Классификация демографических процессов. История миграции населения. Миграционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:11, контрольная работа

Описание работы

Необходимость демографического прогнозирования связанна с задачами прогнозирования и планирования социально-экономических процессов в целом. Без предварительного демографического прогноза невозможно представить перспективы производства и потребления товаров и услуг, жилищного строительства, развития социальной инфраструктуры, здравоохранения и образования, пенсионной системы, решение геополитических проблем и т.д. Именно поэтому деятельность по прогнозированию динамики численности и структуры населения, численности и структуры семей, отдельных демографических процессов составляет важнейшую часть общей деятельности международных, государственных и неправительственных организаций, учреждений и научных институтов.

Содержание работы

Классификация демографических прогнозов
Введение 3 стр. 1. Классификация демографических прогнозов 4 стр.
аналитический прогноз 4 стр.
прогноз-предостережение 5 стр.
нормативный прогноз 5 стр.
функциональный прогноз 6 стр.
2. Прогнозирование смерти 8 стр.
3. Прогнозирование рождаемости 13 стр.
Заключение 15стр.
Список литературы 16 стр.

История миграции населения. Миграционная политика
Введение 18 стр.
1. История. Понятие и классификация миграции. Виды миграций 19 стр.
2. Современная миграционная политика в России 23 стр.
3. Реализации современной миграционной политики на территории
Российской Федерации и перспективы её развития 27 стр.
4. Регулирование миграционных процессов в России 31 стр.
Заключение 33 стр.
Список литературы 34 стр.

Файлы: 1 файл

Контрольная по ДЕМОГРАФИИ.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

21

открытое и закрытое население. Примером открытого населения  может служить населения любого района или города. Абсолютно закрытым является только население всего земного шара. В прошлом закрытым было население многих изолированных районов, отдельных островов и даже целых континентов. Социально - экономический прогресс разрушил замкнутость отдельных территорий, но все же и сейчас население многих стран с незначительным объемом внешней миграции практически близко к закрытому.  Миграция населения - это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и культурной жизни целых народов. Прежде всего, миграции оказывают большое влияние на демографические процессы. Они приводят к изменениям половозрастной и социальной структуры населения в районах, откуда мигранты уезжают и куда приезжают. В районах с оттоком, превышающим темпы воспроизводства населения, численность его сокращается, снижается рождаемость, поскольку в миграциях участвует преимущественно молодое население. Соответственно, в этих регионах увеличивается доля населения старших возрастных групп. В районах же притока мигрантов повышается доля молодых возрастов и, как правило, возрастают темпы воспроизводства населения. В 2000 г., например, на долю молодежи в возрасте от 18 до 30 лет приходилось почти 2/5 всех внутренних мигрантов в России. Миграции трудоспособного населения непосредственно влияют на рынок рабочей силы, сокращая (при отъезде) или увеличивая (в случае приезда) ее предложение, зачастую обостряя конкуренцию на рынке труда. Состав мигрантов влияет на социальную структуру, культурный и образовательный уровень населения в районах оттока мигрантов и их притока. Например, приезд городских жителей в сельскую местность или отдаленные районы нового освоения способствует формированию населения с более высоким уровнем

 

22

  культуры и профессиональной квалификации; усиленный приток сельских жителей в города оказывает противоположное воздействие.

         Миграционные процессы характеризуются  рядом количественных показателей:  числом прибывших в данный  пункт (город, село), регион, страну  и выбывших оттуда за определенный отрезок времени (например, за год), а также разностью между числом прибывших и числом выбывших (сальдо миграций). Последний показатель может быть выражен в абсолютных и относительных цифрах. Разность чисел прибывших и выбывших в расчете на тысячу человек населения называется коэффициентом сальдо миграций (или, по определению Госкомстата России, коэффициентом миграционного прироста). Его сравнение с коэффициентом естественного прироста населения показывает динамику населения данной территории. Если алгебраическая сумма (то есть сумма с учетом знаков каждого из слагаемых) обоих коэффициентов больше нуля, то численность населения увеличится, если же меньше - сократится. Географическое изучение миграций включает анализ миграционных потоков (их масштабы, интенсивность, направления), половозрастной, социальной и этнической структуры мигрантов, побудительных причин и социально-экономических следствий перемещения населения по территории. Особого внимания заслуживает исследование международной и внутригосударственной миграционной подвижности рабочей силы, поскольку она оказывает наибольшее влияние на развитие современного общества.

