Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:38, курсовая работа
Актуальность темы. Желание помочь ближнему возникает вместе со становлением общества. Потребность объединить усилия людей в борьбе с природой для получения пищи, при сооружении жилища — эти и многие другие факторы человеческого общежития неизбежно порождали сочувствие друг к другу, взаимную поддержку. Поэтому вся история человечества неотделима от благотворительности. Однако ее содержание, материальные и духовные факторы, возможности и главные направления менялись и меняются в зависимости от конкретных условий.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (X-XIII ВВ.) 5
1.1 Княжеские виды благотворительности на Руси 5
1.2 Монастырско-церковные формы призрения 8
ГЛАВА 2. ЦЕРКОВНО-МОНАСТЫРСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ XVIII-XX ВВ. 12
2.1 Милосердная деятельность церкви в годы становления системы государственного призрения 12
2.2 Активизация церковной благотворительности во второй половине XIX – начале XX в. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
В опыте социально-каритативной деятельности в России заметное место занимает движение сестринского милосердия, возникшее и развивающееся при активном участии православной церкви. Начало этому движению положило создание в Петербурге подвижницами христианского человеколюбия Свято-Троицкой женской общины (1844 г.) и Крестовоздвиженской женской общины (1854 г.), которые готовили сестер милосердия для оказания помощи раненым воинам в госпиталях и на поле боя. Несколько позднее возникла Никольская община сестер в Москве. Во время обороны Севастополя в период Крымской войны сестры Крестовозд- виженской и Никольской общины облегчали страдания раненых, проявили высокие образцы милосердия и самопожертвования. Уже в то время их тяжелый и благородный труд в условиях военных действий был квалифицирован как подвиг. Специальной боевой награды — нагрудного позолоченного креста — были удостоены более 150 сестер милосердия. Почти 70 членов Крестовоздвиженской и Никольской общины награждены медалью "За оборону Севастополя".
Этот пример жертвенного служения страждущим вызвал целое движение среди женщин-христианок России. В 60-е гг. и более поздние годы возникли Александровская, Покровская, Иверская, Павловская, Марфо-Мариинская община в Москве, а также общины сестер милосердия в других епархиях. Возникшая в 1865 г. Александровская община к 1900 г. создала на благотворительных началах и обслуживала больницу, детский приют, четырехклассное училище для девочек, школу фельдшериц и сиделок, богадельни для престарелых сестер милосердия. Покровская епархиальная община была основана в 1869 г. матерью Митрофанией, бывшей игуменьей Серпуховского Владычного монастыря. На средства благотворителей и епархии община, объединявшая свыше 100 сестер милосердия и 20 кандидаток, открыла лазарет, сиротский приют на 120 мест, шестилетнюю школу по программе епархиального училища, амбулаторию, аптеку для бедных, фельдшерскую школу. Наиболее крупным делом общины на ниве милосердия стало создание по решению ее Попечительского Совета совместно с Троице-Сергиевой лаврой общедоступной больницы в Москве. Построенная в 1913 г. больница имела терапевтическое и хирургическое отделения. Обслуживаемое квалифицированными врачами и сестрами милосердия, это благотворительное лечебное заведение пользовалось доброй славой. Широкую известность своей каритативной деятельностью приобрела Марфо-Мариинская епархиальная община сестер милосердия, настоятельницей которой была великая княгиня Елизавета Федоровна. При общине-обители действовали хирургическая больница, благотворительная лечебница для приходящих неимущих больных, детский сиротский приют со школой, бесплатная столовая для бедных, воскресная школа, в которой учились грамоте женщины округа, массовая библиотека. Благотворительная деятельность сестер Марфо-Мариинской общины относится к лучшим образцам христианского милосердия по отношению к нуждавшимся и больным.
Общины сестер милосердия представляли собой своего рода женские монастыри в миру, поскольку их жизнь и трудовая деятельность, как правило, определялись близким к монастырскому Уставом. Они брали обязательство посвятить себя служению страждущим, неукоснительно следовать нормам нравственности, вести аскетический образ жизни. В течение ряда лет члены общины получали медицинскую подготовку, позволявшую профессионально выполнять работу сестры милосердия21.
Это женское движение получило довольно широкое распространение. К 1914 г. в России было официально зарегистрированы свыше 100 общин сестер милосердия, действовавших под эгидой православных епархий.
