Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 10:52, контрольная работа

Описание работы

Однако в организациях процесс принятия решения играет более существенную роль, чем в частной жизни индивида. Здесь ставки гораздо выше. Решения, принимаемые в организации, во-первых, влияют на жизнь не только работников организации, но и многих других людей. Если организация достаточно влиятельная, её решения могут изменять не только среду, в которой эта организация действует, но и даже ход истории человечества. Во-вторых, решения, принимаемые в организациях, отличаются значительной сложностью, так как при этом необходимо учитывать огромное количество разнообразных факторов: будущее состояние рынка, конкурентоспособность продукции или услуг, объёмы капиталовложений и.т.д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НОРМ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
4
РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В ДЕЙСТВИЯХ УПРАВЛЯЮЩИХ
11
РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В ДЕЙСТВИЯХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
18
ЛИТЕРАТУРА
19
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ РАБОТЫ

Файлы: 1 файл

Г000023 к.р. Взаимодейств.экономич.норм и экономич.санкций,соц.контроль в действиях упр.и исп..doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Экономическое давление является мощным инструментом социального  контроля, который используется не только собственно в сфере производства, на рынке труда, но и в других общественных сферах.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что как категория теории управления контроль это специфический вид управленческих отношений (деятельности). Отношения контроля начинают реально формироваться в момент организационного формирования и юридического закрепления субъекта управления. Содержание отношений контроля — сбор и обработка информации о траектории движения управляемого объекта, сопоставление ее с параметрами, заданными заранее в законах, инструкциях, других нормативных актах, а также в планах или программах, выявление отклонений, анализ причин, вызвавших такие отклонения, их оценка и принятие решений о корректирующем воздействии.

В гражданском обществе каждая личность, каждый субъект хозяйствования, принимая на себя определенные обязанности, в свою очередь вправе надеяться (требовать), чтобы органы государственной власти обеспечивали исполнение установленных правовых норм и другие формы общественного согласия.

Таким образом, такие категории социального контроля как нормы и санкции неразрывно связаны друг с другом, несоблюдение первых неукоснительно влечет за собой другие.

 

2. реализация социального  контроля в действиях управляющих

В теории управления социально-экономическими процессами контроль рассматривается  в качестве одной из основных функций  субъекта управления. В контроле так  же, как в процессе принятия решений, субъект управления наиболее полно и ярко реализует свой волевой императив, свои властные правомочия. Управляющее воздействие контроля проявляется прежде всего в том, что под его влиянием поведение управляемой системы (объекта управления) удерживается или изменяется в рамках заданной цели, требований законов, нормативов, стандартов, регламентов и многих других установлений. Действенность контроля, его властная сила утверждаются путем применения различных санкций, неотвратимость и «жесткость» которых зависит от «тяжести» допущенных нарушений. Поэтому по своей сути контроль всегда нацелен на улучшение качества и повышение эффективности управления.

В ходе исторического  развития контроля как функции управления постепенно формировалась определенная категория людей — социальный слой тех, кто профессионально занимается контрольной деятельностью в органах государственной власти и управления, в корпорациях и на предприятиях, в организациях и других социальных институтах. Одновременно формировалась специальная область человеческого знания, помогающего квалифицированно и эффективно осуществлять эту управленческую функцию.

Разумеется, соблюдение законов, других управленческих решений  или непочтительное отношение к  ним во многом зависит от правовой культуры, законопослушания самих граждан. Но главное все же состоит в  том, чтобы в обществе в целом  был налажен и четко функционировал механизм действенного контроля, реально обеспечивающий исполнение управленческих решений. Без этого просто невозможно поступательное движение российского общества по пути социально-экономического прогресса.

