Исторический тип семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:10, реферат

Описание работы

Сегодня нет единой точки зрения среди исследователей по вопросу «историчности» или «неисторичности» семьи.
Большинство придерживаемся той точки зрения, что семья, безусловно, изменялась в ходе развития человеческого общества и прошла определенные стадии развития своей эволюции. Вопрос этот связан непосредственно с выделением основных типов человеческой семьи. Надо отметить, что, по мнению ряда ученых, в настоящее время нет общепринятой «типологии» семьи, хотя необходимость такой систематизации давно назрела.

Содержание работы

«Типология» семьи………………………………………………………. стр. 2
Добрачный этап……………………………………………………….. стр. 5
Этап семейной жизни…………………………………………………. стр. 7
Этап распада семьи……………………………………………………. стр. 9
Повторные браки………………………………………………………. стр. 10
Альтернативные браки………………………………………………… стр. 10
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Исторический тип семьи.docx

— 57.55 Кб (Скачать файл)

Во второй половине XIX в. почти  повсеместно трансформируется предбрачный ритуал. Возникает молодежное предбрачное общение. Оно, как правило, имеет место в пределах одного социального слоя. Цели предбрачного общения — заключение брака. Молодые люди могут сами договариваться о женитьбе и уведомлять об этом родителей. Экономические мотивы в создании семьи уходят на второй план. Тем не менее родители по-прежнему выступают в качестве защитников интересов семьи в целом. Они участвуют в планировании и организации предбрачного досуга (вечеринки, праздники по поводу именинников и т.п.), акцентируют внимание на ожиданиях семьи относительно будущего детей. Достаточно часто имеет место давление родителей на детей с тем, чтобы они вступали в брак в пределах своего социального слоя. Родители по-прежнему вмешиваются в отношения и расстраивают нежелательные браки, прибегая к угрозам применения экономических санкций.

Во второй половине XX в. происходит дальнейшее усиление открытости в молодежном общении. Во-первых, оно становится более разнообразным по составу  участников. Теперь молодые люди, участвующие  в общении, могут весьма сильно различаться  по социальным, этническим и образовательным  показателям. Во-вторых, оно не ограничено какими-либо пространственными рамками. Возможно знакомство на работе, в учебном  заведении и во время проведения досуга; достаточно большое количество молодых людей находят себе пару во время летнего отдыха или при  случайных обстоятельствах на улице. В-третьих, меняются функции молодежного  общения — теперь оно не преследует только цели вступления в брак, а  превращается в самоценные для личности отношения. Юноши и девушки уже  не видят в каждом партнере будущего супруга, любовные отношения становятся ценными сами по себе.

Таким образом, можно говорить об увеличении доли индивидуальной свободы  и индивидуальных предпочтений в  процессе выбора брачного партнера и  при заключении брака.

Предположительно это  может расцениваться как положительная, стабилизирующая брак тенденция. Но при этом не следует считать, что  юноши и девушки полностью  независимы в своем выборе от родителей  и ближайшего социального окружения. Родительское программирование в области  выбора брачного партнера сохраняется. Оно становится менее откровенным, в связи с этим — менее осознаваемым, и это может в большей степени  способствовать формированию внутриличностных конфликтов.

Снятие экономических, социальных и национальных барьеров расширяет  круг потенциальных знакомств и  в итоге увеличивает возможности  выбора брачного партнера. Но происходящая одновременно индивидуализация человека обусловливает противоположную  тенденцию — рост взаимных претензий  мужчин и женщин друг к другу, что  приводит к более тщательному  и длительному процессу выбора супругов и к меньшей удовлетворенности результатом этого выбора.

В связи с отмеченной ранее  тенденцией к нарастанию автономии, брак перестает рассматриваться  как единственно возможный способ проживания жизни. Достаточное количество как мужчин, так и женщин не собирается вступать в брак даже при желании иметь детей. Многими заключение брака отодвигается на более поздний срок, когда будет достигнут определенный уровень материального благосостояния и состоится самореализация в профессиональной области. Возраст партнеров, вступающих в брак, увеличивается.

Отмечается изменение  системы ценностей в области  полоролевого поведения. Наблюдается ослабление нормативного императива, предписывающего вступление в брак, сохранение брака, обзаведение детьми, ограничение интимных отношений рамками брака и разделение ролей на сугубо мужские и сугубо женские. Это касается и сексуальной ориентации. Отношение к так называемым «сексуальным меньшинствам» становится более терпимым, а принадлежность к ним реже скрывается.

