Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:38, курсовая работа
Актуальность темы. Желание помочь ближнему возникает вместе со становлением общества. Потребность объединить усилия людей в борьбе с природой для получения пищи, при сооружении жилища — эти и многие другие факторы человеческого общежития неизбежно порождали сочувствие друг к другу, взаимную поддержку. Поэтому вся история человечества неотделима от благотворительности. Однако ее содержание, материальные и духовные факторы, возможности и главные направления менялись и меняются в зависимости от конкретных условий.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (X-XIII ВВ.) 5
1.1 Княжеские виды благотворительности на Руси 5
1.2 Монастырско-церковные формы призрения 8
ГЛАВА 2. ЦЕРКОВНО-МОНАСТЫРСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ XVIII-XX ВВ. 12
2.1 Милосердная деятельность церкви в годы становления системы государственного призрения 12
2.2 Активизация церковной благотворительности во второй половине XIX – начале XX в. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
История благотворительной деятельности православной церкви неразрывно связана с функционированием ее такого важного структурного звена, каким являлся церковный приход.
До начала XVIII в. церковный приход соединял в себе функции административной, финансово-податной и территориальной единицы. Он обладал правом избрания священника на собрании прихожан. Как самоорганизующиеся объединения и относительно независимые в финансовом отношении организации, церковные приходы могли оказывать социальную помощь многим увечным, престарелым и сиротам, создавать богадельни и лечебницы. К XVIII в., например, в Москве действовало около 20 церковно-приходских богаделен. Во всех 90 московских богадельнях, принадлежавших церкви, городу и частным благотворителям, содержались в 1719 г. около 4 тыс. нуждавшихся16.
В 1745 г. в Казани действовало 6 церковно-приходских богаделен. Они призревали более 100 неимущих и престарелых людей. В 50-е гг. XVIII в. церковное ведомство решило построить сеть церковно-приходских богаделен в Санкт-Петербурге. Богадельни строились при церквях Андрея Первозванного, Матфея Апостола, Рождественской, Вознесенской и других церквях. В результате строительства в Петербурге к трем действующим церковно-приходским богадельням должны были прибавиться еще 17 богаделен на 400 мест.
В XVIII в. по мере развертывания государственной системы призрения и подчинения церкви государству церковный приход все более терял самоуправленческие права и ставился под жесткий бюрократический контроль. В июле 1797 г. по распоряжению Сената и Синода прихожане были лишены права подбора кандидатуры и избрания священника по своему усмотрению. После решения Синода в 1808 г. об изъятии из церквей остатков сумм, предназначавшихся на общественное призрение, приходские богадельни и другие благотворительные заведения стали закрываться. Примерно к середине XIX в. деятельность прихода в основном сводилась к исполнению церковных треб и поддержанию здания храма.
"Либеральная оттепель" 60-х гг. XIX в. положила начало постепенному оживлению церковных приходов и их благотворительной деятельности. Широкую известность получило церковно-приходское братство при Христово-Рождественской церкви в Санкт-Петербурге, основанной в апреле 1863 г. Его основатель отец Александр Гумелевский сумел объединить членов прихода на почве милосердия к нуждавшимся, создать начальный капитал в 6 тыс. рублей. В течение года братство открыло старческий дом, два детских приюта и библиотеку.
Инициатива приходов по созданию церковных братств получала все большую поддержку общественности. В этих условиях правительство Александра II 8 мая 1864 г. приняло устав "О правилах учреждения православных братств", в котором разрешалась и в то же время регламентировалась церковная благотворительная деятельность. В соответствии с уставом церковные братства могли вести религиозно-просветительскую, церковно-устроительную, миссионерскую и благотворительную работу. Членами братства считались граждане, вносящие регулярно денежные взносы либо участвующие в его деятельности личным трудом. Братство возглавлялось Советом, избранным на общем собрании.
После выхода устава православных братств священнослужители и сторонники возрождения самоуправленческих церковных объединений благотворительной ориентации активизировали деятельность по их созданию. За время с 1864 по 1880 г. было образовано 63 братства. В 90-е гг. XIX в. в России действовало почти 140 церковных братств.
Особенно деятельно
функционировали церковные
На балансе Санкт-
«Возрождение церковно-приходской благотворительности во многом связано с "Положением о приходских попечительствах при православных церквах", утвержденным 2 августа 1864 г. Оно находилось в русле либеральной оттепели" 60-х гг. и способствовало медленному возрождению приходской со- циально-каритативной деятельности. Вскоре после выхода в свет этого закона церковные попечительства были учреждены в 7502 приходах, или в пятой части общего количества церквей России. К 1901 г. количество церковно-приходских попечительств увеличилась в 2,5 раза и составило свыше 19 тыс., в том числе в Подольской губернии — 1264, Тамбовской — 975, Черниговской — 915, Рязанской — 865, Самарской — 818, Тульской 807, Новгородской — 651, Вологодской — 592. В 1915 г. из общего количества в 40 590 приходов России церковно-приходские попечительства и их советы были созданы при 36 626 приходах, т. е. 90% первичных структурных звеньев церкви имели собственные попечительства, занимавшиеся не только поддержанием церковных зданий, но и значительной благотворительной деятельностью.