 

 

 

 

 

 

 

23

2. Современная миграционная  политика в России

        Миграционные процессы в России  в последнее время определялись  влиянием отрицательных и положительных факторов. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. В то же время к положительным факторам относятся демократизация общественно-политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный рынок труда.

     В данный  период времени внутренняя миграция  населения, связанная с неблагоприятной  экологической обстановкой и  стихийными бедствиями. Природные  и техногенные катастрофы вызывают  экстренное массовое переселение людей, что требует дополнительных усилий государства по решению их проблем. В последние два десятилетия возникла новая поляризация миграционного пространства России. Все территории Европейского Севера, востока Сибири и Дальнего Востока, за редким исключением, стали терять население. Тем самым был сломан длительный колонизационный тренд, который сохранялся в течение нескольких столетий. 

       В  2007 г. миграционная география  России сохраняла уже установившиеся  черты. Основную часть мигрантов  аккумулировал Центральный федеральный  округ (66,4%). Четыре других европейских  округа (включая Урал), взятые вместе, получили значительно меньший  (в 1,7 раза) прирост, чем один Центральный округ. Сибирь и Дальний Восток продолжали отдавать население, хотя их потери сокращаются. Внутри России в 2007 г. сменили место жительства 2,0 млн. человек, или

 

24

1,4% населения страны. Вот уже в течение шести  лет внутренняя мобильность удерживается на этом уровне. В действительности миграционная мобильность гораздо выше. В стране, по оценкам, около 3 млн. внутренних трудовых мигрантов, как фактически постоянно проживающих не в тех местах, где они прописаны, так и сезонных. Почти во всех региональных центрах есть такие мигранты. Трудности с решением жилищной проблемы сдерживают переселение россиян в пределах своей страны, воскресив феномен отходничества, столь характерный для конца ХIХ - начала ХХ вв. Несмотря на значительные масштабы внутренней миграции, федеральные округа получают основной миграционный прирост за счет переселенцев из СНГ. Во внутренней же миграции все округа, кроме Северо-Западного, теряют население в пользу Центрального округа. Внешнего притока едва хватает, чтобы возместить эти потери только в европейских регионах, о Сибири и Дальнем Востоке говорить не приходится. Все федеральные округа теряют население в западном направлении и получают прирост за счет прибывших с востока. В 2000-х гг. (в том числе и в 2007 г.) такой перенос населения сохранялся примерно на одном уровне, но по сравнению с 1990-ми гг. он сильно уменьшился.

        Подавляющее же большинство регионов  России теряет население, причем  потери по регионам распределяются  довольно равномерно. За 2005--2007 гг. города в целом росли на 62% за счет международной, на 26% - внутрирегиональной и на 12% - внутренней межрегиональной миграции. Село потеряло 70% мигрантов в пользу городских поселений своего региона, 30% - других регионов, при этом международная миграция восполнила потери села на 67%. Мигранты, как внутренние, так и внешние, стремятся в крупные города, где много возможностей для трудоустройства, получения высоких заработков, самореализации. Из 13 регионов, возглавлявшихся городами-миллионниками, в 2001--2005 гг. восемь имели устойчивый миграционный прирост, в 2006 г. - 10, в 2007 г.

25

- 11. При этом и само  число городов-миллионников в  2004 г. сократилось до, а в 2005 г. - до 11.Население региональных  столиц прирастает за счет 

его постепенного стягивания из других городов и сельской местности "подведомственной" территории и регионов-соседей. Даже в регионах, где наблюдается устойчивый миграционный отток населения, столицы прирастают за счет мигрантов. Региональные столицы в равной мере росли за счет внутрирегиональной и межрегиональной миграции, при этом роль внутренней миграции составляла 60% от общего миграционного прироста. Нестоличные крупные города имели близкий к нулевому миграционный баланс внутрироссийской миграции и прирастали только за счет международной миграции. Средние и малые города теряли население в межрегиональном обмене, но восполняли эти потери за счет обмена с сельской местностью. Поскольку в России потенциал сельско-городской миграции близок к исчерпанию, малым и средним городам практически нечем пополнять население. Только в начале 1990-х гг., когда миграционный приток русского и русскоязычного населения, в том числе вынужденных переселенцев, был ориентирован в значительной мере на малые и средние города и сельскую местность (здесь переселенцам проще было решить жилищную проблему), они получали миграционную подпитку. В последние годы рост экономики восстановил спрос на труд прежде всего в крупных городах, что послужило стимулом для миграции из малых городов.

