Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 17:26, курсовая работа
Данная работа представлена в виде социологического исследования. Социологическое исследование — это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью — получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения. Цель курсовой работы – выявить причины проблем трудоустройства молодых специалистов и студентов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. Методологический раздел ……………………………………………….5
1.1. Формулировка проблемы………………………………………………5
1.2. Цели и задачи исследования …………………………………………...9
1.3. Объект и предмет исследования……………………………………...10
1.4. Логический анализ и операционализация понятий …………………10
1.5. Формулировка рабочих гипотез ……………………………………...11
2. Процедурно – методологический раздел ……………………………..14
2.1. Обоснование выбора объекта…………………………………………14
2.2. Метод сбора первичной социологической информации …………...15
2.3. Инструментарии ………………………………………………………16
2.4. Обработка данных……………………………………………………..17
3. Аналитический раздел ………………………………………………….19
3.1. Гипотеза № 1: «В настоящее время большинство студентов работает»……………………………………………………………….19
3.2. Гипотеза № 2: «Большая часть трудоустроенных студентов и молодых специалистов работает не по специальности»…………..20
3.3. Гипотеза № 3: «Чем выше успеваемость была при обучении, тем больше вероятность трудоустройства по специальности»………..20
3.4. Гипотеза № 4: «Основной характеристикой для успешного трудоустройства является наличие опыта работы и трудовые навыки»…………………………………………………………….…..20
3.5. Гипотеза № 5: «Молодые специалисты и студенты предпочитают высокую зарплату другим аспектам при трудоустройстве»……….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 24
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………25
Успешность образования BY Работающие
Гипотеза № 4: Основной характеристикой для успешного трудоустройства является наличие опыта работы и трудовые навыки
Анализ >> Описательные статистики >> Таблицы сопряженности
Основные харакеристики BY Успешное трудоустройство
Гипотеза № 5: Молодые специалисты и студенты предпочитают высокую зарплату другим аспектам при трудоустройстве
Анализ >> Описательные статистики >> Таблицы сопряженности
Характеристики для трудоустройства BY Молодые специалисты
3.1. Гипотеза № 1: «В настоящее время большинство студентов работает»
Уровень трудоустроенности среди студентов
Работаете ли вы? | ||
На данный момент времени вы учитесь? |
Да |
Нет |
Да |
40,0% |
60,0% |
Уже закончил |
100,0% |
,0% |
закончил, но собираюсь продолжить |
100,0% |
,0% |
Таблица 1
Рис. 1
Вывод: Согласно данным, отображённым на рисунке 1, наглядно продемонстрировано, что среди студентов ( учащихся) больше неработающих. Таким образом гипотеза не подтвердилась.
3.2. Гипотеза № 2: Большая часть трудоустроенных студентов и выпускников работает не по специальности.
Трудоустройство по специальности
Работаете ли Вы по специальности? | ||
Работаете ли Вы? |
Да |
Нет |
Да |
30,8% |
69,2% |
Таблица 2
Вывод: из Рис. 2 ясно что большая часть работающих студентов и выпускников работает не по специальности. Следовательно гипотеза подтвердилась
3.3 Гипотеза № 3: Чем выше успеваемость была при обучении, тем больше вероятность трудоустройства по специальности
Связанность успеваемости и трудоустройства
По Вашему мнению, влияет ли на успешное трудоустройство тот фактор хорошо ли студент учился? |
Работаете ли вы по специальности? | |
да |
Нет | |
Да |
0% |
11,1% |
Скорее да, чем нет |
20% |
11,1% |
Скорее нет, чем да |
60% |
77,8% |
Нет |
20% |
0% |
Всего |
100% |
100% |
Таблица 3
Вывод: Опрошенные разделились на 2 категории - работающие по специальности и работающие не по специальности. Но все респонденты убеждены, что тот фактор, хорошо ли студент учился, не влияет на успешное трудоустройство( таблица 3). Гипотеза не подтвердилась.
3.4. Гипотеза № 4: Основной характеристикой для успешного трудоустройства является наличие опыта работы и трудовые навыки
Навыки при трудоустройстве
Рис. 4
Вывод: Из рисунка 4 видно, что хорошие знания в своей области специализации является основной характеристикой при трудоустройстве. Гипотеза не подтвердилась.
