Содержание
- Становление этнологии как науки и история этнологической мысли….3
- Предмет этнологии………………………………………………………..12
- Методы этнологии………………………………………………………...13
- Разделы этнологии и связь её с другими науками……………………...16
Список
используемой литературы……………………………………….…20
- Становление этнологии как науки и история этнологической мысли
Само название науки, «этнология»,
образовано из греческих слов — etnos
(народ) и logos (слово, наука). В античные
времена древние греки применяли
понятие «этнос» к другим народам
(не грекам), которые отличались от них
языком, обычаями, верованиями, образом
жизни, ценностями и т.п.
XV столетие «открытие Америки» имело важную роль в новом западном интересе к «другим», часто
квалифицированным как «дикари», которые
делились либо на «зверских варваров»,
либо на «благородных дикарей». Таким
образом, цивилизация была в дуальной манере противопоставлена варварам в классической оппозиции, возникшей
из обычно даже более разделенного этноцентризма.
Продвижение этнологии, например
вместе со структурной антропологией Клода Леви-Стросса, привело к критике концепций
линейного прогресса, или псевдо оппозиций
между «обществами с историями» и «общества
без историй», была осуждена также зависимость
от ограниченного представления об истории как о накапливаемом росте.
Леви-Стросс часто упоминал
очерки Монтеня о людоедстве как ранний пример «этнологии»;
он преследовал цель через структурный метод обнаружить универсальные инварианты
в человеческом обществе, в качестве которых
он принимал запрещение кровосмешения. Однако, требования такой культурной
универсалии критиковались различными
социальными мыслителями XIX-го и XX-го веков,
среди которых были Маркс, Ницше и другие.
Наибольший вклад в
российскую этнологию внесли Л. Н. Гумилёв (см. Пассионарная теория этногенеза) и академик Ю. В. Бромлей.
Школы и направления
в этнологии
В процессе развития этнологии
(культурной и социальной антропологии)
и смежных с нею дисциплин
возникали различные направления
и концепции, некоторые из них
к настоящему моменту полностью
потеряли своё влияние в науке, другие,
наоборот, и сегодня являются актуальными.
Концепции некоторых школ и направлений
не противоречили друг другу, а рассматривали
различные аспекты существования,
развития, возникновения этносов, другие
же, наоборот, являлись несовместимыми.
Школы и направления в
этнологии, этнографии, культурной и
социальной антропологии и т.д.
- эволюционизм;
- диффузионизм;
- расово-антропологическая школа (или антропосоциология);
- социологическая школа;
- функционализм;
- американская школа исторической этнологии;
- этнопсихологическая школа;
- структурализм;
- культурный релятивизм;
- неоэволюционизм;
- марксистское направление (советская школа этнографии)
- школа социальной биологии;
- постмодернистская критика;
- остальные концепции в этнологии (манчестерская школа неофункционализма, концепция социального структурализма, герменевтическая антроп
Вплоть до XIX в. понятие
«этнология» спорадически употреблялось
при описании различных этнографических
процессов, но не обозначало
особую науку. Использовать это
понятие в качестве наименования
новой науки о народах и
культурах предложил французский
ученый Жан Жак Ампер, который
в 1830 г. разработал общую классификацию
«антропологических» (т.е. гуманитарных)
наук, среди которых выделил и
этнологию.
Это название довольно
быстро получило широкое распространение
в крупнейших европейских странах,
а с середины XIX в. стало употребляться
в русском языке.
Официальным фактом
утверждения этнологии как самостоятельной
науки стало основание в 1839
г. Парижского общества этнологии.
Однако это событие сразу же
было ознаменовано началом острой
научно-теоретической борьбы различных
направлений и школ относительно
предмета, целей и места данной
науки в системе наук. В определенной
мере эти дискуссии и споры
не прекратились и сегодня.
Среди них одним из самых
продолжительных и интенсивных
стал вопрос о содержании и
смысле самого названия данной
науки. В результате многолетних
обсуждений сложилась довольно
разнообразная и пестрая картина
значений и интерпретаций понятия
«этнология». Середина XIX в. оказалась
весьма благоприятным временем
для быстрого развития этиологии
в ведущих западноевропейских
странах. Этот процесс был стимулирован
глобальной территориальной, экспансией
европейцев, в ходе которой они
столкнулись с народами и культурами,
совсем не похожими на их
собственные. Колониальная политика
промышленно развитых стран требовала
самых разнообразных знаний о
покоренных народах. Основную
массу необходимых сведений могла
дать только этнология, и поэтому
новая наука пользовалась поддержкой
своих правительств. Но в зависимости
от политических и экономических
интересов правительств развитие
этнологии в Англии, Германии, Франции,
Австрии, США имело свои особенности.
