Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:39, реферат
Само название науки, «этнология», образовано из греческих слов — etnos (народ) и logos (слово, наука). В античные времена древние греки применяли понятие «этнос» к другим народам (не грекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями и т.п.
XV столетие «открытие Америки» имело важную роль в новом западном интересе к «другим», часто квалифицированным как «дикари», которые делились либо на «зверских варваров», либо на «благородных дикарей». Таким образом, цивилизация была в дуальной манере противопоставлена варварам в классической оппозиции, возникшей из обычно даже более разделенного этноцентризма
Становление этнологии как науки и история этнологической мысли….3
Предмет этнологии………………………………………………………..12
Методы этнологии………………………………………………………...13
Разделы этнологии и связь её с другими науками……………………...16
Список используемой литературы……………
Всплеск этничности
требует от этнологии ответа
на многие важные вопросы
Обобщая сказанное,
следует отметить, что в течение
XX в. в рамках этнологии был
сконцентрирован богатейший
«Примитивные» народы как предмет этнологии. Сопоставление такого рода теоретических моделей позволяет сделать вывод, что исторически первым предметом этнологии как науки стали народы, уровень культурного развития которых был значительно ниже, чем у европейцев. Поэтому первоначально этнология представляла собой науку, занимающуюся исследованием традиционных и «примитивных» обществ и их культур.
Предмет этнологии постоянно расширяется, что не дает возможности дать.четкое определение этой науки. Поэтому в отечественной и зарубежной этнологии нет какого-то общепринятого определения этнологии, а существует довольно большое количество определений, основанных на различных методологических подходах, которые подчеркивают, по мнению их авторов, наиболее существенные черты этнологической науки.
Разные определения
предмета исследования
3. Методы этнологии
Современный уровень развития научного знания способствует использованию этнологией научных методов различных смежных дисциплин. Особенно полезным и плодотворным здесь оказывается применение методов этнографии, семиотики, психологии, конкретной социологии.
Изучение письменных источников — один из самых важных методов этнологии, ценность которого связана с возможностью получения разнообразной и достоверной информации об изучаемых народах и культурах. В качестве письменных источников используются. обычно написанные многими народами их собственные истории или описания их культур, что сохраняет к этим источникам устойчивый интерес нескольких поколений ученых-этнологов. Однако такого рода историко-культуриые описания не являются единственным типом письменных источников, представляющих интерес для этнологов. В настоящее время еще не исследованно огромное количество письменных материалов, которые содержат много полезной и неизвестной информации о жизни и культурах народов разных эпох: докладььгеографов, записки авантюристов и матросов, отчеты посланников, сообщения капитанов морских судов, торговцев и т.п.
Важным методом этнологических исследований является сравнительное языкознание, суть которого — в сравнении определенных слов из разных языков, что может показать точные границы соотношения близких языков и степень их родства. Вследствие разных темпов развития языков некоторые из них на основе эндогенных процессов за короткое время создают много новых слов или перенимают благодаря внешнему влиянию слова из чужих языков, тогда как другие языки, напротив, статичны, т.е. не изменяются на протяжении многих столетий.
Нужно уметь оценивать
события, идеи или
Для этнологии ценны
и устные предания, также выражающие
историческое сознание народа. Устные
предания как источник
С середины XX в. в
этнологии постоянно
Становление этнологии
как самостоятельной науки в
значительной степени
Разделы этнологии и связь её с другими науками
Этнология («наука о народах»)
тесно связана с понятиями этнография («
По сравнению с этнографией, которая исследует отдельные этносы через прямой контакт с их культурой, этнология более академична, начинает с исследований, собранных этнографами, затем сравнивает и противопоставляет различные культуры, чтобы развить это в исследовательских работах и изложить в учебниках. В США данная наука обозначается как «культурная антропология», а в Великобритании — как «социальная антропология», однако этнология — это не только раздел антропологии. Этнология возникла как научнаядисциплина с конца XVIII века и может применяться к любому сравнительному исследованию человеческих групп.
Этнология и антропология
К этнологии довольно близка антропология: для той и другой общим предметом исследований являются вопросы происхождения рас, их распределения по планете, изменения физического облика людей в результате культурно-исторического прогресса, антропологического состава этносов. Но нельзя ставить знак равенства между понятиями «этнология» и «антропология», так как предметом антропологии никогда не были проблемы этногенеза, этничности, демографических процессов; антропология была и остается наукой о биологической и физической природе человека. Этнология значительно шире по своему предметному полю, чем антропология, что не позволяет говорить об их тождестве.
Этнология и социология
Этносоциология (этническая соц
Этническая социология — часть социологии, одно из ее направлений (как и социология семьи, сельская социология и т. д.). Предметом этносоциологии является изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.
Основные темы, разрабатываемые этносоциологами:
Этнология и психология
Термин «этническая психология»
(нем. Völkerpsychologie) был предложен во
2-й половине XIX в. немецкими философами
и лингвистами Г. Штейнталем и М. Лацарусом, пытавшимися обосновать понятие
этнической психологии и сформулировать
её задачи. Опираясь на психологию И. Гербарта и трактуя с гербартианских
позиций концепцию «народного духа» (по
аналогии с индивидуальным сознанием),
они пытались доказать на страницах основанного
ими в 1859 г. журнала «Психология народов и языкознание»
(нем. Zeitschrift fur Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft),
что язык, религия, право, иску