Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 12:05, курсовая работа
Цель работы: выявить влияние этнических стереотипов на наше общество и рассмотреть основные проблемы формирования стереотипа.
Задачи:
- проанализировать понятие «Этнический стереотип», рассмотреть основные социологические подходы к изучению этого понятия;
- выявить сущность и формирование этнических стереотипов в массовом сознании;
- проанализировать источники формирования этнических стереотипов у подростков.
Первые обобщающие работы в данной области были опубликованы в середине тридцатых годов О. Клайнбергом и Дж.Доллардом. Доллард [6, с.196] был одним из авторов «гипотезы фрустрации-агрессии». Согласно этой теории, фрустрация, понимаемая как состояние, возникающее вследствие невозможности удовлетворения той или иной потребности, может вызвать ряд негативных эмоций, и чаще всего агрессию. Естественно, что подобным объектом чаще всего становится этническая группа. Этнические группы очень часто становятся «козлами отпущения» для большинства.
Среди работ социологов наибольшую известность приобрела книга Г.Мирдалла «Американская дилемма» [7, с.95]. Наибольшее влияние на понимание этнических стереотипов оказали две ставшие классическими работы, опубликованные, в начале, 1950-х гг. Первая, «Авторитарная личность», содержит подробное описание гипотезы формирования этнических стереотипов. Вторая, «О природе предрассудка», часто считается энциклопедией психологического и социологического знания о природе этнических отношений.
2 Формирование стереотипов
2.1 Формирование этностереотипов в массовом сознании
Опираясь на свои национальные стереотипы, люди могут делать предвзятые выводы по отношению к представителям той или иной этнической общности. Этнические стереотипы – устойчивые, ценностно окрашенные представления об окружающей действительности, которые формируются под влиянием определенных условий в обществе. Стереотипы возникают в силу таких принципов, как конкретизация и упрощение.
Приняв стереотип, мы как бы навешиваем «ярлык» на какой-либо образ. Стереотипы функционируют на основе спонтанного восприятия и возникают, как правило, стихийно, охватывают наиболее яркие черты. Оценка, дающаяся стереотипу, чаще всего принимается без доказательств и считается наиболее правильной, а какая-либо другая воспринимается как ложная и подвергается сомнению. В основном стереотип делит мир на «знакомое» то есть хорошее, и на «незнакомое» то есть плохое. Стереотипы, как правило, не отражают действительность, служат защите сложившихся традиций и представлений. Становление этнического стереотипа – процесс очень длительный, они формируются в ходе индивидуальных впечатлений, мнений, образов. Национальные стереотипы образуются в результате функционирования национальных обычаев и традиций. Стереотип позволяет человеку дать собственную оценку любого явления с соотношением своей этнической общности. Можно объяснить силу воздействия этнических стереотипов , так как многие из них были сформированы еще в глубокой древности в эпосах переходящие из поколения в поколение.
Географические, экономические и исторические условия породили значительные различия в состоявшихся стереотипах, в результате чего, возникли заметно отличающиеся народы. Знание стереотипов национального поведения дает возможность предугадать действия и реакцию индивидов. Более того стереотипы находятся в тесной взаимосвязи с правилами и нормами национального этикета. В зависимости от межличностных отношений, стереотипы приобретают положительный, либо отрицательный характер.
Даже первоначальное поверхностное знание об этническом объекте уже появляется определенное отношение – симпатия, антипатия, заинтересованность, неприязнь. Основную роль в этом случае играет явление этноцентризма, что означает, то что собственная группа является центром всего, а все другие оцениваются только лишь с сопоставлением с собственной общностью. Этноцентризму свойственно пассивное самомнение, что скрывается под маской доброжелательности.
Понятие «этноцентризм» ввел американский ученый У. Самнер [1, с.129] в начале ХХ в. В объяснении влияния этноцентризма на процесс формирования этнических стереотипов основываются на двух подходах. В основу первого подхода заложен постулат о существовании изначальной межгрупповой враждебности, в центре которого конкуренция и борьба между группами за обладание определенными ресурсами. Второй подход основан на том, что этноцентризм это одно из самых базовых характеристик личности.
Большое влияние на формирование стереотипов образуют национальные предрассудки – это неадекватные и искажающие действительность установки, по отношению к другим группам.