3.5. Гипотеза № 5: Молодые специалисты и студенты предпочитают высокую зарплату другим аспектам при трудоустройстве
Высокая заработная плата
да |
уже закончил | |
высокая зарплата |
40,0% |
66,7% |
работа должна быть интересной |
40,0% |
,0% |
ответственная должность |
10,0% |
,0% |
близкое расположение места работы от дома |
5,0% |
,0% |
график работы |
5,0% |
33,3% |
Вывод |
100,0% |
100,0% |
Вывод: среди молодых специалистов (те, кто закончил обучение) большинство считают важным высокую заработную плату. А среди студентов мнения разделились между высокой заработной платой и интересностью работы. Гипотеза частично подтвердилась.
Заключение
Получаемое высшее образование при правильном подходе необходимо рассматривать, как долгосрочные инвестиции, а они требуют взвешенного подхода к решению выпускниками ряда вопросов. Основной проблемой трудоустройства молодого специалиста является не поиск работы вообще, а поиск работы по специальности. Сложность устроиться на работу по специальности объясняется двумя причинами.
Большинство профессий подразумевают наличие практических навыков, нежели теоретических знаний. В зависимости от полученной специальности молодому специалисту без опыта работы будет проще или сложнее устроиться на работу по специальности впервые. Можно сказать, что чем больше какая-то профессия требует специальных знаний и меньше практических навыков, тем проще будет устроиться на работу специалисту по этой профессии.
Еще одной проблемой для выпускников вузов является низкий уровень оплаты их труда, который предлагают потенциальные работодатели. Решение данной проблемой может стать всего лишь вопросом времени, если выпускник устроится на работу по специальности. Приобретя опыт работы, он сможет рассчитывать на большую заработную плату. В сегодняшних условиях наибольшие сложности с трудоустройством испытывают в первую очередь молодые специалисты, только вступающие на карьерную лестницу. У компании же сложилось неоднозначное отношение к сотрудникам, не имеющих опыта работы, возможности их принятия на вакантную должность. Для одних компаний это представляется как бесполезная трата времени, для других - наоборот, как возможность укрепить и даже повысить свои позиции на рынке, когда они готовы обучать и способствовать развитию вчерашнего выпускника, обладающего потенциалом.
Молодежь на рынке труда представляет
собой достаточно уязвимую категорию
граждан, вопросы контролирования и помощи
которой являются вопросами государственной
политики. На молодежный сектор рынка
труда оказывает влияние ряд негативных
тенденций: усиление несоответствия спроса
и предложения рабочей силы как по профессионально-
Вузы должны оказывать поддержку поиске рабочих мест для молодежи путем создания Центров развития карьеры, которые бы формировали партнерские связи и устойчивую систему взаимоотношений вуза с потенциальными работодателями. Такая целенаправленная работа позволит повысить конкурентоспособность будущего специалиста на рынке труда, повысит престиж вуза, что станет существенным в мотивации выбора учебного заведения абитуриентами, а вузу позволит позиционировать себя как социально-ответственную образовательную структуру.
В целом успехов в поиске работы в динамичной среде может добиться только тот, кто открыт к изменениям, коммуникабелен, развил в себе способность к постоянному обучению и переобучению. Молодым специалистам требуются значительные знания в смежных отраслях, дополнительное образование, умение быстро адаптироваться в быстро изменяющихся обстоятельствах
Список литературы
Приложение
Нижегородский Институт Управле
Анкета
Здравствуйте, респондент!
В рамках социологического иссл
Примерное время заполнения анкеты – 20 минут.
1.На
данный момент времени Вы
а)да
б) уже закончил
в) закончил, но собираюсь продолжить
г) собираюсь пойти
д) другое (укажите) ______________________________
если Вы ответили «да»…
2. Учащимся какого учебного заведения Вы являетесь?
