Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:59, контрольная работа
Проблематику социального действия ввел Макс Вебер. Во-первых, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл - личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.
У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделением следующих признаков:
• нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм).
• волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды)
• наличие знаковых механизмов регуляции
Концепция социального действия 3 – 14
Понятие «Господство» 15 – 16
Легальное господство 17 - 22
Традиционное господство 22 – 27
Харизматическое господство 28 – 36
Список использованной литературы 36
5) Важен принцип
полного отчуждения штаба
6) В случае
полной рациональности
7) Важен принцип
аккуратности в документах
...Повседневное
господство - это прежде всего
управление. Самым чистым типом
легального господства
1) подчиняются только объективным служебным обязанностям;
2) определены
на службу (а не выбраны) в
неизменной чиновничьей
3) имеют постоянные служебные компетенции;
4) работают по
контракту, т.е. на основе
5) профессиональной квалификации, в наиболее рациональном случае - определенной с помощью экзамена, удостоверенной дипломом;
6) оплачиваются
постоянным денежным
7) считают свою
службу единственной или
8) усматривают
для себя карьеру: "продвижение"
по сроку службы или по
9) работают в полном "отчуждении от средств управления" и без присвоения рабочего места;
10) подчиняются
строгой единообразной
Бюрократическое правление означает господство на основе знания - в этом заключается его специфически рациональная основа. Свое могущественное положение у власти на основе профессионального знания бюрократия лишь усиливает за счет должностного (служебного) знания: знания фактов, приобретенного при продвижении по службе или "из документов".
Превосходит бюрократию по профессиональному знанию и знанию фактов в своей области интересов лишь частное лицо, заинтересованное в прибыли, а именно: капиталистический предприниматель. Он является единственной инстанцией, действительно невосприимчивой (хотя бы относительно) к необходимости бюрократического рационального господства на основе знаний...
В социальном отношении бюрократическое господство в общем означает:
1. Тенденцию к
усреднению набора из числа
наиболее профессионально
2. Тенденцию к
плутократизации в целях
3. Господство
формализованной
3. ТРАДИЦИОННОЕ ГОСПОДСТВО
Господство называется традиционным, если его легитимность опирается на святость давно установившихся порядков и господского управления. Господин (или несколько господ) стоит у власти в силу установившейся традиции. Господствующий - это не "начальник", а господин собственной персоной; его штаб управления - в основном не "чиновники", а личные "слуги", подчиненные - это не "члены" союза, а:
1. либо "традиционные товарищи",
2. либо "подданные".
Не объективный служебный долг,
а личная преданность слуги
определяет отношение штаба
а) отчасти в силу традиции, прямо определяющей содержание распоряжений (в смысле, продуманном этой традицией);
б) отчасти в силу свободного произвола господина, которому традиция предоставляет соответствующую возможность. Этот традиционный произвол покоится в основном на безграничном почитании.
Т. о., существует две области действия господина:
а) материально связанная с традицией,
б) материально свободная от традиции.
В рамках последней господин может оказывать "благосклонность" в форме милости или немилости, личной симпатии или антипатии и личного произвола, нуждающегося, в частности, в оплате подарками... Так как он поступает в известной мере согласно принципам, то они являются принципами материальной этической справедливости, правосудия или утилитаристской целесообразности, а не формальными принципами, как при легальном господстве. Фактическое осуществление господства означает то, что обычно может позволить себе господин и его штаб управления по отношению к традиционно повинующимся подданным, не вызывая у них отпора. Возможное сопротивление направляется против личности господина (или слуги), которые не уважают традиционные границы власти, а не против системы как таковой ("традиционалистическая революция").
Господин правит без или со штабом управления. Типичный штаб управления может быть набран из:
a) "патримониально
набранных" людей, связанных
с господином традиционно,
б) "экстрапатримониально набранных":
1) в силу личных отношений доверия (свободные "фавориты" всех видов), или
2) из законно подчиненного господину союза (вассалы), наконец,
3) из свободных чиновников, почитающих господина.
