Этапы, формы, модели
становления и проблемы периодизации
истории социальной работы
Исторические предпосылки
социальной работы. Современное общество
выработало специфический механизм,
который — наряду с семьей, собственностью,
государством и другими социальными
институтами, доставшимися ему от прошлого,
— обеспечивает его стабильность.
Этим механизмом является социальная
работа, которая понимается как профессиональная
деятельность, направленная на помощь
нуждающимся. Будучи современной формой
социальной помощи, она возникла на
основе предпосылок, сложившихся в
истории культуры. К этим предпосылкам
относятся различные формы социальной
помощи, развивавшиеся со времен древности
как на Востоке, так и на Западе.
Превращение прегоминида
в современного человека, завершившееся
примерно 40 тысяч лет назад, сопровождалось
созданием социальных норм, которые ограничивали
его половой инстинкт. Ограничение этого
инстинкта означало переход от неограниченных
половых отношений, называемых промискуитетом,
к различным формам контроля за ними, совокупность
которых составила со временем институт
брака. Поскольку промискуитет предполагал
борьбу за обладание половыми партнерами,
его сохранение не способствовало превращению
первобытного человеческого стада в общество.
Таким образом, переход от промискуитета
к браку косвенно свидетельствует о том,
что становление первобытного общества
происходило на основе коллективизма,
который проявлялся в отношениях взаимопомощи
между людьми.
Ограничение полового
инстинкта, проявлявшееся прежде всего
в запрете кровосмешения, имело своим
результатом деление людей на роды, которые
в силу присущей им экзогамности объединялись
в племена. Что касается социальной структуры
первобытного общества, то до эпохи неолита
она представляла собой совокупность
локальных групп, возникших на основе
кровнородственных связей. Локальная
группа — это коллектив охотников или
собирателей, во главе которого стоял
руководитель, пользовавшийся наибольшим
авторитетом среди его членов. Будучи
универсальной по своим функциям, она
обеспечивала материальную поддержку
всем тем, кто входил в ее состав. Эта поддержка
выражалась в том, что каждый член группы
— трудоспособен он или нет — потреблял
столько, сколько ему было положено, хотя
и не наравне со всеми. Очевидно, что она
вытекала из уравнительного потребления,
характерного для первобытного общества.
Поэтому можно сказать, что возникновение
социальной помощи в первобытном обществе
отвечало потребностям развития группы,
которая была вынуждена заботиться о тех,
кто не мог прокормить себя сам.
В эпоху неолита,
когда происходил переход от
присваивающего хозяйства к производящему,
локальные группы уступили место общинам
земледельцев или скотоводов. Если локальная
группа в силу бродячего образа жизни
отличалась сравнительной неустойчивостью,
которая постоянно грозила ей распадом,
то для общины была характерна привязанность
к земле, находившейся в совместном пользовании
ее членов. От локальной группы община
унаследовала все ее функции, к числу которых
принадлежала забота о тех, кто не мог
прокормить себя сам. Кроме того, общинная
помощь нуждающимся дополнялась семейной,
а также индивидуальной, вызванной к жизни
корыстными устремлениями претендентов
на власть.
Первой формой социального
контроля, пришедшей на смену
промискуитету, был групповой
брак, при котором все мужчины
одной группы могли иметь половые
отношения со всеми женщинами
другой. Сменивший его парный
брак не служил еще основанием
семьи, поскольку связанные им
люди — мужчина и женщина
— не имели своего хозяйства
в рамках локальной группы. Возникновение
семьи как малой социальной
группы, основанной на браке и
занимающейся хозяйственной деятельностью,
произошло в эпоху неолита,
которая характеризуется переходом
от присвоения к производству.
Этот переход стимулировал развитие
производительных сил, которое
привело не только к ослаблению
экономической зависимости брачной
пары от общины, но и к последующему
превращению ее в семью. Особое
положение в семье занимал ее глава, от
которого требовалось быть не столько
ловким добытчиком, сколько умелым организатором.
Глава семьи имел многочисленные обязанности,
к числу которых относилась забота о благосостоянии
ее членов. Что касается его прав, то важнейшим
из них была редистрибуция, представлявшая
собой перераспределение имущества семьи.
Обладая правом редистрибуции, глава семьи
мог сделать часть этого имущества предметом
дарения, которое облегчало ему доступ
к выборным должностям в общине. Практика
такого дарения, известного под названием
«потлача», встречалась у многих народов
древности, а у североамериканских индейцев
она сохранялась еще до недавнего времени.
Таким образом, социальная помощь, вызванная
к жизни потребностями развития первобытного
общества, с усложнением его социальной
структуры стала рассматриваться как
средство достижения власти, которая основывалась
на авторитете.
