапах
жизненного цикла семьи, начиная
с ее зарождения и заканчивая завершением
существования семьи как
Добрачный этап
Брак больше не представлен в общественном сознании как единственно возможный способ проживания жизни. Это проявляется в том, что произошли изменения в процессе выбора брачного партнера, в отношении к браку и сексуальному поведению, в системе ценностей в области полоролевого поведения.
Изменение процесса выбора брачного партнера. Изменился процесс выбора брачных партнеров. Изучение этнографических источников свидетельствует, что по крайней мере до середины XIX в. в России действовал обычай вступления в брак с помощью сватовства и свадьбы. Сватовство осуществлялось специальными посредниками (свахами, ближайшими родственниками). Обязательным для заключения брака было согласие главы семейства — отца. Браки по личной договоренности между женихом и невестой, без предварительного согласия родителей, встречались редко. При этом во внимание принимались в первую очередь интересы семьи — экономические, бытовые, престижные, а не желание или отношения молодых людей.