Еще одним проявлением  смягчения нравов в отношении  сексуального и брачного поведения  является широкое распространение  добрачного сожительства среди молодежи.

Исчезли жесткие критерии для оценивания поведения мужчин и женщин как «порядочного — непорядочного» и «нормального — ненормального». Современная нормативность в  большей мере учитывает личностное своеобразие человека и систему  его мотивов, чем нормативность традиционная.

Но говорить о сформированности новой нормативной системы преждевременно. Проблема нахождения критериев для оценки нравственности поведения человека в личной жизни является чрезвычайно актуальной. Существовавшие ранее жесткие нормы создавали четкие ориентиры для оценивания этичности собственного сексуального поведения и поведения других людей. Отсутствие таких норм в современном обществе ставит перед молодыми людьми трудную задачу выработки своих собственных критериев в период, когда их собственное эго еще не является зрелым, а сексуальное поведение сформированным и когда нормы их родителей не могут служить подходящей основой.

Изменение системы ценностей  в области полоролевого поведения привело к изменению его традиционного рисунка. Все в меньшей степени от мужчин требуется демонстрация силы в ее различных ипостасях (физическая сила, власть, деньги, моральная ответственность), и более распространенной стала демонстрация мужчинами мягкости характера и эмоциональности. Для женщин не считается неподходящим проявление инициативы, честолюбия и силы воли, и они чаще являются и открытыми инициаторами знакомства с мужчиной, и активной стороной в формировании отношений. Как проявление этого можно рассматривать тенденцию к изменению соотношения возраста жениха и невесты. Если в начале XX в. чаще заключались союзы, в которых достаточно зрелый и самостоятельный мужчина брал в жены девушку намного моложе себя, то теперь доля браков, в которых муж младше жены по возрасту, значительно возросла.

Следует заметить, однако, что  изменения образцов полоролевого поведения как у мужчин, так и у женщин могут быть связаны не только с меняющимися ценностями, но и с нарушениями их формирования в детстве в связи со все большей распространенностью неполных семей. Наличие в семье одной матери неоправданно расширяет спектр выполняемых ею ролей и лишает их половой специфичности. В связи с этим, поведение выросших в таких условиях детей (как мужчин, так и женщин) также может лишаться выраженного полового своеобразия.

Подводя итог и обобщая  описанные тенденции, можно так  охарактеризовать изменения на добрачном  этапе:

  • изменение общественных норм в отношении брака и сексуального поведения;
  • снижение регулирующего потенциала этих норм;
  • изменение образцов полоролевого поведения;
  • возрастание личной свободы и усиление проявлений индивидуальности в полоролевом поведении и выборе брачного партнера.

 
Это обостряет психологические проблемы выбора и принятия ответственности. 
 
Период семейной жизни

 

Изменения в современной  семье касаются как ее структуры, так и функций.

Первая тенденция, связанная  с изменением структуры семьи, —  это изменение числа ее членов. Место расширенной семьи, в состав которой входило несколько поколений  родственников, характерной для  России еще в начале и середине XX в., устойчиво заняла нуклеарная семья, состоящая из двух поколений: родителей и их детей. Это привело к уменьшению числа людей, проживающих вместе, и к ослаблению связей (экономических и эмоциональных) между родственниками, живущими раздельно.

В настоящее время нормальным и желательным считается раздельное проживание вновь образовавшейся молодой  семьи от семьи родительской. Это порождает несколько проблем.

В случае невозможности для  молодой семьи отдельного от родителей  проживания обостряются проблемы межпоколенной совместимости. Центральными в таких семьях часто становятся не экономические вопросы или адаптация супругов друг к другу, а определение границ семьи и взаимоотношения с обеими родительскими семьями. Молодые люди не могут найти приемлемый диапазон близости в отношениях со своими родителями и родителями супруга. При совместном проживании с родительской семьей, вызванном, как правило, экономической слабостью молодой семьи, родители часто оказывают значительную материальную и отчасти моральную поддержку детям, надеясь, что последние при необходимости поступят по отношению к ним должным образом. При этом ожидания детей и родителей относительно баланса оказания и получения помощи и благодарности могут не совпадать.

Изменяется число членов и внутри нуклеарной семьи. Число детей в семье уменьшается — в большинстве семей их не больше двух. Некоторые семьи вообще не хотят иметь детей и считают идеальной бездетную семью, явно выраженными становятся тенденции к снижению рождаемости, малодетности и сознательной бездетности.

