Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 17:26, курсовая работа
Данная работа представлена в виде социологического исследования. Социологическое исследование — это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью — получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения. Цель курсовой работы – выявить причины проблем трудоустройства молодых специалистов и студентов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. Методологический раздел ……………………………………………….5
1.1. Формулировка проблемы………………………………………………5
1.2. Цели и задачи исследования …………………………………………...9
1.3. Объект и предмет исследования……………………………………...10
1.4. Логический анализ и операционализация понятий …………………10
1.5. Формулировка рабочих гипотез ……………………………………...11
2. Процедурно – методологический раздел ……………………………..14
2.1. Обоснование выбора объекта…………………………………………14
2.2. Метод сбора первичной социологической информации …………...15
2.3. Инструментарии ………………………………………………………16
2.4. Обработка данных……………………………………………………..17
3. Аналитический раздел ………………………………………………….19
3.1. Гипотеза № 1: «В настоящее время большинство студентов работает»……………………………………………………………….19
3.2. Гипотеза № 2: «Большая часть трудоустроенных студентов и молодых специалистов работает не по специальности»…………..20
3.3. Гипотеза № 3: «Чем выше успеваемость была при обучении, тем больше вероятность трудоустройства по специальности»………..20
3.4. Гипотеза № 4: «Основной характеристикой для успешного трудоустройства является наличие опыта работы и трудовые навыки»…………………………………………………………….…..20
3.5. Гипотеза № 5: «Молодые специалисты и студенты предпочитают высокую зарплату другим аспектам при трудоустройстве»……….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 24
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………25
Объект исследования – совокупность носителей центральной проблемы исследования. Объектом исследования, непосредственно, являются молодые специалисты и студенты.
Предмет – те стороны и свойства объекта, в которых отражается интересующая проблема. Предметом исследования является ситуация трудоустройства складывающаяся вокруг студентов и молодых специалистов.
В этой главе рассмотрим основные понятия, касающиеся данной работы, и дадим им определения.
В широком смысле трудоустройство - это любой процесс устройства на работу, включая и самостоятельное трудоустройство, и с помощью органа занятости, и перевод высвобождаемого работника с его согласия в порядке трудоустройства на другую работу в той же организации.
Работодатель - юридическое лицо, физическое лицо, публичное юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделённый правом заключать трудовые договоры
Соискатель - тот, кто добивается чего-либо, стремится получить что-либо. В рамках нашей работы соискатель – тот, кто ищет работу.
Студент— учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. С основанием в XII веке университетов термин стал употребляться для обозначения обучающихся и преподающих в них лиц; после введения учёных званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) — только учащихся.
Специальность — комплекс приобретённых
путём специальной подготовки и опыта
работы знаний, умений и
Под гипотезой мы понимаем не любую догадку, а научно обоснованное предположение о наличии (или отсутствии) связи между двумя и более переменными. Обращаю внимание на то, что любая гипотеза – это, формулировка предположения о наличии той или иной закономерности. В самом деле, гипотеза должна указывать на связь между двумя или более явлениями. Закономерность же – это частное, конкретное проявление закона; а закон, напомним, – это также не что иное, как установление необходимой, существенной, устойчивой, повторяющейся связи между двумя и более явлениями. Мы ежедневно формулируем множество различных догадок и предположений о самых разнообразных событиях окружающей реальности, о причинах того или иного отношения к нам разных людей, о том, почему этот человек ведет себя так, а не иначе. Хорошая гипотеза проверяема: должно иметься какое-то практически достижимое доказательство, которое будет служить признаком правильности гипотезы2.
Исходя из поставленных задач исследования, сформулированы следующие гипотезы.
Современная жизнь требует, чтобы у студента были деньги. Большой плюс, когда студент подрабатывает по специальности – это улучшает его профессиональные качества.
Феномен работающего студента становится в современной России очень распространенным. В наше динамичное время работающие студенты - это уже не редкость и исключение из правил, а вполне обычное явление. Причем речь идет не только об учащихся заочного и вечернего отделения, но и о студентов очного отделения. По статистике, работающих студентов вузов и средних специальных учебных заведений (колледжей, техникумов) больше 50 %3
Процент работающих по специальности достаточно низкий, так как в первую очередь студентам нужна материальная обеспеченность, нежели практический опыт.
Также на данную проблему может влиять ещё один фактор, но уже со стороны самих студентов, которые по незнанию или просто нехотению поступают на ту специальность, которая им в принципе не интересна, и лишь потому, что нужно получить высшее образование, для того, чтобы работать на хорошей работе и зарабатывать приличную сумму студент начинает учиться на той специальности, которая ему очень понравилась, была изначально интересна, но во время учебы он просто разочаровался в ней и, следовательно, после окончания вуза идет работать не по специальности.
Сейчас большая часть населения России имеет "корочку" о высшем образовании, но устроится по специальности не могут. В то же время на практике специалисты отдела кадров сталкиваются с проблемой отсутствия квалифицированных кадров. Алгоритм поиска сотрудников остается неизменным и основанным на конкурсном замещении вакантной должности: анкетирование – собеседование – практическое задание для проверки профессиональных навыков. Таким образом самое главное – уметь, а не иметь хорошие оценки
На практике профильное образование далеко не всегда является значимым для трудоустройства. Как показывает онлайн-опрос, проведённый на сайте Job.ru 24-30 октября, в выпускниках вузов работодатели больше всего ценят их личные качества – около 47%. На втором месте по значимости опыт работы/стажировок – около 43%, и лишь 10% работодателей обращают внимание на образование выпускника.
Кандидаты с опытом работы делают выводы о привлекательности работодателя, исходя из следующих критериев: 68% кандидатов интересуется высокой заработной платой, 63% изучают возможности для личного и профессионального развития, 60% обращают внимание на позицию компании на рынке, а 56% интересуются перспективами карьерного роста.
