Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 17:26, курсовая работа
Данная работа представлена в виде социологического исследования. Социологическое исследование — это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью — получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения. Цель курсовой работы – выявить причины проблем трудоустройства молодых специалистов и студентов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. Методологический раздел ……………………………………………….5
1.1. Формулировка проблемы………………………………………………5
1.2. Цели и задачи исследования …………………………………………...9
1.3. Объект и предмет исследования……………………………………...10
1.4. Логический анализ и операционализация понятий …………………10
1.5. Формулировка рабочих гипотез ……………………………………...11
2. Процедурно – методологический раздел ……………………………..14
2.1. Обоснование выбора объекта…………………………………………14
2.2. Метод сбора первичной социологической информации …………...15
2.3. Инструментарии ………………………………………………………16
2.4. Обработка данных……………………………………………………..17
3. Аналитический раздел ………………………………………………….19
3.1. Гипотеза № 1: «В настоящее время большинство студентов работает»……………………………………………………………….19
3.2. Гипотеза № 2: «Большая часть трудоустроенных студентов и молодых специалистов работает не по специальности»…………..20
3.3. Гипотеза № 3: «Чем выше успеваемость была при обучении, тем больше вероятность трудоустройства по специальности»………..20
3.4. Гипотеза № 4: «Основной характеристикой для успешного трудоустройства является наличие опыта работы и трудовые навыки»…………………………………………………………….…..20
3.5. Гипотеза № 5: «Молодые специалисты и студенты предпочитают высокую зарплату другим аспектам при трудоустройстве»……….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 24
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………25
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет Государственного и муниципального управления
Кафедра Социологии и психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Методология и методы социологического исследования»
«Изучение проблемы трудоустройства студентов и молодых специалистов»
Направление подготовки/
Специальность: Социология
Выполнила: студентка Сб-331
Петрова Анастасия Леонидовна
Научный руководитель:
к. соц. н., доцент
Т. Н. Клочкова
г. Нижний Новгород
2013 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………25
Введение
В настоящее время российское общество находится в непростой социально-политической и экономической ситуации. Интенсивное реформирование кадровой политики, на данный момент, имеет несовершенную форму. В связи с произошедшими изменениями у современной молодежи, с одной стороны, появилось больше возможностей и путей интеграции в общество, но, с другой стороны, сложившаяся в стране ситуация привела к возведению «барьеров», существенно ограничивающих усвоение и выполнение молодым поколением определенных социальных ролей. Таким образом, можно говорить о том, что процесс социализации современной молодежи стал сложным и противоречивым.
Молодых людей, впервые приходящих на рынок труда и не имеющих профессии или достаточного уровня профессиональных навыков, во всех странах мира принято относить к социально уязвимой группе населения. В то же время, учитывая, что молодежь есть величайший стратегический и инновационный ресурс страны, необходимо признать сферу ее занятости приоритетной частью социально-экономической политики государства. А это значит, что подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики и владеющих новейшими технологиями, является задачей стратегической важности, от решения которой в немалой степени зависят темпы роста экономики, ее конкурентоспособность, будущее России.
Серьезной проблемой молодежной занятости является несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда, что создает предпосылки роста безработицы среди выпускников учреждений профессионального образования. Это приводит к тому, что наиболее активная и образованная часть молодежи, оканчивая учебное заведения, вынуждена получать статус безработного. Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий - с высшим и средним профессиональным образованием.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований.
Данная работа представлена в виде социологического исследования. Социологическое исследование — это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью — получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.
Цель курсовой работы – выявить причины проблем трудоустройства молодых специалистов и студентов.
Данная работа содержит 3 раздела: теоретический раздел, процедурный и аналитический.
В теоретическом разделе приведены статьи и анализ данных статей для формулировки проблемной ситуации и исследовательских вопросов.
Во втором разделе будет решён ряд методических, технических и организационных задач, включая обоснование выборки, методов сбора информации; логическая схема инструментария и блок-схема обработки данных.
В третьем разделе будет произведена проверка сформулированных гипотез и анализ полученных результатов.
В кризисных условиях мировой экономики проблемы с трудоустройством затронули не только работающее население, но и молодых специалистов, которые только начинают свою трудовую деятельность. Ужесточение требований к потенциальным кандидатам во много раз увеличило конкуренцию и сделало трудоустройство молодежи весьма затруднительным.
По ее словам, трудоспособное население в прошлом году в России составляло 75 млн. человек, это чуть больше половины населения страны. Прогноз социологов не утешительный, к 2015 году население страны сократится на 9 млн. человек.
«Существует еще другая, возможно, более значимая проблема - это получение в настоящее время молодыми людьми тех специальностей, которые не являются востребованными на рынке труда или которыми рынок уже перенасыщена. Всего 47% россиян, а в отдельных регионах 69% не работают по полученной специальности - это возрастная группа 25-35 лет. Люди же свыше 35 лет работают по тем профессиям, которые они получили».
