История социальной работы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 11:04, реферат

Описание работы

История социальной работы в России - новая тема в российском историческом познании. Актуальность исторического познания социальной работы как составной части социальной политики связана с прагматическими задачами. Споры о самостоятельном пути развития России как особой цивилизации заставляют более пристально изучать ее прошлое, в нем искать ответы на современные вопросы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 72.21 Кб (Скачать файл)

Переход общественного призрения  в определенную систему принадлежит  уже императору Петру Великому. Систематизируя обширный ряд его законов и  распоряжений, нельзя не видеть, что  им были затронуты все важнейшие  и, так сказать, основные вопросы  призрения:

1) подробно останавливается  на необходимости различать нуждающихся  по причинам их нужды и определять  помощь в соответствии с этой  нуждой;

2) указывает на предупреждение  нищеты как лучший способ борьбы  с ней; 

Обращаясь к отдельным  мероприятиям Петра Великого, отметим  наиболее значимые из них:

1) учреждению в городах  госпиталей для незаконнорожденных, а затем и общих сиротских  домов от магистратов; 

2) в 1710 г., ввиду злоупотреблений  в пользовании богадельнями, великий  преобразователь России предписывал  произвести разбор и выселить  из богаделен тех из них,  которые имеют жен и детей  и знают промыслы;

3) в указах 1713—1719 гг. обращается  внимание полиции на монахов  и нищих, которые являются в  Москву, чтобы нищенствовать. Всех  их предписывалось забирать и  приводить в Монастырский приказ;

4) призрение военных чинов,  по отношению к ним были  изданы распоряжения в 1716, 1722, 1724 гг. и некоторые другие;

Сеть благотворительных  учреждений расширилась в 69 - 90-е  гг. 18 в. В 1831 г. в самостоятельную  отрасль призрения закрытого  типа выделилась защита и помощь детству.

Таковы в общем важнейшие течения в области общественного призрения, проявившиеся за время царствования Петра Великого. Несомненно, что великий преобразователь России, устанавливая деление нуждающихся на категории и виды призрения сообразно с нуждами этих категорий, принимая на себя и на государство законодательное упорядочение призрения и поручая выполнение его в значительной части организованным общественным силам, отрицая при этом безразборчивую раздачу милостыни, стоял на правильном пути.

Хотя императрица Екатерина I, а затем и Елизавета и издавали указы о призрении незаконнорожденных, но не имели энергии настоять на исполнении, вследствие чего даже те приюты, которые были открыты при Петре I, постепенно закрылись.

При преемниках Петра Великого и до издания учреждения о губерниях (7 ноября 1775 г.) заведование призрением лежало на Правительствующем Сенате, без определения которого никто  не мог быть помещен в богадельню. Екатерина II первые годы своего царствования тоже следовала им, значительно смягчив, однако, карательную систему по отношению  к нищим. Крупнейшим же делом периода  царствования Екатерины Великой  было учреждение двух больших, по своим  размерам, заведений для призрения  незаконнорожденных детей. Вопрос о  них был серьезно разработан под  руководством известного филантропа И. И. Бецкого и получил практическое осуществление с основанием в 1763 г. в Москве Воспитательного дома. В Петербурге было открыто сначала (в 1770 г.) отделение этого дома, преобразованное  в 1780 г. в самостоятельное учреждение. Устройством этих двух домов было положено прочное начало призрения  незаконнорожденных детей если не во всей Империи, то в ближайших к  столицам губерниях.

Продолжателем реформ становится Екатерина II, которая создает целую  сеть специальных учреждений под  названием "Приказы общественного  призрения", открытых в сорока губерниях  на основании "учреждения о губерниях" 1775 г. По этому закону "приказу  общественного призрения поручается попечение и надзирание о установлении и прочном основании:

  • народных школ;
  • установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после родителей без пропитания;
  • установление и надзирание госпиталей или больниц для излечения больных;

Приказы подчинялись сначала  Коллегии экономики, а с учреждением  в 1802 г. министерств они вошли  в ведение Министерства внутренних дел; с 1810 по 1819 г. они подчинялись  Министерству полиции, а с ликвидацией  последнего они вновь перешли  в подчинение Министерства внутренних дел и Правительствующего Сената.

