- конфликты, основанные на столкновении правящих национальных элит в экономической и политической сферах;
- конфликты, связанные с дискриминацией какой – либо нации, этноса, нарушением ее прав либо прав, свобод и законных интересов ее представителей;
- конфликты, обусловленные принадлежностью (по национальному признаку) к разным религиозным общинам, течениям, т.е. на конфессиональной почве;
- конфликты, имеющие в своей основе расхождения и столкновения национальных ценностей (правовых, лингвистических, культурных и др.)
Давитадзе М.Д.в
своей работе « Причины возникновения
и стадии развития конфликтов»выделяет следующие факторы,
оказывающие влияние на межнациональные
и межконфессиональные конфликты:
- национальный состав региона конфликта
- тип поселения (вероятность выше в большом городе)
- возраст
- социальное положение
- уровень образования
- политические взгляды (конфликты значительно острее у радикалов)
Международное
сообщество при решении межнациональных
конфликтов исходит из приоритета
государственной целостности, нерушимости
сложившихся границ, недопустимости
сепаратизма и связанного с ним насилия.
2. Ступени развития конфликта
Мир нестабилен,
и следствием такой нестабильности
становятся конфликты. Как правило,
он начинается вполне невинно
, развиваясь, постепенно заходит все глубже. Шведский исследователь,
представитель научного направления социальной
экологии Ханс Бродаль считает, что течение
конфликта напоминает спуск по лестнице,
состоящей из трех пролетов – это фазы
изменения конфликтной ситуации.
Фаза
№ 1 «От надежды – к страху»
1.Интерес к мнению противной
стороны постепенно теряется.
Появляется стремление
интерпретировать поведение
оппонента как враждебное по
отношению к личностям,
группам, нациям, государствам.
Стороны приходят к выводу,
что переговоры бессмысленны:
необходимо демонстрировать
твердость и независимость.
Переговоры прекращаются,
«чтобы избежать оскорблений»
Фаза
№ 2 «От стаха - к потере облика»
представление о другой стороне
превратилось в стереотип,
действующий в прошлое и будущее
(«они» всегда были такими
и теперь
раскрылись; «они» только
притворяются миролюбивыми,
но ждут момента для нападения).
Формируется идея борьбы,
решительного боя: «Кто кого?»
Страх расползается всюду.
Создаются мифы о противнике
(образ врага, грязная атмосфера
угрозы). Свое мнение – незыблемо!
Фаза
№ 3 «Потеря воли – путь к насилию»
3. Действия нацелены
на полное уничтожение врага
. - физическое или идеологическое. Разрушение
и
. насилие ужесточаются, невзирая на возможные
.
.
последствия вплоть до самоубийства. Ни
один шаг .
.
назад не представляется возможным.
3. Какое место занимает
в политике нашей страны принцип
толерантности?
Казахстан –
это большой шанырак для многих
народов. В республике проживает
более 130 национальностей. В Послании народу Казахстана «процветание,
безопасность и улучшение благосостояния
всех казахстанцев» Н.А.Назарбаев особо
отметил «толерантность и терпение казахстанцев,
их радушие и приветливость».
Уникальным явлением
в проявлении межэтнического
диалога и толерантности является Ассамблея
народов Казахстана, ставшая оптимальной
моделью этносов и конфессий. «Именно
Ассамблея народов Казахстана открыла
новую страницу не только в истории нашей
государственной национальной политики,
но и в решении национального вопроса
в мировой политике», - отмечает президент
РК.
В настоящее
время РК поддерживает деятельность
национально – культурных объединений,
19 республиканских и региональных
национальных газет, радио и
телепрограмм, 6 национальных театров.
За последние годы построено 13 Домов Дружбы,
в Астане – храм мира и согласия. В области
национального образования действуют
более 100 этнических школ, 170 воскресных
языковых центров. В школах национального
возрождения работают 29 отделений по изучению
11 языков (украинский, польский, корейский,
уйгурский, турецкий, дунганский и другие).
Межэтническое
согласие невозможно без межконфессионального
диалога. В РК действуют 3340
религиозных объединений, 2488 культовых
сооружений, представляющих около
40 конфессий. В Казахстане проводится съезд лидеров
мировых и традиционных религий.
В школе №
39 г.Павлодара обучаются дети 24 национальностей,
в 8 «Г» классе – ребята 9 национальностей
(казахи, русские, украинцы, татары,
немцы, греки, цыгане, белорусы, азербайджанцы).
В связи с
тем, что школа № 39 – многонациональная
мною было проведено исследование
с целью выяснения наличия
конфликтов среди школьников 7 –
11 классов (126 человек). Результаты
исследования показали, что в
данной школе есть проблемы
в отношениях среди учащихся старших классов, не не
на национальной почве. Диаграмма результатов
исследования прилагается.
Среди учащихся
8 – х классов была проведена
также ролевая игра «Голубоглазые
и кареглазые» с целью продемонстрировать
сложность возникающих при межэтнических конфликтах проблем. В
ходе игры был разработан глоссарий, в
который вошли термины, связанные с данной
темой. Образец глоссария прилагается.
