Конфликты и их толерантное разрешение в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:09, научная работа

Описание работы

Цель:
• Способствовать осознанию ценности человеческой жизни вне зависимости от национальной принадлежности, таким образом, формируя, у учащихся готовность к разрешению межнациональных конфликтов толерантным путем.
Задачи:
• Изучить понятие «толерантность».
• Рассмотреть толерантность как основу межэтнического диалога.
• Показать общие закономерности в развитии конфликта.
• Провести социологический опрос, анкетирование, тренинги среди учащихся.

Файлы: 1 файл

Конфликты и их толерантное разрешение в обществе.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Министерство науки  и образования Республики Казахстан

Средняя общеобразовательная  школа № 39 г.Павлодара

инновационного типа с гимназическими классами

 

 

 

 

 

                              Научный проект

 

 

Тема:                         «Конфликты

и их толерантное разрешение в обществе»

 

Секция: история

 

Направление: исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты

  

 

 

Автор проекта: Смаилова Диана

                     ученица 8 «Г» класса

Научный руководитель:

                         Тулькубекова М.Х.

 

 

 

 

                                        

 

                                               Павлодар - 2008

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзыв

о научном проекте, выполненном  ученицей 8 «Г» сш № 39 г.Павлодара

Смаиловой Дианы,

на тему «Конфликты и их толерантное разрешение в обществе».

 

    Межнациональные,  межконфессиональные конфликты  существовали и существуют до сих пор. В связи с этим данная тема будет всегда являться актуальной, ведь человечество должно научиться толерантно разрешать возникшие конфликты.

   В проекте   Смаилова Д. рассматривает понятие  «толерантность» в различных  аспектах, приводит мнение многих  общественных деятелей.

   В работе указаны  3 ступени конфликта (по Х.Бродалю), а также раскрыты принципы толерантности. Данные принципы выполнены в виде раздаточного материала для учащихся школ.

   Особенностью  данного проекта является изучение  национального состава Республики  Казахстан, школы № 39, 8 «Г»  класса и вопросов, связанных  с межэтническими конфликтами.

   Результаты социологического  исследования, проведенного в данной школе, дали интересные результаты, которые оформлены в виде диаграммы.

   Данный проект  можно использовать как материал  к урокам истории, правоведения, граждановедения как учащимся, так  и учителям – предметникам.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          10 октября 2008 года

Научный руководитель:                                                 Тулькубекова М.Х.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Абстракт

 

Актуальность:

     Именно  сейчас актуальна проблема становления  терпимого  отношения к людям  иной национальной и конфессиональной  принадлежности. Постоянные межэтнические,  религиозные конфликты, в том  числе и грозящие перерасти  в глобальные, требуют формирования новой культуры отношений, построенных на уважении, принятии чужой культуры.

 

Цель:

  • Способствовать осознанию ценности человеческой жизни вне зависимости от национальной  принадлежности, таким образом, формируя,  у учащихся готовность к разрешению межнациональных конфликтов толерантным путем.

 

Задачи:

  • Изучить понятие «толерантность».
  • Рассмотреть толерантность как основу межэтнического диалога.
  • Показать общие закономерности в развитии конфликта.
  • Провести социологический опрос, анкетирование, тренинги среди учащихся.

 

 

Гипотеза:

     Если современный человек научится толерантно относиться к чужому мнению, вере, расе, то в мире  сократится количество межэтнических, межконфессиональных конфликтов.

 

Методы исследования:

  В работе использован метод анкетирования, проведено социологическое исследование, результаты представлены в виде графиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Abstract

 

Urgency:

          The problem of tolerance to people of different nationalities and religions is actual exactly now. The constant interethnic conflicts and other global problems need forming of new cultural relationships, which are built on respect and taking another culnure.

 

 

Goal:

          The main goal of this project is to promote the deliberation of human life value and  to form the pupil*s  readness for decision of international conflicts by tolerant way.

 

 

Tasks:

    1. To study the idea of «tolerance».
    2. To examine the tolerance as a base of interethnic dialogue.
    3. To show the common orders in the conflicts* development.
    4. to make a social interrogation, to interview pupils.

