Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 12:05, курсовая работа
Цель работы: выявить влияние этнических стереотипов на наше общество и рассмотреть основные проблемы формирования стереотипа.
Задачи:
- проанализировать понятие «Этнический стереотип», рассмотреть основные социологические подходы к изучению этого понятия;
- выявить сущность и формирование этнических стереотипов в массовом сознании;
- проанализировать источники формирования этнических стереотипов у подростков.
Введение
Актуальность темы исследования: Изменение социальной структуры общества способствует видоизменению форм межэтнического общения. В процессе межличностного общения проявляются индивидуально-психологические особенности представителей той или иной этнической общности, происходит обмен информацией, актуализируется национальное сознание, меняются интересы, появляются взаимные симпатии и антипатии. Большинство исследователей исходят из того, что люди, принадлежащие к одной нации или одной этнической общности, наряду с общечеловеческими качествами обладают особенностями, типичными для всех представителей только данной нации или этнической общности и нетипичными для представителей другой. Сам факт существования различий общностей получил широкое признание: различия могут быть ярко выражены или могут иметь лишь очерченные контуры, но они есть. Обособленность каждой общности, тем не менее, предлагает наличие контактов между ними, в результате которых этносы получают определенную информацию друг о друге. На основании опыта, полученного во время контактов, формируются этнические стереотипы, которые представляют собой осознание характерных с точки зрения своей этнической группы признаков собственной и другой группы.
Степень научной
разработанности проблемы: вопросами этнических стереотипов,
занимались, в частности, В.Г. Крысько.
Он в своей работе «этническая психология»
[1], выявил, что этнические стереотипы
формируются в процессе межличностного
общения. Стереотип часто возникает в
сознании человека по средствам преувеличенной
или неточной информации. Согласно Липпману,
из его работы «Общественное мнение» [2],
возможно вывести следующее, что отличительный
признак стереотипа состоит в том, что
он начинает действовать еще до того, как
включается разум. Эта форма восприятия
накладывает специфический отпечаток
на данные, воспринимаемые органами чувств,
еще до того, как эти данные достигают
рассудка. В работе З.В. Сикевич «социология
и психология национальных отношений»
[3], было рассмотрено этническое самосознание,
так же то что стереотип закрепляется
в сознании людей по средствам межэтнического
взаимодействия, способствуя формированию
образа: союзников-партнеров-
Объектом данной работы являются этнические стереотипы.
Предметом работы являются этнические стереотипы в массовом сознании.
Цель работы: выявить влияние этнических стереотипов на наше общество и рассмотреть основные проблемы формирования стереотипа.
Задачи:
- проанализировать понятие «Этнический стереотип», рассмотреть основные социологические подходы к изучению этого понятия;
- выявить сущность и формирование этнических стереотипов в массовом сознании;
- проанализировать источники формирования этнических стереотипов у подростков.
Гипотеза состоит в том, что этнические стереотипы закрепляются в сознании уже начиная с малого возраста, и на протяжении все жизни практически не изменяются.
Теоретическую основу работы составили труды учёных в области социологии и психологии, таких как В.Г. Крысько, З.В. Сикевич, У.Липпман.
Методологическую базу составили принципы объективности и научности.
В исследовании использовались такие методы, как теоретический анализ данных, вторичный анализ социологических данных.
Эмпирической базой стали результаты социологического исследования проводившиеся в Москве в 2010 году, в пяти обычных средних общеобразовательных школах и в четырех национальных средних общеобразовательных школах – корейской, татарской, армянской, грузинской.
Научная новизна – по теме проводился вторичный анализ социальных данных.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты будут использоваться в дальнейшем при разработки данной проблемы.
1 Понятие и сущность этнических стереотипов
1.1 Основная характеристика этнических стереотипов
Сегодня, в условиях социальных изменений, наблюдается кризис ценностей в массовом сознании, «личность» находится в постоянном изменении так как «существующий порядок» претерпевает постоянные изменения, не соответствующее прежним социальным нормам, но это длительный процесс, так как он заложен в системе воспитания, и оказывает любое сопротивление любым нововведениям.
Этническая культура очень консервативна, и это относится к системе стереотипов, который определяет облик «личности», так как любой человек это представитель своего народа и является носителем стереотипов, которые передаются из поколения в поколение.
Для дальнейшей работы важно понимание основных терминов – «этнический стереотип» и «массовое сознание».
Стереотип – (от греч. Typos – отпечаток) прочно сложившийся постоянный образец, стандарт, шаблон [4, с.526].
Этнические стереотипы – относительно устойчивые представления о моральных умственных, физических качествах, присуще представителям различных этнических общностей. В содержании этнических стереотипах, в основном, находятся оценочные мнения об указанных качествах. Так же, в содержании этнических стереотипах, могут присутствовать и предрассудки, предубеждения к определенному этносу. Этнические стереотипы принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы. Автостереотипы – суждения, мнения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Гетеростереотипы – совокупность оценочных суждений о других народах [5, с.34].
Немало важно рассмотреть и главные моменты, относящиеся к массовому сознанию, оно не существует само по себе, а связано с реальными процессами, сопровождающими жизнь людей в обществе; специфическими особенностями массового сознания являются нормы, обычаи, оценочные представления и потребности, которые выражают реально существующие в обществе ценности и нормы.