На данный момент совершенно отсутствует планирование образования в стране, которое позволило бы человеку, окончив то или иное учебное заведение, быть востребованным на рынке труда, другими словами работать по той профессии, которую он получил.
По статистике современная профессия «живет» 5 лет. Это означает, что человек выпускается с уже устаревшими знаниями. Безусловно, это не затрагивает классические профессии, например, учителей, речь идет о современных профессиях. Что делать тем людям, которые получили «неправильное» образование? Пробовать переквалифицироваться с помощью различных программ или курсов.
Второе исследование посвящалось рынку труда специалистов, мы провели опрос более 5000 соискателей в 14 городах России. Исследование выявило, какие факторы влияют на выбор работы молодых специалистов. Имидж и репутация компании почти так же важны, как и заработная плата.
Кто сейчас представляет рынок труда: это люди, которые были менее всего угодны, менее квалифицированы и уволены по сокращению, либо это специалисты, так называемые «звезды», уволенные в связи с банкротством фирмы, реконструктуризации предприятия и тому подобное. Исследование показало, что, не смотря на кризис, число узкопрофильных специалистов, ищущих работу, увеличилось на рынке труда, но не на много.
Результаты прошлогодних исследований показывали, что срок работы на одном предприятии молодых специалистов в среднем составлял 1,5 года. Молодые специалисты искали другого работодателя в надежде повышения заработной платы и удовлетворения своих, возможно, часто завышенных внутренних амбиций.
Ожидания молодых специалистов по зарплате на сегодня упали вдвое и в связи с этим, они сейчас понимают реалии рынка труда и относятся более ответственно к своей работе.
Статистика показала, что сегодня на одну вакансию претендуют 300, а по некоторым, до 1000 соискателей, при этом год назад этот показатель составлял в среднем 25 запросов на одну вакансию. К проблематике молодых специалистов добавляется конкуренция среди сокращенных, но более профессиональных кадров, имеющих стаж и опыт. Для мудрых работодателей сейчас прекрасная возможность выбрать и привлечь в компанию специалистов для усиления своего кадрового резерва.
Многие работодатели начинают выбирать долгосрочную стратегию по привлечению молодых специалистов: они обучают студентов путем тренинга, устраивают практику, либо дают временную работу, тем самым давая молодому человеку адаптироваться на рынке труда и в тоже время, создавать себе кадровый резерв.
Раньше компании производили подбор персонала по критерию квалифицированный человек или нет, то сейчас первым стоит вопрос, есть ли у компании деньги, бюджет на то, чтобы принять на работу этого человека
Молодым специалистам в поисках работы следует активно обращаться к Интернет-ресурсам, к таким рекрутинговым порталам, которые предоставляют вакансии на трудоустройство.
Трудоустроиться молодым специалистам во время экономического кризиса довольно нелегко. Молодым людям следует увеличить свою активность при поиске вакансии и быть более сговорчивым с работодателями, затянув свои «пояса».
Управление государственной службы занятости населения Нижегородской области входит в систему органов исполнительной власти Нижегородской области и единую систему государственной службы занятости населения. Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему 48 государственных учреждений центров занятости населения во взаимодействии с Федеральной службой по труду и занятости (Рострудом), территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Руководителем управления является Якина Владимир Александрович.
К полномочиям Российской Федерации в области занятости населения и защиты от безработицы, переданным Нижегородской области, в соответствии со ст.7.1. закона «О занятости населения в Российской Федерации» относятся:
Основные показатели рынка труда на 01.11.2013 года - количество вакансий по Нижегородской обл.: 52505. Уровень безработицы по Нижегородской обл.: 0.45%. Количество безработных 7956 человек по Нижегородской обл.
В данном исследовании мне важно узнать мнение респондентов, касающееся проблем трудоустройства, и выявить некие закономерности, опираясь на следующие вопросы:
1. Существует ли взаимосвязь между обучением и работой?
2. Как часто студенты и молодые специалисты трудоустроены по специальности?
3. Есть ли зависимость между хорошей учебой и трудоустроенностью ?
4. Влияет ли служба в армии на трудоустройство?
5. Есть ли взаимосвязь между отсутствием стажа и трудоустройством?
6. Понять основные необходимые
навыки для успешного
Подразумеваемая в любом исследовании цель – это получение новой информации, приращение научного знания об исследуемой сфере общественной жизни. Определяя цель работы, вы определяете направление ваших поисковых усилий и указываете, на получение каких именно результатов ориентируется исследование.1
Цель исследования – выявить уровень и способы трудоустройства студентов и молодых специалистов. Выяснить проблемы трудоустройства
Задачи:
Информация о работе Изучение проблемы трудоустройства студентов и молодых специалистов