К 1862 г. складывается определенная система учреждений социальной помощи:

—лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных);

—заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимых  больных);

Таким образом, реформой 1775 г. Екатерина II создала универсальную  систему благотворительности.

Следует подчеркнуть, что  институты социальной помощи населению  в губерниях не имели четкой структуры  и принципов организации. Их деятельность не была постоянной, и они не могли  удовлетворить потребности населения. И тем не менее система призрения, созданная в этот период времени, процветала долго и сохранилась в общих чертах до наших дней.

Период социальной работы – с начала 90-х годов

В России социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х  годов. Уровень жизни населения  в начале 90-х годов резко снижается  в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения  потребительских цен и снижения доходов населения. По отношению  к 1990 г. платные услуги населению  составили в 1993 г. 39%, а покупательная  способность денежных сбережений — 97%. С 1990 по 1993 г. дефлятор валового внутреннего  продукта вырос в 410 раз. В январе-июле 1992 г. Федеральная служба занятости  зафиксировала 1281,7 тыс. неработающих граждан, из них 71% составляли женщины. Несмотря на существующие расхождения в цифрах, налицо динамика роста безработицы. Рост безработицы повлек за собой  изменение динамики преступности. Программа  в сфере экономики предусматривала  целый ряд радикальных мер, среди  которых важнейшими являются: либерализация  цен; сокращение бюджетного дефицита; снижение дотаций убыточным предприятиям; введение прогрессивных налогов; сокращение военных расходов. В условиях социально-экономической  нестабильности происходит снижение инвестиций и в социальную сферу. В декабре 1991 г. президентским Указом «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения  в 1992 г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное  право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.

Принимается ряд законодательных  мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (4 апреля 1992 г.), «Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г.Свердловске в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.), «О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.), «О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992 г.), «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других. Указы Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др. Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности.

Массовое высвобождение  работников и ликвидация ряда учреждений затронули и такую сферу социальной деятельности, как трудовая реабилитация инвалидов. В целях их социальной защищенности президентским указом предусматривались определенные квоты  для приема инвалидов на работу (на разные предприятия независимо от форм собственности).

В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди  мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения  предполагалось улучшение пенсионного  обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.

В мае 1995 г. выходят федеральные  законы «О социальном обслуживании граждан  пожилого возраста и инвалидов», а  в ноябре — «Об основах социального  обслуживания населения Российской Федерации». Они стали основой  законодательной базы в сфере  социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался  перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись  гражданам пожилого возраста и инвалидам  государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь. Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.

Исходя из вышесказанного, автор курсовой работы делает следующие  выводы по первой главе:

  1. история социальной работы в России – совершенствование субъектной и объектной базы социальной работы, поступательное развитие ее исторических моделей и форм их проявления.
  2. как феномен российской действительности социальная работа имеет многовековые традиции. В последние годы в России возрождается благотворительность, социальная работа получает новое законодательное развитие, в вузах, в том числе и военных, готовятся кадры специалистов социальной работы.
  3. закономерности истории социальной работы в России – форма концентрации знаний предмета. Закономерности выражают прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в истории социальной работы.

Среди этих закономерностей  отмечают:

а) зависимость результативности социальной работы от структурной завершенности  системы органов управления и  функционирования на различных этапах истории Российского государства;

б) соответствие форм и методов  работы возможностям государства и  требованиям времени;

в) зависимость результативности работы от непротиворечивости ближайших  и долгосрочных целей социальной защиты, социального обеспечения  и т. д.;

г) соответствие полномочий и ответственности специалиста  социальной работы и др.