Милосердно-попечительская работа приходских Советов характеризовалась многообразием форм и охватывала различные группы нуждавшихся. Так, в Петербурге в конце 90-х гг. действовало 30 жизнеспособных церковно-приходских попечительств с совокупным капиталом свыше 1 млн рублей, образованным главным образом за счет членских взносов, сборов с церквей, благотворительных пожертвований. Советы попечительств уделяли большое внимание "закрытому" призрению инвалидов, престарелых, неизлечимо больных. При 27 приходских попечительствах из 30 были открыты богадельни, в которых нашли кров и заботу свыше 800 нуждавшихся. Советы 19 церковно-приходских попечительств учредили детские приюты с интернатами, где содержались 650 детей-сирот. Десять приходских попечительств организовали при каждом из них дневные приюты и школы, которые посещали около 500 детей.
Все петербургские церковно-
В Москве в 90-е гг. работало 42 церковно-приходских попечительства. Ежегодно они расходовали на благотворительные цели в среднем 52. тыс. рублей. На их содержании находилось 29 богаделен, приютов и других заведений. В них проживало постоянно около 250 человек. В целом если в 1868 г. при церковных приходах было 272 богадельни, то в 90-е гг. количество церковно-монастырских богаделен увеличилось до 730 с числом призреваемых около 10 тыс. человек.
Целую отрасль попечительской деятельности церкви составило создание и развитие сети церковно-приходских школ. Уже вскоре после своего организационного оформления по закону 1864 г. многие Советы при православных церквях стали открывать церковно-приходские школы. Уже к 1880 г. в Калужской губернии работало 189 церковно-приходских школ с 8658 учащимися, в Орловской — 147 с 4900 учащимися, в Смоленской — 95 с 3600 учащимися. В это же время в западных губерниях было около 3 тыс. церковно-приходских школ, в которых училось почти 70 тыс. детей. Церковно-приходские попечительства финансировали школы за счет членских взносов, пожертвований и других источников. В 1880 г. попечительские советы приходов Московской губернии выделили на содержание церковных школ 21 тыс. рублей, Самарской — 13 тыс., Екатеринославской — 11 тыс., Саратовской — 10 тыс. рублей. Одновременно росла сеть приходских библиотек, в частности в рассматриваемые период в Псковской губернии было открыто 26 библиотек, Черниговской — 25, Самарской — 15, Новгородской — 11 библиотек и т.д.
После выхода в свет правительственных "Правил о церковно-приходских школах" (1884 г.) церковь была еще более тесно привязана к государственной системе народного просвещения в духе официальной идеологии, строившейся на принципах "православия, самодержавия и народности". «Опираясь на государственное финансирование и используя собственные средства, за 10 лет церковь открыла почти 30 тыс. церковно-приходских школ, увеличив их сеть по сравнению с 1884 г. более чем в шесть раз. В этот же период было введено в действие около 18 тыс. школ грамоты. Общее количество учащихся церковно-приходских школ за 1884-1885 гг. возросло со 105 до 900 тыс. человек. И хотя учебные программы разрабатывались под влиянием господствовавшего религиозного учения, церковно-приходские школы, тем не менее, способствовали распространению основ грамоты среди широких народных масс»19.
В 90-е гг. деятельность церковно-приходских попечительств еще более активизировалась. В 1900 г. только на приходские школы они собрали денежных пожертвований почти 700 тыс. рублей. Общая сумма пожертвований на нужды церквей и их благотворительные заведения составила 4 млн 600 тыс. рублей. К 1901 г. многие церковно-приходские попечительства экономически окрепли и были в состоянии вести широкую социально-благотворительную работу. Получая за счет членских взносов и других источников ежегодный доход в 500 тыс. рублей, петербургские церковноприходские попечительства содержали в своих богадельнях более 1000 инвалидов и престарелых, призревали в детских приютах до получения начального образования 800 детей, выдавали пособий в среднем 40 тыс. нуждавшихся ежегодно.
