Этнология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:39, реферат

Описание работы

Само название науки, «этнология», образовано из греческих слов — etnos (народ) и logos (слово, наука). В античные времена древние греки применяли понятие «этнос» к другим народам (не грекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями и т.п.
XV столетие «открытие Америки» имело важную роль в новом западном интересе к «другим», часто квалифицированным как «дикари», которые делились либо на «зверских варваров», либо на «благородных дикарей». Таким образом, цивилизация была в дуальной манере противопоставлена варварам в классической оппозиции, возникшей из обычно даже более разделенного этноцентризма

Содержание работы

Становление этнологии как науки и история этнологической мысли….3
Предмет этнологии………………………………………………………..12
Методы этнологии………………………………………………………...13
Разделы этнологии и связь её с другими науками……………………...16
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 43.53 Кб (Скачать файл)

                                         Содержание

  1. Становление этнологии как науки и история этнологической мысли….3
  2. Предмет этнологии………………………………………………………..12
  3. Методы этнологии………………………………………………………...13
  4. Разделы этнологии и связь её с другими науками……………………...16

      Список  используемой литературы……………………………………….…20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Становление этнологии как науки и история этнологической мысли

Само название науки, «этнология», образовано из греческих слов — etnos (народ) и logos (слово, наука). В античные времена древние греки применяли  понятие «этнос» к другим народам (не грекам), которые отличались от них  языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями и т.п.

XV столетие «открытие Америки» имело важную роль в новом западном интересе к «другим», часто квалифицированным как «дикари», которые делились либо на «зверских варваров», либо на «благородных дикарей». Таким образом, цивилизация была в дуальной манере противопоставлена варварам в классической оппозиции, возникшей из обычно даже более разделенного этноцентризма.

Продвижение этнологии, например вместе со структурной антропологией Клода Леви-Стросса, привело к критике концепций линейного прогресса, или псевдо оппозиций между «обществами с историями» и «общества без историй», была осуждена также зависимость от ограниченного представления об истории как о накапливаемом росте.

Леви-Стросс часто упоминал очерки Монтеня о людоедстве как ранний пример «этнологии»; он преследовал цель через структурный метод обнаружить универсальные инварианты в человеческом обществе, в качестве которых он принимал запрещение кровосмешения. Однако, требования такой культурной универсалии критиковались различными социальными мыслителями XIX-го и XX-го веков, среди которых были Маркс, Ницше и другие.

Наибольший вклад в  российскую этнологию внесли Л. Н. Гумилёв (см. Пассионарная теория этногенеза) и академик Ю. В. Бромлей.

 

Школы и направления  в этнологии

В процессе развития этнологии (культурной и социальной антропологии) и смежных с нею дисциплин  возникали различные направления  и концепции, некоторые из них  к настоящему моменту полностью  потеряли своё влияние в науке, другие, наоборот, и сегодня являются актуальными. Концепции некоторых школ и направлений  не противоречили друг другу, а рассматривали  различные аспекты существования, развития, возникновения этносов, другие же, наоборот, являлись несовместимыми.

Школы и направления в  этнологии, этнографии, культурной и  социальной антропологии и т.д.

  • эволюционизм;
  • диффузионизм;
  • расово-антропологическая школа (или антропосоциология);
  • социологическая школа;
  • функционализм;
  • американская школа исторической этнологии;
  • этнопсихологическая школа;
  • структурализм;
  • культурный релятивизм;
  • неоэволюционизм;
  • марксистское направление (советская школа этнографии)
  • школа социальной биологии;
  • постмодернистская критика;
  • остальные концепции в этнологии (манчестерская школа неофункционализма, концепция социального структурализма, герменевтическая антроп

 

 Вплоть до XIX в. понятие  «этнология» спорадически употреблялось  при описании различных этнографических  процессов, но не обозначало  особую науку. Использовать это  понятие в качестве наименования  новой науки о народах и  культурах предложил французский  ученый Жан Жак Ампер, который  в 1830 г. разработал общую классификацию  «антропологических» (т.е. гуманитарных) наук, среди которых выделил и  этнологию.

 Это название довольно  быстро получило широкое распространение  в крупнейших европейских странах,  а с середины XIX в. стало употребляться  в русском языке.