Каждый этап изменения  парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта (который может либо расширяться, либо сужаться), институтов поддержки, идеологии помощи, изменением понятийного  языка , номинации процесса. Он связан и с такими процессами, как смена идеологии, разрушение геополитического или социокультурного пространства, наличие глобальных эпидемий, региональных, этнических, социально-экономических войн и конфликтов, массового голода.

 

Глава 2. Социальная работа с военнослужащими в Вооруженных  Силах Российской Федерации: история  и современность

 

В нынешней сложной социально-политической обстановке в России обращение к  истории социальной работы с военнослужащими  и членами их семей весьма актуально  связи с тем, что знание исторических проблем социальном работы и путей  их решения помогает офицеру - специалисту  в этой области - четче определить сегодняшние аспекты деятельности, избрать наиболее приемлемые способы  и приемы решения соответствующих  задач.

Исторический подход предполагает вычленение определенных этапов, и, на наш взгляд, их может быть два: зарождение социальной работы в армии России и дальнейшее ее совершенствование. Зарождение охватывает период с X в (появление первых исторических памятников, документов касающихся военно-социальной работы) до середины XVIII в., когда в общих чертах сформировалось объектное и субъектное множество этой деятельности и появился целым ряд правовых и нормативных источников. Этап дальнейшего совершенствования военно-социальной работы продолжается с середины XVIII в. по настоящее время и включает: три периода: 1) царский -до 1917 г., 2) советский и современный - с начала 90-х гг. XX в. Последний характеризуется широким развитием правовой системы и системы объектов и субъектов работы.

В связи с тем, что в  первой главе основное внимание автор  курсовой работы уделил истокам, зарождению, формам и методам исторического  развития социальной работы в обществе, то во второй главе автор основное внимание уделит историческому и  современному этапу развития социальной работы в Вооруженных Силах.

Радикальные изменения во всех сферах нашего общества, реформирование военной организации государства  породили комплекс социальных проблем, с которыми столкнулись военнослужащие. В то же время эти изменения  объективно обусловили создание особых социальных институтов, адекватных происходящим переменам и потребностям в социальной защите граждан страны, развитие новых  видов и форм социальной практики в армии и на флоте. Результатом  них перемен стала институционализация  социальной работы в Вооруженных  Силах.

Под социальным институтом социальной работы в Вооруженных Силах понимается специфическая социальная гуманитарная практика социального взаимодействия, осуществляемая на основе установленных норм и правил статусными военно-управленческими структурами и реализующая функцию удовлетворения социальных потребностей всех категорий военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил.

Отечественный опыт в области  военно-социальной работы свидетельствует, что забота о "служивых" людях  первоначально входила в блок отношений, касающихся социального  обеспечения лиц с ограниченной трудоспособностью или вовсе  нетрудоспособных, причем это касалось, в основном, послетрудовой жизни воинов. В ратной же жизни начальники, под чьей "рукой" служили воины, заботились об их пропитании, обмундировании и оснащении оружием.

Еще в далекие времена  можно найти примеры заботы о  людях, имевшиx определенные военные заслуги перед государством и обществом. Это происходило либо в рамкаx традиционныx семейных или племенных отношений, либо в качестве благотворительности.

Так, например, заботой о  судьбе соотечественников, попавших в  плен, было продиктовано заключение Киевской Русью с греками ряда договоров  об "искуплении" пленных, в частности, Великим князем Киевским Олегом в 911году и князем Игорем в 945году. Ими устанавливались  взаимные обязательства о выкупе россиян и греков, в какой бы стране они не находились, и отправлении  их на родину. В договоре 911года прямо  говорилось: "Буде случиться россиянину видеть в чужой земле полоненного грека, или греку россиянина, выкупать оного и отсылать в свою землю, получив данную за него цену... Подобным образом выкупать и военнопленных и возвращать их в свою землю".

Свидетельства западных путешественников древности отмечают, что славянам было присуще гуманное обхождение с  пленными, которые у них не рабствовали  весь век, а по истечении времени  могли или возвратиться к своим, или остаться вольно жить между славян.

Информация о работе История социальной работы в России