Православная церковь, ее монастыри и церковные приходы оставили о себе добрую память инициативной и творческой социально-благотворительной работой в тяжелейшие годы Первой мировой войны. Уже осенью 1914 г. Советы церковно-приходских попечительств начали кампанию по оказанию помощи семьям, из которых мужчины призывного возраста были мобилизованы на войну. Приходскими попечительскими Советами проводились церковные кружечные сборы, практиковались обходы имущих граждан и принимались пожертвования по подписным листам, поощрялись денежные поступления от предпринимательских объединений и заведений. В результате за первый год войны церковно-приходские попечительства создали благотворительный фонд в сумме 6 млн. рублей, из которых 50% было собрано среди прихожан. Из этого фонда до осени 1915 г. получили различные финансовые пособия 2 млн. 200 тыс. семей военнослужащих. Наряду с денежной поддержкой приходские попечительские советы использовали такие формы помощи, как бесплатная выдача семенного зерна для посева, вспашка полей, уборка урожая, заготовка для семей военнослужащих дров на зимний период, выделение ссуд для приходящих в упадок крестьянских хозяйств. Во время осенних полевых работ 1915 г. церковно-приходские попечительства открыли в помощь семьям с малолетними детьми сотни детских яслей, организовали на началах самопомощи коллективную запашку и уборку полей "солдаток", создавали приюты для призрения сирот или определяли их в ремесленные училища.
«По призыву Синода монастыри и церковные приходы активно участвовали в милосердной помощи беженцам. Во всех епархиях и крупных городах были созданы комитеты попечения о беженцах. В 1915 г. по решению московского епархиального руководства беженцам были предоставлены помещения в Ново-Андрониевском, Новоспасском и Симоновом монастырях для 200 семей. Монастыри и приходы Москвы провели сборы пожертвований в пользу беженцев. Их результатом стала материальная поддержка пострадавших от войны в сумме 40 тыс. рублей. Тамбовская епархия выделила для беженцев в мужских монастырях 500 мест и в женских монастырях 400 мест. 7-8 сентября 1915 г. во всех церковных приходах был организован сбор пожертвований для оказания помощи беженцам. По постановлению съезда настоятелей монастырей Курской епархии во всех монастырских гостиницах отводились места для беженцев и Комитету по призрению беженцев выделялось 3 тыс. рублей»20.
Крупным и сложным участком социально-попечительской деятельности церкви в годы войны стало создание и содержание госпиталей для раненых воинов. Вскоре после начала войны, в августе 1914 г., Московская епархия создала специальный Комитет помощи больным и раненым военнослужащим. В первые же месяцы войны церковь открыла госпитали при Николо-Угрешском монастыре (300 мест), Знаменском (150), Сретенском (80), Новоспасском (60), Донском (35), Покровском, Даниловом и Никольском (100 мест) монастырях. К концу 1914 г. на церковные средства в Московской православной епархии было учреждено 90 лазаретов на 1200 мест.
С учетом местных условий и материальных возможностей каждая епархия принимала деятельное участие в оказании помощи больным и раненым солдатам и офицерам. Тверское духовенство осенью 1914 г. решило открыть госпиталь на 50 мест при архиерейском доме. На его оборудование и содержание выделялось 45 тыс. рублей, отчисленных их монастырских капиталов и собранных по подписным листам в церковных приходах. Уход за больными и ранеными взяли на себя монахини Тверского женского монастыря. Наряду с этим в Тверской епархии были учреждены госпитали при Вышневолоцком, Казанском и Могилевском женских монастырях. Другие женские монастыри направили в городские и земские госпитали губернии 150 монахинь в качестве сестер милосердия и сиделок. Для размещения военного госпиталя было выделено здание при Тверской духовной семинарии на 500 мест. В Тульской епархии госпитали для больных и раненых воинов начали действовать в 1914 г. при Белевском, Иверском, Новосиньковском и Щегловском монастырях. Духовенство и церковные приходы Курской епархии содержали госпитали при Знаменском, Воскресенском монастырях и ряде других обителей.
Война неизбежно сопровождалась многократным увеличением численности инвалидов и чрезвычайно обострила проблему их жизнеустройства и патронажа. В 1915 г. Синод выступил со специальным обращением, в котором призывал православные епархии взять на себя часть государственной заботы об увечных солдатах и офицерах и принять участие в оказании помощи выздоравливающим воинам. Синод просил епархиальное руководство изыскать возможности для открытия при монастырях инвалидных богаделен, а также приютов, в которых выздоравливающие солдаты и офицеры могли бы окончательно поправить свое здоровье. Это обращение Синода нашло живой отклик в епархиях, монастырях и церковных приходах. По полученным с мест сведениям на 1 июня 1915 г., они выразили готовность оборудовать в монастырях богадельни для увечных воинов на 2 тыс. мест, причем 1500 человек принимали на содержание за счет церковных средств.
Информация о работе История развития благотворительных общественных объединений