Экономическое состояние социального работника: состояние и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

В начале 90-х годов XX века в нашей стране начинает формироваться социальная работа как профессиональная деятельность.
Становление этой профессии было сопряжено со сложными и противоречивыми социально-экономическими процессами в российском обществе. Разрешая многочисленные социальные проблемы людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, пожилых граждан, инвалидов, больных, семей с детьми, семей, потерявших кормильцев и др. — с применением различных социальных технологий, социальные работники помогают выжить им в тяжелых условиях, достичь более высокого и достойного уровня жизни. В социальной практике существует расширенное толкование профессии «социальный работник», когда к ним относят всех тех, кто занимается оказанием любого рода социально-бытовых услуг, в том числе не требующих особой подготовки.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы экономики социальной работы.
1.1. Понятие, предмет и задачи экономической деятельности в социальной сфере……………………………………………………………………….......5
1.2.Принципы и методы экономической деятельности в социальной сфере…………………………………………………………………………...…12
Глава 2 Экономический статус социального работника состояние и проблемы.
2.1.Экономический статус социального работника…........................................19
2.2. Состояние и проблемы взаимодействия социального работника и клиента. …………………………………………………………………………..28
2.3. Соблюдение принципов социальной работы как необходимое условие эффективности взаимодействия социального работника с клиентом.................................................................................................................31
Заключение……………………………………………………………………...34
Список литература……………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Коммуникативный подход отличается от технического подхода по характеру. При установлении взаимоотношений между социальным работником и клиентом ставиться задача  избежать превращение клиента в объект деятельности. С помощью коммуникации формируется понимание проблемной ситуации с самим клиентом. Предметом деятельности становится не клиент, а его проблема. Такими проблемами могут быть ресурсные трудности т.е бедность, жестокость и насилие в семье, наркомания или алкоголизм и.т.д. Задача социального работника- создания условий для решения проблемы и вовлечения клиента в эту работу т.е превращение клиента в субъекта. При техническом подходе объектом изменений является клиент. Непосредственно к сообществу не предъявляются требования перемен. При коммуникативном же подходе социальный работник является посредником между клиентом и сообществом, порождающим проблемы. Требования изменения адресуются как к клиенту, так и к сообществу. Все три фактора связываются воедино с помощью технологии социальной работы, представляющей собой совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных, технологических процессов в сфере социальной работы(технология социального обеспечении , социального обслуживания, социального страхования, социальной реабилитации и д.р.) Важное значения имеют также производственные возможности социальной работы как государства в целом, так и отдельных регионов и социальных служб. Под производственными возможностями подразумевается наибольший объем социальных услуг и помощи, который может быть достигнут при оптимальном использовании имеющихся ресурсов. Следует отметить, что использование производственных возможностей осуществляется по-разному в зависимости от степени развития сферы социальной работы. Таким образом, производство в сфере социальной работы - это тот исходный пункт, в котором создается продукт ,т.е. нематериальные блага и услуги, а производственные основы включают в себя: человеческий фактор, предмет труда и средства труда- все это, что необходимо для организации  производство и что входит в составной частью в понятие «ресурсные основы социальной работы».

Ресурсные основы социальной работы. В экономической теории понятием ресурсы обозначают совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в создании материальных и духовных благ и услуг. Это – природные, материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы.

Природные ресурсы- это часть совокупности природных условий существований человека, важнейшие компоненты окружающей среды, используемые в процессе производства. Главная цель социальной работы- добиться оптимального соотношения (адаптации) клиента с окружающей средой, в том числе с природой.

 Материальные ресурсы- включают все средства производства, которые сами являются результатом производства( средства и предметы труда).

Трудовые ресурсы- предоставлены рабочей силой. Существенное значение для характеристики трудовых ресурсов в сфере социальной работы имебт уровень образования, квалификации, мотивации к труду, ценностные установки социального работника и.т.д.

Финансовые ресурсы - являются важнейшим элементом экономической основы социальной работы. Они представлены денежными средствами выделяемыми государством и обществом в сфере социальной работы для производства услуг и выплат. Поскольку социальная работа является в основном бюджетной сферой, главные источники ее финансирования- государственный бюджет, внебюджетные фонды( Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования). Определенное место занимает негосударственные источники ( общественные благотворительные фонды и.т.д.).