В качестве второй тенденции, связанной с изменением структуры  семьи, а также ее функций, можно  назвать изменение преобладающего типа семьи. Бывший «классическим» в XIX в. патриархальный тип становится настоящей  «музейной редкостью». Экономическая  самостоятельность женщины поколебала ее исключительную зависимость от главы  семьи, что способствовало кризису  патриархальной моногамии. В некоторых  европейских странах имеется  тенденция к расширению мужской  родительской роли. Например, в ряде скандинавских стран уход за 2—3-летним ребенком стал добровольно осуществляться любым из родителей. На работу предпочитает выходить тот из супругов, у кого выше профессиональная квалификация, а второй получает пособие по уходу за ребенком.

В современном обществе преобладает  тип семьи, который можно обозначить как детоцентристский. Основная его характеристика — изменение отношения родителей к детям, которые становятся главным смыслом существования семьи. Это связано с тем, что с конца XIX — начала XX вв. общество шло по пути защиты интересов ребенка, удлиняя срок обязательного обучения, отодвигая момент его вступления в ряды профессиональных работников и устанавливая право подростка на плоды своего труда.

В семье такого типа все  большее внимание уделяется роли частной жизни и интимности, устанавливаются  более равноправные отношения между мужем и женой. Для детоцентристской семьи становится важной проблема межполовой адаптации и адаптации между поколениями. Так как партнеры выбираются на основе личных предпочтений и в семье отсутствуют жестко закрепленные роли, супруги должны согласовать личные планы и стереотипы поведения относительно друг друга. Это приводит к повышению значимости психологической совместимости супругов.

Важность супружеских  отношений в современной семье  возрастает. Все большее значение придается интимности, удовлетворенности  мужчин и женщин браком. Это связано  с усложнением внутреннего мира индивида, увеличением его потребности  в автономности и самоактуализации.

В связи с новым социально-экономическим  и культурным статусом женщины, у  нее все чаще возникают индивидуальные — направленные во внесемейную сферу — потребности и интересы. Мужчины не только смирились с этим фактом, но поощряют и способствуют развитию внесупружеских духовных интересов жены, появился интерес к жене как личности.

Сочетание двух тенденций  — освобождение детей от родителей  и женщин от мужчин - содействовало  возникновению постсовременного типа семьи. Главными отношениями в ней становятся отношения между супругами. Муж и жена отказываются безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей; они высоко ценят сексуальность, не сводя к деторождению. Супружество — это личное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями. Так же, как и детоцентристская семья, супружеская базируется на институте «ухаживания», и в качестве главных ценностей в ней можно выделить интимность и адаптацию. Вместе с тем, между этими типами семьи есть существенное различие. В первом типе повседневная рутинность нередко способствует либо гипертрофии родительства, либо вовлечению в лучшем случае одного из супругов в пьянство, наркоманию, разврат. Во втором типе семьи вырабатывается особый антирутинный механизм — автономия. Автономия выражается в том, что интересы мужа и жены разнообразнее семейных, а потребности и круг общения каждого из супругов выходит за рамки брака.

В супружеской семье остаются значимыми и отношения с детьми. Но основная ее особенность в том, что основополагающие семейные ценности формируются во взаимоотношениях мужа и жены и лишь впоследствии становятся естественной базой для отношений «родители - дети».

Сходные тенденции описываются  и отечественными, и зарубежными  психологами. За рубежом возник термин «семья — клуб». В этой модели супруги  не претендуют на великую любовь, а  главным образом ищут доброго  согласия, баланса сострадания и  удовольствия, решения принимаются  в результате предварительных переговоров. Ребенка во многом воспринимают как  партнера, за которым признаются определенные права, и взамен ожидают получить «воздаяние». Таким образом, речь идет об общности, функционирующей на основе своего рода контракта, и достаточно одному из супругов отречься от него, чтобы договор утратил силу. Развод и окончательное разделение всех, кто какое-то время вел совместную жизнь, принимает характер не краха или провала, а отмены договора. Поэтому в данном случае брак и свободный союз почти не различаются, а выбор между этими двумя формами связан скорее с соображениями удобства, чем с принципами.

Следующей характерной чертой в жизни современной семьи  является появление особых, нетрадиционных моделей семей, к которым могут  быть отнесены неполные семьи и семьи с неродными родителями.

Неполные семьи возникают  как в результате разводов, так  и в результате внебрачного рождения детей. В настоящее время наличие  детей все в меньшей степени  служит препятствием для развода.

Информация о работе Исторический тип семьи