 

 

Hypothesis:

           There will be number of interethnic and religious conflicts if the modern person is taught to show tolerance to the  other*s opinion, faith, race.

 

 

 

Methods of investigation:

          The method of interviewing is used in this project and the social investigation is made here. The results are shown by graphs.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

    1. Введение.

 

    1. Понятие толерантности.
    2. Толерантность в понимании известных общественных деятелей.

 

    1. Толерантное разрешение конфликтов.

 

    1. Конфликт и формы конфликтов.
    2. Ступени развития конфликта.
    3. Соблюдение принципов толерантности в политике РК.
    4. Меры борьбы с межэтническими конфликтами.

 

    1. Заключение.

 

    1. Список использованной литературы.

 

    1. Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Республика Казахстан  является полиэтническим, многоконфессиональным,  поликультурным государством, поэтому  толерантность следует считать непременным условием процветания нашей страны.

  Объектом данного  исследования является межнациональные,  межконфессиональные отношения  между людьми. В свою очередь,  предмет исследования – различные  способы, методы, которые позволяют  толерантно разрешать возникшие конфликты. Соответственно,  цель исследования - способствовать осознанию ценности человеческой жизни вне зависимости от национальной  принадлежности, таким образом, формируя,  у учащихся готовность к разрешению межнациональных конфликтов толерантным путем.

    Для достижения  поставленной цели в своей  работе мы поставили несколько  задач: 1. Изучить понятие «толерантность».

  1. Рассмотреть толерантность как основу межэтнического диалога.
  2. Показать общие закономерности в развитии конфликта.
  3. Провести социологический опрос, анкетирование, тренинги среди учащихся.

    В последнее  время  ученые – историки, политологи, социологи делают попытки рассмотреть  толерантность как многогранное  явление. Каждый автор выражает  свое мнение, свою точку зрения  по данному вопросу.

    А.А Погодина  в книге «Толерантность: смысл,  позиция, программа» рассматривает  толерантность как основную проблему  в современном мире.   Н.Л.Березина  в статье «Мой первый урок  толерантности»  рассуждает  о  толерантном разрешении конфликтов на примере учеников архангельской школы.           

    В процессе  исследования мы использовали  метод анкетирования (анкетирование  проводилось среди учащихся 6 –  11 класов СШ № 39). Также проводили  тренинг (деловую игру) в среди  учащихся восьмых классов. Накопленный, зафиксированный фактический материал отражен в графиках, схемах, которые прилагаются.

   Данная работа  может быть использована как  учащимися, так и учителями  на уроках истории, обществознания, граждановедения, правоведения, а  также во внеурочной деятельности – беседы, диспуты, родительские собрания, внеклассные мероприятия.

   Данная работа  имеет следующую структуру: введение, 2 главы, список  литературы, приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие толерантности.

Лингвистический экскурс.

 

  Наши предки не знали термина «толерантность», но в их сознании и отношениях он присутствовал давно. Доказательством тому служат народные пословицы.»Уважать народ – значит уважать себя», «нет согласия – нет единения, нет единения – нет благополучия». В словах назидания великого Абая написано: «Если человек, не отделяющий себя от народа, желает дружбы своего народа с другими, то уже это одно говорит  о нем, как о сознательном и честном человеке». Для изучения термина «толерантность» мы обратились к словарям.

 

    1. «Tolerance» - в переводе с латинского языка означает «терпение». Впервые этот термин ввел Медавар - врач – иммунолог в 1953 году.

 

    1. «Tolerancia» - в переводе с испанского языка – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

 

 

    1. «Tolerance» - в переводе с французского языка – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

 

    1. «Tolerance» - в переводе с английского языка – готовность быть терпимым, снисходительным.

 

 

    1. «Kuan cong» - в переводе с китайского языка – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

 

    1. «Tasamul» - в переводе с арабского языка – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Толерантность в понимании известных общественных деятелей.