а) общеобразовательное учреждение
б)среднее профессиональное образовательное учреждение
в) высшее учебное заведение
г) другое (укажите) ______________________________
3. Укажите уровень Вашего образования
а) среднее общее образование
б) начальное профессиональное
в) высшее профессиональное (программы бакалавриата)
г) высшее профессиональное ( программы подготовки специалиста)
д) высшее профессиональное (программы магистратуры)
е) послевузовское профессиональное
ж) другое (укажите) ______________________________
4. Укажите форму образования
а) очная
б) очно - заочная ( вечерняя)
в) заочная
5. Какое у Вас образование ?
а) техническое
б) гуманитарное
в) другое ( укажите) ______________________________
6. Хотели бы Вы повысить уровень Вашего образования?
а) да
б) скорее да, чем нет
в) скорее нет, чем да
г) нет
д) затрудняюсь ответить
7.По
Вашему мнению, влияет ли наличие
высшего образования при
а) да
б) скорее да, чем нет
в) скорее нет, чем да
г) нет
д) затрудняюсь ответить
8. Считаете
ли Вы, что наличие второго
высшего образования поможет
при трудоустройстве на
а) да
б) скорее да, чем нет
в) скорее нет, чем да
г)нет
д) затрудняюсь ответить
9. Хотели
бы вы работать по
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
10. Как Вы считаете, по какой причине молодых специалистов не очень хотят брать на работу?
а)отсутствие опыта
б)несоответствие ожиданий работодателя
в)неудовлетворительные условия для соискателя
г) недостаточный уровень подготовки
д) другое (укажите) ______________________________
11. Считаете ли Вы, что предприятия и организации должны уже заранее готовить для себя специалистов, пока они еще учатся – брать на практику, проводить дополнительные занятия и т.д. («выращивать кадров»)?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
12. Кто по Вашему мнению должен осуществлять оценку качества подготовки студентов и выпускников?
а) работодатель
б)независимый орган
в) образовательное учреждение
г)другое (укажите) ______________________________
д) затрудняюсь ответить
13. Влияет ли по Вашему мнению на успешное трудоустройство тот фактор, хорошо ли студент учился?
а)да
б)скорее да, чем нет
в) скорее нет, чем да
г)нет
14. Как Вы считаете, какую роль играет возраст при трудоустройстве?
а) главная роль
б) в некоторой степени играет роль
в) не играет роли
г) затрудняюсь ответить
15. Как Вы считаете является ли плюсом служба в армии при трудоустройстве?
а)да
б) скорее да, чем нет
в) скорее нет, чем да
г) нет
д) затрудняюсь ответить
16. Служили ли Вы в армии?
а) да
б) нет (переход к вопросу №18)
17. Если Вас призывали в армию, Вы…
а) вернулись на свое предприятие
б)ушел на другое предприятие
в) нашел работу по профессии
г) нашел работу по другой профессии
д) заработная плата стала выше
е) заработная плата стала ниже
ж)другое ( укажите) ______________________________
18. Является
ли беременность и/или дети
до 5 лет дополнительной сложностью
для женщин при
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
19. Работаете ли Вы?
а) да
б) нет (переход к вопросу №25)
20. Работаете ли Вы по специальности?
а) да
б) нет
21. Нравится ли Вам Ваша работа?
а) да
б) скорее да, чем нет
в) скорее нет, чем да
г) нет
д) затрудняюсь ответить
22. Устраивает ли Вас заработная плата?
а) да
б) скорее да, чем нет
в) скорее нет, чем да
г) нет
д) затрудняюсь ответить
23. Укажите уровень Вашей заработной платы
а) менее 5000 р.
б) 5000 р.- 10 000 р.
в) 10 000 р.-15 000 р.
г) 15 000 р.- 20 000 р.
д) 20 000 р.- 30 000 р.
е) от 30 000 р. и выше
24. Как Вы устраивались на работу?
а) служба занятости
б)по рекламе, объявлениям
в)по информации знакомых
г)по конкурсу
д) другое (укажите) ______________________________
25. Есть ли у Вас знакомые которые будучи студентом/выпускником нашел работу?
а) почти все знакомые
б) большая часть
в)не больше половины
г) есть пара знакомых
д) нет таких
е) затрудняюсь ответить
26. Что бы Вы предпочли?
Информация о работе Изучение проблемы трудоустройства студентов и молодых специалистов