Концепция социального действия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:59, контрольная работа

Описание работы

Проблематику социального действия ввел Макс Вебер. Во-первых, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл - личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.
У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделением следующих признаков:
• нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм).
• волентаричность (т.е. связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды)
• наличие знаковых механизмов регуляции

Содержание работы

Концепция социального действия 3 – 14
Понятие «Господство» 15 – 16
Легальное господство 17 - 22
Традиционное господство 22 – 27
Харизматическое господство 28 – 36
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 56.84 Кб (Скачать файл)

Ни один пророк не считает свое качество независимым  от мнения масс о нем, ни один венценосный  король или харизматический герцог не рассматривал противодействие или  пассивность иначе, как противное  долгу: неучастие в формально-волюнтаристски организованном вождем походе высмеяно во всем мире.

2. Если доказательства  долго не приходят, то это свидетельствует  о том, что одаренный харизматической  милостью покинут своим богом  или потерял свою магическую  или героическую силу. Если продолжительное  время ему изменяет успех, и,  в первую очередь, если его  руководство не приносит облегчения  подчиненным, то его харизматический  авторитет может исчезнуть. В  этом состоит подлинный смысл  харизматической "божественной  благодати".

3. Господствующий  союз - эмоциональная общность. Управленческий  штаб харизматических лидеров  - это не специально обученное  "чиновничество". Штаб подбирается  не с учетом сословной принадлежности, не с точки зрения происхождения  или личной зависимости, он  подбирается по харизматическим  качествам: "пророку" соответствуют  "ученики", "военному князю" - "свита", "вождю" вообще - "доверенные люди". Не существует  ни "устройства на службу" или  "смещения с должности", ни "карьеры", ни "продвижения". Есть только  призвание, соответствующее интуиции  вождя на основе харизматического  качества призываемого. Не существует  никакой "иерархии", но только  содействие вождя в случае, если  обнаруживается харизматическая  недостаточность управленческого  штаба для задачи, к решению  которой он призван. Не существует  не только никакой "служебной  епархии" и "компетенции", но также никакой апроприации  должностной власти посредством  "привилегии". Но есть (по возможности)  местные или предметные границы харизмы и "послания". Нет никакого "содержания" и никакого "дохода". Но ученики или последователи живут (изначально) с господином в отношениях любви или товарищеской коммуны на средства меценатов. Не существует никаких постоянно закрепленных "ведомств", а только харизматически, в соответствии с важностью поручения господина и в соответствии с собственной харизмой, доверенные посланцы. Не существует никакого регламента, нет никаких абстрактных правовых положений, никаких ориентированных на них правовых форм, никаких ориентированных на традиционные прецеденты правовых премудростей и судебных решений. Но по форме своей право актуально творится от случая к случаю, первоначально в соответствии с божественными изречениями и откровениями. Но по существу для всех форм харизматического господства имеет значение: "здесь написано - но я говорю вам".

Харизматическое господство, будучи внеобыденным, резко  противопоставлено как рациональному, особенно бюрократическому, так и  традиционному, в особенности патриархальному  и патримониальному или сословному. Два последних - специфические формы  обыденности в господстве, истинно  харизматическое являет собой специфически противоположное. Бюрократическое  господство специфически рационально  в смысле связанности дискурсивно  анализируемыми правилами, харизматическое  специфически иррационально в смысле отчужденности от правил. Традиционное господство связано прецедентами прошлого, и постольку ориентировано на правила. Харизматическое господство разрушает прошлое (внутри своей  области), и в этом смысле оно специфически революционно. Оно не знает апроприации  власти по образцу владения товарами ни хозяевами, ни сословными силами. Но легитимно оно лишь постольку  и до тех пор, пока личная харизма  в силу доказательства "значима", т.е. находит признание и используется доверенными людьми, учениками, последователями только на время харизматической доказательности.

