Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 23:41, контрольная работа

Описание работы

В истории развития человеческой цивилизации существовало и существует большое количество обществ. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, критериями, образуют типологию.
Т. Парсонс на основе методологии системного функционализма предложил следующую типологию обществ:
1) примитивные общества – социальная дифференциация выражена слабо.
2) промежуточные общества – появление письменности, стратификации, выделение культуры в самостоятельную область жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ КР.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

 

Российское общество вступило в  переходный период своего развития, когда совершается ломка прежних социально-экономических отношений и становление, порой очень болезненное, новых, отвечающих законам рыночной экономики. Происходит нарушение сложившегося ранее социального равновесия, что ведет к социальной нестабильности. Речь идет, прежде всего, о резком расслоении общества на бедных и богатых, о пошатнувшемся социально-экономическом положении многих людей и социальных групп. Все это порождает глубокие и острые социальные противоречия. Появляется объективная необходимость повышения уровня социальной защищенности многих людей. Имеется в виду не только оказание им соответствующей материальной помощи, но и поддержка в адаптации в новых условиях – приобретение новых профессий, освоение новых для них видов производственной, в том числе и предпринимательской деятельности. Главное, чтобы эта деятельность была общественно полезной. Осуществление этих мер составляет важнейшее содержание социальной политики государства.

 

 

Профессионально-образовательная  структура

 

Профессионально-образовательная структура характеризует общество с точки зрения профессиональных и образовательных параметров.

В том факте, что профессионально-образовательная  структура рассматривается последней  среди подструктур общества, есть своя внутренняя логика.

Во-первых, профессии и образование в строгом смысле слова появились позднее рода, племени, семьи, классов, в условиях уже после первобытного общества. Разумеется, появились не из ничего, а их тех предпосылок, которые были уже наработаны нашими первобытными предками: профессии - из выделения ремесел (гончарного, кузнечного и т.д.), торговли, обособления труда по управлению общинными делами и по осуществлению культурных функций; образование - из тех зачатков трудового обучения, которые обязательно присутствовали в воспитании первобытной молодежи. Общество приобретает профессионально-образовательную структуру лишь с окончательным утверждением трех великих общественных разделений труда - отделением скотоводства от земледелия, ремесла и торговли от сельского хозяйства, труда умственного от труда физического.

Во-вторых, в философской  и социологической литературе нет  однозначного решения вопроса о  статусе интеллигенции - чрезвычайно  важном компоненте в профессионально-образовательной  структуре общества. В одних работах  интеллигенция определяется как класс, в других - как слой или прослойка. В связи с этим попытки уточнения понятия "интеллигенция" могут быть плодотворными только в том случае, если само это понятие соотносится с уже известным читателю понятиями "класс" и "слой".

 

Образование выступает  как необходимый компонент воспроизводства  общественного человека, его социализации. В связи с этим целесообразно  сделать три замечания.

 

1. Процесс воспроизводства  общественного человека носит  комплексный и системный характер, включая в себя воспроизводство индивида как участника производства (собственника, производителя, потребителя), как гражданина, как семьянина, как природо-пользователя, как художника, то есть личность, способную воспринимать мир и воздействовать на него по законам красоты. Следовательно, образование, дабы эффективно реализовывать свою воспроизводственную функцию, тоже должно с необходимостью принимать комплексный и системный характер. И любой сбой в этом отношении, любой перекос в практике образования ведет к нарушению нормального процесса воспроизводства. Достаточно вспомнить многолетние дискуссионные виражи вокруг проблемы "физики или лирики?", завершившиеся такой махровой технизацией нашего среднего и в особенности высшего образования, которые сегодня требуют почти чрезвычайных мер для восстановления его гуманитарного компонента.

