История социальной работы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 11:04, реферат

Описание работы

История социальной работы в России - новая тема в российском историческом познании. Актуальность исторического познания социальной работы как составной части социальной политики связана с прагматическими задачами. Споры о самостоятельном пути развития России как особой цивилизации заставляют более пристально изучать ее прошлое, в нем искать ответы на современные вопросы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.21 Кб (Скачать файл)

История социальной работы в России

Введение

 

Социальное реформирование в конце нынешнего века тесно  связано с новыми ориентирами  гражданской культуры, где социальная защита человека занимает особое место. Современная помощь и поддержка  в России наименее защищенных слоев  населения связаны с многими важнейшими моментами, такими, как государственная необходимость в профессиональной деятельности при защите нуждающихся, общественная потребность в благотворительной помощи, состояние развития той фазы гражданской культуры, при которой социальное образование становится актуальной проблемой общественной жизни. Отсюда понятно формирование интереса к истории общества как процессу крупномасштабной и долговременной трансформации общности, позволяющей с учетом социоэтнических детерминант создавать систему социальной защиты человека.

История социальной работы в России - новая тема в российском историческом познании. Актуальность исторического познания социальной работы как составной части социальной политики связана с прагматическими задачами. Споры о самостоятельном пути развития России как особой цивилизации заставляют более пристально изучать ее прошлое, в нем искать ответы на современные вопросы. Историческое прошлое социальной работы — не только многовековая коллективная память законодательных и политических доктрин, но и формы, методы, принципы работы с общностями и индивидами в социокультурной среде с учетом российской ментальности.

Современное состояние общественных отношений неотделимо от важнейших  тенденций исторического становления  государственности в России. Проблемы социальной помощи и защиты слабых, неимущих, обездоленных принимали различный  характер не только в зависимости  от экономического состояния производительных сил и производственных отношений, но и от уровня развития общества как  главной помогающей силы.

Исходя из вышесказанного, актуальность курсовой работы заключается в расширении представлений о месте, роли и значении истории социальной работы в формировании принципов гуманизма, патриотизма и гражданственности.

Цель - изучить и показать в обобщенном, хронологическом виде наиболее важные элементы исторического опыта социальной работы, которые проводились государственными органами, частными лицами, церковными учреждениями в России (обществе и армии).

Объектом являются предпосылки, условия и факторы, способствующие зарождению и развитию социальной работы как практической деятельности в обществе и Вооруженных Силах

Предметом курсовой работы - исторические формы, методы и тенденции развития социальной работы в обществе и армии на разных исторических этапах.

Основными задачами курсовой работы являются:

Во-первых- дать системное и последовательное изложение истории становления и развития социальной работы в России.

Во-вторых- раскрыть проблемы и особенности развития социальной работы с военнослужащими в Вооруженных Силах.

При изучении данной проблемы автором курсовой работы использовались такие источники литературы как, нормативные документы, исторические материалы, статьи из газет и журналов.

Изучение истории любого вопроса всегда помогает лучше увидеть  реалии современности. Знание исторических проблем социальной работы и путей  их решения помогает офицеру-специалисту  в этой области четче определить сегодняшние аспекты деятельности, избрать наиболее приемлемые способы  и приемы решения соответствующих  задач. Таким образом, в нынешней сложной социально-политической обстановке в России обращение к истории  социальной работы с военнослужащими  и членами иx семей весьма актуально.

Глава 1. Зарождение, становление и развитие социальной работы в истории России

 

История социальной работы в России - новая тема в российском историческом познании. Актуальность исторического познания социальной работы как составной части социальной политики связана с прагматическими  задачами. Споры о самостоятельном  пути развития России как особой цивилизации  заставляют более пристально изучать  ее прошлое, в нем искать ответы на современные вопросы.

