Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 23:41, контрольная работа

Описание работы

В истории развития человеческой цивилизации существовало и существует большое количество обществ. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, критериями, образуют типологию.
Т. Парсонс на основе методологии системного функционализма предложил следующую типологию обществ:
1) примитивные общества – социальная дифференциация выражена слабо.
2) промежуточные общества – появление письменности, стратификации, выделение культуры в самостоятельную область жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ КР.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

 

1 вопрос

 

Типология обществ

 

В истории развития человеческой цивилизации  существовало и существует большое  количество обществ. Несколько типов  общества, объединенных сходными признаками, критериями, образуют типологию.

 

Т. Парсонс на основе методологии системного функционализма предложил следующую типологию обществ:

 

1) примитивные общества – социальная  дифференциация выражена слабо.

 

2) промежуточные общества –  появление письменности, стратификации,  выделение культуры в самостоятельную  область жизнедеятельности.

 

3) современные общества – отделение  правовой системы от религиозной,  наличие административной бюрократии, рыночной экономики, демократической  избирательной системы.

 

В социологической науке распространена типологизация обществ на дописьменные (умеющие говорить, но не умеющие писать) и письменные (обладающие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях).

 

По уровню управления и степени социального расслоения (дифференциации) общества делятся на простые и сложные.

 

Следующий подход, названный формационным, принадлежит К. Марксу (критериями являются способ производства и форма собственности). Здесь различают первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое.

 

Социально-политическими науками  выделяются общества догражданские и гражданские. Последние представляют высокоразвитую общность людей, обладающую суверенным правом на жизнедеятельность, самоуправляющуюся и осуществляющую контроль над государством. Специфическими чертами гражданского общества, в сравнении с догражданским, выступает деятельность свободных ассоциаций, социальных институтов, социальных движений, возможность реализации прав и свобод личности, ее безопасность, самостоятельность субъектов хозяйствования. Экономическую основу гражданского общества составляют различные формы собственности.

 

Еще одна типологизация принадлежит Д. Беллу. В истории человечества он выделяет:

 

1. Доиндустриальные (традиционные) общества. Для них характерными факторами  являются аграрный уклад, низкие  темпы развития производства, строгая регламентация поведения людей обычаями, традициями. Главными институтами в них являются армия и церковь.

 

2. Индустриальные общества, для  которых основными признаками  являются промышленность с корпорацией  и фирмой во главе, социальная  мобильность (подвижность) индивидов и групп, урбанизация населения, разделение и специализация труда.

 

3. Постиндустриальные общества. Их возникновение связано со  структурными изменениями в экономике  и культуре наиболее развитых  стран. В таком обществе резко  возрастает ценность и роль знания, информации, интеллектуального капитала, а также университетов, как места их производства и сосредоточения. Наблюдается превосходство сферы услуг над сферой производства, классовое деление уступает место профессиональному.

 

Сравнительный анализ формационного (Ф) и цивилизационного (Ц) подходов к изучению общества:

 

1) Соотношение объективных  и субъективных факторов общественного  развития: Ф) объективные закономерности  развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей, они непреложны; Ц) человек — единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно-историческое познание — это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и другой деятельности.

 

2) Соотношение материальных  и духовных сфер жизни общества: Ф) материальные факторы (прежде  всего производство) играют решающую  роль в развитии общества; Ц)  ценностные установки, мировоззрение  играют в развитии общества  не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими.

 

3) Направленность исторического  развития. Понятие «прогресс»: Ф)  общество движется от более  низкой к более высокой ступени  развития. Главные критерии прогресса  связаны с совершенствованием производственных отношений; Ц) каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия. Прогресс относителен, он может охватывать отдельные сферы жизни общества: экономику, технологии. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно.

 

4) Достоинства: Ф) позволяет:  — увидеть то общее, что  было в историческом развитии  различных народов; — представить  историю человеческого общества  как единый процесс; — установить  определенные закономерности исторического развития общества; — предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран; Ц) — позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике; — ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.); — ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.

 

5) Недостатки: Ф) — многие  народы не проходили в своем  развитии через все и даже  через большинство формаций; —  большинство процессов политического,  духовного, идейного, культурного  порядка не могут быть без  искажений и упрощений объяснены  с чисто экономических позиций; — последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческую деятельность; недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов; Ц) — при своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; — создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ; — сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.

 

 Сравнительный анализ  позволяет сделать вывод, что  существующие в науке подходы  не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополнительности, принимая во внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.

 

2 вопрос

 

Социально-экономическая 

и профессионально-образовательная  структура общества

 

Социально-экономическая  структура общества

 

Социально-экономическая структура  общества представляет собой разделение всех людей государства на отдельные  слои, группы или страты, которые  обладают одинаковыми признаками. Несмотря на различные формы социального устройства, можно выделить три основные группы, которые формируют социально-экономическую структуру общества.