Эффективно организованный контроль прежде всего ориентирован на решение как стратегических задач, так и оперативных вопросов. Такой контроль предусматривает:

соответствие делу. Нет  смысла в контроле, если его инструментарий не дает возможности адекватно отражать, анализировать, сопоставлять фактическое состояние дела с желаемым и необходимым состоянием;

своевременность. Поздно осуществлять какие-то корректирующие воздействия, если действие уже закончилось (поезд ушел);

стратегический характер. Целесообразно контролировать достижение стратегических, а не промежуточных целей;

ориентация на результат. Важно проконтролировать результат  выполнения работы, а не момент прихода  на рабочее место после обеденного перерыва; проверить качество отчета, подготовленного сотрудником, а  не качество зачистки им карандашей на его рабочем месте;

гибкость. Необходимо корректировать процедуры контроля и набор контролируемых параметров в зависимости от меняющейся ситуации. Если непредвиденное можно  спрогнозировать, то контроль становится ненужным;

простота. Усложненные процедуры контроля, как правило, приводят к тому, что тормозится выполнение других управленческих функций. Целесообразно контролировать лишь несколько ключевых показателей, но делать это систематически и эффективно;

экономичность. Затраты  на контроль должны быть соизмеримы с другими видами затрат. Контроль не должен становиться абсолютно доминирующей функцией управления.

Отметим еще одну сущностную черту контроля: он органически неотделим  от ответственности. Это две стороны  одной медали, которые существуют взаимосвязанно, дополняя и укрепляя друг друга. Властная составляющая контроля действует таким образом, что ответственность человека за социальные и материальные последствия своих действий из сферы чисто нравственной переходит в сферу административную, правовую. Иначе говоря, контроль с системой санкций, внешней принудительной регуляцией ответственности выполняет функцию охраны и зашиты от своеволия и злоупотреблений.

В связи с этим контроль может быть как позитивным явлением социально-экономической жизни, так и негативным. Негативный контроль сводится лишь к обнаружению нарушений, ошибок и к требованию их исправить. Позитивно организованный контроль - это, по сути дела, система контрольной деятельности, направленная на профилактику возможных отклонений от параметров управленческого решения.

Основная из современных  форм управленческого контроля - внутренний аудит, под которым понимается регламентированная внутренними документами организации  деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу). В экономически развитых государствах внутреннему аудиту уделяется такое же пристальное внимание, как и внешнему.

Администрация разрабатывает  политику компании. Однако персонал может  не всегда ее понимать или не всегда содействовать ее реализации. Менеджеры не имеют достаточного времени проверить это выполнение и своевременно обнаружить недостатки. Внутренние аудиторы помогают им в этом, обеспечивают защиту от ошибок и злоупотреблений, определяют “зоны риска” и возможности устранения будущих недостатков или недостач, помогают идентифицировать и устранить слабые места в системах управления и найти те принципы управления, которые были нарушены. Все эти действия дополняются обсуждениями с высшими органами управления, нужды и предложения которых и определяют процедуры внутреннего аудита (внутренние аудиторы должны обеспечить управляющих любой информацией, касающейся их компетенции). Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительными ресурсами, помогающими им осуществлять свои функции. Иными словами, внутренний аудит вводят с целью помощи органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля. Главная задача отдела внутреннего аудитора - обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам. В общем же виде функции внутренних аудиторов могут быть представлены следующим: а) оценка адекватности управленческих систем - осуществление проверок звеньев управления и предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению их эффективности; б) оценка эффективности деятельности - осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию. Для органов управления организацией деятельность отдела внутреннего аудита имеет информационное и консультационное значение. К институтам внутреннего аудита также можно отнести и ревизионные комиссии (ревизоров), деятельность которых регламентирована действующим законодательством (этот институт в основном распространен в акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и производственных кооперативах).

Подытоживая можно сказать, что от профессионализма и наличия  знаний лица использующего механизмы  социального контроля на исполнителей, зависят эффективность и лица их применяющего, и исполнителя, и всей системы в целом.

 

 

 

3. реализация социального контроля в действиях исполнителей

Важно отметить, что одной  из сущностных черт контроля является добровольное соблюдение людьми определенных ограничении, регулирующих поведение. Причины такого отношения различны, оно может быть привычной нравственной нормой, традицией, может вытекать из преследования каких-то собственных интересов и т. п. Например, М. Вебер считал, что люди добровольно соблюдают определенные ограничения свободы действий, потому что верят в легитимность существующей системы власти. Применительно к контролю - в легитимность управляющей системы, субъекта управления. Без добровольного соблюдения ограничений масштаб и интенсивность контроля могут стать невыполнимыми (расширятся до такого состояния, что за самими контролерами нужен будет контроль).

