Этнические стереотипы в массовом сознании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить влияние этнических стереотипов на наше общество и рассмотреть основные проблемы формирования стереотипа.
Задачи:
- проанализировать понятие «Этнический стереотип», рассмотреть основные социологические подходы к изучению этого понятия;
- выявить сущность и формирование этнических стереотипов в массовом сознании;
- проанализировать источники формирования этнических стереотипов у подростков.

Файлы: 1 файл

3. Курсовая этнические стереотипы в массовом сознание -Владимирова (Автосохраненный).doc

— 444.00 Кб (Скачать файл)

        В данном исследовании выявлялись этнические автостереотипы и гетеростереотипы, вначале предложили следующие вопросы :

«Некоторые  люди считают, что те или иные качества (положительные или отрицательные) у представителей одних народов встречаются чаще, чем у представителей других народов. Справа от каждого из перечисленных качеств напиши названия народов, для которых, по-твоему, данное качество наиболее характерно». Было предложено пять положительных качеств: смелость, вежливость, общительность, ум, гордость;  и пять отрицательных качеств : лень, хитрость, трусость, агрессивность, жестокость.

          Это позволило фиксировать стандартизированные, устойчивые представления о других национальностях. Отвечая на данный вопрос респонденты мысленно производили сравнение своего народа с другим. 

 

Рисунок 1 – Гетеростереотип корейцев, %

 

             По данным графика можно сделать вывод, что в сознании представителей разных народов сложился стереотип относительно корейцев, то что одно из самых положительных качеств данного этноса, это вежливость, а отрицательные трусость.

             Говоря об корейском этносе, то в основном в представлении других народов, они обладают следующими качествами: трудолюбие, вежливость, гостеприимство, честность, миролюбие. Они наделены: практическим складом ума, рациональным мышлением, для них не свойственны отвлеченные суждения, слабовыраженные внешней эмоциональностью, спокойствием и рассудительностью, сдержанным темпераментом, высокой исполнительностью, честностью, уважением к старшим., определенной замкнутостью в своих национальных группах.

 

 

Рисунок 2 –  Гетеростереотип русских, %

     

          Что касается этноса русских, то их представляют в первую очередь как ленивый народ, но что, касаясь положительных черт, то большинство отметило, что они общительные, и это не удивительно, ведь как говориться, что «русских человек открытый», он может рассказать о своих проблемах даже малознакомым людям. 

          Данному этносу присущи: достаточно высокий общеобразовательный уровень, уравновешенность в решениях, общительность, дружелюбие, достаточно ровное и доброжелательное отношение к другим национальностям, стойкость и самоотверженность.

 

Рисунок 3 – Гетеростереотип армян, %

 

           Качества армян выделили, что этот народ обладает большей как агрессивностью, так и смелостью, при этом меньше всего в них преобладает трусость и общительность.

          Жители Армении обладают острым  умом, высокой общеобразовательной  подготовкой, предприимчивы, привержены  своей национальной культуре, традициям.  Армянская семья характеризуется  крепостью уз, страстной привязанностью к детям, ко всем родственникам без исключения. В различных взаимоотношениях они менее резки, чем выходцы с Северного Кавказа. Вместе с тем армяне чувствительны к неуважительности и поверхностному отношению.

 

 

Рисунок 4 – Гетеростереотип грузин, %

 

            Отличительными чертами характера грузин это: смелость и агрессивность, жестокость и гордость. Но меньше всего отмечено, что в этом народе присутствует: трусость, хитрость и общительность.

         Испокон веков в Грузии с особым уважением относились к военному делу. Каждый мужчина считается воином, который должен защищать свою Родину, близких, самого себя. Грузинам присущи смелость и воинственность. Они обладают обостренным чувством национальной гордости и национального достоинства. Высокое развитие образования, культуры в Грузии способствовало формированию в стране широкого слоя интеллигенции. Грузины с юмором относятся к себе и к своим слабостям, одна грузинская пословица гласит : «Если у тебя загорелся сарай и не можешь потушить пожар, то хотя бы погрей руки».

 

Рисунок 5 – Гетеростереотип татар, %

 

              Для татарского этноса, характерными чертами является смелость, общительность, хитрость и агрессивность.

             Татары – представители одной из наиболее многочисленных наций нашей страны. Их отличает сильная приверженность к национальной культуре, традициям, быту. Как правило, это люди гордые, обладающие высокоразвитым и ярко выраженным чувством национального самосознания и собственного достоинства, в проявлении которого, тем не менее, иногда присутствуют как самоуверенность, так и самолюбование. Они иногда бывают резкими, категоричными в своих суждениях, во взаимоотношениях с представителями других народов могут проявлять вспыльчивость и обидчивость, однако впоследствии быстро улаживают возникшие конфликты.