4. Чистая харизма  специфически чужда экономике.  Там, где она выступает, она  организует "призвание" в эмоционально-напряженном  смысле слова: как "миссию" или внутреннюю "задачу". Она  отвергает в чистом типе использование  материальных пожертвований как  источника дохода - что, правда, нередко  остается скорее требованием,  чем фактом. Это не означает, что  харизма всегда отказывалась  от собственности и приобретения, как это делают в известных  обстоятельствах пророки и ученики.  Военный герой и его свита  ищут добычи, плебисцитарный лидер  или харизматический партийный  вождь ищут материальные средства  для своей власти. Первый, кроме  того, ищет материального блеска  своего господства для утверждения  престижа власти. То, чем они все  пренебрегают, - это традиционная  или обыденная рациональная экономика,  получение регулярных "доходов"  с помощью направленной на  эту цель последовательной экономической  деятельности. Меценатское в больших  размерах (дары, взятки, крупные подачки)  или нищенское снабжение, с  одной стороны, добыча, насильственное  или (формально) мирное вымогательство, с другой стороны, - типичные формы  покрытия потребностей в харизматическом  господстве. С точки зрения рациональной  экономики, такое удовлетворение  потребностей есть типическая  власть "неэкономичности", ибо  она отклоняет любое втягивание  в будни. Она может только, в  состоянии полного внутреннего  безразличия, "прихватывать", так  сказать, случайные доходы. "Рента"  как форма освобождения от  экономики может в ряде случаев  быть экономической основой существования  харизмы. Но для нормальных  харизматических "революционеров" эта форма обыкновенно не имеет  значения.

5. Харизма есть  великая революционная сила в  связанных традициями эпохах. В  отличие от революционизирующей  силы "ratio", которая действует  или извне (путем изменения  жизненных обстоятельств и жизненных  проблем и посредством этого  изменения отношения к ним), или  путем интеллектуализации, харизма  может быть преобразованием изнутри,  которое, будучи рожденным из  нужды или воодушевления, означает  изменение главных направлений  мышления и действия при полной  переориентации всех установок  ко всем отдельным формам и  к "миру" вообще. В дорационалистических  эпохах традиция и харизма  разделяли между собой общность  ориентации действия.

Харизматическое господство представляет собой сугубо личностное, связанное с личными  качествами, относимыми к харизме, и  их подтверждением, социальное отношение. Но если это отношение не остается чисто эфемерным, оно принимает  характер стабильного отношения: "община" единоверцев, воинов или учеников; партийный  союз, партийная или иерократическая  общность. Тогда харизматическое  господство, которое только in statu nascendi ("в момент образования") существует в идеально-типической чистоте, должно значительно изменить свой характер: оно становится традиционным или  рациональным (легальным), или и тем, и другим одновременно, но в различных  аспектах. Движущие мотивы для этого  следующие:

а) идейная и  материальная заинтересованность сторонников  в продолжении существования  и постоянном оживлении общины;

b) еще более  сильные идейные и материальные  интересы управленческого штаба:  последователей, учеников, партийной  свиты из доверенных лиц, чтобы:

1) продолжить  существование отмеченного отношения; 2) так его продолжить, чтобы при  этом собственная позиция идейно  и материально была бы поставлена  на стабильную обыденную платформу:  внешнее восстановление семей и нормальное их существование вместо отрешенности от мира и чуждых экономике "посланий".

Эти интересы типически  актуальны при падении влияния  личности носителя харизмы и при  встающем здесь вопросе о преемнике. Способ, каким он решается - если он решается и, следовательно, харизматическая  общность продолжает существовать (или  только что появляется) - очень важен  и является определяющим для всей природы возникающих социальных отношений.

Вера в легитимность больше не относится к личности, а к приобретенным качествам  и действенности ритуальных актов.

Важнейший пример: харизма священника через миропомазание, посвящение в сан, возложение рук; харизма  короля, переносимая или укрепляемая  через миропомазание и коронование.

