Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 18:48, курсовая работа
Цели работы – изучить поведение потребителей в отношении регулярных транспортных поездок на примере Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
изучить теоретические аспекты поведения потребителей и процесса его моделирования;
рассмотреть факторы, влияющие на решение потребителей;
исследовать полезность регулярных транспортных поездок,
Введение 3
1 Поведение потребителей и факторы, его определяющие 4
Комплекс факторов, влияющих на решение потребителя 7
2 Исследование поведения потребителя в отношении регулярных транспортных поездок на примере Республики Беларусь 13
Список использованных источников 24
Рисунок 2.2 – Распределение постоянных поездок в зависимости от дохода
Были построены линейные тренды. Из линейных уравнений можно получить значения эластичности по доходу (Ei) для каждого вида транспорта. Эластичность по доходу для постоянных поездок на общественном транспорте составляет Eот = –0,32. Значение эластичности по доходу, рассчитанное на основании эмпирических данных американскими экономистами, составляет – 0,36. Значение эластичности по доходу для постоянных поездок на маршрутках составило Eкт = 0,81. Значение эластичности по доходу для постоянных поездок на метро составляет Eм = 0,23.
Построим графики зависимости регулярных поездок от дохода (рис. 2.3).
Рисунок 2.3 – Распределение регулярных поездок в зависимости от дохода
По оси абсцисс отложены значения ln I, где I – верхнее значение интервала по доходу, а по оси ординат отложены ln Q, где Q – количество поездок на одного человека.
Значения эластичностей по доходу для регулярных поездок составили:
• на общественном транспорте Eот = –0,52;
• на коммерческом транспорте Eкт = 0,6;
• на метро Eм = 0,29.
Для группы случайных поездок построены аналогичные зависимости (рис. 2.4).
Рисунок 2.4 – Распределение случайных поездок в зависимости от дохода
По оси абсцисс отложены значения ln I, где I – верхнее значение интервала по доходу, а по оси ординат отложены ln Q, где Q – количество поездок на одного человека.
Значения эластичностей по доходу для случайных поездок составили:
• на общественном транспорте Eот = –0,39;
• на коммерческом транспорте Eкт = 0,9;
• на метро Eм = 0,29.
Для всех трех типов потребителей показатель эластичности по доходу на поездки в общественном транспорте меньше нуля, что характерно для инфериорных товаров и услуг, спрос на которые растет при снижении доходов потребителя и, наоборот, снижается при увеличении доходов. Регулярные поездки (2-3 раза в неделю) на общественном транспорте оказались инфериорными в большей степени. Значит, спрос у этой категории потребителей более чувствителен к изменению дохода.
Показатель эластичности по доходу на поездки в коммерческом транспорте также для трех типов потребителей больше нуля, это характерно для нормальных товаров и услуг. Нормальные товары – это товары, спрос на которые изменяется в том же направлении, что и доход потребителя. Кроме того, показатели эластичности для разных групп немного различаются, но очень близки к единице, т.е. увеличение доходов на 1% приводит к увеличению спроса на поездки в коммерческом транспорте примерно на 1%.
Что касается поездок на метро, то выделение их в качестве особого объекта анализа оказалось оправданным. Для всех трех групп потребителей показатель эластичности практически идентичен (отличается только во втором знаке после запятой). То, что он положительный, показывает, что поездки на метро – это нормальные услуги, но такая близость его к нулю подтверждает первоначальное предположение о том, что спрос на поездки в метро слабо чувствителен к изменению доходов потребителей. Но поскольку метро потребители используют и как единственный транспорт, так и комплементарно к наземному транспорту, то показатель эластичности хоть и близок к нулю, но все-таки положителен.
Заключение
На принятие решения потребителем о покупке существенное влияние оказывает ряд факторов, которые достаточно подробно описаны в литературе по маркетингу. Однако на потребителей услуг транспорта оказывают влияние далеко не все из этих факторов. Так, на принятие решения практически не оказывают влияния факторы культурного порядка и факторы социального порядка (социальная роль, статус, семья, референтная группа).
Факторы личного и психологического порядка оказывают на потребителя совокупное, системное воздействие. Так на поведение потребителя влияет иерархия терминальных (базовых) ценностей, возрастные особенности, род занятий, экономическое положение и образ жизни (факторы личного прядка), потребности, базовые ценности, восприятие, усвоение, убеждение и отношение (факторы психологического порядка).
Системообразующим фактором являются терминальные ценности потребителя, их иерархия. Они влияют на образ жизни потребителя, который в свою очередь как устоявшая форма бытия человека в мире, находит свое выражение в его деятельности, интересах, потребностях, убеждениях и т.д.
В силу этого образ
жизни потребителя влияет на другие
факторы личного и
Проанализировав модель принятия решения респондентами при выборе вида транспорта для совершения поездки, мы выявили основные характеристики услуги, механизмы и факторы, влияющие на процесс приобретения, мы пришли к выводу, что все критерии, которые используют потребители при принятии решения можно сгруппировать в следующие категории: