Княжеская благотворительность в эпоху Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Благотворительность есть неотъемлемая часть природы человеческой, являясь одним из важнейших условий выживания человека разумного. В дошедших из глубины веков мифах и сказаниях практически всех народов Земли присутствуют мотивы бескорыстной помощи ближнему, взаимовыручки, сочувствия, сопереживания. В основных моноистических религиях - иудаизме, христианстве, исламе - в той или иной форме проповедуется гуманистическое отношение к обездоленным, попавшим в беду людям. Так и христианство, пришедшее в Киевскую Русь на рубеже первого и второго тысячелетия, завоевало сердца людские в первую очередь своими догматами, гласившими о человеколюбии, справедливости, порядочности, скромности, о спасении души, совпавшими с принципами народной духовности.

Содержание работы

Введение 3
1: Основные термины и формы благотворительности 6
1.2: Основные направления помощи и поддержки 10
2: Княжеская благотворительность 18
Заключение 26
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Kharlamov_kursovaya.docx

— 66.19 Кб (Скачать файл)

 

Итак, Владимир, первый русский князь-христианин, начавший с убийства своего брата Ярополка, приняв христианство, стал ярким примером высочайшего покровительства над  бедными, нищими и убогими. В его  лице объединилась личная и государственная  благотворительность. Жертвуя на богоугодные  дела как частное лицо, он был тем не менее первым человеком в государстве, да и тратил деньги, поступающие в казну из налогов.

Со временем изменяются социальные отношения и многие люди постепенно начинают отходить от родовых связей. Старая система социальной защиты разрушается и «повышается роль князя».

В Русской  Правде Ярославичей под защиты берутся  изгои. Так, статья 1 гласит: «Аже убиеть муж мужа, то мьстити брату брат, либо отцю, ли сыну, либо братучадо, либо братнюю сынови; аще ли не будеть кто его мьстя, то положити за голову 80 гривен, аче будеть княжь мужь или тиуна княжна; аще ли будеть русин, или гридь, либо купець, либо тивун бояреск, либо мечник, либо изгои, ли словенин, то 40 гривен положити за нь».21

 

Ярослав Мудрый

 

Начинания Владимира продолжил его сын  Ярослав. Он основал училище на 300 человек. Это училище было первым настоящим учебным заведением в  России. При Ярославе переписывались многие книги, многое переводилось с  греческого языка на русский. Производилось  обучение и более серьёзное, рассчитанное на взрослых людей, готовящихся в  священники. Обилие «книжных людей» позволило  Ярославу создать при дворе своеобразную средневековую академию. Ярослав  составил целую библиотеку переводных славянских церковно-учительских и  богослужебных книг, которая была размещена в построенной им церкви святой Софии.

Но более  всего он прославился составлением первого письменного русского свода  законов – «Русской Правды». «Русская Правда» состоит из 37 глав и, кроме  статей уголовного характера. Имеет  статьи социальной направленности, что  было нехарактерно для молодых государств Европы. Так глава XXXI, касаясь раздела наследства, говорит: «Двор отцовский всегда без раздела принадлежит меньшему сыну». И если раньше, до написания и вступления в силу «Русской Правды», старшие братья могли решить спор силой, то теперь младшие сыновья были защищены законом.

Законы Ярослава относительно попечительства над детьми очень гуманны для тех времен: в них заложены главнейшие по своей  проблемности вопросы. Например, глава XXXII определяет отношения при разделе наследства между детьми одного отца. Но разных матерей. Был решен также вопрос о наследстве детям в случаях, когда «нерадивая» мать проедала это наследство.

Чтобы избежать сиротства при живой родительнице, Ярослав повелел передавать детей  ближайшим родственникам отца, если мать выйдет вторично. Это являлось своего рода страховкой от возможного дурного обращения отчима с детьми.

«Русская  Правда» явилась первым славянским законом, включающим в себе подобие  социальной программы. Целых 8 статей закона было посещено проблемам детской  защищенности. Эта первая попытка  составления русского свода законов так или иначе определила всё дальнейшее законотворчество на Руси. Так, в русской юридической практике с самого начала прочно утверждались основы социальной политики.

 

Владимир  Мономах

 

Существуют  две точки зрения, почему князья занимались благотворительностью. Одна из них заключается в том, что  князья делали это по собственному желанию из-за своего характера. Сущность же другой в том, что вся помощь нуждающимся делалась для поддержки  личного авторитета власти князя  и для ослабления социальной напряженности.

Так, о жизни  князя Владимира Мономаха сложилось  понятии как об образцовом князе. Для многих людей Владимир был  образцом благочестия, он свято исполнял обязанности, требуемые церковью.

