Концепция социального действия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:59, контрольная работа

Описание работы

Проблематику социального действия ввел Макс Вебер. Во-первых, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл - личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.
У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделением следующих признаков:
• нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм).
• волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды)
• наличие знаковых механизмов регуляции

Содержание работы

Концепция социального действия 3 – 14
Понятие «Господство» 15 – 16
Легальное господство 17 - 22
Традиционное господство 22 – 27
Харизматическое господство 28 – 36
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 56.84 Кб (Скачать файл)

5) Важен принцип  полного отчуждения штаба управления  от средств управления и средств  приобретения. Чиновники, служащие, рабочие штаба управления сами  не владеют средствами управления  и приобретения, но получают их  в натуральной или денежной  форме и обязаны вести их учет. Выдерживается принцип полного отделения служебного имущества (имущества предприятия или капитала) от личного имущества (домашнее хозяйство) и служебного рабочего места (бюро) от места жительства.

6) В случае  полной рациональности отсутствует  какое бы то ни было личное  присвоение места службы...

7) Важен принцип  аккуратности в документах управления, и даже там, где, как правило,  принято устное обсуждение вопросов, по меньшей мере письменно  должны быть зафиксированы предложения  и заключительные решения, постановления  и распоряжения. Деловые бумаги  и непрерывная работа чиновников  представляют собой бюро в  качестве основы деятельности  современного союза...

...Повседневное  господство - это прежде всего  управление. Самым чистым типом  легального господства является  господство посредством бюрократического  штаба управления... Штат штаба  управления в самом чистом  виде состоит из отдельных  чиновников (монократия), которые:

1) подчиняются  только объективным служебным  обязанностям;

2) определены  на службу (а не выбраны) в  неизменной чиновничьей иерархии;

3) имеют постоянные  служебные компетенции;

4) работают по  контракту, т.е. на основе свободного  отбора по

5) профессиональной  квалификации, в наиболее рациональном  случае - определенной с помощью  экзамена, удостоверенной дипломом;

6) оплачиваются  постоянным денежным содержанием..;

7) считают свою  службу единственной или главной  профессией;

8) усматривают  для себя карьеру: "продвижение"  по сроку службы или по успехам  в работе..;

9) работают в  полном "отчуждении от средств  управления" и без присвоения  рабочего места;

10) подчиняются  строгой единообразной служебной  дисциплине и контролю. Исходя  из всего опыта, можно сказать,  что чисто бюрократическое, т.е.  бюрократическо-монократическое управление  делами в чисто техническом  отношении приближается к наиболее  совершенному труду в смысле  точности, постоянства, дисциплины, подтянутости и надежности, интенсивности  и экстенсивности труда, в его  формально универсальной применимости  к любым задачам. Во всех  этих смыслах оно является  самой рациональной формой господства. Развитие "современных" форм  союзов во всех областях (государство,  церковь, армия, партия, хозяйственное  предприятие, союз по интересам,  общество, учреждение и пр.) просто  означает развитие и постоянное  усиление бюрократического управления: к примеру, его возникновение  является зародышем современного  западного государства... Вся непрерывная  работа происходит благодаря  чиновнику в бюро. И если бюрократическое  управление является повсеместно  самым рациональным в формально-техническом  отношении (ceteris paribus!), то оно сегодня  просто необходимо для личного  или делового управления массами.  Существует выбор лишь между  "бюрократизацией" и "дилетантизацией"  управления, и преимуществом бюрократического  управления являются профессиональные  знания, полная незаменимость которых  обусловливается современной техникой  и экономикой... Постоянно возникает  вопрос: кто управляет существующим  бюрократическим аппаратом? Управление  непрофессионала этим аппаратом  ограниченно: профессиональный тайный  советник в большинстве случаев  превосходит временного министра-неспециалиста  в проведении своей воли. Потребность  в постоянном, строгом, интенсивном  и просчитанном управлении, каким  его создал прежде всего капитализм (без которого он не может  существовать), - и каким его должен  был просто перенять и усилить  всякий рациональный социализм,  обусловливает необходимость бюрократии как ядра управления массами. Только маленькое (политическое, иерократическое, общественное, хозяйственное) предприятие могло бы в значительной степени обойтись без него. Капитализм требует на своей сегодняшней стадии развития бюрократию, и несмотря на то, что они выросли из разных исторических корней, капитализм также является самым рациональным экономическим основанием (т.к. поставляет в распоряжение государственной казны необходимые денежные средства), на котором государство может существовать в самой рациональной форме.

Бюрократическое правление означает господство на основе знания - в этом заключается его  специфически рациональная основа. Свое могущественное положение у власти на основе профессионального знания бюрократия лишь усиливает за счет должностного (служебного) знания: знания фактов, приобретенного при продвижении  по службе или "из документов".