       Особо во всей внутренней миграции нужно выделить миграцию трудовых ресурсов. В настоящее время в Российской Федерации четко можно выделить два типа трудовых миграций: из сел в города, из малых городов в крупные. Лидерство среди крупных городов по количеству привлекаемой рабочей силы удерживает Москва. Уровень мобильности населения в течение последних нескольких лет постоянно снижался. Изменились и основные направления миграционных потоков. Таким образом, общий миграционный прирост большей части субъектов ЦФО

26

обеспечивается внешними иммигрантами, абсолютное большинство  которых выходцы из стран СНГ  и Балтии.

        Цифры, приводимые федеральным  и территориальными органами  государственной статистики, неточны  по объективным причинам. В статистике  данные о мигрантах, зарегистрированных по месту пребывания, вообще не учитываются вне зависимости от срока пребывания, о чем свидетельствуют методологические пояснения Госкомстата. Но даже если бы такой учет велся отдельной строкой межрегиональной миграции во избежание двойного счета, то всё равно полученные цифры вряд ли смогли бы адекватно отразить ситуацию, поскольку очень немногие внутренние мигранты оформляют временную регистрацию по прибытию в другой регион.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27

3. Реализации современной  миграционной политики на территории Российской Федерации и перспективы её развития

         В области регулирования миграций  перед нашим государством стоит  немало важных проблем, которые  нужно решать. Современной России  присуще крайне неравномерное  территориальное распределение производительных сил. О степени остроты проблемы повышения внутренней территориальной мобильности населения в России можно судить по значительной межрегиональной вариации заработной платы и показателей напряженности на региональных рынках труда. В целом, уровень межрегиональной структурной безработицы в современной России составляет не менее 30% общего уровня безработицы, т.е. около 1,5 млн. человек. В наступившем XXI веке численность населения нашей страны продолжит устойчиво сокращаться (по прогнозам ООН, в 2000-2050 годах естественная убыль будет составлять в среднем около 860 тысяч человек в год), в то же время Россия столкнется с нарастающим старением населения. Следствием указанных демографических тенденций станет сокращение численности трудоспособного населения - основного источника формирования трудовых ресурсов. По прогнозам Росстата, с 2010 по 2018 год численность трудоспособного населения в России будет ежегодно уменьшаться примерно на 1,2 млн. человек, а всего в 2007-2025 годах она сократится более чем на 15 миллионов человек. Для отдельных регионов и отраслей национальной экономики к 2015 году дефицит рабочей силы может достигнуть от 0,1% до 22,6%.

        Таким образом, перераспределение  трудовых ресурсов по территории  страны с учетом потребностей национальной экономики и интересов национальной безопасности России является необходимым условием для обеспечения ее устойчивого социально-экономического развития в XXI веке.

Внутренняя миграционная политика представляет собой систему  общепринятых на уровне идей и концептуально объединенных мер по

28

стимулированию или  ограничению перемещений населения  внутри страны в объемах и направлениях, учитывающих конкретно-исторические условия страны и отвечающих текущим  и перспективным целям развития страны и ее отдельных регионов. Реальный вклад государства в регулирование миграций состоит во все усложняющейся системе контроля и регистрации, которая обязательна и для внутренних, и для внешних мигрантов. Система эта чрезвычайно забюрократизирована и при этом малоэффективна, ибо ее очень легко "обойти", учитывая ее коррупционность. На сегодняшний день в российском законодательстве количество нормативно-правовых актов, затрагивающих те или иные аспекты управления миграционными процессами, насчитывает более десятка федеральных законов, свыше пятидесяти действующих указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных актов различных министерств и ведомств, а также несколько десятков межгосударственных и межправительственных соглашений.

        Крупные города и густонаселенные  регионы России наводнены мигрантами, что в условиях экономической  нестабильности вызывает напряжение, как в социальной инфраструктуре, так и на рынке труда. Миграция содержит в себе как возможности, так таит и опасности. Государству надо научиться управлять не мигрантами, а миграционными процессами. Не загонять их в подвалы и каптерки, а создавать им условия для честного труда при уважении российских законов и общественных устоев. Как сказал Президент В. В Путин: "Переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям". Для обеспечения оптимизации структуры и масштабов внутрироссийских миграционных потоков в рамках государственной миграционной политики могут применять такие предусмотренные нормативно-правовыми актами методы миграционного регулирования (меры миграционной политики), как:

29

  • административные (предусматривающие административную

     ответственность, в том числе государственных служащих, за

          нарушение существующих нормативных актов);

  • экономические (предусматривающие налоговые льготы,

     предоставление финансовой помощи на осуществление переезда и

Информация о работе Классификация демографических процессов. История миграции населения. Миграционная политика