Оглавление
Введение
В середине прошлого века западные
страны переходят в новую общественную
формацию - общество потребления. Здесь
потребление превращается в принцип общественного
устройства, детерминанту и опосредующее
звено социо- и этногенеза. В последнее
время в науке и обществе нарастают критические
оценки, общество потребление оказалось
далеко от идеала: порождает значительное
число различных дисфункций, а также содержит
большой кризисный потенциал.
Известно, что причины различных
форм социальных деструкций, включая и
потребительские виды, вызваны особенностями
социальных систем, их структурой и механизмами
функционирования, а также противоречиями,
порождаемыми этими системами. Иными словами,
причины и способы коррекции потребительских
дисфункций целесообразно искать в анализе
феномена потребления.
Общество потребления и по сей
день является феноменом западного мира.
Но достаточно высокий темп социально-экономических
преобразований в некоторых арабских
странах позволяет считать применение
к их действительности тех или иных, разрабатываемых
для анализа западного общества, моделей
допустимым и целесообразным.
Анализ литературы, посвященной
исследуемому феномену, свидетельствует,
что потребление сегодня в большей степени
научно «опознано», а также методологически
и теоретически «легитимизировано» именно
учеными социального профиля: экономическими
социологами, социальными и экономическими
психологами, социальными философами.
Поэтому, в первую очередь, социальная,
экономическая и этгническая ситуация
современности делает проблематику потребления
сверхактуальной.
Таким образом, актуальность
проведенного исследования обусловлена
кардинальными изменениями в социоэкономической
и национальной системах арабских стан,
обусловливающими социальный запрос на
разработку концепции потребления.
Развитие научных представлений
о потреблении обусловлено потребностями
общественной практики, становлением
новой формы общественного устройства
— общества потребления. Феномены общества
потребления описаны и проанализированы
в работах зарубежных и отечественных
ученых - N. McKendrick, Ж. Бодрийяр, В.О. Пигулевский,
В. Иноземцев, В.И. Курбатов и др.
Таким образом, в рамках гуманитарных
наук накоплен определенный теоретический
пласт знаний и опыт исследования потребления
и рядоположных феноменов, однако результаты
исследований неоднозначны.
Анализ темы позволил сформулировать
цель исследования: разработка теоретических
основ социальной философии потребления,
включающих концептуализацию феномена
потребления посредством раскрытия научных
представлений о потреблении.
Условиями достижения этой
цели является решение следующих задач:
- определить методологические
и теоретические принципы социальной
сущности потребления, раскрыть понятие
«потребительская социализация», соотнести
с понятиями «экономическая социализация»
и «потребительское сознание», выявить
содержание, специфику и эффекты потребительской
социализации;
- выявить экономические,
социальные и культурные факторы
потребительского развития;
- раскрыть специфическое содержание
культурологического подхода к потреблению,
определить механизм встроенности потребления
в процессы сохранения и передачи культурного
значения, а также связь потребления с
различными феноменами этногенеза.
Объект исследования - совокупность
научных представлений о потреблении
как особом феномене современного общества.
Предметом исследования выступает
социокультурная концепция потребления,
в которой феномен понимается в качестве
трансформирующего аспекта этнокультурного
развития общества.
Таким образом, в рамках нашего
исследования потребительская деятельность
будет рассматриваться как процессуальный
феномен - способ трансляции и получения
определенных культурных традиций, ритуалов
и значений.
Сам же культурологический
строй потребительского общества базируется
на двух основных пространственных характеристиках
- экономических обменов и даров и этнокультурное
пространство, которое включает неотчуждаемые
ценности. В балансном взаимодействии
этих двух пространств видится залог культурной
и социальной стабильности общества.
Нами проведен анализ этнических
субкультур, позволивший выявить существенные
различия в потреблении на уровне групповых
норм, потребительских ценностей, общей
ориентации на потребление. Выявлены также
специфические потребительские практики,
что дает основание рассматривать этнокультуру
как одну из детерминант потребительской
деятельности.
В постиндустриальной экономике
происходит изменение морально-этических
норм. Этнические нормы как регулятор
поведения постепенно теряет свою регулятивную
силу, а в пространстве потребления, наоборот,
происходит интенсивное формирование
«потребительской морали» и «потребительской
этики» - экономическая социализация и
стратификация перемещаются в пространство
потребления, в свою очередь трансформирующее
принуждение к труду для получения социальных
благ.