Историческое прошлое  социальной работы — не только многовековая коллективная память законодательных  и политических доктрин, но и формы, методы, принципы работы с общностями и индивидами в социокультурной среде с учетом российской ментальностью. Специальное и целенаправленное изучение социальной работы в России началось в начале XIX в. Примечательно, что процесс помощи и поддержки не был терминологически определен, его описание происходило в двух культурно-исторических парадигмах: общественном призрении и христианской благотворительности (позднее, в конце XIX в., осмысленным как благотворительность). Разность подходов к интерпретации процесса помощи и взаимопомощи связана со многими причинами. Важнейшие среди них: идеологические установки того времени, добровольное, избирательное отношение государства к проблемам социальной поддержки, разработанность проблемы христианского милосердия и нищелюбия в церковной литературе и неразработанность ее в светской историографии. Такие историки, как Н. Карамзин, В. Ключевский, С. Соловьев используют применительно к раннему периоду княжеской помощи христианские понятия «нищелюбие», «милосердие» и более позднему — светское понятие «благотворительность». Все это привело к тому, что и в светских и в конфессиональных подходах к концу XIX в. не наблюдалось единой идентификации процесса помощи.

В XIX в. общественное призрение  и христианская благотворительность  существовали как две самостоятельные  парадигмы. К началу XX в. они рассматриваются уже в единстве как общественная помощь, а государственное призрение и частная благотворительность, представленная светской и конфессиональной исторической практикой, — как составные части единого социально-исторического процесса.

Один из первых светских подходов к истории российского  опыта социальной помощи в России дан в работе А. Стога «Об общественном призрении» (СПб., 1818). На протяжении первой половины XIX столетия она явилась, по сути, единственным историческим исследованием, посвященным данному вопросу. Подчеркивая важность государственного подхода в деле общественной помощи, общественного призрения, А. Стог впервые в российской историографии попытался показать эволюцию государственного подхода к проблемам помощи и поддержки нуждающихся, начиная с ранних страниц российской истории — Х-Х1 вв. И только через пятьдесят с лишним лет данная проблема найдет свое отражение в работах других ученых.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. складываются определенные области исторического  познания общественной и частной  помощи — история отдельных этапов социальной помощи в России, история  направлений социальной помощи (приходской, земской, городской и т. д.), история  благотворительных учреждений и  обществ, зарубежный опыт общественного  призрения в контексте российской практики, исторические подходы к  явлениям социальной патологии.

При изучении прошлого общественной помощи нуждающимся исследователи рассматривают два больших периода: период ее оформления в Древней Руси и XVIII в., когда определяются государственно-административные подходы к социальной поддержке. Ученые связывают развитие практики социальной помощи не с объективными противоречиями общественной жизни и необходимостью их разрешения, а с личностными мотивами тех или иных исторических деятелей. В изучении отдельных направлений социальной помощи можно выделить работы конца XIX — начала XX в., посвященные церковно-приходскому, земскому и городскому призрению, общественной помощи, частной благотворительности. После отмены приказов общественного призрения и перехода к земским принципам помощи и поддержки в 80-90-х гг. начинают проводиться исследования, посвященные истории земского, волостного и крестьянского призрения. В них находят отражение традиционные народные формы помощи и поддержки, история общественной помощи, оказываемой земствами и их различными учреждениями.

Особое направление в  изучении исторического опыта помощи и поддержки связано с осмыслением  исторической практики благотворительной  деятельности отдельных обществ, учреждений и частных благотворителей. Надо заметить, что помимо освещения филантропической практики этих обществ в поле зрения исследователей находятся общества Красного Креста, иные благотворительные  организации, которые осуществляли свою деятельность по разным направлениям в городах России на протяжении нескольких десятилетий.

В конце XX в. в России в связи с введением новой общественной профессии — социальная работа — появляется потребность в изучении ее истории, что неизбежно приводит к выявлению ее периодизации в российской историографии. Современные подходы к истории социальной работы при всем многообразии видения ее проблематики сводятся к единой позиции: история социальной работы — целостный культурно-исторический процесс, имеющий определенные этапы своего самостоятельного развития. Основные проблемы периодизации истории социальной работы связаны с точкой отсчета практики общественной помощи, динамикой изменения понятий, спецификой исторического пространства, процессом, лежащим в основе данной исторической матрицы, определяя предметную специфику исторического познания.

Призрение нищих и юродство, и организация детских приютов, обучение глухонемых и трудовая помощь, благотворительность и социальное страхование — явления, имеющие  свою логику исторического развития, свою систему существования, своё место в историческом процессе. Такой подход позволяет нам рассматривать не только ранние формы поддержки, которые, как правило, связываются с принятием христианства на Руси, но и архаические, родовые, которые являются архетипическими формами всех последующих систем помощи и защиты.