 Официальным фактом  утверждения этнологии как самостоятельной  науки стало основание в 1839 г. Парижского общества этнологии.  Однако это событие сразу же  было ознаменовано началом острой  научно-теоретической борьбы различных  направлений и школ относительно  предмета, целей и места данной  науки в системе наук. В определенной  мере эти дискуссии и споры  не прекратились и сегодня.  Среди них одним из самых  продолжительных и интенсивных  стал вопрос о содержании и  смысле самого названия данной  науки. В результате многолетних  обсуждений сложилась довольно  разнообразная и пестрая картина  значений и интерпретаций понятия  «этнология». Середина XIX в. оказалась  весьма благоприятным временем  для быстрого развития этиологии  в ведущих западноевропейских  странах. Этот процесс был стимулирован  глобальной территориальной, экспансией  европейцев, в ходе которой они  столкнулись с народами и культурами, совсем не похожими на их  собственные. Колониальная политика  промышленно развитых стран требовала  самых разнообразных знаний о  покоренных народах. Основную  массу необходимых сведений могла  дать только этнология, и поэтому  новая наука пользовалась поддержкой  своих правительств. Но в зависимости  от политических и экономических  интересов правительств развитие  этнологии в Англии, Германии, Франции,  Австрии, США имело свои особенности.

 Первоначально этнология  развивалась как наука об отсталых, т.е. не создавших собственной  государственности, народах. В  этом качестве она существовала  вплоть до первых десятилетий  XX в., когда появились представления  об этносах как о своеобразных  общностях людей, не зависящих  от уровня их социально-экономического  развития. Этот методологический  подход доминирует в этнологической  науке и в настоящее время.

 Наиболее глубокие  традиции наука о народах имела  в Германии, где еще в 1789 г.  сформировалось научное направление  Volkerkunde, ставившее своей целью  изучение неевропейских народов  и культур. 

 Становление этнологии  в англоязычных странах шло  несколько иным путем. Наука  о народах там развивалась  как составная часть антропологии. Появление антропологии как биологической  науки о природе человека ученые  связывают с выходом в 1596 г.  в свет книги О. Гасманна  с аналогичным названием. Бурное  развитие антропологии происходило  в XVIII в. благодаря колонизации,  возросшему вниманию к демографическим  и расовым процессам. В XIX в.  в развитых европейских странах  возникли антропологические общества, имевшие целью изучение многочисленных  останков первобытных людей. Уже  в середине XIX в. многочисленные  исследования черепов и скелетов  неандертальцев инициировали задачу  реконструкции истории человечества  и культуры. Так в составе антропологии  появилось новое научное направление  — социальная антропология. В  научный оборот это название  в 1906 г. ввел один из основателей  английской этнологии Джеймс  Фрэзер. Этим термином он определил  свое направление этнологических  исследований и его отличие  от направления, которым занимался  Эдвард Тайлор и которое уже  тогда называли культурной антропологией.  Понятие «социальная антропология»  довольно быстро получило распространение  и стало английским вариантом  понятия «этнология». В настоящее  время представители английской  социальной антропологии ориентируют свои научные интересы на изучение различных этнических групп как носителей разнообразных культурных традиций.

 Началом русской этнологии  можно считать учреждение в  1846 г. Русского географического  общества. Оно было создано для  выполнения не только научных,  но и прикладных заданий. В  программу общества входило всестороннее  изучение России: ее географии,  природных богатств и народов.  Государственные интересы требовали  также сведений о народах Сибири, Средней Азии, Кавказа. Для этого  внутри общества было создано  этнографическое отделение, главная  задача которого состояла в  исследовании «умственных способностей  русского народа», его способов  жизни, нравов, религии, предрассудков,  языка, сказок и т.д. Тогда  же была принята программа  «Об этнографическом изучении  народности русской», в соответствии  с которой проводились все  этнографические исследования.

 На рубеже XIX-XX вв. значительный  вклад в развитие отечественной  этнологии внесли труды известного  философа Г.Г. Шпета по этнической  психологии. В своей книге «Введение  в этническую психологию» Шпет  высказал мысль, что национальную  психологию народа нужно исследовать  через постижение смысла объективных  культурных явлений, в которых  запечатлеваются типические субъективные  чувства народа. В соответствии  с этим ключом к пониманию  психологии народа являются его  культура, история, конкретная социальная  действительность, в совокупности  определяющие содержание коллективного  духа нации. «Дух народов», по  мнению Шпета, символизирует смысл  и идею «народа», которые раскрываются  в типологических изображениях  его состава и изменений во  времени. «Дух» в этом смысле  есть собрание характерных черт  «поведения» народа. В совокупности  с постоянством «диспозиций»  он представляет собой народный  характер. Этот субъективный характер  следует понимать как совокупность реакций народа на обстоятельства, в которых он сам участвует, на объективно данные ему отношения.