Итак, с утверждением абсолютной монархии и ориентацией правительства на строительство системы государственного призрения церковь в XVIII-XIX вв. утратила ведущую роль в попечительстве о неимущих, больных, престарелых и других обездоленных людях. Однако, будучи подчиненной государству и действуя под жестким контролем его бюрократических органов, церковь не прекращала оставаться институтом христианского милосердия и хотя в ограниченных рамках, но продолжила социальную помощь нуждавшимся. В соответствии с условиями абсолютистского режима ее благотворительная деятельность приобрела новые формы и составляет важный период истории социальной работы в России.
Устройство инвалидов и больных в монастырских богадельнях и лечебницах, милосердная поддержка нуждавшихся православными братствами и церковно-приходскими по- печительствами во второй половине XIX в., учреждение сиротских приютов, ремесленных мастерских, приходских школ, бесплатных столовых, открытие при монастырях госпиталей и богаделен для увечных воинов в годы Первой мировой войны, разносторонняя социальная помощь семьям военнослужащих, образование епархиальных общин сестер милосердия, обслуживающих лазареты и больницы, — все эти и многие другие человеколюбивые акты являлись продолжением и развитием традиций церковной благотворительности.
Вместе с тем важно реально оценивать долю участия церкви в благотворительности и не допускать преувеличения ее вклада в дело социального призрения нуждавшихся. Материалы Синода показывают, что сравнительно со своими возможностями церковь выделяла весьма недостаточные средства на благотворительную деятельность и использовала свои капиталы большей частью для развития церковно-монастырского хозяйства или накопительства.
Поэтому по удельному весу расходов на больницы, приюты, дешевые общежития, бесплатные столовые и прочие виды каритативной помощи православная церковь в России значительно уступала государственно-общественным человеколюбивым объединениям, городским, земским и другим благотворительным общинам.
1 Фирсов М. В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. – М.: Прогресс, 2006. – С. 98.
2 Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. – СПб.: Питер, 2004. – С. 67
3 Экземплярский А.В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарской период с 1238 по 1505 г. Т. 1. – СПб.: Лань, 2002. – С. 124
4 Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси: Лекции по русской истории. Киевская Русь. – М.: Речь, 2003. – С. 84
5 Иловайский Д. История Рязанского княжества. – М.: МГУ, 2008. – С. 135.
6 Экземплярский А.В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарской период с 1238 по 1505 г. Т. 1. – СПб.: Лань, 2002. – С. 15.
7 Пресняков А. Е. Княжое право в Древней Руси: Лекции по русской истории. Киевская Русь. – М.: Речь, 2003. – С. 105.
8 Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. – СПб.: Питер, 2004. – С. 132
9 Лукацкий М.А. Благотворительность: за и против // Образование и общество. – 2005. - №5. - С. 100
10 Голубев В. "В пользу бедных (о благотворительности в России)" // Огонек. - 2002. - №3. - С. 15
11 Соколов А.Р. Российская благотворительность в XVIII- XIX вв. // Отечественная история. - 2003. - №6. – С. 147
12 Успенский В.Б., Мазаева М.В., Шиханов П.А. Из истории благотворительности и меценатства. – Ярославль, 2003. – С. 96
13 Соколов А.Р. Российская благотворительность в XVIII- XIX вв. // Отечественная история. - 2003. - №6. – С. 148
14 Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. – СПб.: Питер, 2004. – С. 113
15 Успенский В.Б., Мазаева М.В., Шиханов П.А. Из истории благотворительности и меценатства. – Ярославль, 2003. – С. 118
16 "Дело человеком становится". // Наука и жизнь. - 2000. - № 7. - С. 7
17 Соколов А.Р. Российская благотворительность в XVIII- XIX вв. // Отечественная история. - 2003. - №6. – С. 149
18 Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. – СПб.: Питер, 2004. – С. 224
19 Голубев В. "В пользу бедных (о благотворительности в России)" // Огонек. - 2002. - №3. - С. 16
20 Лукацкий М.А. Благотворительность: за и против // Образование и общество. – 2005. - №5. - С. 101
21 Фирсов М.В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. – М.: Прогресс, 2006. – С. 115
Информация о работе История развития благотворительных общественных объединений