Понятие «социальный стереотип» было введено в науку Уолтером Липпманом, который рассматривал его как упорядоченный, схематичный, детерминированный культурой образ мира в голове человека. Липпман выделял несколько основных причин, по которым люди прибегают к стереотипированию: во-первых, по принципу экономии усилия, они не стремятся реагировать каждый раз по-новому на окружающие явления, а подводят их под уже имеющиеся категории; во-вторых, таким образом, они защищают групповые ценности и свои права. Основными свойствами стереотипа, являются: устойчивость, избирательность восприятия информации и эмоциональная наполненность. Этнический стереотип поэтому можно определить как «упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей».
Стереотипы возникают в силу действия двух тенденций человеческого сознания: во-первых, конкретизации – стремления к ассоциациям абстрактных понятий с какими-то конкретными образами; во-вторых, упрощения, суть которого сводится к выделению нескольких признаков в качестве ведущих для обозначения более сложных явлений.
Сформированные в ходе социализации стереотипы очень устойчивы и сохраняются даже при переселении взрослого человека в в другую этническую среду, об этом говорят данные социологических исследований, проводимых в США в связи с изучением адаптации русских к новой для них среде.
Русским и американцем предложили для ответа одну и ту же ситуацию: « что вы сделаете, если ваш коллега на экзамене не может справиться с заданием, вы ему поможете или нет?» «Конечно, помогу»,- ответили все русские, воспитанные в духе взаимовыручки». «Нет, этим бы я оскорбил его личностное достоинство» - и это реакция американцев.
В этом случае работает система стереотипов , заложенная с детства. Именно поэтому человек, попадающий за границу, часто попадает в ситуации, в которых обнаруживается непохожие реакции на происходящее.
Этностереотипы способствуют формированию образа «мы», влияют на этнические симпатии и антипатии. Этнический стереотип формируется на основе сравнения- важнейшей характеристики этничности. Когда стереотип направлен на отличительные черты другого народа, выделение какой-либо особенности, то это осуществляется путем сопоставления со свойствами собственного народа.
Представление о чертах собственного народа зависит от свойств тех народов, с которыми он чаще всего контактирует. К примеру, существующее представление о том, что скромность – типичная для русских черта, обусловлено восприятием представителями других народов как людей менее скромных. Этнический стереотип возникает только благодаря сопоставлению.
1.2 Теории этнических стереотипов
Как уже было сказано выше, что впервые понятие «этнический стереотип ввел» Уолтер Липпман в 1992 году в книге «Общественное мнение». Понятием стереотипа описывались реальные и социально важные свойства психики. Поэтому в 1920-е годы начался активный поиск данных о внутренней структуре стереотипа, о влияющих на его факторов. Интерес американской социальной психологии к социальным стереотипам объяснялся тем, что основой выступал структурный функционализм, который исходил из модели общества как структуры, состоящей из культуры, системы социальных институтов и малых групп. Такой подход привел американских ученых в начале 1930-х годов к исследованию стереотипа. Интерес же именно к этническим стереотипам связан с их отчетливостью, яркостью, практической значимостью и актуальностью.
Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип – это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность. Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, выйти за рамки своего узкого социального, географического и политического окружения.
Липпманн говорит, что стереотипные образы одалживаются миру не только искусством, но и моральными кодексами, социальной философией и политической агитацией. Он выделяет две наиболее веские причины использования стереотипов, первая из которых связана с экономией усилий: «…попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и способы обобщения, утомительно, а если вы очень заняты, то она практически обречена на провал». Говоря о второй, он пишет, что системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе: «Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместить наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть не полной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома. Мы вписаны в него. Мы его составная часть. Нам известны все входы и выходы. Здесь все чарующе знакомо, нормально, надежно. Горы и овраги этого мира находятся там, где мы привыкли их видеть».[2, с.108]
Система стереотипов не является нейтральной. Это не просто способ замены. Не просто сокращенный и упрощенный пусть восприятия. Это нечто большее. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание нами собственной значимости; защищают наше положение в обществе и наши права. Следовательно, стереотипы наполнены чувствами, которые с ними ассоциируются. Отличительный признак стереотипа состоит в том, что он начинает действовать еще до того, как включается разум. Эта форма восприятия накладывает специфический отпечаток на данные, воспринимаемые органами чувств, еще до того, как эти данные достигают рассудка.
Далее Липпманн пишет о том, что в определенной степени внешние стимулы, особенно произнесенные или напечатанные слова, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно. Если то, на что индивид смотрит, совпадает с тем, что он ожидал увидеть, стереотип получает дополнительное подкрепление на будущее. Однако, если опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход. Если индивид является в достаточной степени ригидным или ему в силу какой-то сильной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать данное противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или подвергнуть сомнению свидетельские показания, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства и способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет ее. Иногда, если событие достаточно необычное и если человек чувствует его несоответствие устоявшейся схеме, - он может испытать такой шок, что потеряет доверие ко всем принятым способам видения мира и решит, что вещь никогда не оказывается той, какой она обычно должна быть.
Г.Тэшфел [6, с.105] говорит о том, что общество с легкостью характеризует социальные категории недифференцированными, грубыми и весьма пристрастными признаками и данные характеристики остаются стабильными в течении длительного времени. Социальные стереотипы усваиваются в очень раннем возрасте и используются детьми еще до возникновения более осознанных представлений о тех группах, к которым имеют отношение. Изменение же социальных стереотипов происходит крайне медленно и сильно зависит от политических, социальных и экономических факторов. При отсутствии враждебности между социальными группами, стереотипы могут быть не столь отчетливы, однако, при возникновении социальной напряженности, стереотипы становятся более негативными и трудно подающимися изменению и управлению.
Информация о работе Этнические стереотипы в массовом сознании