Системные процессы деэтнитезации
существенно снизили регулятивный потенциал
религиозных норм в арабских странах,
а в обществе потребления активно формируется
потребительское право, призванное формализовать
часть существующих норм, а также заполнить
вакуум относительно новых потребительских
феноменов и процессов.
В целом, общество потребления
представляется в нашем исследовании
как сложный многоуровневый социоэкономический
и этнический феномен, раскрываемый посредством
выделения специфических факторов, таких
как: феномен перепотребления, появление
нового типа потребителя, возникновение
новой потребительской социальности.
Кроме того, стоит выделить еще и восемь
предпосылок возникновения общества потребления.
Это: наличие достаточного (избыточного)
числа предметов потребления по доступным
ценам, возможность реализовать массовое
потребление; «торговая революция»; появление
достаточных ресурсов для потребления
у большей части населения (потребительские
свободы, время, деньги); урбанизация; изменение
структуры потребления (увеличение расходов
на предметы длительного пользования
и организацию досуга, а также тенденция
на превалирование личного потребления
над производственным); раскрепощение
потребления; аксиологические изменения;
появление эффективных технологий воздействия
на массовое сознание. Данные предпосылки
также детерминируют множество противоречий
на всех уровнях социоэкономической системы,
в частности в культурной сфере происходит
постепенное угасание национальных культур,
этнических черт, культурное упрощение
и унификация, глобализация культуры.
Глава I. ПОТРЕБЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ И МЕХАНИЗМ
ТРАНСФОРМАЦИИ ЭТНОСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1. Социальные модели потребления: потребности,
мотивы, рекламная коммуникация
Анализ литературы свидетельствует,
что существующие модели потребления
носят в большинстве своем описательный
характер. Отметим некоторые из них. 1.
Модель «потока». Она основана на идее
о естественном саморегулирующемся рынке
(«невидимая рука рынка»). Естественный
и в высшей степени рациональный экономический
процесс не предполагает государственного
или какого-либо иного вмешательства,
а включение в такой поток в высшей степени
легитимно.
Быстрая урбанизация промышленной революции
принесла с собой основополагающий социальный
поток. А постиндустриальный период сделал
этот поток более интенсивным и глобальным:
мир стал «плоским», скорость всех процессов
резко увеличилась, а вся ритмика и цикличность
переведена на произвольное управление,
когда природная ритмика и цикличность
заменяются маркетинговой. Поток предстает
как пустой, аномичный, овеществленный,
исключающий рефлексивность в актуальном
«здесь и теперь». Он фрагментирует и искажает
сознание, а также определяет темпоритм
потребления. Для потока имеют значение
не существенные свойства объекта, а его
положение в серии отношений [20, с. 36-40].
2. Дж. Шор разработал модель «эскалатора
потребления», согласно которой логика
развития и функционирования социоэкономической
системы предполагает, что потребление
вызывает еще большее потребление - «эскалатор
потребления» стимулирует непрерывный
процесс введения 'все новых товаров [29,
с. 141]. Очевидно, что усложнение и дифференциация
потребительских практик вызывают необходимость
опосредовать потребление, что, в свою
очередь, приводит к его интенсификации.
К таким опосредующим средствам, вызывающим
интенсификацию процесса мы относим маркетинговые
коммуникации (рекламу, сейлс промоушн,
паблик рилейшнс, директ-маркетинг), а
также выставочные мероприятия, безналичные
деньги и потребительский кредит, моду,
рекламный дизайн. Например, широкое распространение
потребительского кредита ослабило и
даже практически разорвало последнюю
объективную экономическую связку потребления
и экономического фактора, в данном случае
уровень дохода и склонность к сбережению.
Все расширяющееся потребление детерминировано
также «непрерывными инновациями», разрабатываемыми
и предлагаемыми производителем современному
потребителю. В свою очередь, потребление
таких инноваций маркирует потребителя
как прогрессивного человека, а также,
по сути, включает его в процесс прогресса.
Правда, как указывает И. Шмигин, инновационные
продукты являются скорее модифицированными,
а не новыми, и не способны существенно
видоизменить поведение потребителей
[29, с. 148-149].
- Существует модель «глобального супермаркета»,
предполагающая, что современное общество
построено и функционирует аналогично
принципам построения и функционирования
большого магазина, в котором есть товары
и покупатели [13, с. 177]. Другими словами,
потребительский акт включен в глобальные
потребительские процессы, а само потребление
выступает принципом организации общества.