 В 40-50-х гг. XIX в. русские  ученые К.М. Бэр, Н.И. Надеждин, К.Д.Кавелин сформировали основные  принципы этнографической науки,  которые и стали проводиться  в жизнь Русским географическим  обществом. На одном из заседаний  общества в 1846 г. Н.И. Надеждин  выступил с программой «Об  этнографическом изучении народности  русской», которой призывал описывать: 1) быт вещественный, 2) быт житейский, 3) быт нравственный и 4) язык. Нравственный  быт включал в себя все явления  духовной культуры, и среди них  — «народную характеристику».  Сюда же входило описание умственных  и нравственных способностей, семейных  отношений и особенностей воспитания  детей.

 Особое место в истории  русской науки о народах занимает  научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая, который стремился доказать единство  человеческого рода, физическую  и психическую равноценность  всех рас и народов, обосновать  идею о том, что все различия  между народами вызваны природными  и социальными условиями их  жизни. Исследование материальной  и духовной культуры, психологии  и социальных отношений папуасов  Новой Гвинеи и народов Океании  позволили ученому обоснованно  отрицать сущность расистских  теорий. И хотя в трудах ученого  не исследуются собственно теоретические  проблемы этнологии, они тем  не менее содержат богатые  наблюдения и материалы для  таких обобщений.

 В советский период  развития отечественной этнологии  особой сферой исследований были  межнациональные отношения. Как  правило, они изучались на основе  статистических данных повседневного  поведения и конкретных поступков  людей. Так, дружба народов  оценивалась по количеству участников  представителей различных национальностей  в крупных общесоюзных стройках  или по количеству межнациональных  браков. 6 целом исследования этнических  проблем этого периода носили  политически-заказной характер и не раскрывали всех процессов этнического развития. Вне поля зрения этнологов того времени оставались кардинальные проблемы этнологии: этническая идентичность, этническое сознание, межэтнические конфликты и т.д.

 Наконец, на рубеже 70-80-х гг. XX в. заметным явлением  в развитии отечественной этнологии  стала теория этногенеза Л.Н.  Гумилева, в которой автор дает  объяснение механизма появления  и развития этносов.

 В настоящее время  основным научно-исследовательским  центром отечественной этнологии  является Институт этнологии  и антропологии Российской академии  наук.

 Конечно, сегодняшняя  этнологическая наука значительно  обогатилась по сравнению с  прошлым. В сферу ее профессиональных  интересов теперь входят не  только «отсталые» этнические  группы, но и народы современных  индустриальных обществ. Возникло  много смежных дисциплин на  пересечении этнологии с другими  науками: этносоциология, этнопсихология, этнолингвистика, этнодемография  и т.д. В этнологии все явственнее  вырисовываются черты новой социальной  науки, синтезирующей разнообразные  знания о человеке и его  культуре.

 Сейчас, как и прежде, этнология сохраняет свою связь  с реальными общественными процессами, что прямо свидетельствует об  особой важности этнических процессов  в современной истории. Более  того, даже поверхностный анализ  основных исторических событий  XX в. позволяет сделать вывод  о возрастании роли этнического  фактора в культурно-историческом  процессе. Этнические процессы являются  основой национальных движений  в политике, и XX в. по праву  считается веком национальных  идеологий, национальных движений, веком национализма. Постоянно убыстряющиеся  темпы культурно-исторического развития  народов стимулируют межэтнические  взаимодействия и национально-освободительные движения. Конкретными результатами этих процессов явились приобретение государственной самостоятельности Норвегией и Ирландией, Польшей, Финляндией, Прибалтийскими республиками, возникновение национальных государств в Центральной Европе и на Балканах в результате развала Австро-Венгерской империи и султанской Турции после Первой мировой войны, распад колониальной системы ведущих капиталистических государств после Второй мировой войны, приведший к образованию ряда независимых государств в Юго-Восточной Азии, Индокитае, Африке, — все это прямые свидетельства интенсификации этнических процессов в современной истории. Наконец, центробежные тенденции, появившиеся в 90-е гг. XX в. и приведшие к образованию группы национальных государств вместо бывшего СССР, а также трения и конфликты на этнической почве и с этнически-политическим оттенком, которые на протяжении десятилетий то затухают, то периодически обостряются в самых, казалось бы, благополучных регионах и странах мира (противоречия между фламандцами и валлонами в Бельгии, между франко- и англоканадцами в Канаде), убедительно показывают, что этнический фактор чрезвычайно актуален сегодня.

Информация о работе Этнология как наука