 

Самой малочисленной группой любого общества является так называемая правящая элита, которая контролирует большую  часть экономических потоков, находящихся внутри страны. К представителям данной группы можно отнести олигархов, которые контролируют как финансовые институты, так и производственные или ресурсные мощности, которые приносят наибольший доход.

 

К средней части экономической  структуры общества должна относиться большая часть населения, которая имеет стабильную работу, заработную плату, может воспользоваться кредитами и вести социально-активный образ жизни. Именно формирование среднего класса является основной задачей правительства развитой страны. Как правило, средний класс голосует за стабильность в любом обществе, что обеспечивает победу той или иной партии на демократических выборах.

 

Малообеспеченные слои населения  формируют социально-опасную часть  в структуре общества. Как правило, большинство людей из этой группы недовольно своим экономическим положением и стараются перейти в средний класс, повысив свое благосостояние. Слой общества с низким доходами может формироваться из-за неверной экономической политики, которая проводится правительством государства.

Именно малообеспеченные слои могут  стать «пороховой бочкой», которая  взорвет устоявшуюся социально-экономическую  структуру общества. В настоящее  время подобные взрывы можно наблюдать  в целом ряде стран Ближнего Востока. Многие люди, которые имеют низкие доходы, выходят на улицы с требованием отставки правительства и передела имущества.

 

В настоящее время все больше внимания уделяется изучению среднего класса. Все исследования «среднего  класса», использующие различные критерии его выделения, позволяют говорить о среднем классе как объективно существующем многомерном социальным образовании, занимающем своё срединное место в социальной иерархии.

Средний класс — социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные  для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей. К среднему классу, как правило, относят людей, которые имеют высокий уровень образования и квалификации, и занимают в обществе промежуточное положение: между богатой небольшой частью и значительной - низкооплачиваемой частями населения. Также, функциями среднего класса считаются привнесение инноваций и воспроизводство квалифицированных кадров, а также поддержание стабильности в обществе.

Среднего класса в России, как  такового, ещё не существует, он только находится в процессе становления. Но, рассмотрев средние слои российского общества, мы видим, что они уже начинают принимать на себя исполнение ряда функций, свойственных средним классам развитых стран.

 

Важной стороной функционирования социальной структуры общества является социальная мобильность. Речь идет о переходе людей из одних социальных групп и слоев в другие. Так, например, когда крестьянин переезжает в город и становится рабочим завода, он переходит не только из сельского слоя общества в городской, но становится представителем другого класса и профессиональной группы. Социальное положение меняется и тогда, когда дети рабочих и крестьян становятся интеллигентами, а дети интеллигентов – предпринимателями. Изучение социальной мобильности имеет государственное значение. Необходимо иметь полные представления о происходящих в обществе социальных перемещениях, знать их причины и основные направления, чтобы контролировать эти процессы, сознательно воздействовать на них в интересах сохранения не только целесообразной социальной динамики, но и стабильности общества.

Социальная мобильность — изменение  индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.

 

Социальная стратификация – это совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев: бедных, зажиточных, богатых. Стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление на бедных и богатых. Социальная стратификация является постоянной характеристикой организованного общества, т.е. наличие в обществе развитой системы стратификации является одной из ключевых, определяющих черт государства.

Глубочайшие изменения социальной структуры и стратификации, происходящие в российском обществе в последнее  десятилетие, стали предметом пристального изучения ведущих отечественных социологов. Современную социальную структуру российского общества нельзя рассматривать как стабильное, устойчивое явление. По-прежнему продолжаются радикальные изменения в отношениях собственности, распределения, общественной организации труда, в тенденциях и направлениях социальной мобильности. Трансформационные процессы привели к возникновению новых социальных общностей, их взаимосвязей, иерархии. Разгосударствление и приватизация привели к рождению новой социальной структуры, в которой на разных полюсах размещаются владельцы материальных элементов труда, средств производства и информации и те, кто ими не владеет. Актуальность данной темы обусловлена неоднозначностью выделения различных слоев или страт российского общества, отсутствием единого мнения по поводу стратификации российского общества.

Между тем, все вышеперечисленные  структуры взаимосвязаны друг с  другом, что проявляется в их взаимодействии, порой весьма активном, по поводу удовлетворения их потребностей и реализации интересов. При этом они вступают в определенные отношения. Речь идет о социальных отношениях (экономических, социальных, политических и духовных) как стороне функционирования социальной структуры. Они складываются между субъектами по поводу удовлетворения их социальных потребностей в соответствующих условиях труда, потреблении материальных благ, улучшении их быта и отдыха, получении образования, доступе к предметам духовной культуры. В настоящее время вполне определенно заявляют о своих потребностях и интересах не только значительная часть рабочих, крестьян, интеллигенции и предпринимателей, но и представители таких социально-демографических групп, как молодежь, женщины, старшее поколение людей. То же можно сказать и о национальных общностях. В условиях обновления общества каждая нация, народность, этническая группа стремится полнее реализовать свои экономические, политические и духовные интересы.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"