Авторитарный  по своему смыслу харизматический принцип  легитимности может быть пересмотрен  в антиавторитарном направлении. Ибо  фактическая значимость харизматического авторитета, по сути, целиком покоится на признании подчиненных, которое  обусловлено "доказательством". Однако это признание по отношению к  лидеру, квалифицируемому как харизматический  и потому легитимный, равносильно  долгу. При возрастающей рационализации отношений в союзах напрашивается  мысль, что это признание, вместо того чтобы считаться следствием легитимности, принимается за ее основу (демократическая легитимность); выдвижение (возможное) управленческим штабом для  занятия должности рассматривается  как "предвыборы", предшественником - как "предложение", а признание  общностью даже как "выбор". Легитимный в силу собственной харизмы лидер  становится тогда лидером по милости  подчиненных, которого они (формально) свободно по своему усмотрению выбирают и ставят, а при случае также и отстраняют - ведь утрата харизмы и ее доказательства влечет за собой утрату истинной легитимности.

Власть имущий предстает свободно избранным вождем. Так же развивается признание  общиной харизматических правовых положений к представлению о  том, что сама она по собственному желанию может принимать, признавать и отменять право как в общем, так и в частном случае. В  то время как случаи спора о "справедливом" праве в условиях подлинной харизматической  власти фактически регулированы решением общины, но под психологическим давлением: существует только одно обязательное и правильное решение. Тем самым  обсуждение права приближается к  представлению о легальности. Важнейший  переходный тип: плебисцитарное господство. В современном государстве оно  воплощено в типах "партийного вождизма". Но повсюду оно существует там, где власть имущий ощущает себя легитимным доверенным лицом масс и  признан таковым...

Принцип "выбора", как переосмысление харизмы, однажды  примененный к лидеру, может быть применен также к управленческому  штабу. Выборные чиновники, власть которых  легитимна в силу доверия подчиненных  и которые поэтому могут быть отозваны в случае объявления недоверия  подчиненными, типичны для "демократий" определенного образца, например, для  Америки. Эти чиновники не являются "бюрократическими" фигурами. Они  занимают свое место, потому что легитимированы самостоятельно, в слабом иерархическом  подчинении и с шансами на продвижение  и использование, независимыми от "начальника". Составленное из них управление как "прецезионный инструмент" в техническом  отношении значительно уступает бюрократическому управлению, состоящему из назначенных чиновников.

Отношение к экономике:

1. Антиавторитарное  переосмысление харизмы обыкновенно  ведет на путь рациональности. Плебисцитарный лидер будет пытаться  заручиться поддержкой точно  и без сбоев функционирующего  штаба чиновников. Он будет пытаться  привязать подчиненных или воинской  славой и почестями, или улучшением  материального благосостояния - а  при определенных обстоятельствах  попыткой их комбинации - к своей  харизме, как "подтвержденной". Разрушение традиционных, феодальных, патримониальных и прочих авторитарных  сил и предпочтительных шансов  становится его первой целью,  а второй - формирование экономических  интересов, которые связаны с  ним легитимностью-солидарностью.  Поскольку он использует при  этом формализацию и легализацию  права, он может в значительной  степени содействовать формально-рациональной  экономике.

2. Для формальной  рациональности экономики в некоторой  степени ослабляюще действуют  плебисцитарные силы, поскольку  легитимная зависимость от веры  и преданности масс принуждает  их к обратному: представить  экономически материальные постулаты  справедливости. То есть: разрушить  формальный характер юстиции  и управления посредством материальной ("кади") юстиции (революционные  трибуналы, системы ордеров, все  виды контролируемых продуктов  и предметов потребления). Вождь,  таким образом, является социальным  диктатором, что не связано с  современными социалистическими  формами.

3. Избираемое  чиновничество - источник разрушения  формально рациональной экономики,  потому что оно является упорядоченным  партийным чиновничеством, а не  специально обученным профессиональным, и потому что возможности отозвания  или неизбрания препятствуют  ему в проведении управления  и строго деловой юстиции, не  заботящейся о последствиях. Избираемое  чиновничество незаметно тормозит  формально-рациональную экономику  только там, где ее шансы,  вследствие возможности использовать технические и экономические достижения старых культур на новой почве с еще не апроприированными средствами, оставляют достаточно широкое пространство для развития, чтобы потом поставить в счет как издержки почти неизбежную коррупцию избираемого чиновничества и все-таки достичь прибыли в еще большем размере

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.   Вебер М. Избранные произведения. М.: Высшая школа, 1990. – 302 с.

Информация о работе Концепция социального действия