Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:11, контрольная работа
Необходимость демографического прогнозирования связанна с задачами прогнозирования и планирования социально-экономических процессов в целом. Без предварительного демографического прогноза невозможно представить перспективы производства и потребления товаров и услуг, жилищного строительства, развития социальной инфраструктуры, здравоохранения и образования, пенсионной системы, решение геополитических проблем и т.д. Именно поэтому деятельность по прогнозированию динамики численности и структуры населения, численности и структуры семей, отдельных демографических процессов составляет важнейшую часть общей деятельности международных, государственных и неправительственных организаций, учреждений и научных институтов.
Классификация демографических прогнозов
Введение 3 стр. 1. Классификация демографических прогнозов 4 стр.
аналитический прогноз 4 стр.
прогноз-предостережение 5 стр.
нормативный прогноз 5 стр.
функциональный прогноз 6 стр.
2. Прогнозирование смерти 8 стр.
3. Прогнозирование рождаемости 13 стр.
Заключение 15стр.
Список литературы 16 стр.
История миграции населения. Миграционная политика
Введение 18 стр.
1. История. Понятие и классификация миграции. Виды миграций 19 стр.
2. Современная миграционная политика в России 23 стр.
3. Реализации современной миграционной политики на территории
Российской Федерации и перспективы её развития 27 стр.
4. Регулирование миграционных процессов в России 31 стр.
Заключение 33 стр.
Список литературы 34 стр.
21
открытое и закрытое население. Примером открытого населения может служить населения любого района или города. Абсолютно закрытым является только население всего земного шара. В прошлом закрытым было население многих изолированных районов, отдельных островов и даже целых континентов. Социально - экономический прогресс разрушил замкнутость отдельных территорий, но все же и сейчас население многих стран с незначительным объемом внешней миграции практически близко к закрытому. Миграция населения - это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и культурной жизни целых народов. Прежде всего, миграции оказывают большое влияние на демографические процессы. Они приводят к изменениям половозрастной и социальной структуры населения в районах, откуда мигранты уезжают и куда приезжают. В районах с оттоком, превышающим темпы воспроизводства населения, численность его сокращается, снижается рождаемость, поскольку в миграциях участвует преимущественно молодое население. Соответственно, в этих регионах увеличивается доля населения старших возрастных групп. В районах же притока мигрантов повышается доля молодых возрастов и, как правило, возрастают темпы воспроизводства населения. В 2000 г., например, на долю молодежи в возрасте от 18 до 30 лет приходилось почти 2/5 всех внутренних мигрантов в России. Миграции трудоспособного населения непосредственно влияют на рынок рабочей силы, сокращая (при отъезде) или увеличивая (в случае приезда) ее предложение, зачастую обостряя конкуренцию на рынке труда. Состав мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения в районах оттока мигрантов и их притока. Например, приезд городских жителей в сельскую местность или отдаленные районы нового освоения способствует формированию населения с более высоким уровнем
22
культуры и профессиональной квалификации; усиленный приток сельских жителей в города оказывает противоположное воздействие.
Миграционные процессы
23
2. Современная миграционная политика в России
Миграционные процессы в
В данный
период времени внутренняя
В
2007 г. миграционная география
России сохраняла уже
24
1,4% населения страны. Вот уже в течение шести лет внутренняя мобильность удерживается на этом уровне. В действительности миграционная мобильность гораздо выше. В стране, по оценкам, около 3 млн. внутренних трудовых мигрантов, как фактически постоянно проживающих не в тех местах, где они прописаны, так и сезонных. Почти во всех региональных центрах есть такие мигранты. Трудности с решением жилищной проблемы сдерживают переселение россиян в пределах своей страны, воскресив феномен отходничества, столь характерный для конца ХIХ - начала ХХ вв. Несмотря на значительные масштабы внутренней миграции, федеральные округа получают основной миграционный прирост за счет переселенцев из СНГ. Во внутренней же миграции все округа, кроме Северо-Западного, теряют население в пользу Центрального округа. Внешнего притока едва хватает, чтобы возместить эти потери только в европейских регионах, о Сибири и Дальнем Востоке говорить не приходится. Все федеральные округа теряют население в западном направлении и получают прирост за счет прибывших с востока. В 2000-х гг. (в том числе и в 2007 г.) такой перенос населения сохранялся примерно на одном уровне, но по сравнению с 1990-ми гг. он сильно уменьшился.
Подавляющее же большинство
25
- 11. При этом и само число городов-миллионников в 2004 г. сократилось до, а в 2005 г. - до 11.Население региональных столиц прирастает за счет
его постепенного стягивания из других городов и сельской местности "подведомственной" территории и регионов-соседей. Даже в регионах, где наблюдается устойчивый миграционный отток населения, столицы прирастают за счет мигрантов. Региональные столицы в равной мере росли за счет внутрирегиональной и межрегиональной миграции, при этом роль внутренней миграции составляла 60% от общего миграционного прироста. Нестоличные крупные города имели близкий к нулевому миграционный баланс внутрироссийской миграции и прирастали только за счет международной миграции. Средние и малые города теряли население в межрегиональном обмене, но восполняли эти потери за счет обмена с сельской местностью. Поскольку в России потенциал сельско-городской миграции близок к исчерпанию, малым и средним городам практически нечем пополнять население. Только в начале 1990-х гг., когда миграционный приток русского и русскоязычного населения, в том числе вынужденных переселенцев, был ориентирован в значительной мере на малые и средние города и сельскую местность (здесь переселенцам проще было решить жилищную проблему), они получали миграционную подпитку. В последние годы рост экономики восстановил спрос на труд прежде всего в крупных городах, что послужило стимулом для миграции из малых городов.
Особо во всей внутренней миграции нужно выделить миграцию трудовых ресурсов. В настоящее время в Российской Федерации четко можно выделить два типа трудовых миграций: из сел в города, из малых городов в крупные. Лидерство среди крупных городов по количеству привлекаемой рабочей силы удерживает Москва. Уровень мобильности населения в течение последних нескольких лет постоянно снижался. Изменились и основные направления миграционных потоков. Таким образом, общий миграционный прирост большей части субъектов ЦФО
26
обеспечивается внешними иммигрантами, абсолютное большинство которых выходцы из стран СНГ и Балтии.
Цифры, приводимые федеральным и территориальными органами государственной статистики, неточны по объективным причинам. В статистике данные о мигрантах, зарегистрированных по месту пребывания, вообще не учитываются вне зависимости от срока пребывания, о чем свидетельствуют методологические пояснения Госкомстата. Но даже если бы такой учет велся отдельной строкой межрегиональной миграции во избежание двойного счета, то всё равно полученные цифры вряд ли смогли бы адекватно отразить ситуацию, поскольку очень немногие внутренние мигранты оформляют временную регистрацию по прибытию в другой регион.
27
3. Реализации современной миграционной политики на территории Российской Федерации и перспективы её развития
В области регулирования
Таким образом,
Внутренняя миграционная политика представляет собой систему общепринятых на уровне идей и концептуально объединенных мер по
28
стимулированию или
ограничению перемещений
Крупные города и
29
ответственность, в том числе государственных служащих, за
нарушение существующих нормативных актов);
предоставление финансовой помощи на осуществление переезда и