Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:28, реферат
Корпоративная культура предприятия — это сложившийся психологический климат работы в компании. С понятием корпоративной культуры тесно связаны вопросы субординационных отношений, трудовой дисциплины, контроля поставленных задач со стороны руководства, удовлетворенности со стороны сотрудников своей работой.[1]
Современные руководители и управляющие рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними. Они стремятся создать собственную культуру для каждой организации так, чтобы все служащие понимали и придерживались ее. Современные организации, как правило, представляют собой поликультурные образования.
Введение ………………………………………………………………….. 3
Эффективность организации и культура …………………………… 4
2.1. Компоненты и уровни организационной культуры ……….…….. .4
2.2. Принципы объединения усилий сотрудников ……………………. 8
2.3. Обучение как один из ритуалов корпоративной культуры ….……9
2.4. Социология и идеология компании ……………..……………… 13
3. Заключение ………………………………………………………….. ..16
4. Список литературы ……………………………………
Содержание:
2.1. Компоненты и уровни организационной культуры ……….…….. .4
2.2. Принципы объединения усилий сотрудников ……………………. 8
2.3. Обучение как один из ритуалов корпоративной культуры ….……9
2.4. Социология и идеология компании ……………..……………… 13
3. Заключение ………………………………………………………….. ..16
4. Список литературы ………………………………
Введение
Корпоративная культура предприятия — это сложившийся психологический климат работы в компании. С понятием корпоративной культуры тесно связаны вопросы субординационных отношений, трудовой дисциплины, контроля поставленных задач со стороны руководства, удовлетворенности со стороны сотрудников своей работой.[1]
Современные руководители и управляющие рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними. Они стремятся создать собственную культуру для каждой организации так, чтобы все служащие понимали и придерживались ее. Современные организации, как правило, представляют собой поликультурные образования.
Корпоративная культура (оргкультура, будем взаимозаменять эти понятия) – нормы, ценности, правила поведения, подход к работе, принятые в компании и поддерживаемые большинством ее сотрудников. Причем, чаще всего они не регламентированы никакими внутренними документами. Если, к примеру, в вашей организации в порядке вещей приходить на работу с десятиминутным опозданием – это тоже элемент корпоративной культуры. И новые работники будут придерживаться такой же линии поведения. Простыми словами, оргкультура – это то, как люди привыкли работать и общаться в организации.
Как добиться достойной и здоровой корпоративной культуры? Это процесс трудоемкий, требующий много сил, терпения и, главное, времени. Помните, что рыба гниет с головы. Поэтому если руководство
компании всячески демонстрирует пренебрежение к своим сотрудникам, то и
от них оно может ожидать только подобного отношения. Конечно, можно начать декларировать высокие принципы и пламенные лозунги, срочно вводить корпоративную символику (флаги, значки, гимн и т.п.) и придумывать систему поощрения. Но все это окажется пустой тратой времени, если не будет найден правильный подход к людям. Совет для любого руководителя – разберитесь в своих работниках, узнайте, что у них в голове. Почему они работают именно так? Что лежит в основе их мотивации? Важно осознавать, что организация – это не некий безликий механизм, запрограммированный на выполнение каких-либо функций. Это, прежде всего, люди, в ней работающие. И у этих людей есть свое понимание того, что и как делать. Идеально, если это понимание полностью совпадает с общим курсом компании и одобрено руководством.
Корпоративная культура включает следующие компоненты:
1.Моргунов Е.Б.
Статья «Организационная
человек при взаимодействии с ее сотрудниками.
Ни один из этих компонентов поодиночке не представляет культуру организации. Однако все вместе они могут дать представление о корпоративной культуре.
Многие компоненты культуры трудно обнаружить постороннему человеку. Можно несколько недель провести в организации, но так и не понять основных положений культуры, управляющих поступками людей. Но с другой стороны, каждый новый сотрудник часто проходит через определенную процедуру знакомства с нормами, принятыми в организации, когда более опытный сотрудник детально знакомит его с тем, что и как следует делать, к кому обращаться с теми или иными вопросами, как успешно выполнить то или иное задание.
Перечисленные компоненты представлены на нескольких уровнях, отличающихся по "обнаружимости" и "сопротивляемости изменениям".