Предлагаемая нами периодизация, с одной стороны, следует традициям  русской дореволюционной историографии  в области общественного призрения, с другой — мы выделяем новую  логику развития процесса, исходя из идеи социогенетического оформления и развития способов помощи и взаимопомощи у  этнических групп в их культурно-исторической перспективе. Каждый этап изменения  парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта (который может либо расширяться, либо сужаться), институтов поддержки, идеологии помощи, изменением понятийного  языка (семантического плана), номинации  процесса. Он связан и с пандемическими процессами, такими, как смена идеологии, с разрушением геополитического или социокультурного пространства, наличием глобальных эпидемий, региональных, этнических, социально-экономических войн и конфликтов, массового голода.

Таким образом, на наш взгляд, основными этапами помощи и взаимопомощи в России будут являться:

  • Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до X в.
  • Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с X по XIII вв.
  • Период церковно-государственной помощи с XIV в. по вторую половину XVII в.
  • Период государственного призрения со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в.
  • Период общественного и частного призрения с конца XIX в. до начала XX в.
  • Период государственного обеспечения с 1917 г. по 1991 г.
  • Период социальной работы с начала 90-х гг. по настоящее время.

Архаический период

На Руси социогенетический  механизм языческой родовой общности постоянно воспроизводился через  аграрные культы, семейно-родовые обряды, что не могло не войти в противоречие с христианскими нормами, которые  впоследствии стали знамением общественно-экономической  жизни. Языческие традиции были настолько  распространены в обыденной жизни  русского народа, что православная церковь в XVI в. достаточно часто  в грамотах архиепископам указывала  на существующие обряды и обычаи Такая устойчивость языческого архаического сознания не могла не отразиться на формах общественной помощи и взаимопомощи и не сохранить к ним древнейшие нормативные требования.

Период княжеской  и церковно-монастырской благотворительности 12-13в.

Основные тенденции помощи в этот период были связаны с княжеской  защитой и попечительством, которые  в развитии претерпевают как бы два  этапа своего становления.

Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси, который  условно обозначается с периода  крещения Владимира I до второй половины XII в. — образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель.

Второй период — со второй половины XII в. по XIII в. включительно, когда  благотворительные функции князя  постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения1.

Как отмечает Е. Максимов, простейшие виды благотворительности заключались  первоначально и почти исключительно  в кормлении нищих2.

Исходя в своей благотворительности  из нравственно-религиозных побуждений, князья, естественно, склонны были ставить  ее под покровительство церкви и  поручать осуществление самого дела представителям религии, т. е. духовенству. Первые в государстве больницы, в  которых бедные призревались и пользовались бесплатным лечением, были учреждены  Переяславским епископом, впоследствии Киевским митрополитом Ефремом в 1091 г.

Период церковно – государственной помощи- с 14в. по вторую половину 17в.

Парадигма помощи и поддержки  в XIV — первой половине XVII в. существенно изменяется. Для этого времени характерны три формы поддержки и щиты нуждающихся:

1) монастырская система  помощи,

2) государственная система  защиты (она вырастает из традиций  княжеского нищепитательства и нищелюбия, как определенных форм княжьего права),

3) первые светские проявления  благотворительности.

Период государственного призрения со второй половины 17в. по вторую половину 19в.

Сосредоточение дела призрения  в государственных учреждениях  началось после воцарения династии Романовых в 1613 г. Был учрежден Аптекарский  приказ, а с 1670 г. при царе Алексее  Михайловиче (1645—1676) — Приказ строения богаделен. Но эта мера, по-видимому, была вызвана не решением осуществить  какую-нибудь систему общественного  призрения, а только усилением благотворительной  деятельности как самого царя Алексея Михайловича, так и ближайших к нему лиц. Земский сбор 1681 г. (царствование Федора Алексеевича) побуждает правительство подготовить в 1682 г. особый акт, открывающий новые подходы к общественному призрению. С приходом к власти Петра I и Ивана V, в период их совместного правления в 1682 г., при регентстве Софьи, мероприятия по искоренению нищенства и призрения вновь приобретают актуальность.

Информация о работе История социальной работы в России