Превосходит бюрократию по профессиональному знанию и знанию фактов в своей области интересов  лишь частное лицо, заинтересованное в прибыли, а именно: капиталистический  предприниматель. Он является единственной инстанцией, действительно невосприимчивой (хотя бы относительно) к необходимости  бюрократического рационального господства на основе знаний...

В социальном отношении  бюрократическое господство в общем  означает:

1. Тенденцию к  усреднению набора из числа  наиболее профессионально квалифицированных  в целях универсальности,

2. Тенденцию к  плутократизации в целях профессионального  обучения, длящегося довольно долго  (часто до конца третьего десятилетия  жизни),

3. Господство  формализованной обезличенности:.. идеальный чиновник управляет  своим делом "без уважения  к личности", формально одинаково  для "каждого"...

 

3. ТРАДИЦИОННОЕ  ГОСПОДСТВО

 

Господство называется традиционным, если его легитимность опирается на святость давно установившихся порядков и господского управления. Господин (или несколько господ) стоит у власти в силу установившейся традиции. Господствующий - это не "начальник", а господин собственной персоной; его штаб управления - в основном не "чиновники", а личные "слуги", подчиненные - это не "члены" союза, а:

1. либо "традиционные  товарищи",

2. либо "подданные". Не объективный служебный долг, а личная преданность слуги  определяет отношение штаба управления  к господину. Подчиняются не  уставу, а личности, призванной для  этого по традиции.., приказы которой  легитимны по двум причинам:

а) отчасти в  силу традиции, прямо определяющей содержание распоряжений (в смысле, продуманном этой традицией);

б) отчасти в  силу свободного произвола господина, которому традиция предоставляет соответствующую  возможность. Этот традиционный произвол покоится в основном на безграничном почитании.

Т. о., существует две области действия господина:

а) материально  связанная с традицией,

б) материально  свободная от традиции.

В рамках последней  господин может оказывать "благосклонность" в форме милости или немилости, личной симпатии или антипатии и  личного произвола, нуждающегося, в  частности, в оплате подарками... Так  как он поступает в известной мере согласно принципам, то они являются принципами материальной этической справедливости, правосудия или утилитаристской целесообразности, а не формальными принципами, как при легальном господстве. Фактическое осуществление господства означает то, что обычно может позволить себе господин и его штаб управления по отношению к традиционно повинующимся подданным, не вызывая у них отпора. Возможное сопротивление направляется против личности господина (или слуги), которые не уважают традиционные границы власти, а не против системы как таковой ("традиционалистическая революция").

Господин правит без или со штабом управления. Типичный штаб управления может быть набран из:

a) "патримониально  набранных" людей, связанных  с господином традиционно, узами  почитания: из членов рода, из  невольников, из зависимых домашних  служащих (Hausbeamte), в особенности из "министериалов" ("слуг господина"), из людей, зависимых от господина  (клиентела), из колонов, из вольноотпущенных; и

б) "экстрапатримониально набранных":

1) в силу личных  отношений доверия (свободные  "фавориты" всех видов), или

2) из законно  подчиненного господину союза  (вассалы), наконец,

3) из свободных  чиновников, почитающих господина.

"Бюрократия" возникла впервые в патримониальных  государствах как чиновничество,  призванное экстрапатримониально. Но эти чиновники (как вскоре  будет сказано) были прежде  всего личными слугами господина.

В штабе управления традиционного господства в чистом виде отсутствуют:

a)объективно  распределенная устойчивая "компетенция";

б) устойчивая рациональная иерархия;

в) упорядоченное  определение на службу по свободному контракту и упорядоченное продвижение  по службе;

г) профессиональное обучение (как норма);

д) постоянное и выплачиваемое в деньгах содержание...

1. К основным  типам традиционного господства  при отсутствии личного штаба  управления господина относятся:

a) геронтократия  и

b) ранний патриархализм.

Геронтократией  называется такое положение, при  котором господство в союзе и  священную традицию исполняют старейшие (первоначально, в буквальном смысле, по возрасту) как лучшие ее знатоки. На традиции часто основаны непервичные  экономические или семейные союзы.

Патриархализмом называется положение, когда внутри первичного (в большинстве случаев) экономического и семейного (домашнего) союза господство осуществляет один человек, согласно непоколебимому праву  наследования. Геронтократия и патриархализм  нередко стоят рядом... При этом типе господства полное отсутствие чисто  личного ("патримониального") штаба  управления господина является определяющим.., поэтому товарищи - все еще "товарищи", а не "подданные". Они являются "товарищами" в силу традиции, а не "членами" в силу устава. Они должны повиноваться господину, а не установленному правилу, правда, и господину только согласно традиции. Господин, со своей стороны, также  строго связан традицией.

