Конфликты и их толерантное разрешение в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 18:09, научная работа

Описание работы

Цель:
• Способствовать осознанию ценности человеческой жизни вне зависимости от национальной принадлежности, таким образом, формируя, у учащихся готовность к разрешению межнациональных конфликтов толерантным путем.
Задачи:
• Изучить понятие «толерантность».
• Рассмотреть толерантность как основу межэтнического диалога.
• Показать общие закономерности в развитии конфликта.
• Провести социологический опрос, анкетирование, тренинги среди учащихся.

Файлы: 1 файл

Конфликты и их толерантное разрешение в обществе.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

 

    1. конфликты, основанные на столкновении правящих национальных элит в экономической и политической сферах;

 

 

    1. конфликты, связанные с дискриминацией какой – либо нации, этноса, нарушением ее прав либо прав, свобод и законных интересов ее представителей;

 

    1. конфликты, обусловленные принадлежностью (по национальному признаку) к разным религиозным общинам, течениям, т.е. на конфессиональной почве;

 

 

    1. конфликты, имеющие в своей основе расхождения и столкновения национальных ценностей (правовых, лингвистических, культурных и др.)

 

   Давитадзе М.Д.в  своей работе « Причины возникновения  и стадии развития конфликтов»выделяет следующие факторы, оказывающие влияние на межнациональные и межконфессиональные конфликты:

 

  • национальный состав региона конфликта
  • тип поселения (вероятность выше в большом городе)
  • возраст
  • социальное положение
  • уровень образования
  • политические взгляды (конфликты значительно острее у радикалов)

 

   Международное  сообщество при решении межнациональных  конфликтов исходит из приоритета  государственной целостности, нерушимости  сложившихся границ, недопустимости  сепаратизма и связанного с ним насилия.

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

 

 

 

                              2. Ступени развития конфликта

 

   Мир нестабилен, и следствием такой нестабильности  становятся конфликты. Как правило,  он начинается вполне невинно  , развиваясь, постепенно заходит все глубже. Шведский исследователь, представитель научного направления социальной экологии Ханс Бродаль считает, что течение конфликта напоминает спуск по лестнице, состоящей из трех пролетов – это фазы изменения конфликтной ситуации.

 

Фаза  № 1 «От надежды – к страху»

1.Интерес к мнению противной

 стороны постепенно теряется.

Появляется стремление

интерпретировать поведение 

оппонента как враждебное по

 отношению к личностям, 

группам, нациям, государствам.

 Стороны приходят к выводу,

 что переговоры бессмысленны:

 необходимо демонстрировать 

твердость и независимость.

Переговоры прекращаются,              

 «чтобы избежать оскорблений»

                                          Фаза № 2 «От стаха - к потере облика»

          1. Возникшее негативное

представление о другой стороне

превратилось в стереотип,

действующий в прошлое и будущее

(«они» всегда были такими  и теперь

 раскрылись; «они» только 

притворяются миролюбивыми,

но ждут момента для нападения).

Формируется идея борьбы,

 решительного боя: «Кто кого?»

Страх расползается всюду.

Создаются мифы о противнике

(образ врага, грязная атмосфера 

угрозы). Свое мнение – незыблемо!

Фаза  № 3 «Потеря воли – путь к насилию»

3. Действия нацелены на полное уничтожение врага                                                                                     . - физическое или идеологическое. Разрушение и                                                                                                                                                                . насилие ужесточаются, невзирая на возможные .                                    .                                                                         последствия вплоть до самоубийства. Ни один шаг .                 .                                                                          назад не представляется возможным.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Какое место занимает  в политике нашей страны принцип  толерантности?

 

   Казахстан –  это большой шанырак для многих  народов. В республике проживает  более 130 национальностей. В Послании народу Казахстана «процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» Н.А.Назарбаев особо отметил «толерантность и терпение казахстанцев, их радушие и приветливость».

  Уникальным явлением  в проявлении межэтнического  диалога и толерантности является Ассамблея народов Казахстана, ставшая оптимальной моделью этносов и конфессий. «Именно Ассамблея народов Казахстана открыла новую страницу не только в истории нашей государственной национальной политики, но и в решении национального вопроса в мировой политике», - отмечает президент РК.

   В настоящее  время  РК поддерживает деятельность  национально – культурных объединений, 19 республиканских и региональных  национальных газет, радио и  телепрограмм, 6 национальных театров.  За последние годы построено 13 Домов Дружбы, в Астане – храм мира и согласия. В области национального образования действуют более 100 этнических школ, 170 воскресных языковых центров. В школах национального возрождения работают 29 отделений по изучению 11 языков (украинский, польский, корейский, уйгурский, турецкий, дунганский и другие).

   Межэтническое  согласие невозможно без межконфессионального  диалога. В РК действуют 3340 религиозных объединений, 2488 культовых  сооружений, представляющих около  40  конфессий.  В Казахстане проводится съезд лидеров мировых и традиционных религий.

   В школе №  39 г.Павлодара обучаются дети 24 национальностей,  в 8 «Г» классе – ребята 9 национальностей  (казахи, русские, украинцы, татары, немцы, греки, цыгане, белорусы, азербайджанцы).