Национальные стереотипы принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы.
Автостереотипы, как правило, содержат положительные оценки, и большую роль играют факты историиданной этнической группы.
Гетеростереотипы, обычно скудны по содержанию и содержат мнение о ярких чертах той или иной нации. Они могут быть как положительными, так и отрицательными.
Содержание этностереотипа часто зависит от проявления психологических характеристик его носителя – уровень развития, интеллект, образование, воспитание.
Национальные стереотипы могут и изменятся. Такой пример можно наблюдать в работе психолога Д. Сиго в 1941 году [1, с.135], где он фиксировал изменчивость стереотипа японцев со стороны американцев включались, такие черты, как «вежливость, честолюбие». Но после нападения японцев на Пирл-Хабор, характеристики резко изменились, в которых появились суждение о японцах, как «лживых и коварных людях»
Социальные психологи считают, что на изменение стереотипов влияют следующие факторы: социализация человека, уровень образования и интеллектуального развития и личный опыт.
Этнические стереотипы способствуют формированию образцов «хороших» и «плохих». Они формируются, во-первых, в процессе межэтнического общения. К примеру, при общении с итальянцем русский, обратит внимание на его оживленную жестикуляцию. Что позволит сделать вывод о его импульсивности, темпераментности представителей этого народа. То есть любой жест, поступок, спонтанная реакция несут на себе определенную символическую нагрузку, по которой можно сделать вывод о каком-либо народе.
У европейца, впервые попавшего в Японию, может сложиться стереотип о японском бездушии или даже цинизме: его шокирует, что при любой ситуации, когда японцу весело, или когда ему делают выговор, или сообщают печальную новость, он улыбается. На самом деле «японская» улыбка призвана смягчить ситуацию.
Русский готов поделиться со своими проблемами с любым, даже с малознакомым человеком, иностранцу такое поведение покажется навязчивым и неуместным.
Во-вторых, этнические стереотипы осваиваются и посредством неорганизованных форм передачи информации, в частности, слухов, поговорок и анекдотов.
Часто информация формируется на основе преувеличенной или неточной информации, распространению слухов часто служит и так называемая «желтая пресса».
Поговорки у любого человека на слуху с детства, где раскрываются стереотипные образы разных народов: «цыган, раз на веку правду скажет, да и то покается», что формирует стереотип лживости; «у немца на все инструмент есть» – предприимчивость; «грек одну маслину съест и то пальчики обсосет» – жадность.
В-третьих, этнический стереотип может отражать предубеждение уходящее корнями в исторические традиции. Исторически обусловленные стереотипные ожидания русских по отношению к татарам, например, можно наблюдать в пословице как «незваный гость хуже татарина», негативная ассоциация связана с татарскими набегами периода вассальной зависимости Руси от Орды.
Формирование этнических стереотипов происходит под воздействием многих факторов, среди которых особое место занимают исторические условия межэтнического взаимодействия. Изменение условий контактной ситуации может наполнить существующие представления о соседних этнических группах новым содержанием. Однако сам процесс выработки этнических стереотипов имеет собственную логику развития и не сводится лишь к отражению результатов межгрупповых контактов. Поэтому в этническом сознании могут вырабатываться малообъяснимые с рациональной точки зрения предубеждения и привязанности.
Таким образом, формирование стереотипов происходит по средствам навешивания «ярлыков» определенной этнической общности относительно другой, так же большое влияние оказывают национальные предрассудки, которые не всегда отражают действительность установок.
3 Сравнительный анализ этностереотипов у подростков
3.1 Этнические стереотипы в молодежной среде
Молодежная среда, в отличие от других групп населения, гораздо более склонна к этническим стереотипам. Это является следствием особенностей возраста – хотя молодой человек и завершает свое формирование, от все еще довольно сильно подвержен внешним влияниям и не всегда способен достоверно оценить получаемую информацию. В молодом человеке силен дух скептицизма по отношению ко взглядам старшего поколения, он зачастую склонен к максимализму в своих суждения, однако это все сочетается с высоким уровнем конформности и некритичностью по отношению к своим идеалам и кумирам, что в результате дает благоприятную почву для манипуляции молодым человеком, а так же для формирования разного рода стереотипов.