Информационные ресурсы в последние годы становятся неотъемлемым элементом хозяйственной деятельности социальных учреждений и служб. Они необходимы для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники.

Организационно-правовые основы социальной работы. Они закреплены в законодательстве и в других нормативных документах РФ и содержат принципиальные положения регулирующие социально- экономические отношения, организацию и деятельность в сфере обслуживания: социального обеспечения, социального обслуживания, социального страхования; устанавливают нормы права, экономические, социальные и правовые гарантии для различных категорий граждан, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия им милосердия в обществе.

1.2 Принципы и методы  экономической деятельности в социальной сфере.

Принципы экономики в сфере социальной работы- это научное обоснование, проверенные практикой правила формирования экономических фондов для поддержки социально слабых слоев и групп населения, а также объективные положения о формах и методах экономической деятельности социальных служб.

Социальная работа тесно связано с проблемами общественного развития.

Ее характер, содержание, формы и методы неотделимы от экономического, социального, духовно-нравственного состояния общества.

Являясь действующим в системе общественных отношений социальным институтом, социальная работа участвует в их регулировании, в осуществление функций, обеспечивающих  жизнедеятельность, как отдельного человека, так и общества в целом, основываясь на принципах научности, объективности, историзма и гнесеологического  подхода, гуманизма, законности, доступности и активизации и опоры на собственные силы, толерантности и другие. В обществе отношения  регулируются экономическими принципами.

Принцип социальной справедливости выступает в виде справедливой цены труда и дохода производителя, приближения минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму. Согласно принципу общественной целесообразности, контингент людей, поддерживаемых государством, должен быть строго ограничен теми, кто объективно лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к снижению трудовой мотивации и росту армии иждивенцев. Принцип экономической эффективности отражает оптимальные соотношения объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование, которые должны соотноситься со всеми микроэкономическими показателями: ВВП, фондом оплаты труда, доходами населения. Превышение оптимальной величины отчислений на социальные нужды провоцирует снижение эффективности общественного производства. Кроме того, принцип экономической эффективности состоит в оптимальном соотношении между социальными выплатами и заработной платой. Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения, согласно этому принципу именно государство выступает главным гарантом экономического обеспечения социально достаточного уровня жизни тем, кто не может сделать этого самостоятельно в силу объективных причин.

В большинстве случаев средства социальной защиты представлены двумя основными категориями.

1)  Постоянно действующие ограничители, не позволяющие рыночным эффектам достичь социально опасного уровня. Для этого государство регулирует минимальный размер оплаты труда, максимально допустимые ставки налогообложения, гарантирует минимум бесплатного образования, медицинского обслуживания.

2) Сеть социальных компенсаторов в виде льгот, субсидий , рассрочек, а также стимуляция благотворительной деятельности.

Принцип экономической самостоятельности местных органов власти предполагает разграничение экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней. Социальные выплаты гарантируются в минимальных размерах на федеральном уровне, а все выплаты сверх того производятся из местного бюджета и местных фондов социального страхования,

Чтобы население региона и его администрация была заинтересованы в развитии экономики региона и его самообеспечении.

В ст. 153 этого закона речь идет о том , органы местного самоуправления не в праве ухудшать социальное положение граждан, имевших на 1 января 2005г. Какие-нибудь льготы и компенсации. Конституционный суд РФ от 15 мая 2006г. Обязал субъекты Федерации и муниципалитеты при замене натуральных льгот денежными компенсациями.

Методы экономической деятельности в сфере социальной работы- это способы достижения социальных целей на основе объективных экономических принципов.

Экономические методы социальной работы – важная часть механизма социальной поддержки, ибо они с одной стороны побуждают личность к самореализации своих потенциальных возможностей и самообеспечению, с другой стороны- оказывают человеку, семье, группе конкретную социально-экономическую поддержку в трудной жизненной ситуации.

На государственном уровне социально-экономические методы позволяют раскрывать личностный потенциал к самообеспеченности, необходимость экономической поддержки тех кто лишен такой возможности посредством создания правовых и экономических условий стимулирующих трудоспособную часть общества к обеспечению благосостояния своей семьи и общества.

