Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 18:48, курсовая работа
Цели работы – изучить поведение потребителей в отношении регулярных транспортных поездок на примере Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты поведения потребителей и процесса его моделирования;
рассмотреть факторы, влияющие на решение потребителей;
исследовать полезность регулярных транспортных поездок,
Введение 3
1 Поведение потребителей и факторы, его определяющие 4
Комплекс факторов, влияющих на решение потребителя 7
2 Исследование поведения потребителя в отношении регулярных транспортных поездок на примере Республики Беларусь 13
Список использованных источников 24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ В ОТНОШЕНИИ РЕГУЛЯРНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ПОЕЗДОК НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Студенки 1 курса дневного отделения «Экономика» |
______________А.М.Путрич «___» ________2013 г. |
Минск, 2013
Содержание
На данный момент взаимоотношения потребителя и производителя выстраиваются таким образом, что находится в центре интересов производителя, является его основной целью и объектом целенаправленного воздействия. Именно поэтому для производителя важным является изучение потребителя. \
В данной курсовой работе будет определено значения изучения потребительского поведения, определены основные типы потребителей и широко раскрыты факторы, влияющие на их поведение при покупке. В последней части курсовой работы на примере конкретной компании будет проведен анализ потребительского поведения.
Актуальность темы обусловлена тем,
что каждый индивид, являющийся потенциальным
потребителем, имеет свои психологические особенности,
тип характера и темперамента. При анализе этих
особенностей можно выявить некие модели,
характерные для поведения
Цели работы – изучить поведение потребителей в отношении регулярных транспортных поездок на примере Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
В процессе исследования использовались следующие методы научного исследования: анализ, сравнение, обобщение, описание.
Существуют четыре основных принципа формирования правильного представления о поведении потребителей: потребитель независим, мотивация и поведение потребителя постигаются с помощью исследований, поведение потребителей поддается воздействию, потребительское поведение социально законно.
Независимость потребителя проявляется в том, что его поведение ориентируется па определенную цель. Товары и услуги могут им приниматься или отвергаться в той мере, в какой они соответствуют его запросам. Предприятия достигают успеха, если предоставляют потребителю выбор и реальную выгоду.
Понимание этого и постоянное приспособление к поведению потребителя является одним из важных требований для выживания предприятия в условиях конкуренции.
Исследования
мотивации и поведения
Независимость потребителей представляет собой сложную задачу, но маркетинг может оказывать влияние на мотивацию и поведение потребителей, если предполагаемый товар или услуга действительно являются средством для удовлетворения потребностей покупателя.
Па поведение потребителей влияют различные факторы, прежде всего факторы внешней среды. Важное значение приобретают факторы индивидуальных различий потребителей: доходы, мотивация, уровень знаний, пристрастия и увлечения, личный спин, жизни, демографические характеристики и др. Особое место при формировании поведения потребителя па рынке имеет так называемый психологический процесс, характеризующий ответные реакции потребителя.
Имеете с тем свобода потребителя основывается па ряде его прав, соблюдение которых является важнейшей задачей не только общества в целом, но и отдельных предприятий. Социальная законность прав потребителей служит гарантией всестороннего удовлетворения его потребностей. Обман, низкое качество товаров, отсутствие ответа на законные претензии, оскорбления и другие действия представляют не что иное, как попрание законных прав и должны быть наказуемы.
Предприятие не может добиться
рыночного успеха, если игнорирует
запросы потребителей. Не случайно в рамках
маркетинга проводятся исследования,
посвященные поведению потребителей [4,
с. 50]. В самом широком понимании оно определяется
как действия, непосредственно связанные
с получением, потреблением и распоряжением
товарами и услугами, включая процессы
принятии решений, которые предшествуют
и следуют за этими
В качестве потребителей на рынке выступают конечные потребители, а также организации (предприятия) - потребители. Конечные потребители – это лица (индивидуальные потребители), семьи, домашние хозяйства. К организациям (предприятиям) - потребителям относятся производственные предприятия, предприятия оптовой и розничной торговли, государственные и другие некоммерческие учреждения.
Поведение конечных потребителей обусловлено, прежде всего характером и настоятельностью самих потребностей. Существует определенная система личных потребностей, которую можно рассматривать на различных уровнях (рис. 1.1).
Рис. 1.1 – Личные потребности
Абсолютные потребности – первый уровень – абстрактны по отношению к конкретным потребительным стоимостям, выражают потенциальную потребительную силу общества. Потребности в пище, жилище, духовном развитии существуют на протяжении всей истории человечества и являются стимулом производства.
