Исторический тип семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:10, реферат

Описание работы

Сегодня нет единой точки зрения среди исследователей по вопросу «историчности» или «неисторичности» семьи.
Большинство придерживаемся той точки зрения, что семья, безусловно, изменялась в ходе развития человеческого общества и прошла определенные стадии развития своей эволюции. Вопрос этот связан непосредственно с выделением основных типов человеческой семьи. Надо отметить, что, по мнению ряда ученых, в настоящее время нет общепринятой «типологии» семьи, хотя необходимость такой систематизации давно назрела.

Содержание работы

«Типология» семьи………………………………………………………. стр. 2
Добрачный этап……………………………………………………….. стр. 5
Этап семейной жизни…………………………………………………. стр. 7
Этап распада семьи……………………………………………………. стр. 9
Повторные браки………………………………………………………. стр. 10
Альтернативные браки………………………………………………… стр. 10
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Исторический тип семьи.docx

— 57.55 Кб (Скачать файл)

Семья с неродными родителями порождает много проблем. Когда  женщина, имеющая ребенка от первого  брака, рожает еще одного от нового партнера, пределы семьи становятся расплывчатыми. Характер отношений  женщины с бывшим мужем-отцом, актуальным мужем-отцом, ребенка с матерью, отцом  и отчимом, сводных братьев и  сестер между собой становится неопределенным и запутанным. В ситуации, когда  оба бывших супруга вступают в  повторный брак, родственные сети детей, оставленных матери, становятся весьма обширны. Дети могут иметь по 8 бабушек и дедушек. Контакты между новыми родственниками могут быть весьма обширны и разнообразны по степени близости и переживаемым чувствам. Для всех членов этих расширенных союзов вряд ли могут быть предложены четкие и однозначные образцы поведения. Путем переговоров, проб и ошибок со временем устанавливается неустойчивое, в некотором смысле удовлетворительное равновесие, которое позволяет каждому поддерживать без особых конфликтов свои предпочтительные связи.

Американские социологи  установили ряд эмпирических закономерностей, характерных для подобных семей:

  • супруги, прожившие более 7 лет, высказывают большую свободу как в наказании, так и в поощрении неродных детей по сравнению с теми, кто состоял в таких семьях менее 3 лет;
  • пасынки лучше приспосабливаются, чем падчерицы: девочки хуже мальчиков ладят как с родными, так и неродными родителями;
  • отношения между мачехой и ее приемными детьми являются самыми сложными и непредсказуемыми;
  • близость во взаимоотношениях между приемными детьми и родителями уменьшается, когда дети вступают в подростковый период.

Скорее всего, такие же проблемы характерны и для российских семей с неродными детьми.

В целом можно сказать, что дети придают целостность  «сводной» семье: семья расширяется  в своих границах, и через детей  в ней оказываются связанными несколько взрослых — прежние  и новые супруги, их многочисленные родственники. Самая стабильная в  этой системе связь — «мать — дети».

 

Этап распада  семьи

 

В рамках христианской традиции развод на протяжении многих лет оставался  либо запретным, либо исключительным событием. Законодательно разрешенный в XX в. в  большинстве промышленных стран, развод, тем не менее, до середины 60-х годов  воспринимался общественным мнением  как явление маргинальное, накладывающее  на тех, кто к нему прибегал, клеймо. При этом мужчины были настроены  в пользу развода больше, чем женщины.

После 1960 г. повышение частоты  разводов последовательно захватывает  все европейские страны. В большинстве стран Европы и Америки рост числа разводов за последние 20 лет увеличился в 3—4 раза. Инициаторами развода чаще становятся женщины.

Так как в настоящее  время большинство супругов ждет от брака счастья и возможностей для личностной самореализации, развод стал нормальным явлением семейной жизни.

 

Повторные браки

 

Повторные браки вовсе  не современное открытие. Они в  прошлом проявлялись как реакция  на половозрастную асимметрию и были в основном результатом овдовения. В настоящее время здесь имеются следующие тенденции:

  • наблюдается рост за последние полтора десятилетия удельного веса повторных браков как среди мужчин, так и среди женщин;
  • доля овдовевших среди вступающих в повторные браки постоянна и невелика
  • рост увеличения числа разводов сопровождается снижением числа повторных браков.