   В связи с  тем, что школа № 39 – многонациональная  мною было проведено исследование  с целью выяснения наличия  конфликтов среди школьников 7 –  11 классов (126 человек). Результаты  исследования показали, что в  данной школе есть проблемы  в отношениях среди учащихся старших классов, не не на национальной почве. Диаграмма результатов исследования прилагается.

   Среди учащихся 8 – х классов была проведена  также ролевая игра «Голубоглазые  и кареглазые» с целью продемонстрировать  сложность возникающих при межэтнических конфликтах проблем. В ходе игры был разработан глоссарий, в который вошли термины, связанные с данной темой. Образец глоссария прилагается.

 

 

 

 

4. Меры борьбы с  межэтническими конфликтами.

 

   Даже в самых  острых конфликтных ситуациях  (а может быть особенно в них одной их первых) одной из первых промежуточных фаз урегулирования должна быть юридизация конфликта. Она предполагает:

  1. прекращение насилия;
  2. организация диалога между сторонами конфликта;
  3. обеспечение участия в таком диалоге полномочных и ответственных представителей каждой стороны, лучше всего – государственных органов;
  4. формулирование требований и претензий каждой из сторон в категориях, подлежащих юридическому формулированию и правовой оценке;
  5. юридическую фиксацию итогов каждой из стадий переговоров, в том числе поддающихся контролю обязательств каждой из сторон;
  6. максимально определенное формулирование условий итогового соглашения, придание ему легитимности с помощью какой – либо из форм его ратификации или народного одобрения.

   Из перечисленного важна роль юристов, посредников. Но, разумеется, само подписание каких-либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта. Определяющим моментом является готовность сторон выполнять соглашение, а не продолжать попытки добиваться своих целей неправовыми средствами.

   В соответствии  с Конституцией РК не допускаются:

  • пропаганда или агитация насильственного  изменения конституционного строя;
  • нарушение целостности республики;
  • подрыва безопасности государства;
  • войны;
  • социальное, расовое, национальное, религиозное, сословное, родовое превосходство;
  • культ жестокости и насилия.

    Чтобы не  было межэтнических конфликтов  каждый гражданин должен серьезно  относиться  и соблюдать принципы  толернтности, приведенные ниже. Только  так можно предотвратить межнациональные конфликты.

Принципы  толерантности:

  • Принимать человека таким, каков он есть. Каждый человек – самобытен.
  • Верить в способности человека, стимулировать его творческую активность.
  • Уважать личность каждого человека.
  • Не сравнивать никого ни с кем, сравнивать только результаты действий.
  • Каждый имеет право на ошибку.
  • Каждый имеет право на свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

 

 

                                                           Заключение

 

  В заключение хочу  привести положения из «Декларации принципов толерантности», принятой  на Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 2005 года, которые созвучны моим выводам по данной теме.

   Толерантность  означает уважение, принятие и  правильное понимание богатого  многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность.

 

   Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

 

   Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием на эти основные ценности.

 

   Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

 

    Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям.

 

  Толерантность означает, что каждый свободен придерживаться  своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям.

 

   Люди обладают правом жить  в мире и сохранить свою  индивидуальность.

 

Это также означает, что  взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

 

В данной работе мы подтвердили  выдвинутую ранее гипотезу о том, что если современный человек  научится толерантно относиться к чужому мнению, вере, расе, то в мире сократится количество межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

 

 

Список использованной литературы:

 

 

  1. Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995. Алматы, 2005 год.

 

  1. Закон РК «О государственных символах».

 

  1. А.Агапов, Кадырбаев «Сокровища древнего Казахстана», Алма–ата, 1979г.

 

 

  1. О.Жанайдаров. «Моя страна - Казахстан». Алматы, 2002 год.

 

  1. Н.Г.Петрова «Занимательная геральдика», Ростов–на-Дону, 2001 год.

 

  1. Е. Шаймерденов «государственные символы РК», Алматы, 2000 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

(в папке)

 

I. Материалы для ролевой игры «Голубоглазые   и кареглазые»

 

1. Высказывания о толерантности

  1. Принципы толерантности (раздаточный материал)
  2. Глоссарий
  3. Диаграмма «Национальный состав РК»
  4. Диаграмма «Национальный состав 8 «Г» класса»
  5. Схема «3 ступени конфликта»

 

II. Результаты социологического исследования (диаграмма), сборник вопросов.

 

      1. Дневник исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

  • Геноцид – истребление отдельных групп населения, целых народов по расовым, национальным или религиозным мотивам.

 

  • Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.

 

  • Дискриминация – ограничение в правах, лишение равноправия.

 

  • Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.

 

  • Ксенофобия – страх человека перед людьми другой нации.

 

  • Милосердие – готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия.

 

  • Национализм – идеология, направленная на разжигание национальной вражды под лозунгом защиты национальных интересов и национального превосходства.

 

  • Сегрегация – вид расовой дискриминации.

 

  • Сотрудничество – совместная работа, принятие участия в общем деле.

Информация о работе Конфликты и их толерантное разрешение в обществе