Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 11:04, реферат
История социальной работы в России - новая тема в российском историческом познании. Актуальность исторического познания социальной работы как составной части социальной политики связана с прагматическими задачами. Споры о самостоятельном пути развития России как особой цивилизации заставляют более пристально изучать ее прошлое, в нем искать ответы на современные вопросы
Социальная работа - сравнительно
новое явление в Вооруженных
Силах Российской Федерации. Ранее
она не выделялась в качестве самостоятельного
направления в деятельности органов
военного управления, командиров и
должностных лиц. Свое становление
и развитие социальная работа получила
с принятием адекватных мер организационного
и теоретико-методологического
В связи с тем, что социальная работа и Вооруженных Силах выступает органической частью более широкого понятия «социальная работа в обществе», рассмотреть, используя метод сравнения показателей социальной работы и военно-социальной
Особо следует отметить,
что в российском обществе, а им
более в Вооруженных Силах
Российской Федерации о социальной
работе заговорили сравнительно недавно.
В самостоятельный вид
В качестве специальности социальная работа была определена приказом Госкомобразования СССР № 376 от 7 августа 1991 г., а 25 сентября 1991 г. был утвержден план специальности 03.12.00 - «социальная работа». И с 1992 г. более чем в тридцати высших учебных заведениях России началась подготовка кадров по данной специальности.
В настоящее время в
официальном издании
В 1992 г. организационное и юридическое оформление получила Ассоциация социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации (АСОПиР). Ассоциация начала выпуск ежеквартального научно-популярного журнала «Социальная работа». В то же время была создана Открытая международная школа социальной работы, в состав которой вошли: высшие курсы подготовки и переподготовки кадров, институт социальной работы, школа помощников социальных работников. Началось образование широкой сети структур социальной работы различной направленности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В результате набравших силу динамических процессов развития социальной работы Россия была принята в члены Международной федерации социальных работников (IFSW).
В тот же период государственные
органы исполнительного и
В настоящее время происходят закономерные изменения, выражающиеся:
во-первых, в проявлении устойчивой тенденции нарастания и углубления проблемного поля взаимоотношений личности и общества;
во-вторых, в развитии модели «рыночной экономики», которое предопределило переход от общинной социальной жизни к более индивидуализированной;
в-третьих, в смене мифологического отношения к социальной действительности рациональным, требующим постоянных целесообразных и эффективных действий.
Необходимо подчеркнуть, что такого рода качественные переходы имеют историческое измерение, так как в ходе вытеснения устоявшихся социокультурных форм образуются новые сферы неопределенности взаимных прав и обязанностей людей. Наступает состояние социальной аномии, сопровождающееся временным разрушением нормативны и социальных структур, при котором индивиды и социальные группы, привыкшие руководствоваться традиционным; нравами и обычаями, уже не могут жить по-старому, но еще не освоили или не выработали новых образцов действии социального взаимодействия и поведения. Соответственно увеличивается численность неадаптированных членов общества, неспособных к самоорганизации в новых социальных условиях и требующих особых форм и методов работы по оказанию им действенной помощи.
Естественно, что Вооруженные
Силы, оказавшись, как и все российское
общество, в сложных социально-
Резкое увеличение количества социальных проблем в Вооруженных Силах было обусловлено, с одной стороны, переходом государства к рыночной экономике, с другой - реорганизацией института заместителей командиров частей по политической части и политических органов, напрямую отвечавших за организацию и содержание работы по социально-правовой защите военнослужащих и за «социальный блок» в армии и на флоте.
Вынужденный поиск форм и методов разрешения данной ситуации стимулировал органы военного управления на принятие ряда организационно-управленческих мер. Одной из них явилась разработка нормативно-правовой базы социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
На основе анализа приказов и директив министра обороны Российской Федерации с 1992 г. можно выделить несколько взаимообусловленных этапов институционализации социальной работы как профессиональной деятельности: этап поиска организационных форм, этап создания организационных структур в частях (соединениях), этап создания и функционирования научно-образовательного комплекса социальной работы.