В современном мире на передовые рубежи будет выходить та страна, которая найдет возможности максимального развития интеллекта своих специалистов и интеллектуального потенциала управления. Следовательно, стимулирование и охрана интеллектуального развития общества — стратегическая цель социального управления.

В социальной жизни действуют  три основных типа процессов социального  контроля:

1) процессы, побуждающие  индивидов к интернализации нормативных ожиданий своего общества;

2) процессы, организующие  социальный опыт индивидов; 

3) процессы, применяющие  различные формальные и неформальные  социальные санкции.

Члены общества непрерывно проходят процесс социализации, посредством которого они усваивают те системы мышления, чувств и поведения, которые характерны для культуры их общества. В детском возрасте соответствие ожиданиям других людей, прежде всего, является продуктом внешних процессов контроля. По мере взросления поведение человека начинает все более и более управляться внутренними регуляторами; последние выполняют много функций из числа тех, которые раньше (в детстве) выполнялись внешними механизмами контроля. Так происходит процесс интернализации: индивиды инкорпорируют в свою личность стандарты поведения, доминирующие в обществе. Эти стандарты человек часто принимает без размышлений и вопросов – как свою “вторую натуру”. По мере того как человек “погружается” в жизнь группы, он вырабатывает представление о себе, регулирующее его поведение в соответствии с групповыми нормами. Делая то, что делают члены группы, он обретает собственную идентичность и ощущение благополучия. Группа становится своей группой, а ее нормы – своими нормами. Таким образом социальный контроль превращается в самоконтроль.

Социальные институты  также формируют индивидуальный опыт. Как правило, человек бессознательно выстраивает собственное представление  о реальности под воздействием социальных проблем и альтернатив в том  виде, в каком они сформулированы обществом. Можно сказать, что человек живет в несколько ограниченном мире, в той степени, в какой он оказывается замкнутым в рамках социального окружения, обусловленного культурой. Ему обычно не приходит в голову возможность существования альтернативных стандартов. Человек ограничен рамками культуры своего общества и не может следовать нонконформистским моделям поведения, поскольку общество не знает альтернатив.

И, наконец, человек следует нормам своего общества, так как знает, что в противном случае его ожидает наказание. К людям, нарушающим правила, окружающие относятся недоброжелательно, враждебно, о них злословят, их подвергают остракизму. Последствиями отступления от норм могут стать различные санкции: административное наказание, тюремное заключение и даже смерть.

Таким образом, в свете  всего выше сказанного вытекает, что  поведение исполнителя, лица на которое  воздействуют методами, инструментами  социального контроля зависит от вида норм к нему применяемых.

Если этими номами являются директивные требования, закрепленные законодательно, то индивид, исполняющий эти нормы, чаще всего будет стремится неукоснительно их исполнять. Человек понимает, что такого рода обязательство, в случае его не выполнения влечет за собой строгое наказание, вплоть до лишения свободы.

Если же нормы не носят  обязательный, локальный характер, касающийся, к примеру, моральных ценностей в определенном коллективе, которые не требуют строго соответствия поведения этим нормам, но лишь предпочтительны к исполнению, то индивид может не придерживаться этих требований.

Так как экономические  нормы поведения являются, чаще всего  обязательными к исполнению (законодательство о налогах, гражданское законодательство, бухгалтерские нормы и т.д.) то поведение исполнителя эти норм регламентировано и четко определено, нарушение же этих ном влекут за собой административные либо уголовные санкции.

 

Заключение

Для того чтобы в мире все шло своим чередом, люди должны следовать правилам. Социальный порядок  требует соблюдения общих норм, по крайней мере, от большинства людей. Без существования социального порядка взаимодействие людей превратилось бы в настоящую проблему, а их ожидания утратили бы смысл. Общество стремится гарантировать соответствие действий своих членов базовым социальным нормам с помощью социального контроля – методов и стратегий, определяющих поведение людей в рамках общества.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"