"Бюрократия"
возникла впервые в
В штабе управления традиционного господства в чистом виде отсутствуют:
a)объективно распределенная устойчивая "компетенция";
б) устойчивая рациональная иерархия;
в) упорядоченное
определение на службу по свободному
контракту и упорядоченное
г) профессиональное обучение (как норма);
д) постоянное и выплачиваемое в деньгах содержание...
1. К основным
типам традиционного
a) геронтократия и
b) ранний патриархализм.
Геронтократией называется такое положение, при котором господство в союзе и священную традицию исполняют старейшие (первоначально, в буквальном смысле, по возрасту) как лучшие ее знатоки. На традиции часто основаны непервичные экономические или семейные союзы.
Патриархализмом называется положение, когда внутри первичного (в большинстве случаев) экономического и семейного (домашнего) союза господство осуществляет один человек, согласно непоколебимому праву наследования. Геронтократия и патриархализм нередко стоят рядом... При этом типе господства полное отсутствие чисто личного ("патримониального") штаба управления господина является определяющим.., поэтому товарищи - все еще "товарищи", а не "подданные". Они являются "товарищами" в силу традиции, а не "членами" в силу устава. Они должны повиноваться господину, а не установленному правилу, правда, и господину только согласно традиции. Господин, со своей стороны, также строго связан традицией.
2. Вместе с
созданием чисто личного
"Товарищи"
впервые становятся теперь "подданными",
право господина,
Патримониальным
следует считать всякое султанистское
господство, ориентированное в основном
на традицию, но осуществляемое благодаря
полному личному праву и
3. Сословным господством
следует называть такую форму
патримониального господства, при
которой господином
a) со стороны
союза или категории лиц,
б) лично (и в действительности только пожизненно), или по наследству, или в качестве свободной собственности.
Сословный обладатель господской власти покрывает издержки управления из собственных и присвоенных им средств управления. Обладатель военной господской власти или сословный член рода - военный экипируют себя сами и при случае экипируют контингенты, набранные ими патримониально или сословно (сословная армия). Или же средства управления и штаб управления присваиваются просто как попытка заработать помимо общего дохода со склада или кассы господина, как это происходило главным образом (но не только) в армии XVI и XVII веков в Европе (капиталистическая армия), находящейся на денежном довольствии. Общая власть в случаях полного сословного присвоения закономерно разделена между господином и членами штаба управления по их личному праву, или каждый обладает собственной властью, отрегулированной господином лично или особыми договорами с апроприаторами... Традиционное господство влияет на экономику, как правило, путем укрепления традиционных взглядов, причем сильнее всего - геронтократическое и чисто патриархальное господство... При этом типично:
a) правление господина
с полным или преимущественно
натуральным обеспечением (оброки
и барщины). В этом случае экономические
отношения строго связаны
б) сословно привилегированного обеспечения. Развитие рынка и здесь... ограничено таким обеспечением, "покупательной способностью" ...господствующего союза.
Однако патримониализм может быть и: c) монополистическим с частично экономически-трудовым обеспечением, частично - с налоговым обеспечением. В этом случае развитие рынка ограничено сильнее монополией, но слабее - иррационально. У господина и его штаба управления, больше шансов трудиться, но капитализм в своем развитии
либо 1. замедлен,
либо 2. в случае
налоговой аренды, аренды или покупки
служебного места и капиталистической
армии или управления, существует
как финансовое хозяйство и отклонен
в направлении политически
Финансовое хозяйство патримониализма, и в честности, султанизма, даже там, где оно является денежно-экономическим, действует иррационально... Для рационализации экономики не хватает не только расчета, но и личной свободы трудиться.
ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ ГОСПОДСТВО
"Харизмой"
следует называть качество
1. Вопрос о
значимости харизмы решает