 

2. Процесс воспроизводства общественного  человека усложняется от эпохи  к эпохе. Речь идет не только  об увеличении количества воспроизводственных  сфер, но и о принципиальных изменениях механизма воспроизводства, который становится все более опосредованным. В результате - исторически менялось соотношение между школой повседневной жизни и школой как учебным заведением. Пока образование было менее значимо по сравнению с непосредственным наблюдением за практикой родителей, сверстников, соседей и возможностью, по сути дела, без особой предварительной подготовки включаться в эту практику, оно - образование - оставалось на задворках общественной жизни. Но исподволь (а на некоторых этапах - и очень динамично) нарастал разрыв между поколениями не только в плане моральном и политическом, но и в плане производственно-профессиональном: научно-технический прогресс в корне меняет многие традиционные технологические процессы да плюс к тому порождает новые профессии, которые даже вчера еще обществу не могли присниться. От вступающих в самостоятельную жизнь в связи с этим начинает требоваться не только специальная профессиональная подготовка, но и грамотность и необходимый общекультурный уровень. Образование выходит на авансцену, видоизменяются цели образования и идеал образованности. XX век в этом отношении оказался переломным: еще в прошлом веке преобладала неграмотность (всеобщее начальное образование стало вводиться лишь в 80-х годах XIX века и только в развитых странах), сейчас же в мире грамотность составляет более 80 процентов.

 

3. По отношению к образованию  в обществе, как правило, всегда  существуют два "лагеря". С  одной стороны, прогрессивная  часть общества редко когда бывает удовлетворена существующей системой образования, с другой же стороны, не прекращают раздаваться голоса, если не о ненужности образования ("собрать все книги бы, да сжечь"), то, по крайней мере, о его избыточности. Между тем исторический опыт свидетельствует, что избыточного образования не бывает, ибо обществу каждый раз для очередного социально-экономического и научно-технического взлета требуется солидный "запас" образованности. После запуска Советским Союзом первого в мире искусственного спутника Земли (1957) президент США создал специальную комиссию, и она пришла к выводу, что основа советского приоритета в освоении космоса заложена в оптимальной системе образования, прежде всего в его всеобщности, позволяющей легче находить Ньютонов и Ломоносовых. На основе этого была задумана и осуществлена самая крупная в истории США реформа образования. Специалисты, изучавшие истоки послевоенного "японского чуда", также высоко оценили предваряющую роль образованности населения в его свершении. Не может быть избыточным для общества и высшее образование. Хотя, как справедливо заметил Торстейн Веблен, "высшее образование в стадии его зарождения является занятием праздного класса", но даже в тех случаях оно не являлось избыточным, а реализовывало прогрессивную функцию формирования такой социальной группы, которая в силу своей образованности может двигать вперед все стороны общественной жизни.

 

 

3 вопрос

 

Система взаимодействия и регуляции в социальной группе

 

Одной из общих форм социального  взаимодействия выступает социальная группа, поведение и социальный статус каждого члена которой во многом обусловлены деятельностью и существованием других ее членов.

 

«Совокупность индивидов, находящихся  в психическом взаимодействии, составляет социальную группу, и это взаимодействие сводится к обмену различными представлениями, чувствами, хотениями, психическими переживаниями», — отмечает П.А. Сорокин.

Зависимость сторон друг от друга  в процессе взаимодействия может  быть равной или одна из них способна сильнее влиять на другую. Следовательно, можно выделить одностороннюю и двустороннюю интеракцию. Она охватывает как все сферы человеческой жизнедеятельности (тотальная интеракция), так и какую-либо специфическую форму или «сектор» деятельности. Если такие секторы независимы, то люди могут не оказывать никакого влияния друг на друга.

 

П.А. Сорокин выделяет понятие «экстенсивность интеракции». Это соотношение активности и психологического опыта человека, вовлеченного во взаимодействие, и общей суммы деятельности и психологического опыта, составляющих весь жизненный процесс человека.

 

Интенсивность взаимодействия характеризует  степень зависимости жизнедеятельности  от взаимоотношений: она может колебаться от максимальной до минимальной величины. Чем больше экстенсивны или интенсивны секторы интеракции, тем зависимее жизнь, поведение, психология взаимодействующих сторон.