Мономах всячески заботился о бедных. Закон  Мономаха дозволял закупу жаловаться на хозяина князю или судьям. «Женино  имение оставалось неприкосновенным для  мужа. Если вдова не выходила замуж, то оставалась полной хозяйкой в доме покойного мужа и дети не могли  удалить её. Замужняя женщина пользовалась одинаковыми юридическими правами  с мужчиной».22

В «Поучении  к детям» Владимира Мономаха (великий  князь с 1113 по 1125 г.) мы видим следующий  вариант христианской морали: «Научись, верующий человек, быть делателем благочестия, научись, по евангельскому слову, иметь очам управление, языку воздержанность, уму смирение, телу порабощение, гневу погибель, хранить мысль чистою, побуждая себя на добрые дела ради Господа. Будучи лишаем, - не мсти, ненавидим, - люби, гоним - терпи, хулим - моли, умертви грех. Избавьте обидимого, дайте суд сироте...»23. По его мнению, не пост, не уединение, не монашество приносят спасение людям, а именно благодеяния. Мономах - сторонник безусловного соблюдения принципа «не убий»; примечательно, что Мономах советовал учить иностранные языки, хорошо принимать иностранцев, чтобы они прославляли гостеприимных хозяев у себя. Призыв Мономаха «Укройся от зла и делай добро, и будешь жить вечно» - противопоставлен строгому аскетизму. Мораль Мономаха приземлена, направлена на решение земных дел, тогда как аскетическая мораль требовала ухода из жизни, смотрела на земную жизнь как на подготовку к жизни вечной. Видно, что князья в то время не были окружены царственным величием и были доступны для всех. В «Поучении…» Владимир завещает детям посещать больных, отдавать последний долг мертвым, любить своих жен, почитать старших как своих отцов и не гордиться своим званием.

 

Андрей  Боголюбский

 

Еще одним  известным великим князем «нищелюбия» был Андрей Боголюбский (1157-1174). Прозвище, которого говорит само за себя. Автор одной летописи называет князя святым, мучеником, страстотерпцем, сравнивает его со святыми Борисом и Глебом, из жития которых делает заимствования. Он прославляет благочестие князя, его усердие к церкви, построение храмов. Особо отмечается его милостыня - чертами, напоминающими князя Владимира: "веляшет по вся дни возити по городу брашно и питие разноличное больным и нищим на потребу".  Одна из летописей говорит о нем следующее: «Но, кроме того, и другие он многие церкви поставил различные в камне, и монастыри он создал, почему на весь церковный чин и на церковников всех и обратил бог свой взор; и не отягчил своей памяти пьянством, и кормильцем был для монахов и монахинь, и нищих, и всякого звания людям он был как любимый отец, - но больше всего он милостив был подаянием…»24 Сам же Андрей был милостив и добр: велел каждый день возить питье и пищу больным и нищим, подавал им по их прошению. Особо отмечается его милостыня - чертами, напоминающими князя Владимира: "веляшет по вся дни возити по городу брашно и питие разноличное больным и нищим на потребу"25.  Он с юных лет возлюбил Бога, в центре села построил церковь в честь рождества Пресвятой Марии. По распоряжению князя Андрея были построены Золотые Ворота во Владимире, расширился и украсился сам город. Кроме церкви Успения, удивлявших  современников великолепием и блеском иконостаса «…он построил во Владимире монастыри Спасский, Вознесенский, соборный храм Спаса в Переславле, церковь Святого Федора Стратилата».26 Всякая новая церковь была важным событием для народа. Понимая, что духовенство составляло тогда единственную умственную силу, Андрей Боголюбский умел приобрести любовь его, а тем самым укреплял свою власть в народе. В делах его жизни современники видели набожного и благочестивого человека. Его всегда можно было видеть в храме на молитве со слезами умиления на глазах. Андрей всенародно раздавал милостыню убогим, кормил чернецов и черниц и за то слышал похвалу своему милосердию.

Александр Невский

 

В древности  св. Александр разделял свою славу  и почитание с целым сонмом политических заступников русской  земли.

После того как Александр занял престол  в Новгороде, он делал все, чтобы  устоять  и не дать полностью разорить свою землю монголо-татарам. Александр  считал необходимым собрать войско, подготовить его и лишь потом  думать об очищении Русской земли  от монголов-татар, которые жестоко  издевались над народом, не щадя ни детей, ни женщин, ни стариков. Александр  видел мучения и страдания  своего народа и отдавал немало золота и серебра в Орду, чтобы выкупить пленных.

За время  княжения Александра Северно-Восточная  Русь сумела залечить свои раны, остроила города. В 1252 г восстанавливает г. Владимир, строит церкви и собирает разбежавшихся жителей.

 Известный  историк Карамзин говорит об  Александре Невском: «…Александр  же мог добродетелями своими  только облегчить жестокую судьбу  России, и подданные, ревностно  славя его память, доказывали, что  народ иногда справедливо ценит  достоинства государей и не  всегда полагает их во внешнем  блеске государства…».27

Таким образом, нищелюбие русских князей оказывало разностороннюю поддержку всем слоям населения. Мы видим государственную и частную благотворительность тесно сплетенной, вернее сказать ещё не отделённую одну от другой. Эта традиция долго продолжалась на Руси – руководствуясь христианскими заповедями, князья и цари оказывали благотворительную помощь как личную, так государственную на деньги из казны, и из личных средств. Такая благотворительность характеризует церковь, боярство и князей с положительной стороны, эти действия объединяли народ с властью, делали их терпимей друг к другу. Видим, что первые века христианства были отмечены душевной простотой его ревнителей, которые свято верили и точно соблюдали евангельские заповеди. Для них христианская гуманность, вера в силу добра, убежденность в важности человеколюбия не были отвлеченными нормами, а, наоборот, являлись непреложными истинами, не выполнять и не следовать которым они считали для себя невозможными.  
В этот период, как можно видеть, помощь князей не преследовала целей изменения устройства общества, она имела огромное воспитательное значение для формирования нравственного потенциала, который сохранялся ещё долгие годы на Руси. 