Так, в отношении все тех же азиатских сотрудников могла бы быть построена более сложная система постов, каждый из которых являлся бы поощрением за этап успешно выполненной работы и служил бы интенсификации деятельности “аборигенов”.
Мировоззрение почти не наблюдаемо в том смысле, что не каждый человек в состоянии сформулировать основные постулаты, которые приводят в действие его поведение. И чтобы понять мировоззрение подчас требуются многочасовые беседы, в которых человека расспрашивают о мотивах его тех или иных поступков.
С психологической точки зрения часто проще воспользоваться не объяснением человеком собственных поступков, а просьбой объяснить почему, так или иначе поступил другой человек или беседой о каком-либо местном герое. Из последней беседы можно получить информацию о критериях успеха, культивируемых в данной социальной среде.
С мировоззрением работать сложно, его проще учитывать и использовать, не нарушая правил, которые были восприняты членами организации “с младых ногтей”. Другие уровни организационной культуры более пластичны и поэтому могут быть развиты и изменены группой консультантов по заказу руководства организации.
В одних организациях сотрудники ориентированы в основном на зарабатывание денег, в других более важными считаются технологические инновации или благосостояние сотрудников. Эти ценности могут сохраняться, даже если произошла значительная смена членов коллектива. В то же время может быть осуществлена определенная смена ценностей, которые ведут членов организации. При этом очень важно соблюсти принципы коллегиальности и произвольности.
Этот уровень культуры может быть изменен в достаточно короткие сроки. Частью такой работы занимаются многие рекламные агентства, предлагающие в качестве услуги создание нового фирменного стиля, включающего дизайн интерьера, товарных знаков, создание аналогов, одежды для сотрудников.
Если подходящего масштабам задачи персонажа нет, его можно привлечь со стороны, пригласив в качестве почетного президента какого-нибудь космонавта или политического деятеля. В качестве человека - символа может быть привлечен и исторический персонаж, что конечно дешевле, например, Савва Морозов или купец Щукин. Здесь важна некая общность сферы деятельности или интересов исторического персонажа и данной организации. Если общность найдена, может быть создан музей этого человека, конкурс его имени.
В США такой прием был также использован не однократно, в частности в отношении семьи Дж. Кеннеди была развернута система поклонения, когда здоровье его детей стало чуть ли не ежедневной темой для беседы в приличном обществе.
Принцип коллегиальности гласит, что ориентация на новые ценности должна разделяться всеми сотрудниками организации. Это означает, что нельзя принять решение о смене приоритетов исключительно руководством фирмы. Новые приоритеты должны быть вынесены на групповое обсуждение не как данность, а как последствие изменения рыночной конъюнктуры или политической обстановки. И каждый из сотрудников вправе внести те или иные предложения, которые обязательно будут обсуждены в группах. Обсуждению новых ценностей должны быть посвящены специальные собрания, технология которых отработана уже достаточно давно.
Принцип произвольности состоит в том, что ни одна из новых ценностей не может быть дана в готовом виде. Они могут быть предложены всего лишь в виде заготовок как проблема для обсуждения. И администрация должна быть готова к тому, что окончательные формулировки могут не иметь ничего общего с тем, что предлагалось первоначально. Единственное ее требование должно состоять в том, что, будучи принятыми коллективом ценности приобретают характер закона и должны будут неукоснительно соблюдаться.
Если описанные принципы не были соблюдены, то новые ценности, провозглашенные руководством, не будут приняты сотрудниками, и единственный способ их все же внедрить - это полная смена коллектива, когда каждый вновь прибывший сотрудник знакомиться с ними как с данностью и на первых порах действуют процедуры контроля за стремлением сотрудников следовать провозглашенным руководством ценностям.
Поведение сотрудников успешно корректируется разнообразными тренингами и мерами контроля, но только в том случае если новые образцы поведения не вступают в противоречие с выше описанными уровнями организационной культуры. Поэтому работа консультантов по управлению и начинается, как правило, не с тренингов, а с анализа этих глубинных слоев культуры в организации.
Выработка и передача корпоративной культуры и ее ценностей осуществляется посредством системы ритуалов организации. Обычно выделяют четыре их типа: используемые при найме на работу; организационные (собрания, обучение и пр.); интегрирующие; отдыха и восстановления.