Однако все перечисленные  варианты семей представляют собой  варианты моногамии: мужчина и женщина  одновременно живут только с одним  партнером. В настоящее время  нарастает число и альтернативных моногамии браков.

 

Альтернативные  браки

 

Альтернативой моногамным бракам являются в первую очередь полигамные или бигамные браки. Одним из вариантов такого брака является конкубинат. Конкубинат — это длительный союз мужчины и женщины, не намеревающихся юридически закрепить брак, при этом мужчина образовывает этот союз с женщиной, имеющей от него «внебрачного» ребенка, имея параллельно официальную семью (жену и детей). Следовательно, конкубинат — это длительная, юридически не закрепленная связь, в которой мужчина фактически имеет вторую сексуальную партнершу и общего с ней ребенка, а женщина — ребенка с отцом, но без узаконенного мужа. В качестве причин конкубината называют демографическое неравенство: число женщин детородного возраста превышает число мужчин. Однако вряд ли это может рассматриваться как единственная причина, т.к. существует и женская бигамия. Женская бигамия — это устойчивый брачный союз (т.е. приводящий к рождению ребенка) замужней женщины преимущественно с холостым мужчиной. Холостяк принимает на себя не только нравственные, но и экономические обязательства — заботиться о своем ребенке.

Другим вариантом альтернативной семьи является коммуна. На протяжении XX в. коммуны периодически возникали  в различных странах, как правило, в периоды социальных катаклизмов, обычно в молодежной среде. В России они были распространены в 20-е годы, в странах Западной Европы — в 70—80-е годы.

Современная западная коммуна, как правило, представляет собой  большое число людей, не связанных  родством (часто и браком), проживающих  в общей квартире или доме и  совместно ведущих хозяйство. Сюда могут входить и дети. Совместное выполнение работ по дому и воспитание детей дают то преимущество, что  они могут быть распределены между  большим количеством лиц. Выполняемое  в идеальном случае по очереди  дежурство по дому и уход за детьми разгружает женщин от одностороннего прикрепления к обязанностям хозяйки  и матери. Группа контролирует справедливое распределение обязанностей. Общины финансируют и ведут хозяйство  из кооперативной кассы. Остаток  личного дохода члены сообщества, как правило, оставляют себе

Возникает более высокая  степень материальной защищенности для отдельного лица, потому что  в момент отсутствия заработка и  денег солидарность группы оберегает  его от нравственного и физического упадка. Коммуна может владеть совместно средствами производства (например сельскохозяйственным инвентарем), предметами длительного пользования, бытовой техникой. Трудности, однако, возникают в тех случаях, когда кто-либо собирается покинуть коммуну или из-за неаккуратного обращения отдельных членов коммуны с вещами. Как правило, беспорядочные половые отношения в коммуне если и встречаются, то существуют недолго. В настоящее время число коммун незначительно.

Подводя итог, можно говорить о следующем обобщенном современном  понимании семьи и ее будущего.

Жизнестойкость института  моногамии предопределена богатством его эволюционного потенциала и  инертностью культуры. Ценности моногамии  вряд ли будут исчерпаны, по крайней  мере, в первые десятилетия XXI в. В  настоящее время существуют как  семьи «патриархального» типа, так  и «детоцентристского» (которых большинство), идет становление «супружеского» типа семьи. Альтернативные модели семей также встречаются и, скорее всего, будут продолжать свое существование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Антонов А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: ИНФРА-М, 2005.
    2. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический Проспект, 2007.
    3. Основы психологии семьи и семейного консультирования: / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
    4. Современные тенденции в развитии семьи и семейных отношений - URL: http://www.profile-edu.ru/sovremennye-tendencii-v-razvitii-semi-i-semejnyx-otnoshenij-page-8.html)
    5. Захаров С. Расширяющиеся границы брака. – URL:

http://www.demoscope.ru/acrobat/ps99.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Исторический тип семьи