 

   А.Асмолов, доктор  психологических наук, автор целевой  программы «Формирование установок  толерантного сознания и профилактика  экстремизма в обществе» толерантность  рассматривает так: «толерантность  – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Но для меня самое главное в толерантности – ее символ – лодка, на которой, как в ноевом ковчеге уживаются и спасаются люди, животные совершенно не похожие, разные. Толерантность – это не смерть различий, это поддержка и понимание различий.».

 

   В.Зорин, министр  РФ по вопросам национальной  политики считает так: «Толерантностьсостоит  в том, что должно быть уважение  к иному явлению, нежели к  тому, к которому ты привык. Уважение  к личности, к человеку, независимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям. Самое главное – уметь понимать друг друга.».

 

   Н.Дмитриев, художник: «Толерантность – это умение  понять, что твой сосед, человек,  отличающийся от тебя цветом кожи, образом мыслей, имущественным положением, он не обязательно тебе враг…».

 

   В.Двинский, кинорежиссер  – документалист: «Толерантность  – не есть логика, суть человеческого  характера, это некая форма  поведения. Одни люди не обладают  никакой фобией, другие обладают, но общество должно заставить человека уметь контролировать эти свои не самые приятные качества».

.

Т.Таджуддин, верховный  муфтий, председатель центрального духовного  управления мусульман России: «Толерантность я понимаю как терпение. У нас  это называется «сабр». По – арабски «сабр» - это дерево с горькими плодами. Это горчинка. Должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто – то сказал тебе что – то не то. Потому что ты ответишь , он тебе еще хлеще ответит – начнется трение. А когда вступает физическая сила – толерантности не будет».

 

   В.Тишков, доктор  исторических наук: «Толерантность для меня – это интерес, уважение и сочувствие другому – инакомыслящему. Толерантность отличается от терпимости в бытовом смысле. Например, терпимость – это когда я терплю, что моя церковь, а рядом с ней находится мечеть и синагога – все в одном квартале. А толерантность – это когда я, православный верующий, вместе евреем – иудаистом помогаю мусульманину строить его мечеть. Толерантность – это принятие инакомыслия, как части собственного».

                  

 

   II.  Толерантное разрешение конфликтов.

 

      1. Конфликт и формы конфликтов.

 

   Время, в которое  мы живем, до предела насыщено  самыми разными конфликтами. Но  даже в таком фоне межнациональные конфликты занимают особое место и по остроте, и по масштабам, и по их последствиям. К тому же, они сильно сплетены с конфликтами другого рода – экономическими, политическими и другими.  

   Конфликт –  это столкновение противоположных  интересов, взглядов, позиций, стремлений. Каждый человек на протяжении своей жизни многократно сталкивается с разного рода конфликтами.

   Национальный  конфликт – это конфликт между  национально – этническими общностями  или их частями.

   Межэтнический  конфликт – это прежде всего национализм. Основа национализма – идеи национального превосходства и национальной исключительности, трактовка нации как высшей внеисторической и надклассовой формы общности.

  Анализ конфликта  необходим для того, чтобы лучше  понимать причины многих процессов в политической жизни общества, чтобы принимать участие в указанных процессах.

 

ФОРМЫ КОНФЛИКТОВ

 

   Существуют цивилизованные  и нецивилизованные формы межнациональных  конфликтов:

  • Локальные войны (гражданские, сепаратистские);
  • Массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, грубыми и многочисленными нарушениями прав и свобод личности;
  • Религиозный фундаментализм.

 

  В зависимости  от мотивов (причин), особенностей  субъективного состава, межнациональные  конфликты могут быть представлены  следующим образом:

    1. национально – территориальные конфликты. Во многих случаях данные конфликты содержат попытки решения проблем «исторической родины» (исконные территории проживания или воссоединения разных этнических общностей);
    2. конфликты, связанные со стремлением национальных меньшинств реализовать право на самоопределение;

 

    1. конфликты, источником которых является стремление депортированных народов восстановить свои права;

Информация о работе Конфликты и их толерантное разрешение в обществе