На основе первобытной общины,
превращавшейся из кровнородственной
в соседскую, происходило становление
государства, власть которого предполагала
уже не только авторитет, но и силу. Начало
ему было положено на Востоке, давшем миру
древнейшие очаги цивилизации — Месопотамию,
Египет, Индию и Китай. Основу социальной
структуры древневосточного общества
составляла соседская община, которая
объединяла сельскохозяйственных производителей,
связанных не столько родственными узами,
сколько территориально. Унаследовав
от первобытной общины коллективную собственность
на землю, совместный труд людей и прочные
связи между ними, она отличалась самодостаточностью,
которая придавала ее необычайную стабильность.
Эта стабильность обеспечивала защиту
людей от политических потрясений, которые
обрушивались на страны Древнего Востока:
затрагивая только правящую верхушку,
они практически не касались простого
народа, сохранявшего привычный ему образ
жизни.
В древности на Востоке
сложился механизм социальной
помощи, который не претерпел
существенных изменений в последующие
периоды его истории, а во
многих регионах земного шара,
относимых к «третьему миру»,
действует и сейчас. Его особенность
заключалась в том, что каждый
человек находился под защитой
тех традиционных структур, к
которым он принадлежал. Эти
структуры включали в себя прежде
всего семью и общину, которые традиционно
помогали своим членам. С развитием товарно-денежных
отношений, которые несли с собой угрозу
благосостоянию людей, в число субъектов
социальной помощи вошли различные корпорации,
создававшиеся на профессиональной основе.
Так, в Древнем Египте, который славился
своими пирамидами, существовали объединения
каменотесов, отличавшиеся крайней замкнутостью.
Что касается государства, то его роль
в осуществлении социальной помощи сводилась
к сохранению ее традиционных основ, которые
стали облекаться в юридическую форму.
Иными словами, одним из звеньев механизма
помощи нуждающимся, который сложился
на Древнем Востоке, стало социальное
законодательство, связанное с деятельностью
государства.
Великие культуры древности,
существовавшие в Месопотамии
и Египте в течение нескольких
тысячелетий, были названы немецким
философом Ясперсом доосевыми. Их
не затронул духовный процесс, который
в середине I тысячелетия до н. э. привел
к появлению современного человека, способного
осознавать свое место в окружающем его
мире. То, что человеческое сознание сделало
своим предметом самое себя, стало отличительной
чертой культур, существовавших в осевое
время на Ближнем Востоке, а также в Индии,
Китае и Греции. В это время закладывались
основы мировых религий, центральное положение
в которых занимали этические проблемы,
связанные с поисками путей освобождения
от власти внешних сил. К тем формам социальной
помощи, которые были известны в доосевое
время, в осевое добавилась еще одна —
благотворительность, имевшая религиозную
основу. Большой вклад в развитие религиозной
благотворительности на Востоке внесли
иудаизм, индуизм, буддизм и конфуцианство.
История западной культуры
начинается с античности, сделавшей
высшей ценностью человеческую
свободу, основу которой составляла
частная собственность. Выдвижение
частной собственности на первый
план в общественной жизни
Древней Греции разрушало традиционный
механизм социальной помощи, который
оберегался государством, стоявшим
над обществом. С превращением
государства в инструмент господства
частных собственников социальная
помощь, ассоциирующаяся прежде всего
с древнегреческой филантропией, приобрела
классовый характер, который проявлялся
в том, что значительная часть общества
— рабы — была фактически лишена ее. Альтернативой
классовому подходу к социальной помощи,
получившему дальнейшее развитие в Древнем
Риме, стало христианское понимание благотворительности
как богоугодного дела, которое было универсальным
по своей направленности, а не ориентировалось
на ту или иную группу в обществе.
Классовый характер, приобретенный
социальной помощью в античности,
ограничивал ее объект только
теми категориями нуждающихся, которые
считались полноправными членами общества.
Противоречие между потребностью в социальной
помощи, которая очень остро ощущалась
в начале первого тысячелетия, и ограниченными
возможностями ее реализации было снято
в христианстве, предложившем свое понимание
благотворительности. В иудаизме необходимость
помощи нуждающимся связывалась с волей
Бога, а в буддизме, индуизме и конфуцианстве
— с потребностями самосовершенствования
личности, которая должна была постигнуть
гармонию мира. Существование этой гармонии
как первоначального состояния мира, которому
были противны различные проявления недоброжелательности
по отношению к людям, предполагалось
восточной культурной традицией, а милосердие
иудейского Бога не обосновывалось в Пятикнижии
Моисея, а только постулировалось им. В
христианстве мы впервые встречаемся
с теорией благотворительности, в которой
устанавливается логическая связь между
милосердием и любовью, понимаемой как
готовность пожертвовать собой ради других
людей. Получив теоретическое обоснование
в виде христианского учения о любви и
милосердии, благотворительность стала
принимать систематический характер.
Она вошла в повседневную жизнь христианских
общин, а созданная на их основе церковь
рассматривала ее как одно из важнейших
направлений своей деятельности.
Превращение христианства
в мировую религию началось
в середине первого тысячелетия,
когда оно вышло за пределы
Римской империи. Распространение
христианства, продолжавшееся более
тысячи лет, имело многочисленные последствия,
два из которых заслуживают особого внимания.