 

Началом любой интеракции является возникновение влияния одной  стороны на поведение и психологию другой. Интеракция продолжается до тех  пор, пока это влияние существует, причем не важно, встречаются индивиды или нет. Только когда сама память или мысль о существовании одной стороны перестает воздействовать на поведение или психологию другой, процесс можно считать законченным.

 

Весь социальный порядок является системой, которая делает непрерывными огромное число действий интеракции, хотя они уже казались завершенными.

 

Взаимоотношения бывают солидарными, антагонистичными или смешанными. При  солидарной интеракции стремления и  усилия сторон совпадают. Если они конфликтны, то это — антагонистическая форма интеракции, когда совпадают отчасти — это смешанный тип.

 

Можно выделить организованные и неорганизованные взаимодействия: интеракция организована, если отношения сторон и их действия сложились в определенную структуру прав, обязанностей, функций и опираются на некую систему ценностей. Неорганизованные интеракции — когда отношения и ценности находятся в аморфном состоянии, поэтому права, обязанности, функции, социальные позиции не определены.

 

 П.А. Сорокин выделяет следующие типы социального взаимодействия:

 

- организованно-антагонистическая система интеракции, основанная на принуждении;

 

- организованно-солидарная система интеракции, основанная на добровольном членстве;

 

- организованно-смешанная, солидарно-антагонистическая система, которая частично управляется принуждением, а частично — добровольной поддержкой устоявшейся системы взаимоотношений и ценностей.

 

Большинство организованных социальных систем взаимодействия — от семьи  до церкви и государства, отмечает П.А. Сорокин, принадлежит к типу организованно-смешанных. Встречаются также неорганизованно-антагонистический; неорганизованно-солидарный; неорганизованно-смешанный тип интеракций.

 

 В длительно существующих организованных группах П.А. Сорокин выделял 3 типа взаимоотношений:

 

- семейный тип (интеракции тотальны, экстенсивны, интенсивны, солидарны по направлению и продолжительны, внутреннее единство членов группы);

 

- договорный тип (ограниченность времени действия сторон, взаимодействующих в рамках договорного сектора; солидарность эгоистична и направлена на получение взаимной выгоды, удовольствия или даже на получение «как можно большего за меньшее», при этом другая сторона рассматривается не как союзник, а как некий «инструмент», который может оказать услугу, принести прибыль и т. п.);

 

- принудительный тип (антагонизм отношений, различные формы принуждения: психологическое, экономическое, физическое, идеологическое, военное).

 

Переход от одного типа к другому  может происходить плавно или  непредсказуемо. Часто наблюдаются смешанные типы социальных взаимодействий — частично договорные, семейные, принудительные.

 

П.А. Сорокин подчеркивает, что социальные взаимодействия выступают как социокультурные: одновременно протекают три процесса — взаимодействие норм, ценностей, стандартов, содержащихся в сознании человека и группы; конкретных людей и групп; материализованных ценностей общественной жизни. В зависимости от объединяющих ценностей можно выделить:

 

- односторонние группы, построенные на одном ряде основных ценностей (биосоциальные группы: расовые, половые, возрастные; социокультурные группы: род, языковая, религиозная группа, профессиональный, политический или научный союз);

 

- многосторонние группы, построенные вокруг комбинации нескольких ценностей: семья, община, нация, социальный класс.

 

Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом  взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к ней и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей. Группа идентична себе с позиции посторонних.

 

Первичные группы состоят из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются устойчивые эмоциональные отношения, личные взаимосвязи, основанные на индивидуальных особенностях. Вторичные образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей, их социальные роли, деловые отношения и способы коммуникации четко определены. В критических и аварийных ситуациях люди отдают предпочтение первичной группе. Люди вступают в группы по ряду причин.

 

 Группа выступает:

 

- как средство биологического выживания;

 

- как средство социализации и формирования психики человека;

 

- как способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку (инструментальная функция группы);

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"