Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 14:04, курсовая работа
В начале 90-х годов XX века в нашей стране начинает формироваться социальная работа как профессиональная деятельность.
Становление этой профессии было сопряжено со сложными и противоречивыми социально-экономическими процессами в российском обществе. Разрешая многочисленные социальные проблемы людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, пожилых граждан, инвалидов, больных, семей с детьми, семей, потерявших кормильцев и др. — с применением различных социальных технологий, социальные работники помогают выжить им в тяжелых условиях, достичь более высокого и достойного уровня жизни. В социальной практике существует расширенное толкование профессии «социальный работник», когда к ним относят всех тех, кто занимается оказанием любого рода социально-бытовых услуг, в том числе не требующих особой подготовки.
Введение ………………………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические основы экономики социальной работы.
1.1. Понятие, предмет и задачи экономической деятельности в социальной сфере……………………………………………………………………….......5
1.2.Принципы и методы экономической деятельности в социальной сфере…………………………………………………………………………...…12
Глава 2 Экономический статус социального работника состояние и проблемы.
2.1.Экономический статус социального работника…........................................19
2.2. Состояние и проблемы взаимодействия социального работника и клиента. …………………………………………………………………………..28
2.3. Соблюдение принципов социальной работы как необходимое условие эффективности взаимодействия социального работника с клиентом.................................................................................................................31
Заключение……………………………………………………………………...34
Список литература……………………………………………………………..35
Эмоциональные состояния принято определять как самостоятельный класс психических состояний и как особую целостную характеристику психической деятельности. В эмоциональном состоянии отражается сложный характер переживания человеком своего отношения к себе и к другим - в зависимости от актуальной жизненной ситуации (ситуативная составляющая), предшествующего состояния (трансситуативная составляющая), особенностей личности (личностная составляющая). Мы исходим из того, что негативные эмоциональные состояния человека, разворачивающиеся в трудной профессиональной ситуации межличностного взаимодействия в самостоятельный процесс переживания, исполняют интегративную функцию, направленную на ее разрешение.
Трудную ситуацию обычно рассматривают как целостную совокупность внешних объективно сложных условий и внутренних субъективных психически напряженных состояний. Основными признаками трудной ситуации межличностного взаимодействия выступают непродуктивный стиль общения и негативные эмоциональные состояния всех вовлеченных в ситуацию лиц. В психологии известно: негативные эмоциональные состояния определенным образом влияют на разворачивание трудной ситуации. Через эмоциональный фон потенциальная проблема, свойственная любой ситуации, становится непосредственной трудностью, реализующейся в межличностном взаимодействии. Общаясь с клиентами, помогая им преодолевать проблемные ситуации, социальные работники сами испытывают ряд трудностей. Неблагоприятные эмоциональные состояния клиентов (разочарование, отчаяние, апатия, фрустрация, страх, подавленность, тревога, одиночество, безнадежность и др.) пробуждают у социального работника собственные негативные переживания. В результате объективно трудная ситуация клиента становится субъективной трудностью социального работника, включенной в его профессиональное самосознание. Возникающий при этом сложный эмоциональный комплекс, включающий в себя базовые эмоции и ситуативные эмоциональные состояния:
1 - побуждает профессионала к
осознанию возможностей
2 - может оказаться причиной неблагоприятного физического и психологического самочувствия человека, в том числе депривации его самосознания. Знание психологических особенностей этой сферы отношений позволяет уловить те моменты, когда специалисту угрожают негативные эмоциональные факторы профессионального общения.
2.3. Соблюдение принципов
социальной работы как
Принятие человека таким, каков он есть.