Первым из этих последствий было то, что
христианская церковь не только принимала
активное участие в деле помощи нуждающимся,
но и в течение долгого времени играла
в нем главную роль. Кроме того, христианская
идея милосердия часто служила основанием
благотворительной деятельности как общественных
организаций, так и частных лиц. Только
с эпохи Возрождения, когда в Европе началось
широкое распространение идей гуманизма,
в общественной и частной благотворительности
наряду с религиозными стали слышны и
светские мотивы.
Культурное движение,
вошедшее в историю под названием
«гуманизма», возникло во Флоренции,
которая в XIV в. стала экономическим
центром Италии. Через два столетия гуманизм
распространился на Германию, Францию
и другие европейские страны. Его сторонники
полагали, что в каждом человеке заложены
безграничные возможности (или достоинства),
развитие которых составляет цель его
жизни. Это развитие осуществляется посредством
гуманистических занятий, включавших
в себя изучение риторики, грамматики,
поэзии, истории и моральной философии.
Сделав предметом своих исследований
человека, гуманисты создали новое мировоззрение,
которое имело не религиозный, а светский
характер. Создание этого мировоззрения
привело к изменению мотивации благотворительной
деятельности: если в христианстве она
сводилась к ссылке на волю Бога, сущность
которого усматривалась в любви, то у них
— к признанию человека наивысшей ценностью.
Наиболее известным
гуманистом, занимавшимся проблемами
благотворительности, был Вивес.
В 1526 г. он разработал план помощи нуждающимся,
который оказался исключительно актуальным
в связи с окончанием Крестьянской войны
в Германии, происходившей в ней на фоне
общеевропейского движения Реформации.
Этот план включал в себя регистрацию
бедных людей, сбор частных пожертвований
для оказания им помощи, а также предоставление
работы тем из них, кто были здоровы. Идеи
Вивеса относительно помощи нуждающимся
оказали большое влияние на последующее
развитие социального законодательства,
неотъемлемой частью которого стали с
XVI в. законы о бедных, действовавшие в
Англии и ее колониях в Северной Америке.
Движение Реформации,
возникшее в XVI в., имело не только
антикатолическую, но и антифеодальную
направленность. Порожденный им
протестантизм проповедовал моральные
принципы, которые способствовали
развитию буржуазных отношений.
Не из религиозных, а из светских
оснований исходили в своей
критике феодализма представители
другого движения, получившего широкое
распространение в XVIII в., — Просвещения.
Согласно их представлениям, общество
должно находиться в гармонии
как с окружающим миром, так и с человеческой
природой. Средством достижения такой
гармонии просветители считали образование,
которое должно было положить конец невежеству,
являвшемуся, по их мнению, главной причиной
человеческих бедствий. В сфере благотворительности
идеи просвещения нашли свое выражение
в создании учебно-воспитательных учреждений,
основанных на принципах человеколюбия.
В 1884 г. в Англии
возникло сеттльментское движение,
распространившееся затем на Соединенные
Штаты Америки, где оно просуществовало
двадцать лет. Его основателем был протестантский
священник Барнетт, открывший в бедной
части Лондона благотворительное учреждение
под названием Тойнби-Холл, которое стало
центром социальной помощи окрестному
населению. Это учреждение существовало
за счет частных пожертвований, а основную
часть его сотрудников составляли студенты,
проповедовавшие идеи сокращения социальной
дистанции между различными слоями общества.
Тойнби-Холл послужил образцом для более
чем четырехсот благотворительных учреждений,
созданных в крупных английских и американских
городах: по аналогии с европейскими кварталами
в колониях их стали называть сеттльментами.
Занимаясь практической помощью нуждающимся,
представители сеттльментского движения
стали непосредственными предшественниками
социальных работников.
Возникнув в глубокой
древности, благотворительность
в течение многих веков оставалась
основной формой, в которой осуществлялась
помощь нуждающимся. В силу
сравнительной неразвитости общественных
отношений перед государством
не стояла еще задача систематической
помощи нуждающимся, хотя эпизодически
оно им ее оказывало. Так
продолжалось до конца XVIII —
начала XIX в., пока страны Европы
и Америки не вступили на
путь промышленного переворота.
Результатом промышленного переворота
явилось не только техническое
усовершенствование производства,
но и резкое обострение социальных
проблем, которое проявлялось прежде
всего в росте безработицы, нищеты и преступности
среди населения. Слегка смягчаемые благотворительной
деятельностью, эти проблемы наиболее
громко заявляли о себе в периоды революций,
которые прокатывались по странам Европы,
расшатывая существовавшие в них государственные
устои. Становилось все более очевидным,
что невмешательство государства в решение
социальных проблем чревато для него самыми
серьезными последствиями. Поэтому неудивительно,
что именно на время промышленного переворота
пришлось создание в странах Европы и
Америки социального законодательства.
Система этого законодательства, регулировавшего
отношения в социальной сфере, сложилась
к концу XIX в., хотя своими корнями оно уходило
во времена древности.