Действительные потребности – второй уровень – имеют относительный характер и отражают потребности в реальных предметах, которыми общество располагает или может располагать в обозримой перспективе. Они всегда имеют вещественное содержание, реализуемое в конкретных продуктах материального производства, и рассматриваются как реальная потребительная сила общества.
Платежеспособные потребности – третий уровень – ограничены не только имеющейся товарной массой, но также и уровнем денежных доходов и ценами на товары. Поэтому они отражают фактически реализуемую потребительную силу общества, т.е. достигнутый уровень удовлетворения абсолютных и действительных потребностей теми благами и возможностями, которые существуют в данный момент как результат общественного развития.
Исследование
потребителя в системе
Процесс
моделирования конечного потреб
Следующим шагом является моделирование процесса поиска и оценки информации о товаре. Используются различные каналы информации о товаре: персональные (семьи, друзья), коммерческие (реклама, продавцы, упаковка), публичные (средства массовой информации), эмпирические (опыт, испытания).
Покупателю требуется различная информация в зависимости от рыночной ситуации. Так, если покупатель хорошо знаком с товаром и его разновидностями, то задача заключается в том, чтобы лучше сориентировать покупателя, привлечь его внимание, сократить время на выбор. В другом случае покупатель хорошо знает товар, но не знаком с его разновидностями. Здесь требуется информация, раскрывающая достоинства незнакомых потребителю марок. Наконец, покупатель не знает товара. Информация направляется на создание интереса к товару (реклама, стимулирование и др.). Важным шагом в моделировании поведения конечного потребителя на рынке является этап принятия решения о покупке.
Покупка – это всегда компромисс, ожидаемый риск. Одним из методических подходов в решении данной задачи служит «модель черного ящика» (рис. 1.2).
Рис. 1.2 – Модель принятия решения о покупке
При моделировании принятия решения о покупке «черный ящик» рассматривается как набор определенных стимулов, под воздействием которых происходит принятие решения о покупке. Это стимулы внутреннего характера (физические и духовные потребности, стремление к самоутверждению, склонность к экономии) и стимулы внешнего характера (групповые интересы, обычаи, традиции). Наконец, заключительный этап моделирования — оценка потребителем правильности выбора товара. Положительная оценка усиливает приверженность к данному товару, негативная — наоборот, ослабляет интерес к нему.
Таким образом, специалист по маркетингу на основе моделирования поведения потребителя получает возможность: знать, удовлетворению каких потребностей служит его товар, и при необходимости совершенствовать его характеристики; видеть, куда и как потребитель обращается за информацией о товаре, и помочь ему быстрее и полнее получить интересующие данные: помочь потребителю принять решение о покупке на основе знания тех мотивов и стимулов, которыми он руководствуется; знать оценку своего товара потребителем.
Основная классификация
Рис. 1.3 – Факторы поведения
Культурные факторы. Самое большое и глубокое влияние на поведение потребителя оказывают факторы культуры. Культура – первопричина, определяющая потребности и поведение человека. Ребенок с момента рождения усваивает базовый набор ценностей, предпочтения, манеры и поступки, характерные для его семьи и основных институтов общества.
На совершаемые потребителями покупки большое влияние оказывают культурные, социальные, личные и психологические факторы (рис. 1.4).
Субкультура. Любая культура включает в себя более мелкие составляющие, или субкультуры, которые предоставляют своим членам возможность более конкретного отождествления и общения с себе подобными. В крупных сообществах встречаются группы лиц одной национальности, скажем, украинцев, татар, немцев или азербайджанцев, проявляющих четкие этнические вкусовые пристрастия и интересы. Отдельные субкультуры со своими специфическими предпочтениями и запретами представляют собой религиозные группы, такие, как группы православных, католиков, мусульман. Различают также субкультуры географических районов.
Социальное положение. Почти в каждом обществе существуют различные общественные классы, которые можно определить следующим образом.
Общественные классы – это сравнительно стабильные группы в рамках общества, которые располагаются в иерархическом порядке и характеризуются сходством ценностных представлений, интересов и поведения их членов.
В Соединенных Штатах, например, социологи выделяют шесть общественных классов. В России в переходный период классовая структура лишь формируется.
Общественным классам
присуще несколько
Общественный класс определяется на основе занятий, доходов, богатства, образования, ценностной ориентации и тому подобных характеристик [1, с. 105]. Индивиды могут переходить как в более высокий, так и более низкий класс. Для каждого общественного класса характерны свои предпочтения в одежде, хозяйственных принадлежностях, в проведении досуга, в марках автомобилей.