            Таким образом, это позволяет сделать важный вывод: антипатия по отношению к тому или иному этносу – не абстрактна; в ее основе лежат вполне конкретные представления об определенных негативных черт как моральных, итак и поведенческих, присущих данному этносу. Кроме того, в оценке качеств какого-либо народа всегда явно или неявно присутствует его сравнение, с рядом других этносов. И у русских подростков, и у подростков других обследованных национальностей их гетеростереотипы в отношении целого ряда этносов, живущих как в России, так и за ее пределами, наделены преимущественно негативными чертами. Автоэтностереотип – образ собственного народа – всегда выглядит несопоставимо более привлекательным, чем образ любого другого народа. К формированию национального самосознания и этнических установок молодого поколения причастны не только учителя данных школ, но и политические, общественные, религиозные лидеры, деятели искусства, культуры, средств массовой информации. От их позиции в огромной степени зависит формирование стереотипов у подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

              Индивид не сам создает свои стереотипы: он просто разделяет уже существующие стереотипы, это уже готовые определения и характеристики относительно разных этнических групп. Стереотипы в себе содержат программы действий людей. После того как начинается разделение «мы-они» и формируются различные мнения об этих группах, стереотипы начинают оказывать влияние на поведение людей. Очень часто поведение по отношению к членам другой группы могут совершаться агрессивные действия, так как чужая группа считается враждебной.      

             Этнический стереотип – это вид социального стереотипа. Это устойчивый, эмоционально насыщенный, обобщенный образ этнической группы. Этнические стереотипы отражают особенности стереотипизируемой группы, и они легко распространяются на всех ее представителей. В них фиксируются наиболее характерные для того, или иного этноса черты, складывающиеся в результате межэтнического общения, так как только в контакте с другими этносами закрепляется определенный стереотип.

            Этнические стереотипы нередко  воспринимаются с детства т  авторитетных для ребенка людей,  а затем черпаются из средств массовой коммуникации, политических деятелей и т.д., что и было доказано при анализе вторичных данных.

          Таким образом, заявленная вначале гипотеза о том, что в условиях навешивания стереотипов на разные этнические общности, этнические группы претерпевают искажение в представлениях других народов.  Этому способствует закрепленный со временем, определенный стереотип, который формируется, из-за недостоверной  информации. Этностереотипы способствуют формированию образа «мы», влияют на этнические симпатии и антипатии. Этнический стереотип формируется на основе сравнения – важнейшей характеристики этничности: была доказана в ходе работы, было выявлено, что стереотип, устоявшийся, в социальной группе оказывает влияние на сознание людей, и соответственно определяет отношение к другому этносу, и делит общность на «своих» и «чужих».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

       1. Крысько В.Г. Этническая психология. М. : Академия, 2002. 300 с.

       2. Липпман У. Общественное мнение. М. : ФОМ, 2004.  384 с.

       3. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений СП. : Изд-во Михайлова В. А, 1999. 375 с.

       4. Бунимович Н.Т. Толковый словарь  современных понятий и терминов. М. : Республика, 2003. 526 с.

       5. Гвинишвили Д.М. Краткий словарь по социологии: Учебное пособие М. : Политиздат, 1989.  479 с.

     6. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. М. :Аспект Пресс, 2002. 287 с.

     7. Асмолова А.Г. Психосематический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости. М. : 2000. 168 с.

       8. Бромлей Ю.А. этнос и этнография. М. : Наука, 1974. 391 с.

       9. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шлягина Е.И. //Социологический журнал. 1995. №3.  С.144–150

     10. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М. : Механик, 1996. 215 с.

     11.  Трусов В.П., Филлипов А.С. Этнические стереотипы. М. : Академия, 1984. 374 с.

     12. Добреньков В.И. Социология. М. : Инфра-М, 2009. 385 с.

     13. Касьянова К.Н. О русском национальном. М. :ИНМЭ, 1994. 315 с.  

     14.Лурье С. В. Историческая этнология.  М. : Аспект Пресс, 1997 448 с.                                                                  

     15. Герасимова М. Г. Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков. Россия: трансформирующееся общество. М. : КАНОН-пресс-Ц, 2001. 386 с.

    16. Тураев  В.А. Этнополитология. М. : Логос, 2004. 289 с.

     17. Добреньков В.И. Методы социологического исследования М. : Инфра-М, 2006. 480 с.

 

5


Информация о работе Этнические стереотипы в массовом сознании