Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 23:41, контрольная работа

Описание работы

В истории развития человеческой цивилизации существовало и существует большое количество обществ. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, критериями, образуют типологию.
Т. Парсонс на основе методологии системного функционализма предложил следующую типологию обществ:
1) примитивные общества – социальная дифференциация выражена слабо.
2) промежуточные общества – появление письменности, стратификации, выделение культуры в самостоятельную область жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ КР.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

 

- как средство удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия (экспрессивная функция группы);

 

- как средство ослабления неприятных чувств страха, тревоги;

 

- как средство информационного, материального и прочего обмена.

 

Социальное взаимодействие – это  действия социальных субъектов в  некотором промежутке времени, заинтересованных в общественно-полезном и взаимовыгодном результате своих действий. Характер взаимодействия формирует определенные ожидания субъектов, влияющих на их поведение. Если ожидания приобретают стабильный характер в отношении определенного поведения, то они становятся нормами взаимодействия и начинают регулировать последние.

 

 

 

 

 

 

 

4 вопрос

 

Античный период в развитии социальных знаний.

Социологические воззрения О.Конта и Г.Спенсера.

 

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

 

Поиск ответов на эти и иные вопросы  заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.

Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент  основ социологии. Первым в истории  трудом по «общей социологии» считается «Государство» Платона (428/427 – 348/347 до н.э.). В ней великий мыслитель, по сути, разработал основы первой в мире теории социальной стратификации, согласно которой любое общество делилось на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охранявших государство от смуты; низший, куда входили ремесленники и крестьяне. Общество, построенное по такой схеме, Платон считал наиболее стабильным.

 

Свой вариант теории стратификации  предложил Аристотель (348 – 322 до н.э.). У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него, существует еще два сословия: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство, по мнению Аристотеля, лучше всего управляется в том случае, когда масса лишенных собственности бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистичные интересы богатой плутократии ограничены, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других.

 

Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Это нашло выражение в образцах логико-понятийного анализа (Платон), эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования социальных проблем современного им мира.

 

В древности предпринимались попытки, количественного анализа социальных явлений и процессов. Дошедшие до нас исторические данные свидетельствуют  о зачатках проведения эмпирических социальных исследований уже у древних  восточных народов: египтян, китайцев, японцев, индусов, персов и евреев, мы встречаем в Библии, где неоднократно упоминается о первых многочисленных народоисчислениях у древних евреев.

Упоминание в Библии о первой переписи населения у древних  евреев относится к XII в. до н. э. Но наукой подтверждается факт проведения переписи населения царем Давидом около 973 г. до н. э. Перепись заняла продолжительный период. Ее результаты свидетельствовали, что израильтян насчитывалось более 800 тыс. сильных мужчин, пригодных воевать, а иудеев 500 тыс. Несомненно, переписи населения имели политико-экономическое значение. В Древнем Востоке царь Давид создал крупное централизованное государство, объединившее Израиль и Иудею, установил единый религиозный культ, сформировал постоянное войско, развитую систему государственного аппарата с судьями, чиновниками, сборщиками налогов и дани, писарями и т. п. Создание государства обусловливало потребность развития эмпирических социальных исследований. Перепись населения, осуществляемая под руководством военоначальников, свидетельствовала о поисках резервов воинов и рабочей силы. В большинстве население принимало переписи как богопротивное дело. Так, в Римской империи, России времен Петра I переписи населения вызывали протесты, слухи о пришествии нечистой силы, вспыхивали бунты, массовые уклонения от регистрации, бегство населения из мест проживания и т. п. Уже в период царствования Солона в Греции существовала сложная система статистического учета доходов граждан. Система учета доходов стала основой реформ, осуществляемых Соломом в 594 г. до н. э., по которым все население делилось по имущественному цензу на четыре сословия, разряда, представители которых пользовались различными социальными правами. В Афинах в древнейшие времена велась регистрация новорожденных и умерших, с 18 лет юноши заносились в списки способных воевать, а с 20 лет заносили в списки полноправных граждан полиса-государства. Богатый материал о социальном обследовании дает история Древнего Рима. В VI в до н. э. царь Сервий Тулий (правил в 578—534 гг. до н. э.) провел грандиозную реформу, способствовавшую упрочению государственности. Ею отменены племенные, кровнородственные признаки разделения и учета населения и введены имущественные. Сервий Тулий первым вводит в практику цензы. Понятия ценз — от латин. сепзео — делаю опись, перепись. Перепись населения и его имущества в Древнем Риме осуществлялось с целью определения социального, политического, военного и налогового статуса в нарождающемся государстве.