Установки, сформировавшиеся в молодом возрасте, весьма трудно меняются в зрелости. Так этнические стереотипы, усвоенные в ходе социализации личности, будут влиять на нее в дальнейшей жизни. Именно поэтому неоспоримо важными представляются знания об особенностях и факторах формирования этнических стереотипов в сознании молодежи. Они могут помочь в решении межэтнических конфликтов, регулировании межэтнических взаимоотношений в плюралистических обществах, а так же в прогнозировании этих отношений.
М.А. Набережнева приводит исследование «Причины распространения этнического экстремизма и ксенофобии в молодежной среде», которое выявило, что несмотря на стойкое восприятие собственной этнической принадлежности, значительная доля молодых людей считает свою национальность в чем-то лучше других (41,7 % респондентов). Принципа равенства национальностей придерживаются 36,9 % участников опроса. Полученные ею результаты довольно близки данным исследователей из Санкт-Петербурга, которые на основании опроса 2009 года (N = 952 респондента) установили: 36,5 % молодых людей оценивают себя как националистов.
Распределение ответов является довольно устойчивым по регионам. Несколько меньше доля тех, кто выделяет свою национальность по отношению к другим, в Воронежской области, но, в целом, расхождение в данных не превышает статистической погрешности. Делая выводы, она говорит о не случайности выявленного распределения ответов, то есть речь идет о вполне определенной позиции, которая довольно близка к националистическому восприятию социальной реальности. Само по себе, представление о величии собственного этноса, вероятно, не влечет значительных негативных следствий. Но в сочетании со стереотипом «своей национальности как лучшей» указывает на определенные деформации этнического сознания. Правда, М.А. Набережнева считает необходимым отметить, что молодые люди связывают отличие своей национальности от других в лучшую сторону, главным образом, с историческим наследием (46,2 % респондентов). В значительно меньшей степени участники опроса ссылаются на особые морально-нравственные качества (22,86 %), внешний облик (19,26 %), высокий уровень культуры (5,91 %), научно-технические достижения (12,71 %) и отношения взаимной поддержки (9,99 %). Показательно, что более половины молодых людей признали, что существуют национальности, с которыми они предпочитают не иметь дела. Больше всего таких в Орловской (61.41 %) и Брянской (61.20 %) областях. К числу таких национальностей респонденты чаще всего относят цыган (57,42 % респондентов, признавших существование подобных национальностей); чеченцев (36,28 %); армян (20,58 %); азербайджанцев (20,28 %); дагестанцев (18,19 %); грузин (18,08 %). То есть, фактически, речь идет о представителях, главным образом, кавказских народов.
3.2 Анализ гетеростереотипов
Формирование стереотипа происходит в юности, и с большим трудом меняются в зрелом возрасте. Сформировавшиеся в ходе социализации подростка этнические стереотипы будут влиять на его сознание и поведении на протяжении всей его жизни, и то как он в свою очередь будет воспитывать своих детей. В данном исследование ставились такие цели как: 1)выявление состояния этнического самосознания подростков различных национальностей, их представления и знания как о собственном народе, так и о других, восприятие этих народов и отношения к ним; 2) определить динамику этих показателей в возрастном периоде 13–17 лет; 3) установить какие факторы влияют на этносознание.
Опрос проводился в Москве в 2010 году, в пяти обычных средних общеобразовательных школах и в четырех национальных средних общеобразовательных школах – корейской, татарской, армянской, грузинской. Во всех школах опрашивались ученики 8–11 классов, всего было опрошено 955 подростков.
Таблица 1
всего |
юноши |
девушки |
8-й класс |
9-й класс |
10-й класс |
11-й класс | |
Русские |
633 |
273 |
360 |
156 |
162 |
167 |
148 |
Корейцы |
68 |
30 |
38 |
16 |
15 |
17 |
20 |
Армяне |
105 |
49 |
56 |
29 |
13 |
27 |
26 |
Татары |
31 |
12 |
19 |
8 |
10 |
10 |
3 |
грузины |
188 |
50 |
68 |
43 |
33 |
28 |
14 |
В данной выборке русские подростки составляют молодое поколение этнического большинства населения Москвы, корейцы, армяне, татары, грузины – представляют молодежь относительно больших диаспор города. Анализ строился на сравнении между собой все пяти национальных групп.
Информация о работе Этнические стереотипы в массовом сознании