Первоначально этнология
развивалась как наука об отсталых,
т.е. не создавших собственной
государственности, народах. В
этом качестве она существовала
вплоть до первых десятилетий
XX в., когда появились представления
об этносах как о своеобразных
общностях людей, не зависящих
от уровня их социально-экономического
развития. Этот методологический
подход доминирует в этнологической
науке и в настоящее время.
Наиболее глубокие
традиции наука о народах имела
в Германии, где еще в 1789 г.
сформировалось научное направление
Volkerkunde, ставившее своей целью
изучение неевропейских народов
и культур.
Становление этнологии
в англоязычных странах шло
несколько иным путем. Наука
о народах там развивалась
как составная часть антропологии.
Появление антропологии как биологической
науки о природе человека ученые
связывают с выходом в 1596 г.
в свет книги О. Гасманна
с аналогичным названием. Бурное
развитие антропологии происходило
в XVIII в. благодаря колонизации,
возросшему вниманию к демографическим
и расовым процессам. В XIX в.
в развитых европейских странах
возникли антропологические общества,
имевшие целью изучение многочисленных
останков первобытных людей. Уже
в середине XIX в. многочисленные
исследования черепов и скелетов
неандертальцев инициировали задачу
реконструкции истории человечества
и культуры. Так в составе антропологии
появилось новое научное направление
— социальная антропология. В
научный оборот это название
в 1906 г. ввел один из основателей
английской этнологии Джеймс
Фрэзер. Этим термином он определил
свое направление этнологических
исследований и его отличие
от направления, которым занимался
Эдвард Тайлор и которое уже
тогда называли культурной антропологией.
Понятие «социальная антропология»
довольно быстро получило распространение
и стало английским вариантом
понятия «этнология». В настоящее
время представители английской
социальной антропологии ориентируют
свои научные интересы на изучение различных
этнических групп как носителей разнообразных
культурных традиций.
Началом русской этнологии
можно считать учреждение в
1846 г. Русского географического
общества. Оно было создано для
выполнения не только научных,
но и прикладных заданий. В
программу общества входило всестороннее
изучение России: ее географии,
природных богатств и народов.
Государственные интересы требовали
также сведений о народах Сибири,
Средней Азии, Кавказа. Для этого
внутри общества было создано
этнографическое отделение, главная
задача которого состояла в
исследовании «умственных способностей
русского народа», его способов
жизни, нравов, религии, предрассудков,
языка, сказок и т.д. Тогда
же была принята программа
«Об этнографическом изучении
народности русской», в соответствии
с которой проводились все
этнографические исследования.
На рубеже XIX-XX вв. значительный
вклад в развитие отечественной
этнологии внесли труды известного
философа Г.Г. Шпета по этнической
психологии. В своей книге «Введение
в этническую психологию» Шпет
высказал мысль, что национальную
психологию народа нужно исследовать
через постижение смысла объективных
культурных явлений, в которых
запечатлеваются типические субъективные
чувства народа. В соответствии
с этим ключом к пониманию
психологии народа являются его
культура, история, конкретная социальная
действительность, в совокупности
определяющие содержание коллективного
духа нации. «Дух народов», по
мнению Шпета, символизирует смысл
и идею «народа», которые раскрываются
в типологических изображениях
его состава и изменений во
времени. «Дух» в этом смысле
есть собрание характерных черт
«поведения» народа. В совокупности
с постоянством «диспозиций»
он представляет собой народный
характер. Этот субъективный характер
следует понимать как совокупность
реакций народа на обстоятельства, в которых
он сам участвует, на объективно данные
ему отношения.