Заключение соответствие тексту и выводам по тексту

Многовековые  традиции благотворительности на Руси, социальной помощи и поддержки нуждающихся способствовали созданию прочной государственной системы социального обеспечения.

Сегодня, действующая структура  и организация социальной защиты населения области представляет собой многофункциональную систему, которая в последнее время  значительно выросла, существенно  расширив свои функции.

Существенная  особенность сегодняшнего дня - расширение круга лиц, представляющих уязвимые слои общества. Сюда входят престарелые  и старики, безработные, мигранты, инвалиды, хронически больные, лица, находящиеся  за чертой бедности, нищие и др. Увеличение численности таких лиц неблагоприятно сказывается на всем обществе, нанося ему экономический, физический, моральный  ущерб. Поэтому важно, чтобы общество осознало практическую ценность благотворительности  как средства социальной реабилитации истинно нуждающихся граждан  и уменьшения остроты медицинских  проблем. Через милосердие и сострадание  восстанавливается больная ткань  человеческих взаимоотношений.

Сегодня полезно было бы обратиться к опыту  наших предшественников, благотворительная  деятельность которых диктовалась  осознанием общечеловеческой солидарности, стремлением устранить опасность, связанную с наличием в обществе нуждающегося населения.

Самая глубокая, самая искренняя доброта всегда бескорыстна. Она - родник живительной  энергии, которая помогает заполнять  миллионы опустошенных, страждущих сердец. Благотворительность имеет огромное воспитательное значение, потому что  она способствует формированию в  людях чувств благородства, душевной щедрости и солидарности, поднимает в них творческую активность, делает их настоящими гражданами Отечества. 

Список литературы

  1. Бадя Л.В Благотворительность и меценатство в России: краткий исторический очерк. М. 1993.С.47-48. 187 с.
  2. Благотворительность в понятиях и терминах [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.alpari-charity.ru/ru/about_charity/concepts/.
  3. Благотворительность./ Под общ. ред. Минервина И.Г.; сост. Р.Б. Автономов, Е.П. Балюк - Южно-Сахалинск, 2000. - 56 с. 198 с.
  4. В.О. Ключевский. Добрые люди Древней Руси. С.35. 213 с.
  5. Георгий Федотов святые древней Руси. Москва: Московский рабочий, 1991.С.34-40. 117 с.
  6. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М. 1993.С.15-16. 474 с.
  7. Древнейшие виды благотворительности на Руси [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sir35.ru/Charity/Charity_072.htm.
  8. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: IX-середина XVIII в. - М., 1992.С.10-12. 221 с.
  9. Златоструй. Древняя Русь. Х-ХIII в. М.,1990.С.165.
  10. Изборник 1076 г., М., 1965.С.5-7. 103 с.
  11. Изборник: Повести Древней Руси. Лениздат, 1983.С.337-338. 567 с
  12. История Отечества в лицах. С древнейших времен до конца XVII в. Биогр. Энциклопедия. М., 1993.С.35-36. 289 с
  13. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. - М., 2001.С.213-214.  344 с
  14. Н.И.Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1993. С.7-47. 227 с.
  15. Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в Росcии. М. Союз. 1993. 78 с
  16. Прот.Ф.Вансер Воорт. Практика и богословие благотворительности в Русской Православной Церкви//Путь православия. 1993. №2.
  17. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. М. 1982.
  18. Св. Великий Князь Владимир - Отец Русской Культуры А. В. Карташев.
  19. Соловьев С.М. История России с древнейших времен// С.М.Соловьев. Сочинения В 18 кн. Кн.1. Т.1-2. М. 1988. 498 с.
  20. Фирсов М. История социальной работы в России: учебное пособие / М. Фирсов. - М.: ЮНИТИ, 2005.С.256. 256 с.
  21. Холостова Е.И., Сорвина А.С. Социальная работа: теория и практика. - М., 2003.С.73-74. 430 с.
  22. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Под редакцией Ю.П. Титова и О.И.Чистякова. М., 1990. С.12. 322 с
  23. Человенко Т.Г., Кононова Е.С. Благотворительность в истории Русской Православной Церкви. Учебное пособие. Орел, изд. Социально-Образовательного Центра, 1997.С.55-57. 195 с
  24. Ю.В.Козлов. От Рюрика до императора Николая-II.Саранск, 1992. С.49-85. 154 с

Информация о работе Княжеская благотворительность в эпоху Киевской Руси