2. Вместе с  созданием чисто личного управленческого  (и военного) штаба господина каждое  традиционное господство имеет  склонность к патримониализму,  а в случае наивысшей власти  господина - к султанизму:

"Товарищи" впервые становятся теперь "подданными", право господина, толковавшееся  до сих пор как преимущественное  право товарища, становится его  личным правом, захваченным им  точно также, как какой-либо  объект собственности, который  можно...использовать как угодно (продать, заложить, передать как  долю в наследстве). Внешне патримониальная  власть господина опирается на  подданных-невольников (часто заклейменных), или подданных-колонов, или подданных,  находящихся под гнетом, или... на  личную охрану и армию (патримониальная  армия), получающую денежное довольствие.  Благодаря этой власти господин...увеличивает  долю произвола, благосклонности  и милости, свободную от традиции.

Патримониальным следует считать всякое султанистское  господство, ориентированное в основном на традицию, но осуществляемое благодаря  полному личному праву и правящее в основном с помощью свободного, не связанного традицией произвола. Это различение совершенно нечеткое. От раннего патриархализма патримониализм и султанизм отличает существование  личного штаба управления...

3. Сословным господством  следует называть такую форму  патримониального господства, при  которой господином апроприируется  власть, определенная штабом управления  и соответствующие экономические  возможности. Присвоение может  осуществляться (как и во всех  подобных случаях):

a) со стороны  союза или категории лиц, имеющих  свои отличительные черты, или

б) лично (и в  действительности только пожизненно), или по наследству, или в качестве свободной собственности.

Сословный обладатель господской власти покрывает издержки управления из собственных и присвоенных  им средств управления. Обладатель военной господской власти или сословный  член рода - военный экипируют себя сами и при случае экипируют контингенты, набранные ими патримониально или сословно (сословная армия). Или же средства управления и штаб управления присваиваются просто как попытка заработать помимо общего дохода со склада или кассы господина, как это происходило главным образом (но не только) в армии XVI и XVII веков в Европе (капиталистическая армия), находящейся на денежном довольствии. Общая власть в случаях полного сословного присвоения закономерно разделена между господином и членами штаба управления по их личному праву, или каждый обладает собственной властью, отрегулированной господином лично или особыми договорами с апроприаторами... Традиционное господство влияет на экономику, как правило, путем укрепления традиционных взглядов, причем сильнее всего - геронтократическое и чисто патриархальное господство... При этом типично:

a) правление господина  с полным или преимущественно  натуральным обеспечением (оброки  и барщины). В этом случае экономические  отношения строго связаны традициями, развитие рынка замедлено, денежное  обращение в основном натуральное  и ориентировано на потребление,  возникновение капитализма невозможно. Наряду с этим имеется возможность:

б) сословно привилегированного обеспечения. Развитие рынка и здесь... ограничено таким обеспечением, "покупательной  способностью" ...господствующего  союза.

Однако патримониализм может быть и: c) монополистическим  с частично экономически-трудовым обеспечением, частично - с налоговым обеспечением. В этом случае развитие рынка ограничено сильнее монополией, но слабее - иррационально. У господина и его штаба  управления, больше шансов трудиться, но капитализм в своем развитии

либо 1. замедлен,

либо 2. в случае налоговой аренды, аренды или покупки  служебного места и капиталистической  армии или управления, существует как финансовое хозяйство и отклонен в направлении политически ориентированного капитализма.

Финансовое хозяйство  патримониализма, и в честности, султанизма, даже там, где оно является денежно-экономическим, действует иррационально... Для рационализации экономики не хватает не только расчета, но и личной свободы трудиться.

 

 ХАРИЗМАТИЧЕСКОЕ  ГОСПОДСТВО

 

"Харизмой" следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря  которому она оценивается как  одаренная сверхъестественными,  сверхчеловеческими или, по меньшей  мере, особыми силами и свойствами, не доступными другим людям.  Оно рассматривается как посланное  богом или как образец. (Первоначально  это качество обусловлено магически  и присуще как прорицателям, так  и мудрецам-исцелителям, толкователям  законов, предводителям охотников,  военным героям.) Как бы "объективно" правильно ни было оценено  соответствующее качество с этической,  эстетической или иной точки  зрения, по существу, совершенно  неважно. Важно одно, как оно  фактически оценивается подчиненными  харизме, "приверженцами".

1. Вопрос о  значимости харизмы решает признание  подчиненных - изначально всегда  посредством чуда. Это подтверждаемое  доказательством свободное признание  рождено из склонности к откровению, из почитания героев, из упования  на вождя. Но такое признание  (при настоящей харизме) не  является основой легитимности, оно - долг тех, кто обязан  признать это качество в силу  своего места и приведенного  доказательства. Такое "признание"  психологически является целиком личной, основанной на вере склонностью, рожденной из воодушевления или нужды и надежды.

Информация о работе Концепция социального действия