В 40-50-х гг. XIX в. русские
ученые К.М. Бэр, Н.И. Надеждин,
К.Д.Кавелин сформировали основные
принципы этнографической науки,
которые и стали проводиться
в жизнь Русским географическим
обществом. На одном из заседаний
общества в 1846 г. Н.И. Надеждин
выступил с программой «Об
этнографическом изучении народности
русской», которой призывал описывать:
1) быт вещественный, 2) быт житейский,
3) быт нравственный и 4) язык. Нравственный
быт включал в себя все явления
духовной культуры, и среди них
— «народную характеристику».
Сюда же входило описание умственных
и нравственных способностей, семейных
отношений и особенностей воспитания
детей.
Особое место в истории
русской науки о народах занимает
научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая,
который стремился доказать единство
человеческого рода, физическую
и психическую равноценность
всех рас и народов, обосновать
идею о том, что все различия
между народами вызваны природными
и социальными условиями их
жизни. Исследование материальной
и духовной культуры, психологии
и социальных отношений папуасов
Новой Гвинеи и народов Океании
позволили ученому обоснованно
отрицать сущность расистских
теорий. И хотя в трудах ученого
не исследуются собственно теоретические
проблемы этнологии, они тем
не менее содержат богатые
наблюдения и материалы для
таких обобщений.
В советский период
развития отечественной этнологии
особой сферой исследований были
межнациональные отношения. Как
правило, они изучались на основе
статистических данных повседневного
поведения и конкретных поступков
людей. Так, дружба народов
оценивалась по количеству участников
представителей различных национальностей
в крупных общесоюзных стройках
или по количеству межнациональных
браков. 6 целом исследования этнических
проблем этого периода носили
политически-заказной характер и не раскрывали
всех процессов этнического развития.
Вне поля зрения этнологов того времени
оставались кардинальные проблемы этнологии:
этническая идентичность, этническое
сознание, межэтнические конфликты и т.д.
Наконец, на рубеже
70-80-х гг. XX в. заметным явлением
в развитии отечественной этнологии
стала теория этногенеза Л.Н.
Гумилева, в которой автор дает
объяснение механизма появления
и развития этносов.
В настоящее время
основным научно-исследовательским
центром отечественной этнологии
является Институт этнологии
и антропологии Российской академии
наук.
Конечно, сегодняшняя
этнологическая наука значительно
обогатилась по сравнению с
прошлым. В сферу ее профессиональных
интересов теперь входят не
только «отсталые» этнические
группы, но и народы современных
индустриальных обществ. Возникло
много смежных дисциплин на
пересечении этнологии с другими
науками: этносоциология, этнопсихология,
этнолингвистика, этнодемография
и т.д. В этнологии все явственнее
вырисовываются черты новой социальной
науки, синтезирующей разнообразные
знания о человеке и его
культуре.
Сейчас, как и прежде,
этнология сохраняет свою связь
с реальными общественными процессами,
что прямо свидетельствует об
особой важности этнических процессов
в современной истории. Более
того, даже поверхностный анализ
основных исторических событий
XX в. позволяет сделать вывод
о возрастании роли этнического
фактора в культурно-историческом
процессе. Этнические процессы являются
основой национальных движений
в политике, и XX в. по праву
считается веком национальных
идеологий, национальных движений,
веком национализма. Постоянно убыстряющиеся
темпы культурно-исторического развития
народов стимулируют межэтнические
взаимодействия и национально-освободительные
движения. Конкретными результатами этих
процессов явились приобретение государственной
самостоятельности Норвегией и Ирландией,
Польшей, Финляндией, Прибалтийскими республиками,
возникновение национальных государств
в Центральной Европе и на Балканах в результате
развала Австро-Венгерской империи и султанской
Турции после Первой мировой войны, распад
колониальной системы ведущих капиталистических
государств после Второй мировой войны,
приведший к образованию ряда независимых
государств в Юго-Восточной Азии, Индокитае,
Африке, — все это прямые свидетельства
интенсификации этнических процессов
в современной истории. Наконец, центробежные
тенденции, появившиеся в 90-е гг. XX в. и
приведшие к образованию группы национальных
государств вместо бывшего СССР, а также
трения и конфликты на этнической почве
и с этнически-политическим оттенком,
которые на протяжении десятилетий то
затухают, то периодически обостряются
в самых, казалось бы, благополучных регионах
и странах мира (противоречия между фламандцами
и валлонами в Бельгии, между франко- и
англоканадцами в Канаде), убедительно
показывают, что этнический фактор чрезвычайно
актуален сегодня.