Тем не менее, все исследования в  этой области были отвлеченными, несистематичными, в связи с чем нельзя сказать о возникновении в то время социологии как науки. Достижения в области изучения общественных явлений были незначительными по сравнению с успехами в других областях научной деятельности.

Достаточно наивные взгляды  на общество и человека долгое время  господствовали в научном мире.

 

 

Впервые слово "социология", обозначающее область научного знания было введено  в научный оборот французским  мыслителем Огюстом Контом (1798 – 1857) в 1842 г. в его главном произведении «Курс позитивной философии». Как и многие другие философы того времени, Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Высшим видом систем он полагал общество, человечество.

 

Первоначально Конт называл социологию «социальной физикой». Он считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику (описывающую взаимоотношения между социальными институтами) и социальную динамику (раскрывающую законы изменения общества) и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов. Общество, согласно Конту – органическое целое, каждый член которого не мыслим вне связи с целым.

 

О. Конт считал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, которые управляют всеми обществами. Социология должна использовать, по Конту, следующие методы:

 

-        наблюдение  за ходом проистекания общественных  процессов;

 

-        эксперимент,  т.е. наблюдение за изменениями, вызванными специально;

 

-        сопоставление  жизни человечества с животным  миром;

 

-        сравнение  жизни разных стран и народов  по определенным показателям;

 

-      исторического анализа, сопоставления разных состояний человечества или отдельных народов в разные исторические времена.

 

Социологическая ориентация Спенсера отличалась от позиции Конта. Спенсер  характеризовал ее так: «Какова цель Конта? – дать всестороннее описание прогресса человеческого разума. Моя же цель – дать описание внешнего мира». Т.е. Конта интересовала только эволюция идей, а Спенсера - происхождение вещей.

К Конту Спенсер относился критично, но считал, что в понимании социальных явлений Конт превзошел всех своих  предшественников.

 

Главное различие Конта и Спенсера – подход Спенсера – объективный, а подход Конта – субъективный. Первой и основной заботой Спенсера является эволюционное изменение в социальных структурах и институтах, а идеи – вторичны. Усредненное мышление является состоянием социальных структур.

 

Центральное понятие мировоззренческой концепции - понятие эволюции, которое он рассматривал в качестве основного. По Герберту Спенсеру, эволюция человеческого общества не слишком отличается от других изменений. Это частный случай эволюции природы. Социология может стать наукой только тогда, когда признает идею природного эволюционного закона. Не может быть принятия социологии как науки, когда есть убеждение, что социальный порядок не противоречит законам природы

 

Спенсер сохранил первоначальную контовсую  методологию натурализма в подходе к познанию общества.

 

Эволюция по Спенсеру достигается  средствами структурно-функциональной дифференциации, которая выражается в переходе от простого к сложному, от однообразия к многообразию и  специализации, от текучести к статике  и т.д.

 

Этот подход Спенсер  считал универсальным процессом  в истории человеческого общества. В основе механизма социальной эволюции лежат три фактора:

 

1) Однообразие создает  условие для нестабильности. Т.е.  процесс развития отягощается  особенностями самой социальной жизни. В процессе развития общества происходит резкая дифференциация.

 

2) Существует тенденция  к углублению неравенства. 

 

3) Люди, занимающие одинаковое  положение, как правило, стремятся  к объединению, поскольку общество  начинает делиться на фракции.


Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"