Основная трудность, возникающая на этапе определения выборочной совокупности, состоит в том, что объект исследования (исследуемая совокупность) может оказаться очень большим. Опросить каждого индивида из этих больших совокупностей возможно, но это потребует огромного количества временных и материальных затрат. Недостатком будет и низкая оперативность работы.
Проводить сплошной опрос всего населения нерационально и почти не возможно, поэтому был использован выборочный метод исследования.
Выборочным исследованием называется исследование, проведенное на основе выборочной совокупности, или выборки.
Выборочная совокупность – это часть объектов большей по размерам совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности в целом.
Выделяют две основных группы выборочных методов. Вероятностная выборка – это такие методы расчета выборочной совокупности, для которых каждый элемент генеральной совокупности имеет определенную, заранее заданную вероятность быть отобранным. Это позволяет исследователю рассчитать, насколько правильно выборка отражает популяцию, из которой она спроектирована. Преимущества:
Невероятностная (или неслучайная) выборка – это такие способы отбора единиц, при которых мы не можем заранее рассчитать вероятность каждого элемента попасть в состав выборочной совокупности, что, разумеется, не всегда дает возможность рассчитать, насколько правильна (репрезентативна) выборка.
Выделяют следующие методы невероятностной выборки: квотная выборка, гнездовая выборка, стихийные выборки и выборка снежного кома.
В моём исследовании я использовала метод стихийной выборки, но с условиями – наличие водительских прав и личного транспортного средства.
Существуют различные методы сбора социологических данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации:
Наиболее распространенным методом социологического исследования является опрос. При помощи этого метода в нашей стране собирается до 90% социологической информации. Социологический опрос можно определить как метод сбора информации с помощью устного или письменного обращения исследователя к определенной выборочной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых отражает исследуемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующую регистрацию, статистическую обработку и их анализ. Социологическую информацию можно получить, применяя массовые и экспертные опросы. К методу опроса исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, о жизненных планах, целях, ориентациях, информированности и т.п. Во всех подобных случаях именно люди, участники изучаемых социальных процессов, выступают в роли уникального источника информации, который не может быть заменен никаким другим.
Опрос обладает рядом преимуществ. Во-первых, он экономичен – и в смысле затраты средств, и в отношении времени сбора первичной информации - если проводится на хорошо и грамотно спланированной выборке, а также. Во-вторых, это широта охвата самых разнообразных проблем социальной жизнедеятельности.
Инструментарий опроса - это совокупность тех рабочих документов, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации в соответствии с разработанными в рабочей программе требованиями.
Точность результатов опроса, проводимого в любой форме, в значительной степени зависит от качества применяемого инструментария (анкеты или бланка интервью). В данном исследовании в качестве инструментария выступает анкета.
Анкетирование – метод опроса, при котором респондент самостоятельно заполняет опросник (анкету), т. е. общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации опосредуется анкетой. Анкетирование подразделяется на групповое и индивидуальное. Анкета, как правило, анонимная(за редким исключением), заполняется респондентом самостоятельно.. Это самый известный и самый распространенный метод получения социологической информации. Одновременно он же считается и самым дешевым, хотя проведение массового социологического опроса – вообще дорогостоящее предприятие4.
По форме представления различают закрытые, открытые и полузакрытые вопросы.
Закрытые вопросы предполагают выбор ответов из полного набора вариантов, приводимых в анкете. Основное преимущество использования данного тина вопросов состоит в том, что они позволяют использовать автоматизированную обработку данных. Однако при этом в них скрывается существенный недостаток: выбор ответов со стороны респондента ограничен. Именно поэтому обязательным при использовании закрытых вопросов является требование, чтобы все значимые аспекты исследуемой проблемы были отражены в предлагаемых респонденту вариантах ответов.
Многовариантный вопрос (вопрос-меню) предполагает выбор из трех и более вариантов ответов. Для постановки таких вопросов используются шкалы измерений, являющиеся инструментом приведения разнородных качественных признаков к сопоставимым количественным.
Открытые вопросы, в отличие от закрытых, не содержат подсказок, нe «навязывают» тот или иной вариант ответа, а рассчитаны на получение неформализованного (нестандартного) мнения. При этом обработка результатов представляется более сложной. Однако постановка открытых вопросов в ряде случаев оказывается предпочтительной, так как можно найти неожиданное решение, которое в данном случае в состоянии сполна компенсировать затраты.
Полузакрытые вопросы, кроме определенного числа вариантов ответов, содержат позицию «другое - укажите какое» или «другие - укажите какие». Это дает возможность респонденту представить ответ, который исследователем не был предварительно предусмотрен.
В данном исследовании обработка данных производится на компьютере с помощью SPSS Statistics.
Программа SPSS Statistics( Statistical Package for the Social Sciences» — «статистический пакет для социальных наук») — компьютерная программа для статистической обработки данных, один из лидеров рынка в области коммерческих статистических продуктов, предназначенных для проведения прикладных исследований в социальных науках.
Гипотеза № 1: «В настоящее время большинство студентов работает»
Анализ >> Описательные статистики >> Таблицы сопряженности
Студенты BY Работающие
Гипотеза № 2: Большая часть трудоустроенных студентов и выпускников работает не по специальности.
Анализ >> Описательные статистики >> Таблицы сопряженности
Работающие по специальности BY Работающие
Гипотеза № 3: Чем выше успеваемость была при обучении, тем больше вероятность трудоустройства по специальности
Анализ >> Описательные статистики >> Таблицы сопряженности
Информация о работе Изучение проблемы трудоустройства студентов и молодых специалистов