- Гедонистическая модель. Наслаждение
здесь рассматривается доминирующим мотивом
в любом потребительском процессе. Поскольку
в постиндустриальных странах базовые
потребности практически удовлетворены,
потребительский процесс стремится задействовать
дополнительные механизмы [36, с. 173]. В этом направлении работают
система моды и постоянно укорачивающиеся
циклы «морального устаревания товара».
5. Модель «перерождения». В рамках
этой модели потребительский товар выступает
здесь прежде всего образом, символом,
становящимся мотивирующим механизмом
потребления [27, с. 126].
- Модель «расширения тела» М. Маклюэна.
По мнению исследователя, товары расширяют
человеческое тело: компьютер расширяет
сознание, телескоп - глаза [15, с. 262]. В этом
расширении тела вовне состоит вся суть
утвари и инструмента. Причины подобного
расширения вытекают из стремления человека
к увеличению власти и могущества [15, с.
206].
Таким образом, если исходить из этой
модели, потребление предстает как способ
непрерывного увеличения своего тела
и своего «Я» - за счет новых потребительских
товаров человек становится все более
могущественным и сильным.
- Интересную концепцию актуального западного
общества, включающую и объяснительный
принцип современного потребления, разработал
немецкий социолог Г. Шульце. Ученый называет
общество наших дней обществом переживаний
и описывает базовую мотивацию как ориентацию
на переживания, т.е. действия по поиску
и конструированию «проекта прекрасной
жизни». При этом желаемое потребление
заменяет потребление, детерминированное
необходимостью, происходит эстетизация
будничного существования, а многочисленные
знаки жизни присоединяются к определенным
переживаниям. Здесь образ жизни служит
для символизации жизненной философии
и дифференциации от других образов жизни
[35, с. 22-27, 111].
8. Мы предлагаем авторскую модель
двухступенчатого потребления, предполагающую
рассмотрение последнего как
потребления рекламного образа, локализованного
в трех пространствах и включающего в
себя мотивационный механизм, приводящий
к прямому потреблению рекламного продукта.
Модель базируется на трех положениях:
1) рекламный образ внедряется в связь
между потребителем и товаром1; 2) рекламный образ захватывает
три измерения (экономическое, социальное
и культурное); 3) рекламный образ включает
в себя определенную мотивацию, которая
запускается в ходе интериоризации рекламного
образа в процесс потребления продукта.
Реклама в XX веке стала индустриально
продуцировать образы, закрепляющие за
товарами конкретные знаки и символы,
активно имплантирующие в массовое сознание
такие феномены, как «культура потребления»
и «потребительский образ жизни» [25, с.
244].
Под рекламным образом, в широком смысле,
подразумевается целостный и системно
организованный феномен, включающий в
себя интернациональные и произвольно
сформированные визуальные и вербальные
составные. Рекламный образ не является
зеркальным. К примеру, Ж. Бодрийяр указывает,
что реклама делает из товара событие,
«зрелищное происшествие», конструируя
его путем «исключения объективных характеристик»
товара [3, с. 165].
Реклама возникает как функция производства
и призвана решить задачу увещевания,
«соблазнения» потенциального потребителя
образом товара, производителя или посредника.
Этим объясняется доминирование в рекламном
образе выразительности, его ориентация
«поразить» воспринимающего субъекта
многообразием и силой используемых выразительных
средств [30, с. 11].
К отличительным чертам рекламного образа
можно отнести также его конкретность
(очевидный маркетинговый контекст) и
выраженную эмоциональную нюансированность.
Следовательно, реклама предстает как
сложный феномен, проходящий в своем возникновении
и развитии три содержательных этапа:
экономические процессы, социальные процессы,
общепсихологические и социально-психологические
процессы. Реклама меняет, трансформирует
свое содержание, природу и свою локализацию.
Сначала это экономически детерминированный
феномен - функция производства, инструмент
управления спросом. Здесь рекламный образ
привязан к материальному носителю (упаковка,
товар, рекламоносители). Затем через средства
массовых коммуникаций первоначальный
рекламный образ транслируется в массовое
и индивидуальное сознания.
Так возникает рекламный образ как «социальное
представление» об объекте рекламирования.
Эти образы нагружены различными коннотациями,
проассоциированы с конкретными социальными
ситуациями, в них имплантирован мотивирующий
потребительский механизм. Наиболее успешные
рекламные образы входят в пространство
«массовой культуры», практически полностью
теряя связь со своим объектом и экономическими
факторами, становясь самоорганизующимся
глобальным брендом.