Клиентом социальной работы может быть отдельный человек или группа лиц (например, семья), которые имеют индивидуальные и групповые особенности. Каждый клиент имеет юридическое и моральное право быть принятым и выслушанным любым социальным работником независимо от ведомственной принадлежности или занимаемой должности. Каждый клиент имеет право на получение помощи в улучшении социальной ситуации, в которой он находится, при этом социальным педагогом и социальным работником ему обеспечивается личная безопасность при соблюдении принципа «не навреди». Социальный педагог и социальный работник при решении проблем жизненной ситуации клиента ориентируются на разумный характер его требований, учитывая, что мерой является степень гармонизации отношений клиента и общества в их взаимодействии. Главной задачей в практически любой ситуации становится оказание помощи клиенту для его побуждения к самостоятельным действиям по разрешению своих проблем. Ни негативные личные качества, физические недостатки, психические отклонения, ни вероисповедание, сексуальная ориентация или расовая принадлежность, ни социальная неприспособленность, ни предрассудки и предубеждения - ничто не может служить основанием в отказе человеку в помощи социальным педагогом и социальным работником, причиной для любой формы дискриминации клиента. Все специфические особенности клиента должны быть учтены при принятии решения на оказание ему социальной помощи. Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий
Уважение права клиента на принятие решения есть проявление уважения и соблюдение его прав. Человек, обратившийся за помощью к социальному педагогу и социальному работнику, имеет те же права, что и все остальные люди. Социальный педагог и социальный работник не могут оказывать помощь человеку (или группе лиц) без его согласия с их планом действий. Клиент имеет право отказаться от предложенного варианта действий, от продолжения уже начатой работы, если его мнение или ситуация в силу каких-либо причин изменились. Он имеет право на изменение своих взглядов, позиций, убеждений. Вне зависимости от степени рациональности (иррациональности) поступков клиента социальный педагог и социальный работник не могут принуждать его (морально или материально, психологически или физически) следовать их профессиональной логике. Только доводы и аргументы, логика убеждения, этические ценности государства и общества, нормы действующего законодательства, возможности системы социальной защиты населения и других социальных институтов, профессиональный опыт социального работника и социального педагога являются инструментом их воздействия на клиента. Клиент имеет право отказаться от взаимодействия на любом этапе совместной работы с уверенностью в сохранении конфиденциальности сведений о нем. Конфиденциальность сотрудничества социального работника с клиентом. Конфиденциальной (доверительной, не подлежащей разглашению) информацией является все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, а также все остальное, что будет определено клиентом во взаимодействии с социальными работниками. Они должны гарантировать ему эту конфиденциальность и принять все меры для ее обеспечения.
Социальные работники должны поставить
клиента в известность о том, что та или
иная информация должна будет передана другим работникам данного социального
института (социальной службы), их руководству
для принятия оптимального решения на
более высоком административном уровне
по запрашиваемой клиентом социальной
помощи.
Нарушение конфиденциальности возможно
только в условиях непосредственной опасности
для клиента: для его жизни, здоровья, материального
благополучия, психического состояния.
Полнота информирования человека о предпринимаемых
в его интересах действиях. Соблюдение
принципа защиты прав клиента обусловливают
обязанность социального работника информировать
человека, обратившегося к ним за социальной
помощью, обо всех действиях, предпринимаемых
ими для решения его проблем. Социальный
работник ответствен за полноту, качество
и своевременность предоставления клиенту
всей необходимой для него информации.
Информирование клиента необходимо в
целях создания благоприятных условий
для активизации его личностного потенциала.
Кроме того, недостаток информации может
отрицательно сказаться и на качестве
принимаемого клиентом решения. Учитывая,
что в социальной и социально-педагогической
работе решаются вопросы, связанные с
судьбой человека, с гармонизацией его
отношений с обществом, с улучшением условий
его жизнедеятельности, клиент имеет полное
право знать обо всех действиях, которые
предполагается предпринять с его участием
или без его участия. Социальные работники
должны предупреждать возникновение ситуаций
конфликта интересов, которые могут влиять
на их профессиональную тактичность, на
успешность решения социальных проблем
человека, обратившегося за помощью. Если
такой конфликт возникает, они должны
объявить об этом и принять необходимые
меры, гарантируя, что это не принесет
ущерб профессиональным отношениям. Ответственность
социального работника. Социальный работник несет ответственность,
перед обществом за результаты своей деятельности,
перед собой и своей семьей. Каждый социальный
педагог и социальный работник обязан
уметь защищать себя и в личных интересах,
и в интересах своих клиентов. Социальные
работники несут ответственность и перед
своей профессией, повышая ее престиж,
социальный статус в обществе.
Заключение
Список литературы.
2) Пантелеева Т.С., Червякова Г.А.
Экономические основы
2) Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учебник для вузов.
Информация о работе Экономическое состояние социального работника: состояние и проблемы