4. Меры борьбы с
межэтническими конфликтами.
Даже в самых
острых конфликтных ситуациях
(а может быть особенно в них одной их первых)
одной из первых промежуточных фаз урегулирования
должна быть юридизация конфликта. Она
предполагает:
- прекращение насилия;
- организация диалога между сторонами конфликта;
- обеспечение участия в таком диалоге полномочных и ответственных представителей каждой стороны, лучше всего – государственных органов;
- формулирование требований и претензий каждой из сторон в категориях, подлежащих юридическому формулированию и правовой оценке;
- юридическую фиксацию итогов каждой из стадий переговоров, в том числе поддающихся контролю обязательств каждой из сторон;
- максимально определенное формулирование условий итогового соглашения, придание ему легитимности с помощью какой – либо из форм его ратификации или народного одобрения.
Из перечисленного важна роль юристов, посредников.
Но, разумеется, само подписание каких-либо
соглашений еще не гарантирует погашения
конфликта. Определяющим моментом является
готовность сторон выполнять соглашение,
а не продолжать попытки добиваться своих
целей неправовыми средствами.
В соответствии
с Конституцией РК не допускаются:
- пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя;
- нарушение целостности республики;
- подрыва безопасности государства;
- войны;
- социальное, расовое, национальное, религиозное, сословное, родовое превосходство;
- культ жестокости и насилия.
Чтобы не
было межэтнических конфликтов
каждый гражданин должен серьезно
относиться и соблюдать принципы
толернтности, приведенные ниже. Только
так можно предотвратить межнациональные конфликты.
Принципы
толерантности:
- Принимать человека таким, каков он есть. Каждый человек – самобытен.
- Верить в способности человека, стимулировать его творческую активность.
- Уважать личность каждого человека.
- Не сравнивать никого ни с кем, сравнивать только результаты действий.
- Каждый имеет право на ошибку.
- Каждый имеет право на свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.
Заключение
В заключение хочу
привести положения из «Декларации принципов
толерантности», принятой на Генеральной
конференции ЮНЕСКО 16 ноября 2005 года, которые
созвучны моим выводам по данной теме.
Толерантность
означает уважение, принятие и
правильное понимание богатого
многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения
и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Ей способствуют знания, открытость, общение
и свобода мысли, совести и убеждений.
Толерантность – это не только моральный
долг, но и политическая и правовая потребность.
Толерантность
– это добродетель, которая делает возможным
достижение мира и способствует замене
культуры войны культурой мира.
Толерантность – это не уступка, снисхождение
или потворство. Это, прежде всего, активное
отношение, формируемое на основе признания
универсальных прав и основных свобод
человека. Ни при каких обстоятельствах
толерантность не может служить оправданием
на эти основные ценности.
Толерантность
должны проявлять отдельные люди, группы
и государства.
Проявление толерантности,
которое созвучно уважению прав человека,
не означает терпимого отношения к социальной
несправедливости, отказа от своих или
уступки чужим убеждениям.
Толерантность означает,
что каждый свободен придерживаться
своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает
признание того, что люди по своей природе
различаются по внешнему виду, положению,
речи, поведению и ценностям.
Люди обладают правом жить
в мире и сохранить свою
индивидуальность.
Это также означает, что
взгляды одного человека не могут быть
навязаны другим.
В данной работе мы подтвердили
выдвинутую ранее гипотезу о том,
что если современный человек
научится толерантно относиться к чужому
мнению, вере, расе, то в мире сократится
количество межэтнических и межконфессиональных конфликтов.
Список использованной
литературы:
- Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995. Алматы, 2005 год.
- Закон РК «О государственных символах».
- А.Агапов, Кадырбаев «Сокровища древнего Казахстана», Алма–ата, 1979г.
- О.Жанайдаров. «Моя страна - Казахстан». Алматы, 2002 год.
- Н.Г.Петрова «Занимательная геральдика», Ростов–на-Дону, 2001 год.
- Е. Шаймерденов «государственные символы РК», Алматы, 2000 год.
Приложения
(в папке)
I. Материалы для ролевой игры «Голубоглазые
и кареглазые»
1. Высказывания о толерантности
- Принципы толерантности (раздаточный материал)
- Глоссарий
- Диаграмма «Национальный состав РК»
- Диаграмма «Национальный состав 8 «Г» класса»
- Схема «3 ступени конфликта»
II. Результаты социологического исследования
(диаграмма), сборник вопросов.
Глоссарий
- Геноцид – истребление отдельных групп населения, целых народов по расовым, национальным или религиозным мотивам.
- Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.
- Дискриминация – ограничение в правах, лишение равноправия.
- Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.
- Ксенофобия – страх человека перед людьми другой нации.
- Милосердие – готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия.
- Национализм – идеология, направленная на разжигание национальной вражды под лозунгом защиты национальных интересов и национального превосходства.
- Сегрегация – вид расовой дискриминации.
- Сотрудничество – совместная работа, принятие участия в общем деле.