К основным экономическим методам решение этой комплексной социальной задачи можно отнести следующее.

1. Введение системы минимальных социально-экономических гарантий- предусмотренных законом обязательств государства направленных на реализацию конституционных прав граждан: минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум, ставка первого разряда тарифной сетки по оплате бюджетников и д.р.

2 Индексация доходов- пересчет и изменение денежных доходов населения ( зарплаты, пенсии , стипендии , пособий) с учетом динамики розничных цен. Индексация служит способом социальной защиты населения от инфляции и частично или полностью компенсирует потери  населения в доходах. Путем индексации поддерживается покупательная способность населения и средние реальные доходы людей

3. Компенсация расходов- выплаты, призванные компенсировать возмещения потерь. Применяются в отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями. Компенсация выплачивается различным социальным группам населения органами власти в связи с ожидаемым или прошедшим ростом цен на потребительские товары или тарифы на услуги. Кроме того компенсация может быть обусловлена катастрофами природного или антропогенного характера, затратами в связи с рождением детей, уходом за инвалидами.

4. Система льгот- преимущества, дополнительные права, предостовляемые определенным категориям граждан или отдельным организациям, регионам и.т.п. В целях социальной защиты применяются такие социально-экономические методы, как система адресных льгот отдельным категориям граждан, предоставляемая   по решению государственных органов от 12 января 1995г.№5-ФЗ « О ветеранах»-- бесплатный или частично оплачиваемый проезд, льготы на снижение оплаты за телефон и электричество.

 5.Система пособий- денежная помощь, оказываемая государствам лицам, в тяжелом экономическом положении. Так , пособия выплачиваются на каждого ребенка из семьи, где среднедушевой доход не превышает прожиточного минимума в регионе; лицам, официально зарегистрированных как безработные; единовременные пособия при рождении детей, ритуальные пособия и другие.

Выплата пособий и льгот должна быть индивидуально адресной и предоставляться на основе принципов общественной целесообразности и экономической эффективности - тем, кто объективно не может трудиться и жить на доходы от своей деятельности. При отнесении тех или иных семей, индивидов к категории получателей пособий и льгот следует учитывать не только их текущие денежные доходы, но и экономический потенциал, накопленный в виде движимого и недвижимого имущества, счета в банке и так называемый имущественный ценз-показатель, показатель характеризующий количества имущества( в натуральном или в денежном выражении), принадлежащему данному лицу. К числу методов социально-экономической поддержки относится оказание единовременной натуральной, в том числе продуктовой помощи, субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и д.р.

В законе от 17 июля 1999г №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

Дано определение основных понятий – методов экономической поддержки:

-государственная социальная помощь- предоставления малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов  социальных пособий, субсидий компенсаций жизненно необходимых товаров;

-социальные пособия - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов;

-субсидия - имеющая целевое назначение оплата представленных гражданам материальным благ или оказываемых услуг.

-компенсация- возмещение гражданам  производимых ими расходов установленных законодательством. Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства бюджетов всех уровней: федерального, субъектов РФ  и местных. Государственная социальна помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех лет. Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, которые независимыми от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума , установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания субъекта помощи. Оказываемая помощь назначается на основании заявления в письменной форме, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, принадлежащем ему и его семье имущества на праве собственности. Предоставленные заявителем сведения могут быть подтверждены или опровергнуты посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования ), проводимой органами социальной защиты населения самостоятельно. В случае предоставление заявителем недостоверных сведений ему отказывают в назначении государственной социальной помощи.  В условиях формирования рыночной экономики и гражданского общества роль социального государство проявляется в том, что оно берет на себя ответственность обеспечивать социальную поддержку отдельных социальных групп и слоев. В то же время формирование социального государства тесно связано с развитием системы социального партнерства, которое способна значительно разгрузить государство от многих социальных функций. Создается новый образ корпорации, морально ответственный перед людьми, которые в ней работают. Развивается корпоративная социальная защита социальная защита членов корпорации в виде создания негосударственных социальных фондов  в целях дополнительного пенсионного обеспечения и медицинского страхования.

Информация о работе Экономическое состояние социального работника: состояние и проблемы