Начало этапу поиска организационных
форм социальной работы было положено
26 сентября 1992 г. приказом министра обороны
Российской Федерации № 164 «Об органах
воспитания личного состава Вооруженных
Сил Российской Федерации». Этим документом
вводились понятия «социально-
действие положения о
Главном управлении по работе с личным
составом Министерства обороны Российской
Федерации». В нем были определены
задачи вышеназванному управлению по
организации социально-
В соответствии с приказом было образовано Управление социально-правовой и воспитательной работы, организационно входящее в Главное управление по работе с личным составом. Именно оно стало отвечать за социальный блок проблем, существующих в армии и на флоте. В директиве заместителя министра обороны Российской Федерации № ДЗ-1 от 4 января 1993 г. «О мерах по организации социально-правовой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» были поставлены задачи по организации социально-правовой работы, определены направления, формы и методы ее проведения в Вооруженных Силах.
На основании приказа министра обороны Российской Федерации № 150 от 30 января 1993 г. «О введении в действие положения об органах по работе с личным составом Вооруженных Сил РФ» было образовано Управление социально-правовой и психологической работы. Кроме того введена должность офицера по социально-правовой работе полка. Следующий приказ министра обороны Российской Федерации № 15 от 12 января 1994 г. «О совершенствовании руководства воспитательной работой, боевой и мораль но-психологической подготовкой в Вооруженных Силах Российской Федерации» обусловил ряд новшеств и преобразований в решении социальных проблем военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала. Социально-правовая работа была переименована в правовую работу. Главное управление по работе с личным составом преобразовывалось в Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации. Вместо должности офицера по социально-правовой работе вводилась должность помощника командира по правовой работе. Этот приказ явился логическим завершением этапа поиска организационных форм социальной работы (1992-1994 гг.). Однако все принимаемые органами военного управления меры не снимали с повестки дня проблему создания эффективной и действенной военно-социальной системы.
Начало этапу создания организационных структур социальной работы было положено приказом министра обороны Российской Федерации № 235 от 3 июля 1995 г. «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации». Сейчас это приказ МОРФ № 79 от 28.02.2005г. Именно в этом приказе впервые появилась категория «военно-социальная работа», были определены цели и задачи военно-социальной работы в армии и на флоте. Следующим приказом министра обороны Российской Федерации № 226 от 6 июля 1995 г. «Об организации воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» вводилась должность офицера по социальной работе и профилактике правонарушений полка (корабля 1 ранга), определены его функциональные обязанности, объем профессиональных задач, а также основное содержание и формы военно-социальной работы.
Таким образом, в данном приказе был определен и закреплен статус офицера, предназначенного для решения задач социальной работы в армии и на флоте. Одновременно начался процесс создания организационных структур социальной работы в частях и соединениях.
В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации имеется вертикальная структура управления социальной работой, представляющая собой организационное единство и охватывающая все звенья войскового организма от полка (корабля 1 ранга) и выше. При Главном управлении воспитательной работы Вооруженных Сил существует управление военно-социальной работы; в полках, на кораблях 1 ранга - старшие офицеры по социальной работе и профилактике правонарушений Приказом министра обороны Российской Федерации № 70 от 11 марта 2004 г. уточнены обязанности офицера по социальной работе и профилактике правонарушений воинской части. Они приведены в соответствие с современными требованиями к работе этого должностного лица.
Сложность и многофункциональность задач, которые решают должностные лица, отвечающие за организацию и состояние военно-социальной работы, требуют их профессиональной специальной подготовки.
Сегодня в Вооруженных
Силах Российской Федерации образована
и эффективно функционирует система
подготовки профессиональных специалистов
по организации социальной работы для
органов управления различного уровня
на базе Военного университета Министерства
обороны Российской Федерации, которую
можно назвать научно-
Вместе с тем в социальной
работе с военнослужащими в
Таким образом можно сделать следующие выводы по второй главе:
1) государство во все
времена проявляло постоянную
заботу о своих вооруженных
защитниках и ветеранах,
2) совершенствование социальной
работы с военнослужащими и
их семьями неразрывно связано
с развитием Вооруженных Сил,
состоянием экономики страны, уровнем
национального дохода и
3) дальнейшее развитие социальной работы - это специфический процесс развития одного из видов социальной гуманитарной практики, в ходе которого социальная работа приобретает сущностные признаки и статус социального института в Вооруженных Силах и российском обществе.